Страница 8 из 14
Глава 5. Построение некоторых сложных веществ в организме - каппха-дошаДва цветка на древе медицины (автор: Э. Ю. Кушниренко) - Глава 5. Построение некоторых сложных веществ в организме - каппха-доша
Содержание материала
"Слизь укрепляет тело и разум, даёт сон,
От неё прочность суставов, Сила,
мягкость и маслянистость тела".
"Чжуд-ши". "Тантра объяснений".
Выделение и поглощение энергии.
В живом организме пища - будь то салат, бифштекс или гречневая каша - "разбирается" на мелкие органические молекулы, затем все необходимое для дальнейшего использования остается внутри, а все ненужное - беспощадно удаляется наружу. Этот удивительный процесс, подобного которому по сложности пока еще не знает ни одно биохимическое производство, происходит в нас всю жизнь, вовсе не кажется нам чем-то чудесным и называется пищеварением. Вспомним еще раз основные его этапы, следуя сравнениям "Чжуд-ши": в "горшке" - желудке - любая пища "проваривается", превращаясь в однородную и частично уже обработанную желудочным соком пищевую массу. Далее ее хватают "служанки" - двенадцатиперстная кишка и тонкий кишечник, и, хорошенько над нею потрудившись, размельчив и рассортировав, нужное отправляют к "царице" - печени, а ненужное - в толстый кишечник. "Царица", как всякая рачительная и умная хозяйка, кое-что отложит про запас, кое-что использует для личных нужд, но, в основном, передаст добро - простые органические молекулы - в кровяное русло, полагая, что "царю" - сердцу виднее, кому там и сколько чего положено.
Простейшие органические молекулы, - а они не очень разнообразны! - добравшись "по адресам", используются двояко: часть их "сжигается", часть - идет на построение более сложных соединений, необходимых организму.
В физиологии синтез крупных молекул из сравнительно более простых предшественников, идущий с потреблением свободной энергии, называют анаболизмом (от греческого слова anabol - подъем.). Получение свободной энергии из сложных молекул называется катаболизмом (от греческого каtаbolе - "сбрасывание вниз"). Синтез и сжигание - подъем и спуск - вот так и поддерживает организм постоянство своей внутренней среды - гомеостаз, свою жизнь, возможность двигаться, переживать, говорить, думать и даже участвовать в выборах.
Процессы, за которые ответственна питта-доша, катаболичны, так как способствуют расщеплению сложных веществ и идут с выделением энергии, а процессы, за которые ответственна каппха-доша, подобны некоторым процессам анаболизма, поскольку в них синтезируются вещества и тратится энергия. Но, увы, на этом сходство заканчивается: катаболические и анаболические процессы - это очень общее определение, такие процессы идут в организме повсеместно, во всех тканях и органах. Анаболически, с затратой энергии, из простых предшественников в организме происходит любой ферментативный синтез - и белков, и сложных жиров, и по-лисахаридов, и любых клеточных структур. Богатство и разнообразие веществ, построенных с помощью синтеза, просто невероятно, сложнейшие тканевые и
Возмущение слизи угнетает огонь (желчи)
и (жизненное) тепло, Ибо она обладает природой воды и прохладна.
Все болезни холода только от нее.
Ветер является общим для холода и тепла,
Он раздувает огонь желчи и студит холод слизи."
Признаки уменьшения жизненной теплоты легко наблюдаемы:
- человек часто мерзнет, легко простуживается, плохо сопротивляется инфекциям, вял, нервен. В традиции принято о состоянии жизненной теплоты судить по пульсу и выделениям, в частности, по особенностям утренней порции мочи.
Второй, замечательно тонко подмеченный обобщающий признак нормального состояния трех дош и нормального уровня жизненной теплоты, признак хорошего здоровья - это цвет (блеск).
Цвет - это известная роскошь организма. Гладкость кожи и яркий окрас кожи - белый или бело-розовый, или смугло-румяный - неважно, он должен быть яркий, отчетливый; блеск и чистота глаз, розовый цвет ногтей, ушных мочек; яркость губ, блеск и упругость волос - вся эта красота и определяется словом "цвет".
Существуют биохимические вещества, которые его обеспечивают. Цвет - это свидетельство того, что в организме все идет нормально, что жизненные силы высоки, три доши работают нормально и организм может позволить себе некоторое излишество - выработать группу веществ, которые не являются жизненно необходимыми, но зато чрезвычайно украшают их владельца, словно Природа ставит с помощью цвета свой иероглиф "Абсолютно здоров".
Женщины постигли все это много тысячелетий назад, возможно, еще даже до создания аюрведической медицины, поскольку различные краски для лица находят в очень древних захоронениях. Во все века косметические ухищрения сводились к имитации цвета. Хорошо и ярко окрашенное лицо, розовые мочки ушей, гладкая кожа, блестящие глаза и волосы - вызывают инстинктивное ощущение здоровья, даже если это всего лишь удачный макияж...
