ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

Глава 4. Обеспечение организма энергией - питта-доша.

"От желчи зависят чувства голода и жажды,
Телесное тепло, цвет, храбрость и разум".
"Чжуд-шн". Тантра основ.

Для живых систем проблема получения энергии - одна из главнейших.
Растения черпают энергию извне - они поглощают солнечный свет и нуждаются в определенном количестве тепла для роста и развития. Растения строят органические вещества своего тела из углекислого газа, воды и очень простых неорганических веществ с помощью фотосинтеза.
На создание любого органического соединения затрачивается некоторое количество энергии, поэтому органические соединения, входящие в состав живой материи, обладают определенным запасом энергии, заключенной в химических связях. Растения преобразуют свет и тепло в энергию химических связей.
Человек и другие теплокровные для поддержания жизни и строительства тела вырабатывают энергию сами. Но чтобы выработать ее, они нуждаются в пище - в уже готовых органических веществах. Преобразуя в своих телах эти готовые органические вещества, теплокровные используют накопленную в них энергию химических связей.
Большая часть энергии у человека и теплокровных образуется за счет окисления, т.е. медленного горения органических веществ при низкой температуре, поэтому кроме пищи, теплокровным обязательно нужен еще и кислород.
Трансформируя поступившие в организм вещества и "сжигая" их, они высвобождают энергию химических связей, и, по мере необходимости, тратят ее в организме для теплообразования, выполнения механической работы, синтеза новых, нужных им органических веществ, а также для свечения в инфракрасном диапазоне, накопления электричества и прочих нужд.
Интересно, что главные пути таких превращений весьма сходны у всех живых форм.

Как пища превращается в энергию.(Физиологические представления об этапах биохимических превращений).



