ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

Глава 6. Жизненная теплота - представления о ней индо-тибетские и европейские.

"... Удовлетворение естественных потребностей
жизни не является злом. Сохранять тело в добром здравии
- это обязанность, потону что иначе мы не сможем
привести в порядок светильник мудрости,
не сможем сохранять наш ум сильным и ясным".

Будда. Первая проповедь в Сариатхе.


Три доши как управляющие процессы в организме.



Итак, равновесие трех дош, под которым мы понимаем нормальное - для данного физиологического типа! - протекание этих трех процессов, обеспечивает и нормальный уровень жизненной теплоты организма. Расстройство трех дош - их чрезмерная или недостаточная активность - обязательно приводит либо к повышению, либо к понижению жизненной теплоты.
В течение года (от холода, ветра, жары, сухости или сырости) доши могут незначительно ("закономерно", как говорит традиция) расстраиваться - усиливаться или ослабляться - и, следовательно, вместе с ними будет меняться и уровень жизненной теплоты. Такие расстройства могут быть откорректированы надлежащим образом жизни и питанием - эти вопросы подробно разбираются в последующих главах, здесь же рассмотрим подробнее само понятие жизненной теплоты.
С помощью трех дош традиция выделяет очень существенные процессы в организме - процессы движения, процессы получения энергии и процессы синтеза. Однако рассматривая пять разновидностей каждой доши, нельзя не увидеть, что отмечены отнюдь не все процессы такого рода. Современные биологические науки так далеко ушли в познании живых систем, что читатель, даже знакомый с их достижениями только по популярной литературе, сразу отметит, что в описании функций трех дош "за кадром" остаются многие хорошо известные и жизненно-важные функции организма.
Вата-доша выделяет вовсе не все движения в организме. За гранью рассмотрения остаются электрохимическая деятельность, сложные процессы прохождения нервных импульсов вегетативной и центральной нервной систем, с помощью которых осуществляется управление в организме; никак не отражена в концепции пяти пран и гормональная активность организма и связанные с ней процессы.
Отнюдь не все известные каналы добывания энергии охватываются питта-дошей, сейчас биохимия весьма преуспела в этом рассмотрении.
Ну и, наконец, каппха-доша не включает в рассмотрение многие структурные составляющие человеческого тела, в том числе и святая святых всякой жизни - интимнейшие процессы создания нуклеиновых кислот - аппарат наследственности.
Напрашивается вывод о том, что индо-тибетская традиция и не ставила задачи полного описания всех функциональных систем организма с помощью всего трех понятий - движения, энергии и синтеза сложных веществ, хотя очевидно, что любые структуры любой живой системы, на любом уровне - от организма в целом до клетки - могут быть описаны с помощью таких универсальных понятий, как движение, энергия и синтез. И все-таки канонические тексты вполне определенно очерчивают области действия трех дош, словно традиция под тремя дошами понимает только особенно важные и особенно уязвимые для человека процессы. Только их нормальное функционирование обеспечивает благоденствие, здоровье и долголетие всего организма.
Традиция считает: если три доши функционируют нормально, то все жизненные процессы также протекают нормально. Это дает нам основание считать, что три доши относятся к управляющим процессам в сложной системе - живом организме.

Жизненная теплота.



