Предисловие
"Здоровье нужно, чтобы успешно вести светские и религиозные дела,
и дожить до глубокой старости, не болея"
"Чжуд-ши", памятник средневековой тибетской культуры.
Автор сразу должен предупредить читателя: эта книга не содержит никаких советов относительно лечения болезней. Лечение болезней - забота врачей, они профессионалы и умеют это делать. У современной медицины богатейший арсенал лекарств и мощная диагностическая техника, современная хирургия творит чудеса.
Эта книга не о врачевании, она целиком посвящена учению индо-тибетской медицины о сохранении здоровья. В ней говорится о том, как, умело пользуясь полученным от Природы и родителей телом, "дожить до глубокой старости, не болея".
Почему читателю для сохранения здоровья предлагаются методы индо-тибетской медицины? Этих причин, по крайней мере, четыре.
Первая состоит в том, что этим традициям в высшей степени присущ системный подход, они рассматривают человека в единстве с окружающим его миром, как открытую систему, как часть огромной Вселенной, живущую по тем же законам. Тип нашего телосложения, климат, в котором мы живем, пища, которую мы едим - все это связано между собой, и описывается в одних и тех же терминах.
Вторая причина заключается в том, что общий системный подход этих медицинских традиций прошел длительную апробацию. Индийская медицина существует несколько тысячелетий, тибетская медицина моложе - ей немногим более тысячи лет. За это время подход обеих к лечению болезней и сохранению здоровья проверен на миллионах людей, он не содержит в себе никаких опасных новшеств.
Третья, немаловажная в наших российских условиях, причина состоит в доступности этого метода. Приемы индо-тибетской медицины, употребляемые для распознавания общего состояния, определения типа телосложения, разумного выбора пищи, не требуют ни специальных лабораторий, ни дорогостоящих приборов. Не требуется никаких других инструментов и приспособлений, кроме тех, которыми наделила всех нас Природа, - слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния. Традиция только предлагает метод, с помощью которого каждый человек может научиться правильно понимать те сигналы, которые посылают ему органы чувств, и грамотно реагировать на них. Традиция только объясняет, каким образом нужно "слушать" те советы, которые подает нам инстинкт самосохранения, присущий всему живому. Она помогает довести до сведения нашего болтливого рассудка то инстинктивное знание, которым наделено всякое живое существо, и благодаря которому совершенно необразованные кошки находят нужные травы для лечения, а собаки, даже самые ленивые, усердно зевают и тянутся по утрам, чтобы содержать в порядке свои связки и сухожилия.
И, наконец, последняя четвертая причина состоит в том, что общий системный подход индо-тибетской медицины позволяет выработать каждому некоторый личный критерий, помогающий сориентироваться в том море рекомендаций о здоровом образе жизни, которыми ныне так богаты наши книжные прилавки.
Относительно здоровья справедлива старая поговорка: "что имеем, не храним, потерявши - плачем". Современная медицина успешно лечит многие болезни, но мы все уже понимаем, что если болезни - это отсутствие здоровья, то здоровье - это нечто большее, чем отсутствие болезней. Появляются многочисленные рекомендации о том, как сохранить здоровье, люди по крохам собирают утерянные старинные рецепты, энтузиасты здорового образа жизни делятся с миром своим опытом. Голодание и различные диеты, разнообразные дыхательные упражнения, массаж, ныряние в ванну с ледяной водой...
Иногда эти рекомендации весьма древние, какими-то приемами в России еще пользовались в прошлом веке, кое-что заимствовано из восточных источников - причем зачастую заимствуется только малая часть целостной системы, - но встречаются и совершенно новые, оригинальные разработки.
Какими из них следует пользоваться? Следует ли "садиться на диету", чтобы похудеть? Где лучше провести отпуск - в Сочи, на собственном дачном участке или махнуть на байдарках на русский Север? Помогают ли вообще все эти рекомендации возвратить здоровье или хотя бы сохранить его?
Известно, что одним людям какие-то приемы помогают, другим - нет, а для третьих они просто опасны. Все это вообще напоминает ситуацию в древней Месопотамии, описанную Плутархом: когда тамошние медики не могли излечить болезнь, родственники выносили больного на базар и спрашивали у прохожих, не знают ли они способов исцеления этого недуга.
Разумеется, никто не может оспаривать пользу специальных приемов дыхания, лечебных травяных чаев, водных процедур или физических нагрузок. В наше время необходимы особые усилия, чтобы сохранить здоровье, и как можно позже стать стонущим завсегдатаем больниц и клиник. И здесь индо-тибетская традиция может оказаться чрезвычайно полезной - она дает общий подход, систему знаний о том, как сохранять здоровье, сообразуясь со своим типом телосложения, возрастом, профессией и даже временем года.