Очень схематично и грубо процесс получения энергии у человека можно описать следующим образом.
Первый этап. (Пищеварительный.)
На этом этапе пища - растительные и животные продукты, которые, как всем хорошо известно, состоят, в основном, из углеводов, жиров и белков - поступает в желудок и далее в двенадцатиперстную кишку и тонкий кишечник. То, что происходит с разжеванной пищей, когда она в желудке смешивается с желудочным соком, в химии называется гидролитическим расщеплением пищеварительными ферментами.
Гидролиз - это растворение в воде (слово происходит от греческих слов пуаго - вода и 1у51а - распад, разложение). Пищеварительные ферменты - это своего рода органические катализаторы. Известно, что катализатор ускоряет химическую реакцию, не участвуя в ней. Пищеварительные ферменты ускоряют расщепление длинных и сложных молекул белков, жиров и углеводов до более мелких и сравнительно простых молекул. Вырабатываются эти ферменты особыми железами - слюнными, желудочными - в очень небольшом количестве. Например, у человека ежедневно синтезируется всего около 1 грамма фермента пепсина, но этого грамма достаточно, чтобы расщепить 600 килограммов (!) яичного белка.
Итак, в желудочно-кишечном тракте с помощью пищеварительных ферментов происходит гидролитическое расщепление больших полимерных молекул белков, жиров и сложных Сахаров до достаточно простых молекул (мономеров). Углеводные, белковые и жирные компоненты пищи расщепляются на сравнительно короткие, с небольшим молекулярным весом составные части. В процессе переваривания пищи аппетитное пирожное превращается, в основном, в аминокислоты, жирные кислоты, глицерин и простейшие сахара - моносахариды. Затраченная для этого энергия частично компенсируется небольшим количеством энергии, выделившейся при гидролизе.
Для того, чтобы организм мог использовать запасенную в химических связях энергию, пищевые вещества должны быть преобразованы в процессе пищеварения. Если сравнивать процессы добывания энергии в живом организме с горением, - например, с горением дров в печи, - то для этого процесса, прежде всего, годятся "дрова" только определенных габаритов. В желудке и кишечнике происходит расщепление сложных и длинных молекул, из которых состоят пищевые продукты, на небольшие фрагменты. В них словно происходит распилка больших бревен на недлинные чурбаки.
По мере прохождения пищевого комка по желудочно-кишечно-му тракту эти "чурбаки", бывшие сахара и белки, всасываются через стенки желудка и особенно через стенки кишечника и попадают в густую сеть капилляров и вен. Словно сплавляясь по ручейкам и речушкам, они оказываются, в конце концов, в крупной воротной вене, "впадающей" в печень. Эту особую систему кровеносных сосудов, доставляющих в печень переработанные пищевые вещества, в медицине называют портальной.
Путь расщепленных жиров несколько сложнее - они попадают не в кровеносную, а в лимфатическую систему. И вообще, прежде чем куда-либо "попасть", жиры взаимодействуют с желчными кислотами. Только образовавши с их помощью мельчайшие капельки эмульсии, они могут пройти через стенки тонкого кишечника.
Далее начинается второй этап: биохимическая работа печени.
Печень по-латыни называется пераг. Полагают, что русское название - "печень" - происходит от слова "печь". Это самый горячий орган человеческого тела, ее температура всегда немного выше температуры других органов. И это поистине удивительный орган.
Всосавшиеся в тонком кишечнике пищевые вещества попадают через портальный крут кровообращения в печень. Печень - промежуточная станция между этим портальным кругом, несущим поступившие из тонкого кишечника вещества, и общим кровообращением организма; и она не просто "перевалочная база", а еще и замечательный завод по переработке "древесины" - полученных из пищеварительного тракта, частично расщепленных веществ.
В печени происходит превращение "чурбаков" в мелкие, акку-ратненькие "дрова" - простейшие органические вещества. Число разновидностей этих простых веществ очень невелико и замечательно здесь то, что "чурбаки" - аминокислоты (бывшие белки, разобранные на составные части) и разнообразные жирные кислоты (бывшие жиры) и простые сахара - "разбираются" в печени на совсем уже простые мелкие фрагменты, которых меньше десятка.
Вот эти фрагменты и поступают из печени в плазму крови и разносятся ею по всему организму, чтобы все органы, ткани и клетки могли бы использовать "дрова" в собственных маленьких печках и выработать столько энергии, сколько им нужно, или использовать их для строительства - биохимического синтеза.
Но не все готовые "дрова" печень передает в кровеносную систему, часть их она "сжигает" для собственных энергетических нужд. Неиспользованные же фрагменты молекул, - избыточные "дрова", - печень рачительно откладывает "про запас", создавая из "обломков" новые, нужные организму сложные органические вещества.
Например, поступившую глюкозу печень частично отправляет в кровяное русло, а частично использует для собственных энергетических нужд. Из неиспользованных простых остатков глюкозы она синтезирует и накапливает резервное вещество гликоген (буквальный перевод этого слова - "сахаром рожденный"). В случае необходимости печень снова расщепляет молекулу гликогена на простые молекулы глюкозы и либо использует их сама, либо отправляет в кровяное русло для энергетических трат в других органах и тканях.
В печени синтезируются белки и совершаются взаимопревращения аминокислот, в ней образуются холестерин и желчные кислоты. Это подлинная биохимическая лаборатория организма, причем точность и уровень ее работы просто удивительны. Она не только снабжает организм "горючим" и питательными веществами, но и самовосстанавливается: установлено, что все белки печени обновляются на 50% за 7 суток. Желчи печень вырабатывает в сутки до 2 литров. Желчь накапливается в желчном пузыре и из него поступает в двенадцатиперстную кишку, чтобы участвовать в новом цикле пищеварения.

Как происходит "горение".