Три доши взаимосвязаны, как связаны, например, пламя масло и фитиль в светильнике.
Человек, проведя бессонную ночь из-за воздушного путешествия куда-то на Север, по прилете обнаруживает, что страдает запором, что стал чрезвычайно раздражителен и болтлив... Разумеется, такое состояние не является болезнью, это легкое, но неприятное
недомогание, связанное с расстройством вата-доши. Оно проходит, если хорошенько выспаться, подкормиться соответствующей пищей, побыть в комфортном тепле. Если же продолжать вести беспорядочный образ жизни, легкое расстройство усилится - запоры станут хроническими, начнется бессонница, могут появиться другие симптомы, поначалу незначительные, например, излишняя потливость... Длительное усиление вата-доши (в зависимости от сезона) может привести к усилению питта-доши и подавлению каппха-доши.
Когда изменяются сразу три величины, уследить за ними сложно. Все-таки человек предпочитает рассматривать бинеры: "много - мало, хорошо - плохо, движение - покой..." В "Чжуд-ши" вводится некоторое "интегральное" понятие - жизненная теплота, про которую тексты говорят, что любое расстройство одной, двух или даже трех дош сразу, в конечном счете, ведет либо к повышению, либо к понижению жизненной теплоты. Продолжая наше сравнение, можно сказать, что жизненная теплота - это яркость горения светильника, которая зависит и от качества масла и от качества фитиля.
Понятие жизненной теплоты напрямую связано с понятием энергии. Растения получают энергию извне; теплокровные, - человек в том числе, - вырабатывают ее сами. В аюрведической традиции жизненную теплоту, характеризующую эту способность теплокровных, называют еще "агни" - "пламя, огонь", но пламя биологическое. В "Чжуд-ши" этот термин переводят словами "жизненная теплота", П.А. Бадмаев в своей книге [20] даже дает специальное уточнение, подчеркивая универсальность этого понятия - "жизненно- живая теплота".
Но жизненная теплота - это не только выработка тепла у теплокровных, это и общая жизнеспособность организма - его сопротивляемость болезням, эффективность работы его пищеварительных систем, способность обеспечивать полноценное питание всех органов и клеток, активно разлагать и удалять из организма "отходы", а также способность к адаптации и размножению. Собственно выработка тепла, как видим, - только часть понятия "жизненная теплота". "Агни" в применении к живым системам - это именно их способность "жить" и продлевать эту жизнь в потомках, успешно взаимодействуя с внешней средой.
Жизненная теплота организма - интегрирующее понятие индо-тибетской традиции. Считается, что ее нормальный уровень свидетельствует о согласованной деятельности всех трех дош. Если у теплокровных организмов вата-доша, питта-доша и каппха-доша функционируют нормально, они обеспечивают должный уровень жизненной теплоты. Расстройство в работе одной, двух или сразу трех дош ведет к уменьшению или, наоборот, к избыточности жизненной теплоты. И то, и другое ухудшает состояние живой системы и может привести к болезням. "От жизненного тела зависят здоровье, бодрость, цвет, долголетие и мощь тела" - указывается в главе 5 "Тантры объяснений" "Чжуд-ши".
Роль трех дош в процессе обеспечения организма жизненной теплотой различна. Главенствующей здесь считается питта-доша, в аюрведической традиции ее образно называют "сосудом", а "агни"
- "содержимым сосуда". Питта-доша ответственна за производство необходимых материалов для агни. Для поддержания же и регулирования огня жизни - жизненного тепла - необходимо движение, необходим нормальный транспорт исходных веществ и удаление продуктов метаболизма - необходима вата-доша. (В терминах стихий жизненная теплота сочетает в себе воздух и огонь, возможно, заполняя тот "пропуск" между вата-дошей и питта-дошей, о котором говорилось при рассмотрении трех дош, как комбинаций стихий).
Если говорить только о чисто тепловом аспекте "агни", то питта-доша при поддержке вата-доши ответственна за выработку тепла - теплопродукцию, а каппха-доша, при непременном участии вата-доши, регулирует расход тепла - процессы теплообмена.
Существует классическое сравнение работы трех дош со сжиганием дров в печке. Тяга в печи подобна работе вата-доши. Горение - работе питта-доши, а качество дров, их сухость или влажность - работе каппха-доши. Самый плохой вариант, когда в печке с сильной тягой горят очень сырые дрова: тепла будет мало, да и то, которое получается, быстро уйдет в трубу. Наилучший вариант - сухие дрова и умеренная тяга. При хорошей конструкции печки тепла хватит надолго.
Особенное значение в традиции придается "огню желудка" - способности пищеварительного тракта разлагать поступающие пищевые вещества, (а также разрушать токсины и чуждые бактерии, поступающие с пищей), и далее активно всасывать конечные вещества из кишечника во внутреннюю среду организма. Эти вещества служат сырьем для всей последующей сложной биохимической работы тела. В "Тантре наставлений" причинам и лечению плохого пищеварения посвящен особый раздел, состоящий из шести глав. Считается, что нарушения в процессе пищеварения приводят к многообразным сбоям в деятельности и отдельных органов, и целых систем организма - в итоге возникают различные болезни. При хорошем огне желудка "все силы тела благоденствуют"; "огонь желудка" в аюрведической медицине почтительно называют "Агни Вайшванара" - "Огонь Всенародный".
Итак, "жизненная теплота" в индо-тибетской медицине - это и способность организма поддерживать определенный уровень выработки тепловой энергии, определенную тепловую мощность, и это общая его, организма, жизнеспособность и сопротивляемость внешним воздействиям. Считается, что при нормальном уровне жизненной теплоты человек меньше болеет. Нормальный уровень жизненной теплоты обеспечивает полноту жизненных сил, готовность к жизни, любви, рождению детей, творческой работе.