"Цвет истощается душевными страданиями, когда человек становится пугливым, слабым, печальным, унылым", ("Чжуд-ши", Тантра объяснений).
Цвет - это то, что очень легко и быстро теряется, если доши в организме расстраиваются, а жизненная теплота слабеет, но потеря цвета - это еще, конечно, не болезнь.
Возрастные изменения трех дош.
Человеческая жизнь подобна реке, и в ней все меняется. Кроме расстройств трех дош из-за неправильного питания, дурного образа жизни или душевных переживаний - расстройств, так сказать, незакономерных, которых человек может и избежать - существуют и естественные, закономерные усиления и ослабления трех дош, зависящие от внешних условий и от времени.
В течение дня, в течение года и с возрастом доши закономерно усиливаются и ослабляются, как бы "отрабатывая" внешнюю нагрузку, и эти расстройства дош надлежит компенсировать пищей, образом жизни, правильными деяниями души и тела. В этом состоит искусство жить долго, не болея.
Изменения дош по сезонам будут подробно рассматриваться в главах о климате. В течение дня каждая доша усиливается дважды:
вата-доша - на рассвете и перед закатом солнца, в сумерки, утренние и вечерние,
питта-доша - в полдень и полночь,
каппха-доша - утром и вечером.
Возрастное же изменение трех дош таково:
В детском возрасте (до 7 лет) преобладает каппха-доша, у здорового ребенка высокий врожденный уровень жизненной теплоты, упругое полненькое тельце, яркий румянец, блестящие глазенки.
В подростковом возрасте жизненная теплота несколько снижается, а затем снова возрастает, достигая максимума к 25 годам, когда человек входит в возраст зрелости. В это время у него усиливается питта- доша, здоровый человек в возрасте зрелости деятелен и энергичен. Возраст зрелости длится до 70 лет, причем жизненная теплота в течение этого периода постепенно снижается.
После 70 лет наступает старость - возраст, когда усиливается вата - доша и возрастает темп убывания жизненной теплоты. Старики часто жалуются, что "кровь их не греет", они легко мерзнут, теряют силу и выносливость,
Чтобы быть здоровым, следует постоянно поддерживать нормальные для данного организма соотношения трех дош, однако, никакие диеты не могут помочь человеку, если в его эмоциональной сфере царит хаос. Особенно вредны чувства тяжелого "тамасичес-кого" качества. Жадность, например, некоторые йогическпе тексты считают болезнью, которая ускоряет приход смерти. Естественно, когда в жизни какого-то человека начинает преобладать тяжелая эмоция жадности, то ей непременно будут сопутствовать и раздражительность, и гневливость, и крайне рискованные поступки, и перенапряжение сил. Первой расстроится одна из пяти пран: может наступить бессонница, неприятности с желудком или половой сферой; если, обуреваемый жадностью, этот человек не переменит образ жизни, далее у него может расстроиться и более устойчивая питта-доша. Ну и так далее...
В том случае, когда такой человек, удрученный своими хворями, обращается к врачам, они зачастую излечивают страдальца с помощью сильнодействующих лекарств или каким-то иным способом, но вероятность того, что чувство жадности опять доведет его до заболевания все равно остается весьма большой. Через какое-то время его организм может "прохудиться" в другом месте.
Сознание - самый главный компонент здоровья.
В индо-тибетской медицине здоровье считается естественным состоянием человека, соблюдающего правильный образ жизни, но в ней также признается и воздействие чужой злой воли (яды, оружие и прочее), и врожденные или внезапные болезни, тяжесть которых не соответствует ни характеру, ни образу жизни человека - в таких случаях говорят о дурной карме или влиянии демонов. Если же мы получили от Природи и родителей хорошее, здоровое тело, а потом по каким-то причинам довели его до болезни, значит, мы пренебрегли своими обязанностями на этой Земле. В этом случае болезнь - это не орден и не талон на получение сострадания от ближних. Болезнь, расстройство равновесия дош в нашем, когда-то цветущем теле, - если, конечно, на нас не нападали с оружием и ядами - это знак того, что сознание в нас не проявилось в должной мере. Возможно, мы не сумели овладеть своими страстями, или недостаточно четко уяснили свои обязанности и права на этой Земле, да и не стремились к этому; возможно, мы утратили истинную доброту, и потому стали злобны, завистливы или жадны.
Позволив себе привести в расстройство наше тело - замечательное творение природы, временное вместилище нашего сознания, позволив себе отнестись к телу, эмоциям или разуму легкомысленно, мы оскорбительно и невежественно пренебрегли той длительной и трудной работой Проявления Мира, которая стоит за каждым живым существом.
Индо-тибетская медицина видит свою задачу в том, чтобы научить человека правильно обращаться со своими чувствами, разумом и телом, "зажечь внутри человека свет совершенного сознания и совершенного здоровья".