Если первый этап превращений пищи происходит, в основном, в желудочно-кишечном тракте, за второй этап - ответственна печень, то третий этап получения энергии проходит на клеточном уровне.
Кровь и лимфа разносят по всему телу простейшие фрагменты бывших сложных органических молекул. Готовые к употреблению эти вещества доставляются повсюду, к каждой клетке. И, кроме того, кровь разносит по всему телу связанный с гемоглобином кислород. "Кровь - великое дело" - справедливо отметил мессир в "Мастере и Маргарите".
Третий этап: окисление.
На третьем этапе из крови и лимфы простые вещества попадают в клетки. В клетки поступает и кислород. Каждая клетка покрыта оболочкой, внутри нее находится ядро и много других специализированных маленьких образований. Установлено, что все процессы горения, (они же - процессы окисления) проходят в клетке в специально отведенных Природой для этого "местах" - в мито-хондриях. Название происходит от греческих слов mitos- нить и chondrion - зерно. Под микроскопом митохондрия очень похожа на аккуратное зернышко, внутри которого находится целый лабиринт перегородок. В клетке митохондрий очень много: иногда до нескольких сотен, а вот в клетках печени их насчитывают до двух тысяч.
В митохондриях и происходит "сгорание" - окисление простых веществ кислородом. Здесь простые вещества вступают в знаменитый лимоннокислый цикл, в котором претерпевают несколько чудесных превращений, в конце концов, окисляясь кислородом до простейших углекислого газа и воды. На этом этапе высвобождается 2/3 всей возможной энергии расщепления веществ. Это венец всех пищеварительных усилий, предпринятых организмом ради получения энергии.
Высвободившаяся энергия только частично превращается в тепло, а около 40% ее аккумулируется в особых биохимических соединениях, с химическими связями, способными запасать и отдавать очень много энергии. По своим энергетическим возможностям - это уже не "древесина", а скорее древесный спирт. Эти вещества - замечательная находка Природы, и в качестве энергетической валюты они используются практически во всех животных формах. Если в популярных статьях по биологии вы встречаете аббревиатуру АТФ, то значит, речь идет об одной из энергетических валют - аденозинтрифосфате, довольно сложной молекуле, включающ По своим энергетическим возможностям - это уже не "древесина", а скорее древесный спирт. Эти вещества - замечательная находка Природы, и в качестве энергетической валюты они используются практически во всех животных формах. Если в популярных статьях по биологии вы встречаете аббревиатуру АТФ, то значит, речь идет об одной из энергетических валют - аденозинтрифосфате, довольно сложной молекуле, включающей в себя атомы фосфора. Фосфору и обязана эта большая молекула энергетическим богатством своих химических связей. Когда она отдает энергию, она теряет одну фосфатную группу и становится аде-нозиндифосфатом, сокращенно АДФ. Этот акт передачи так и записывается АТФ - АДФ. АТФ также вырабатывается митохондриями.
Клетки - рачительные хозяева: не все простые расщепленные вещества, полученные ими, сжигаются в лимоннокислом цикле, превращаясь в углекислый газ и воду. Часть их идет на строительство (синтез) новых, нужных клетке жиров, белков и углеводов; а поскольку для всякого синтеза требуется энергия, используется некоторое количество энергии из тех 40% энергии, которые были отложены "про запас" в молекулах АТФ.
Маленькое примечание: митохондрий содержатся в каждой клетке, в том числе и в яйцеклетке. Но в сперматозоидах их нет. Поэтому свою "энергетику" плод получает от матери. "Поистине, мать дает ему жизнь" - пишут в Упанишадах. Поистине, энергетика и активность будущего человека определяются его матерью.
Кислородное окисление называют аэробным (воздушным) путем распада веществ, и это главный, но не единственный путь получения энергии у теплокровных. Есть и другой - анаэробный - "безвоздушный", точнее, бескислородный - способ добычи энергии. Он особенно хорошо представлен в печени и мышцах и состоит в том, что организм разлагает молекулу глюкозы на более мелкие фрагменты, используя молекулу АТФ и особые ферменты. Результатом этой работы является некоторое количество энергии и молочная кислота. Характерная боль в мышцах, возникающая, если нам приходится долго бежать (копать, кататься на велосипеде и прочее) после периода продолжительного бездействия связана именно с накоплением молочной кислоты.
Организм - известный перестраховщик. Если его ткани или органы недостаточно снабжаются кислородом, он использует анаэробный (бескислородный) способ получения энергии. В общем, у большинства теплокровных организмов преобладает кислородный путь добычи энергии, но в случае необходимости используется и анаэробный, бескислородный. В таком важном вопросе, как обеспечение энергией, всегда лучше иметь несколько возможностей - вдруг придется плыть под водой или бежать в противогазе ...
"Тренированность" с биохимической точки зрения - это увеличение кислородного обеспечения мышц. У мышцы появляется возможность перейти на более выгодный способ получения энергии - аэробный, "отходами" которого будут только вода и углекислый газ. Молочной кислоты - "отхода" от анаэробного распада глюкозы - становится меньше. После регулярной физической нагрузки тренированные мышцы меньше болят, человек становится выносливее и сильнее.