Как определить уровень жизненной теплоты.



Как определить, нормальная, повышенная или пониженная у данного человека жизненная теплота? В "Чжуд-ши" рекомендуют делать это, исследуя мочу. Исследованию мочи, "Узнаванию болезни по зеркалу мочи" в IV томе посвящена глава 2.
Считается, что до полуночи образуется моча, которая свидетельствует только о потребленной пище, а вот после полуночи она свидетельствует о расстройствах в работе трехдош, и, следовательно, о жизненной теплоте. Собирают ее на рассвете в белую фаянсовую посуду, похожую на пиалу. Важно, чтобы цвет посуды не мешал определить цвет мочи. Рассматривают ее на ярком свете, "когда лучи солнца попадают в посуду с мочой". Накануне анализа запрещают употреблять спиртное и продукты, которые могли бы изменить окраску мочи. Нежелательны также " жажда, совокупление, бессонная ночь, хождение и переживания", поскольку все это отразится на состоянии мочи.
Обращают внимание на цвет, запах, пар, пену и осадок.
Если человек здоров и у него нормальная жизненная теплота, то моча его имеет цвет "топленого ячьего масла и запах мочи; пар, пока держится, бывает ровным. Осадок выпадает ровно, всю поверхность покрывает пена. Пар начинает исчезать с краев посуды. Если после исчезновения пара моча будет светло- желтой и прозрачной
- человек здоров".
Моча при повышенной жизненной теплоте имеет следующие признаки: "Цвет красноватый (оранжевый) или темно-желтый, моча густая с сильным запахом, пар плотный и держится долго. Пузыри мелкие, желтые, быстро исчезающие, на поверхности толстая пленка, осадок скапливается в центре посуды, кучками. Изменения мочи происходят пока она еще теплая и парит. После исчезновения пара моча приобретает коричневатый оттенок, становится густой".
Моча при пониженной жизненной теплоте имеет: "Цвет прозрачный, голубоватый, моча жидкая, пар и запах слабые, пузыри крупные, пленка и осадок тонкие. Изменяется моча только после остывания, но остается такой же голубоватой и жидкой". Если же на ней образуется толстая пленка, это значит, что "не усваивается масло".
Все болезни, которые рассматривает индо-тибетская медицина, делятся на две большие группы: болезни, возникающие при усилении жизненной теплоты и болезни, возникающие при ее уменьшении. "Бесчисленное множество известных болезней сводится в итоге к двум
- к болезням жара и болезням холода". К первым относят многие инфекционные заболевания, например, холеру, тиф, оспу; ко вторым
- простудные, респираторные, раковые заболевания. Следует помнить, что классификация болезней в индо-тибетской традиции и в европейской медицине могут и не совпадать, во всяком случае, сопоставление этих классификаций пока проделано лишь частично.

Жизненная теплота и цвет.



В индо-тибетской традиции существуют два критерия для оценки нормального функционирования трех дош - два замечательных обобщающих понятия - это жизненная теплота и цвет.
О жизненной теплоте будет говориться в следующей главе, здесь же дадим только общее понятие: жизненная тепло га - это восточный вариант понятия жизненной энергии живой системы, ее жизненной силы, ее способности активно жить, вырабатывать и отдавать энергию, в том числе и тепловую, способности поддерживать гомеостаз (постоянство внутренней среды организма), способности сопротивляться неблагоприятным воздействиям...
Врожденный нормальный уровень жизненной теплоты поддерживается в организме только при нормальном функционировании трех дош. Их усиление или ослабление - любые их расстройства - приводят к повышению или понижению жизненной теплоты. И то и другое опасно, поскольку может привести к различным заболеваниям. Вообще расстройства и заболевания индо-тибетская медицина делит на две большие группы: болезни, произошедшие от чрезмерного усиления жизненной теплоты ("болезни горячей крови", болезни питта- доши и вата-доши) и болезни, произошедшие от чрезмерного ослабления жизненной теплоты ("болезни холодной крови", болезни вата-доши и каппха-доши). Вот цитата из "Чжуд-ши":

"Возмущение желчи сжигает силы тела,
ибо она обладает природой огня и горяча.
Все горячие болезни только от нее"


Подход математика к жизненной теплоте.



"... Построение хорошей математической модели
реального процесса - это не только математика,
но и искусство, а еще и большая удача..."


И.Б. Погожев "Беседы о подобии живых процессов".