Пять разновидностей питта-доши.



Индо-тибетская медицина прекрасно понимала, какую ответственную роль играют пища и пищеварение в процессе добывания энергии и нужных для тела "строительных" веществ. Ее представления об этапах переработки пищи отличаются от наших современных отсутствием биохимических деталей и разницей в терминологии, но общая картина пищеварения -"жертвоприношения пищи на огне желудка" - в традиции почти та же, что и в европейской физиологии.
В аюрведической медицине энергетические потребности организма обеспечиваются питта-дошей. Питта- доша комбинация стихий воды и огня, это единственная доша организма, которая содержит стихию огня, единственная "горячая" доша. Как и все остальные продукты Пракрити, она может быть рассмотрена в аспектах трех гун - как вещество в аспекте гуны тамас, как процесс в аспекте гуны раджас, и как способность реагировать - в аспекте гунны саттва.
Во всех этих трех аспектах питта-доши традиция отмечает те же главные моменты, что и европейская физиология, когда она рассматривает энергетические пути в человеческом теле. Различие состоит только в языке - в терминологии.

Питта-доша в аспекте тамас



Хотя под питта-дошей можно понимать общую способность живой теплокровной системы добывать энергию, и в текстах говорится, что она проявляется повсюду, однако, индо-тибетская медицина пристально рассматривает только те ее "блоки", которые группируются в середине тела, там находятся печень, желчный пузырь, селезенка. Середину тела традиция считает находящейся преимущественно под воздействием питта-доши, но главное, что в этих областях она не только наиболее выражена, но и наиболее уязвима.
В аюрведических трактатах и в "Чжуд-ши" указаны пять разновидностей питта-доши, связанных с желудком, печенью, сердцем, глазами и кожными покровами.
Первой - и главной - из этих пяти видов питта-доши считается "Желчь переваривающая", работающая в желудке "между непереваренной и переваренной пищей". Ее задача - превратить пищу в "прозрачный сок", своего рода очищенный экстракт пищевых продуктов, годный к дальнейшему употреблению в печени. "Она переваривает пищу, отделяет сок от осадка, дает тепло и силу остальным четырем видам желчи" - говорится в "Чжуд-ши". На языке биохимическом такое утверждение означает, что желудочные и кишечные ферменты не только способствуют перевариванию пищи, но и стоят в начале цепочки чудесных биохимических превращений. Они если и не служат исходным материалом, то, по крайней мере, способствуют тому, что в организме образуются вещества, обеспечивающие работу печени, окраску кожи и чувствительность глаза к свету.
На все расстройства, связанные с недостаточным (или избыточным) количеством "желчи переваривающей", уменьшением (или увеличением) ее "пищеварительной силы", традиция обращает особое внимание, считая, что если в начале цепи пищеварительных метаморфоз происходит сбой, непременно возникнут и другие нарушения.
Этот вид питта-доши наиболее активен в полдень.
Вторая разновидность питта-доши связана с печенью. В ней вещества, полученные из химуса (греческим словом спилов - сок - называется жидкое содержимое тонкого кишечника), полностью преобразуются для того, чтобы поступить в кровь. В печени "прозрачный сок становится красным" - так образно описывает этот процесс "Чжуд-ши" и называет этот вид питта-доши "желчь, Цвет изменяющая". Не вдаваясь в детали биохимических процессов, индо-тибетская медицина очень четко и безошибочно определяет функциональное назначение органов. Кроме функции "трансформации", питта-доша печени, "желчь, Цвет изменяющая" в аспекте тамас представлена также собственно желчью, которая вырабатывается печенью.