Жизненной теплотой, как интегральным понятием, в последние десятилетия чрезвычайно заинтересовались не только наши отечественные специалисты по индо-тибетской медицине, но и медики, и физиологи, и даже математики [68, 69]. Большинство научных работ на эту тему написано для профессионалов, но есть исключения: в скором времени выходит в свет первая популярная книга на эту тему, написанная большим специалистом в области математического моделирования живых систем, доктором технических наук, профессоррм И.Б.Погожевым. Книга называется "Беседы о подобии живых процессов", и имеет подзаголовок: "Как меняется наше здоровье, как измерять жизненную теплоту и что нам угрожает?". Рассчитана она на широкий круг читателей.
Доступно и ясно рассказать о сложных современных научных разработках неискушенному читателю, не вульгаризируя материала, с одной стороны, и избегая чрезмерно сухого научного стиля изложения - с другой, - чрезвычайно трудно. Говорят, что на долю популяризатора достается только деготь, без меда: читатели ругают автора за наукообразие и излишнюю сухость изложения, специалисты - за чрезмерное упрощение научных идей.
В книге И. Б. Погожева эта проблема решена довольно удачно, в - ней вполне сочетаются и научная строгость, и ясное, живое изложение. Построена она в форме бесед между Автором, Читателем, Биологом, Физиком, Врачом и Журналистом, в последней главе появляется даже Бизнесмен, в меру жадный и решительный. Все эти действующие лица задают Автору (и друг другу) вопросы, на которые терпеливо отвечает либо Автор, либо кто-то из остальных действующих лиц (ответы Математика, как правило, напечатаны мелким шрифтом, чтобы не смущать Биолога и Журналиста).
В ходе бесед объясняется "физический смысл" понятия "жизненная теплота", рассказывается о способах ее определения для отдельного человека и для группы лиц, с помощью современных и вполне доступных клинических анализов и соответствующей математической обработки полученных результатов. (Строгие математические выкладки для желающих приводятся в Приложениях, не затрудняя чтения всего остального материала неспециалистами). Анализируя общеизвестные демографические данные для населения различных стран в XX веке с точки зрения изменений в уровне жизненной теплоты, автор приходит к интереснейшим выводам и прогнозам. Кроме того, он дает крайне простой способ для оценки средней жизненной теплоты стабильной части населения, пригодный не только для больших масс населения, но даже для небольшого городка (20-30 тыс. жителей). Простые и изящньде методы этих оценок мы не будем здесь пересказывать, чтобы не лишать читателя удовольствия личного знакомства с книгой, поскольку это не только хорошая научно-популярная работа, рассказывающая о европейских научных интерпретациях древних понятий индо-тибетской традиции, но еще и просто полезная и добрая книга.
Относительно жизненной теплоты в "Беседах..." приводятся следующие положения тибетской медицины, которые активно пропагандировал и использовал в своей врачебной деятельности известный бурятский народный целитель, знаток тибетской медицины и редкостный специалист по пульсовой диагностике Г.А.Ленхобоев, светлой памяти которого посвящает свою книгу И.Б.Погожев.
Вот эти положения:
1. " Жизненная теплота присуща каждому живому организму и непременно участвует во всех физиологических процессах.
2. Человек может оставаться здоровым длительное время лишь при условии, что уровень его жизненной теплоты соответствует времени года и месту, в котором он живет.
3. Недостаток жизненной теплоты влечет за собою понижение рождаемости, способствует развитию болезней "охлажденной крови" таких, как рак, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и др.
4. Избыток жизненной теплоты, напротив, благоприятствует высокой рождаемости, уменьшает опасность сердечно-сосудистых заболеваний и рака, но способствует развитию инфекционных болезней таких, как тиф, холера, дизентерия и др.
5. На уровень своей жизненной теплоты человек может влиять, выбирая пищу, одежду, образ жизни, поведение и т. д.
6. Если народ не будет поддерживать на должном уровне свою жизненную теплоту, ему грозит вымирание.
7. В XX веке из-за больших изменений в образе жизни, в качестве пищи, одежды и из-за загрязнения среды обитания у жителей России (и других стран мира) произошло снижение жизненной теплоты".
В выработке жизненной теплоты участвуют питта-доша и вата-доша, в процессах терморегуляции, связанных с потерей тепла - вата-доша и каппха-доша. Это общее положение "Чжуд-ши". И.Б.Погожев рассматривает, в основном, процессы движения, считая, что организм вырабатывает достаточно исходных веществ для протекания любых реакций.
Чтобы понять всю важность движений, а точнее микродвижений в организме, давайте вспомним, в какой среде протекают внутри нас разнообразные биохимические реакции - материальная основа всей нашей жизни. Все эти сложнейшие реакции проходят в жидких средах! Во всех многоклеточных организмах вода входит в состав всех клеток, органов и тканей, вода - основа всех жидких сред организма: крови, лимфы, внутриклеточной и межклеточной жидкости, жидкостей, омывающих структуры центральной нервной системы и жидкостей, заполняющих полости суставов... В среднем более чем на 60 % все мы состоим из воды, хотя разные органы и ткани " водянисты" по-разному - в сером веществе мозга воды содержится до 84%, в печени и мышцах - до 45%, в костной ткани - 20-40%, а в жире только 25%. Так что если Вы весите 80 кг, воды в Вас около 50 литров. Причем 60% от этого количества (почти 30 литров) приходится на долю межклеточной жидкости!
Вода в организме представлена в виде разнообразных растворов и гелей. Кровь - это плазма, т. е, вода, в которой растворены минеральные соли и некоторые белковые вещества, и маленькие форменные тельца - лейкоциты, эритроциты и прочее. ("Форменными" они названы именно потому, что имеют вполне определенную форму, если разглядывать их в микроскоп). Если увеличить их размеры в 100 тысяч раз, то мы увидим лейкоцит в виде плоского диска или мячика, размером от шестидесяти сантиметров до одного метра. Примерно такие же размеры имеют и самые тонкие из капилляров кровеносной системы, и лейкоциту приходится "протискиваться" через них, сжимаясь, подобно амебе.
Чтобы в организме произошла любая реакция, реагирующие компоненты должны, как минимум, встретиться. Чтобы лейкоцит или макрофаг провзаимодействовал с чужеродным белковым телом, он должен приблизиться к нему. Чтобы создалась в митохокд-рии "энергетическая валюта" организма - молекула АТФ, необходимо нужные для этого вещества доставить к митохондриям. Без этих "свиданий" нет и взаимодействия.
Все такие встречи могут произойти только при условии, что в жидких средах организма, в частности в межклеточной жидкости, все питательные вещества хорошо перемешиваются, активно двигаются. Здесь совершенно недостаточно простого броуновского движения, за счет которого капля чернил в стакане с водой постепенно расползется и сделает раствор однородно фиолетовым или синим. Для успешного процесса питания клеток, для нормального усвоения питательных веществ и освобождения от ненужных продуктов, для борьбы с токсинами, микробами, и бактериями - вообще для всей жизнедеятельности живого организма - ему совершенно необходимо активное перемешивание в жидких средах.
Только благодаря постоянным движениям в живом организме - и таким откровенным, как удары сердца, движения диафрагмы или перистальтика кишечника, и таким интимным, как сократительные мерцания стенок капилляров или колебания клеточных мембран, - и происходят встречи, контакты и взаимодействия разнообразных "частиц" - лимфоцитов, макрофагов, бактерий - и разнообразных веществ - белков, гормонов, ферментов и прочих. Транспортируются они лимфатической и кровеносной системами, а взаимодействуют, в основном, в межклеточном пространстве, так что для всех млекопитающих интенсивность микродвижений в межклеточном пространстве есть обязательный залог процветания.
Книга И.Б.Погожева не случайно названа "Беседы о подобии живых процессов". Дело в том, что размеры клеток, капиллярные просветы, межклеточные пространства практически одинаковы у всех млекопитающих. Слон от мыши отличается не размером клеток, а их количеством; для всех млекопитающих интенсивность процессов обмена связана с массой тела, а длительности дыхательного и сердечного цикла так согласованы между собой, что и у слона, и у человека, и у мыши на одно дыхание приходится примерно 4 - 5 сердечных сокращений. Более того, и жидкости тела сходны у всех животных! И так же, как по признакам подобия треугольников мы можем судить обо всех треугольниках, имеющих такие признаки (или параметры подобия), так и концепцию микродвижений в жидких средах можно приложить ко всем живым системам, поскольку у всех у них основная масса биохимических взаимодействий происходит в сходных межклеточных пространствах, заполненных похожими жидкими средами. Следовательно, успешность биохимических взаимодействий зависит от микродвижений в жидких средах для всех организмов. Только необходим некоторый параметр подобия, характеризующий интенсивность микродвижений в жидких средах организма, по которому мышь будет подобна слону, как она подобна ему по величине отношения числа дыханий к числу сердечных сокращений.
И.Б.Погожев такой параметр, характеризующий интенсивность микродвижений, называет Н-параметром. На большом количестве достоверных медицинских и физиологических данных автор показывает, что для нормальной жизнедеятельности организма совершенно необходимо, чтобы микродвижения в жидких средах имели определенную интенсивность, т. е. чтобы Н-параметр имел определенную численную величину.