Как уже говорилось, за сутки у человека выделяется около двух литров желчи, и роль ее в организме современной физиологией до конца не выяснена. Известно, что желчь из печени направляется в желчный пузырь и в двенадцатиперстную кишку. Состав желчи очень сложен: в нее входят белки, аминокислоты, холестерин, желчные кислоты и их соли, а также неорганические компоненты (соли натрия, калия, кальция, железа, магния.) В двенадцатиперстной кишке желчь способствует нейтрализации поступающего из желудка кислого желудочного содержимого, в тонком кишечнике она способствует эмульгированию и всасыванию жиров, желчь растворяет, продукты гидролиза, активирует кишечные ферменты.
Относительно этого вида желчи традиция считает, что, во-первых, ее должно вырабатываться нормальное для данного человека (с учетом его возраста и телосложения) количество, а во-вторых, в норме (не усиленной и не ослабленной) должна быть способность желчи "Цвет изменяющей" к переработке поступивших веществ - "жар желчи".
В аюрведической медицине существует положение о том, что питта-доша в желудке ("желчь переваривающая") активна днем, питта-доша в печени ("желчь, Цвет изменяющая") активна ночью. Максимумы активности приходятся соответственно на полдень и полночь. Отсюда рекомендация - никогда не принимать пищу после наступления темноты. К тому моменту, когда начинает активно работать печень, в организме должна находиться только пища, уже обработанная желудком и кишечником. Поздняя еда приводит к тому, что и новая пища в желудке "варится" плохо, и прежде переваренная пища, попавшая в печень, недостаточно обрабатывается, поскольку печени приходится "делиться" желчью с желудком.
Интересны сравнения в тибетской медицине. Желудок в ней сравнивают с посудой для варки еды, а желчный пузырь - хранилище желчи - всего лишь "мешочек с приправами". Зато печень и селезенку называют "царицами, старшей и младшей", для которых кишка тонкая и толстая - служанки. Ну а кто же правит во дворце человеческого тела? "Сердце - царь, сидящий на троне" -говорит "Чжуд-ши".
С сердцем связан третий вид питта-доши - "Желчь Претворяющая". Ей не приписывают ни механических, ни откровенно физиологических проявлений. Про нее говорят, что она "дает душе чуткость, гордость, разум и страстность". Для восточной традиции сердце - царь органов - не просто насос для перекачки крови по кровеносной системе, но вместилище сложной душевной жизни. Поэтому попранная гордость или неразделенная страсть могут разрушить или "вытеснить" "желчь Претворяющую", вызвать болезнь сердца. Затруднительно определение группы биохимических веществ, к которым относится эта "желчь", но непорядок с нею определяют по пульсу и по другим диагностическим признакам; известны травы и пряности, содействующие ее нормализации (из пряностей называют, например, кардамон).
Четвертый и пятый вид "желчи" связан со зрением и с окраской кожи. При усилении пятой разновидности желчи, которую поэтически называют "Ясный цвет", кожа становится "горячей и шершавой", на ней могуг появиться разнообразные высыпания. При нарушениях зрения в тибетской медицине назначают очень сложные многокомпонентные порошки, куда входят не только растения, но и неорганические вещества, в частности, препараты железа. Обязательно обращают внимание на пищеварение и на состояние крови. Считается, что несвежее мясо, кислое вино, перетаскивание тяжестей, раны, ветер и снег способствуют ухудшению зрения.
Питта-доша расстраивается не так быстро, как вата-доша. Чтобы нажить неприятности с печенью или гастрит - нужно в течение довольно длительного времени вредительски относиться к себе. В зависимости от уровня здоровья и прилагаемых усилий на это потребуется время от нескольких недель до нескольких лет.
Следует еще раз отметить, что с питта-дошей в аспекте тамас дела обстоят гораздо хуже, чем с вата-дошей в аспекте тамас, (которая легко определяется, как газообразная составляющая крови и тканей), - здесь почти нетронутое поле для биохимических аналогий, особенно для разновидностей питта-доши, связанной с сердцем, зрением и кожей.