Микродвижения и понятие жизненной теплоты.



Ну а какое все это имеет отношение к жизненной теплоте?
Да самое прямое. Давайте вспомним, что под жизненной теплотой понимается и способность организма вырабатывать тепло, и способность организма сопротивляться болезням. Любые реакции, как мы договорились, в том числе и реакции, связанные с расщеплением сложных молекул и выработкой тепла, и реакции взаимодействия иммунной системы организма с чужеродными частицами - вирусами, микробами, бактериями - все эти реакции проходят в жидких средах и требуют определенного уровня интенсивности микродвижений.
В традиции питта-доша считается сосудом, содержащим "живой огонь", для поддержания которого необходима вата-доша. Чтобы прошло любое взаимодействие в жидких средах организма, необходимы два условия: первое - нужные для данной реакции вещества должны быть выработаны организмом в нужных количествах, и второе - они должны провзаимодействовать, встретиться, чтобы вступить в реакцию. Вот тут-то и необходима надлежащая интенсивность микродвижений в жидких средах, и ее обеспечивают (или поддерживают) "крупные" движения - сердечные сокращения, движения диафрагмы и т.д. .А за это, как мы знаем, "отвечает" вата-доша.
Не следует думать, что, заменив восточный термин "жизненная теплота" на вполне европейский - "интенсивность микродвижений", - мы просто заменили один непонятный термин другим. Понять физический смысл того или другого процесса очень важно. Индо-тибетская традиция владеет системным подходом к организму человека, и подход этот апробирован тысячелетней практикой успешных излечений. Право и обязанность европейской науки рассмотреть этот подход на другом, возможно более глубоком и детализированном уровне.
Если в организме микродвижения достаточно интенсивны, то все реакции будут протекать нормально. Но что значит "достаточно интенсивно"? Достаточно интенсивно по сравнению с чем? И.Б.Погожев рассматривает, как эталон, интенсивность микродвижений (она же - Н-параметр, она же - жизненная теплота) у здорового двадцатипятилетнего молодого человека, у него она "в норме". Для тибетских текстов возраст идеальной жизненной теплоты такой же - 25 лет, для аюрведических текстов этот возраст несколько меньше, от 18 до 22. "Пусть будет юноша, добрый юноша, стойкий, обученный, который быстрее всех, крепче всех, сильнее всех..." - повествует Тайттирия-упанишада о таком "эталоне" Можно добавить, что этот молодой человек имеет нормальное телосложение и нормальную жизненную теплоту, принятую за 100%. С возрастом жизненная теплота уменьшается, хотя скорость ее падения очень зависит от образа жизни и может быть весьма умеренной; в этом случае человек живет полноценно и долго.
Поняв, какие процессы обеспечивают уровень жизненной теплоты, мы можем измерить ее у любого человека и сравнить с эталоном. Более того, приняв значение Н-параметра у молодого, здорового человека за 100% (или за единицу, если это удобнее), мы можем не только сравнивать с ним Н- параметры остальных людей, но и оценивать возрастное (или сезонное) изменение жизненной теплоты в сравнении с эталонным.
Так как интенсивность микродвижешш есть необходимое условие для прохождения всех процессов, для численного определения Н-параметра (а, следовательно, и жизненной теплоты) могут пригодиться любые процессы, связанные со скоростью восстановления тех или иных физиологических процессов. В "Беседах..." подробно рассматриваются несколько таких процессов. В частности, подроб-нейше проанализированы "сахарные кривые", которые характеризуют скорость восстановления организмом нормального уровня сахара в крови, после того как утром, натощак, человек выпивает 100 граммов глюкозы.
Очень важно, что уровень персонального Н-параметра можно измерить вполне доступными современными методами. Способов его определения несколько, можно приблизительно оценить свою жизненную теплоту по частоте сердечных сокращений и уровню артериального давления, можно более точно определить его по поведению сахарной кривой. Удивительно, но старинное понятие жизненной теплоты - измеримо!
Анализ связи интенсивности микродвижений с различными заболеваниями приводит к убедительному выводу: уменьшение Н-параметра (по сравнению с единицей, или со 100%) приводит к увеличению вероятности онкологических, аутоиммунных и сердечно-сосудистых заболеваний (их индо-тибетская медицина относит к болезням "холодной крови"). Увеличение же Н-параметра (увеличение интенсивности микродвижений) увеличивает вероятность острых инфекционных заболеваний, лихорадки, холеры, туберкулеза (их относят к болезням "горячей крови").

Демографические аспекты состояния жизненной теплоты.