Питта-доша в аспекте раджас



Питта-доша в аспекте раджас, т.е. питта-доша как процесс, также имеет пять основных разновидностей.
Первый из них - процесс расщепления пищевых продуктов в желудочно-кишечном тракте. Если в аспекте гуны тамас питта-доша желудка - это разнообразные составляющие желудочного сока, в том числе и ферменты, способствующие гидролизу пищи, то в аспекте гуны раджас питта-доша желудка может рассматриваться как сам процесс расщепления сложных компонент пищи на более простые, как саму способность желудочно-кишечного тракта расщеплять - "переваривать" - пищу. В традиции эта способность образно называется "жар желчи". В зависимости от активности этого процесса, поступившая пища будет переварена полностью или частично, что-то перейдет в химус - горьковатое содержимое тонкого кишечника и через его стенки всосется в портальную кровеносную систему, а что-то пойдет в толстый кишечник и станет каловыми массами. Степень "переваривания" пищи, качество отделения "прозрачного сока от мутного осадка" и характеризует питта-дошу желудка, как процесс.
При чрезмерном усилении этого процесса "жар желчи словно превращает в пепел" нужные питательные вещества, и организм сигнализирует об этом появлением горечи во рту, изжогой или поносом. В случае длительного и сильного расстройства может начаться и язва желудка или двенадцатиперстной кишки.
Второй процесс, который проходит в организме при участии пит-та-доши в аспекте раджас, и который связан со способностью печени выделять желчь и обогащать кровь необходимыми питательными веществами, более сложен, поскольку печень, во-первых, трансформирует поступившие простые вещества, а во-вторых, производит, так сказать, тепловую энергию. Собственно с печени начинается энергетическое обеспечение организма, и питта-доша, как доша, ответственная за выработку энергии, также "начинается" с печени.
Этот процесс усиливается в жаркое и сухое время года, и в любой сезон его усиливает пища кислая и соленая, а также пища трудно перевариваемая (к ней относят недозрелые злаки, тощее мясо, все остывшее, подгорелое, разбавленное, несвежее), и пища несовместимая (например, рыба и молоко).
Общей причиной для всех видов расстройств желчи традиция называет злобу и гнев, а также очень тяжелую физическую работу на солнцепеке, ранения и увечья. Однако традиция отмечает, что при несварении полезны "физические усилия до первого пота", и что у "людей молодых и сильных, много работающих телом и языком, несварения не бывает даже от несовместимой пищи".
Расстройство этого процесса питта-доши может привести не только к болезням печени или желчного пузыря, но и к болезням крови.
Третья работа питта-доши в аспекте раджас связана с сердцем, а сердце связано с системой кровообращения, которая разносит по всему организму кислород и питательные вещества.
В клетках сердечной ткани чрезвычайно обильно представлены митохондрии, сердечная мышца активно производит и тратит энергию, используя, в основном, продукты расщепления жиров. Так что в качестве энергопроизводителя сердце, действительно, "царь органов". Поскольку сердце не относится к органам, связанным с пищеварением, то термин "желчи сердца" в применении к нему теряет тот наглядный смысл, который он имеет, когда говорится о печени или желудке. Сердечная мышца производит и тратит много энергии, пищевые вещества, потребные для этого, поступают в сердце с кровью. Если на первых двух этапах пищеварения были расстройства - это непременно скажется на крови и, следовательно, на работе сердца. Бурятские ламы подчеркивали, что сердце - очень выносливый орган, его болезни начинаются с расстройств крови, недостаточно снабженной нужными веществами.
Дополнительно индо-тибетская традиция относит к питта-доше в аспекте раджас процессы, связанные со способностью глаза воспринимать разноудаленные зрительные объекты, и со способностью кожи менять "окраску". Кожа, как известно, может депонировать до одного литра крови, вместе с кровью к коже приносятся и различные "красящие" вещества. У европейцев в норме цвет лица - розовый или яркий белый; оттенки серого, синего, желтого или коричневатого на коже лица или ладоней говорят о различных расстройствах в системе питта-доши. ( Интересно, что порой мода в макияже имитирует болезненность). Кроме того, через кожу происходят основные потери тепла - она сильнейший терморегулятор.
Глаз и кожа похожи по отношению к свету и теплу, они словно своего рода "растения"- глаз поглощает солнечную энергию в световом диапазоне, кожа - в инфракрасном (тепло) и в ультрафиолетовом, о чем говорит "загар" - попытка организма защититься. Но это только внешняя аналогия, поскольку принятые у теплокровных организмов способы добычи энергии работают и для глаза и для кожи.
Вообще питта-доша в аспекте раджас способствует подготовке пищевых веществ к всасыванию и горению, при ее ослаблении наступают истощение и недостаточная выработка тепла. Ее нормальная работа способствует проявлению силы, энергичности, напористости.
Чрезмерно тяжелая физическая работа, кровопотеря, перегрев, холод, но особенно гнев, ярость, длительная злоба - расстраивают питта-дошу.

Питта-доша в аспекте саттва. Манас и буддхи.



С манасом и буддхи все доши связаны в своем саттвичном аспекте. Поскольку питта-доша - это комбинация стихий огня и воды, которым соответствуют у человека зрение и вкус, то и питта-доша в аспекте гуны саттва больше всего связана с реакциями на зрительные образы и частично - с вкусовыми ощущениями. Вообще мелкие расстройства питта-доши могут быть определены по состоянию зрения и виду глаз и век, а также по характерному привкусу во рту, особенно после сна. Склера глаз желтеет при некоторых заболеваниях печени, на ней заметны красные мелкие сосуды - при приступах гнева; внутренняя поверхность нижнего века становится бледной при малокровии и т. д.
Говорить о саттвичном аспекте питта-доши желудка или печени сложно, поскольку она проявляется на уровне, неподвластном сознанию - они выполняют свою работу и восприимчивы к самым разнообразным нервным и гормональным сигналам, но на уровень сознания эта сложная и тонкая работу не выведена, да это и не нужно. В курсах аутотренинга, тем не менее, советуют обращаться к печени, если она плохо работает, со словами увещевания, говорить с ней спокойно и твердо, как и положено говорить с раскапризничавшейся женщиной, тем более с "царицей" всех органов и тканей.
Саттвичный аспект питта-доши более проявлен в "желчи Исполняющей", связанной с сердцем - "царем всех органов". Вся душевная жизнь человека сопряжена с ним, но о "деяниях души" мы поговорим отдельно в особых главах. Здесь же отметим, что очень многие эмоциональные и интеллектуальные реакции человека возникают в ответ на информацию, полученную через зрительное восприятие. Конечно, реакции манаса на зрительную информацию - его естественные инстинктивные реакции - часто блокируются сложными социальными моделями поведения, которые исходят от буддхи. Человек все-таки существо социальное, и если в поле зрения молодого, здорового мужчины попадает даже очень красивая молодая женщина, он вовсе не обязательно туг же реализует все инстинктивные программы полового поведения.
У теплокровных животных эти реакции видны тотчас. Вспомните хотя бы кошку, которая вдруг увидела собаку. Анализ зрительного образа в кошачьем манасе происходит мгновенно, кошачий буддхи тут же принимает решение - и вот уже под действием мощного адреналинового выброса шерсть кошки встает дыбом, а лапы с большой скоростью несут ее к ближайшей подворотне.
Совсем иная биохимическая и поведенческая картина возникает, если кошка увидит своего котенка. Кошки очень нежные матери. Представьте себе, какая длинная работа эволюции стоит за кошачьим мурлыканьем, какую сложную работу должна выполнить кошачья питта-доша, чтобы обеспечить энергией стремительное удирание кошки в подворотню или ее нежную заботу о потомстве...
Питта-доша обеспечивает энергией любое физическое усилие. Чтобы это усилие было эффективным, существует довольно развитый эмоциональный "аппарат поддержки" со своим биохимическим обеспечением.
Гнев, ярость, храбрость, решительность, искренность, память обеспечиваются питта-дошей. Вещества, которые организм вырабатывает, чтобы эффективно нападать, защищаться или спасаться бегством очень мощно воздействуют на нервную систему, на сосудистую систему. Краснеет склера глаз, учащается дыхание и сердцебиение, реакции становятся стремительными... В противоположном случае человек может испытать приступ страха, он цепенеет,
застывает.
Все эти эмоции неизбежно сказываются на сердце - ему порой приходится выполнять совершенно непосильную работу.
Традиция считает, что сердце - средоточие всех эмоций человека, в том числе и самых высоких. Поэтому любая духовная практика требует от своих адептов, прежде всего умения управлять гневом, яростью, страхом. Считается, что при этих эмоциях сжигается то топливо, которое должно пойти на создание более высоких переживаний.
В Упанишадах пишут:
"У гневливого нет памяти.
Без памяти - нет творчества.
Не гневайся, о ученик".