Удачная мысль всегда объединяет самые разнородные научные дисциплины. Казалось бы, что общего между анализом рождаемости и смертности населения в разных странах и древним понятием жизненной теплоты? Но вот в книге И.Б.Погожева убедительно и доступно объясняется, каким образом связана средняя жизненная теплота популяции с ее возрастной структурой; каким образом от величины Н- параметра зависят и средняя продолжительность жизни, и даже роковое для нынешнего времени возрастание числа сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Напомним еще раз, что Н-параметр, с повсеместным уменьшением которого связаны демографические прогнозы, - это численная величина, характеризующая интенсивность микродвижений в организме и, следовательно, характеризующая и уровень жизненной теплоты. Как вы помните, у здорового молодого человека с хорошей наследственностью и нормальной жизненной теплотой, Н-параметр принимается за 100% (или за единицу).
Так вот, этот самый Н-параметр (он же - параметр подобия, численно характеризующий жизненную теплоту) убывал по всему земному шару со средней скоростью 1% за каждые 10 лет во второй половине XX века.
Страшный бич нашего века - раковые и сердечно-сосудистые заболевания, ошеломляющий их рост в последнее столетие, особенно в высокоразвитых странах - это свидетельство того, что жизненная теплота у вида Ното 5ар1еп5 уменьшается К таким неутешительным выводам приходит И.Б.Погожев после убедительного анализа рождаемости, смертности, заболеваемости и возрастной структуры населения многих стран земного шара, в том числе и стран высокоразвитых.
В России падение Н-параметра еще значительнее, причем анализ демографических данных показывает, что за 42 года - с 1896 по 1938 - его величина уменьшилась всего на 3% (это меньше, чем средняя скорость по земному шару), а в период с 1938 по 1958 годы - на 7% (это больше, чем средняя скорость - 1% за 10 лет). С 1958 по 1989 годы средняя скорость уменьшения жизненной теплоты примерно совпадала с общемировой - за 30 лет среднее значение Н-параметра по России уменьшилось на У/о.
Конец тридцатых годов, сороковые и пятидесятые годы, так сильно подорвавшие жизнеспособность народа, - это годы репрессий, годы Великой Отечественной войны, годы разрухи и послевоенного восстановления. И.Б.Погожев пишет: " Эта война и гигантские стрессовые нагрузки на народ основательно подорвали его силы, которые он так и не сумел восстановить после Первой мировой войны, революции, гражданской войны, голода, коллективизации и массовых репрессий".
Что ж, оказывается, даже сухие таблицы и графики могут отразить горестную нашу историю ...
К каким же последствиям может привести в дальнейшем падение жизненной теплоты? Ответ на этот вопрос Автор вкладывает в уста Демографа, отмечающего, что с 1896 года по 1989 год жизненная теплота населения России уменьшилась почти на 14 % , что может повлечь за собой, согласно математическим расчетам, следующие неприятные события. (Цитата):
"Демограф:
o ...должны произойти вот какие изменения суммарных показателей рождаемости и смертности населения России:
суммарный коэффициент рождаемости должен уменьшиться почти в 5 раз... (но зато и связанная с падением Н-параметра смертность от инфекций уменьшится в десятки раз),
смертность от рака и сердечно-сосудистых болезней должна возрасти, напротив, примерно на порядок,
...должна существенно измениться и возрастная структура населения: сильно уменьшится отношение числа детей (моложе 15 лет) к числу пожилых людей - от 60 лет и старше".
Если темпы падения жизненной теплоты у населения России не изменятся, то к концу XXI века численность коренного населения сократится до такой степени, что можно говорить об исчезновении русских, как нации.
Однако те же математические расчеты показывают, что ситуация может заметно улучшиться в том случае, когда не менее 10% рожающих молодых женщин будет иметь уровень жизненной теплоты хотя бы на уровне 90% от нормы. Здесь следует повторить сказанное ранее в главе о питта-доше - каждая клетка непременно содержит большое количество митохондрий, маленьких "энергоблоков" клетки, ответственных за выработку макроэнергетических молекул. Плоду митохондриальный аппарат с его особенностями передается только от матери, при делении материнской яйцеклетки. Сперматозоиды митохондрий не содержат. Уровень жизненной теплоты именно у женщины, ее способность запасать энергию в молекулах АТФ и АДФ, определяет уровень жизненной теплоты и у ребенка.
Жизненная теплота, как мы знаем, уменьшается с возрастом, поэтому важно, чтобы женщина рожала детей молодой, полной сил и жизни. Здоровье молодой женщины и ее желание иметь детей - это единственный наш шанс на выживание; это - национальное достояние, о котором следует позаботиться. Не хочется говорить дежурную казенную фразу: "мы должны позаботиться ..., мы должны принять меры...". "Мы" - это мы с вами, дорогой читатель. Это мы должны позаботиться о своем здоровье и должном уровне жизненной теплоты у себя, у своих близких и друзей.
Индо-тибетскую традицию можно отвергнуть, можно принять, это зависит от многих причин. Но и принять ее можно по-разному: либо отнестись к ней, как к древнему раритету - интересной и красивой, но совершенно бесполезной и крайне несовременной вещи, - либо принять ее, как принимает рачительный садовник редкий и ценный саженец, чтобы посадить его в теплую землю и ухаживать за ним, растить его, увидеть цветение и получить плоды.