Известно, что нет ничего практичнее хорошей теории, общий метод, всегда можно применить к любому частному случаю. Усвоив общий подход, научившись анализировать свои ощущения, мы увереннее можем судить, следует ли испробовать на себе какие-то новые способы оздоровления. Решившись же опробовать что-нибудь, мы, пользуясь этим методом, всегда сможем проконтролировать последовавшее воздействие на наше здоровье, и оценить приемлемость для себя тех или иных рекомендаций.
Общий подход индо-тибетской медицины вкратце можно описать следующим образом. В человеческом теле, как и в теле любого живого существа, каждую секунду происходит множество физиологических событий. Из всех многочисленных процессов, происходящих в живой системе, создатели индо-тибетской традиции выделили три основных, управляющих процесса, связанных с движением, выработкой энергии и с созданием определенных биоорганических структур в живой системе.
У разных людей соотношение между этими тремя процессами различно, оно передается от родителей и влияет на тип телосложения (тип конституции). От типа конституции зависят те небольшие, "закономерные" расстройства трех основных процессов, которые неизбежно возникают из-за смены времен года, особенностей нашей жизни и питания, реакций на житейские невзгоды.
Любое расстройство основных процессов в организме непременно заявит о себе, но первые проявления этих расстройств так незначительны и нетревожны, что отметить их можно, только зная, на что именно следует обращать внимание. Вовремя замеченные, небольшие неполадки легко приводятся в порядок.
Когда отклонения от нормы трех основных процессов еще невелики, их можно устранить с помощью образа жизни, под которым традиция понимает "деяния тела, речи и души", а также употреблением определенной пищи и лекарственных трав. Их воздействие на три основных процесса традиция определяет с помощью учения о вкусах и свойствах пищи и лекарственных средств.
Если не принимать никаких мер по коррекции небольших расстройств, они могут стать болезнями, особенно когда продолжает действовать причина, их вызывающая.
Терминология.
Процессы, проходящие в теле, тип конституции, "деяния тела, речи и души", пищу, лекарственные средства, их вкусы и свойства, даже климат - все это индо-тибетская традиция описывает в одних и тех же терминах.
Термины эти непривычны для нас, чтобы их хоть как-то понять, приходится искать сходные понятия и даже подходящие совокупности понятий в нашей (европейской) научной традиции. Если же мы хотим воспользоваться этим знанием, его нужно не только понять, но и привыкнуть к нему, запомнить некоторые положения, научиться их применять.
В этой книге основные понятия индо-тибетской медицины даны в их санскритском варианте, хотя кроме него существуют и тибетское, и монгольские и русские аналоги. И все же индийская аюрведическая медицина - возможно, самая древняя медицина человечества - записана именно на санскрите, да и звучание терминов на санскрите, праотце многих европейских и славянских языков, для русского уха естественнее, чем их звучание на тибетском или монгольском языках. Буквальный же перевод терминов на русский язык неизбежно вызовет у читателя разнообразные ассоциации, которые могут помешать правильному восприятию смысла общего подхода.
Для справки в главе 3 приводятся названия трех основных процессов не только на санскрите, но и на русском, монгольском, тибетском языках, а также на латыни.
Немного о литературных источниках. В последние годы у нас издано несколько хороших книг по индийской (аюрведической) и по тибетской медицине. В 1992 году вышла прекрасная книга Ди-пака Чопры "Идеальное здоровье" [21]. Общая идеология ее опирается на аюрведическую медицину, и это, пожалуй, первая книга, посвященная не лечению болезней, а сохранению здоровья. К сожалению, она ориентирована на американского читателя, и не учитывает ни специфики русского климата, ни особенностей нашего набора продуктов питания.
В 1989 году опубликован сделанный Д.Б.Дашиевым перевод классического труда по тибетской медицине "Чжуд-ши" - первое издание этого памятника культуры в России с начала века [20, 28]. Книга мгновенно была раскуплена, но энтузиазм страждущих быстро угас: непривычная терминология, трудности изложения и понимания. Увы, это совсем не похоже на популярные труды о голодании или сыроядении. Печальный факт, но в какой-то мере предусмотренный авторами трактата "Чжуд-ши": медицинская наука, западная или восточная, должна усваиваться кропотливо и вдумчиво.
Как все буддийские понятия, термины тибетской медицины имеют несколько уровней толкования - от самых буквальных до весьма абстрактных; классификация же болезней в "Чжуд-ши" отлична от европейской. Книга, будучи изданной, оказалась "закрытой" для массового читателя, ее рекомендациями почти невозможно воспользоваться для лечения или самолечения. Это совсем не плохо, потому что нет ничего опасней самозванных лекарей, не даром обучение студентов на медицинских факультетах буддийских университетов длится более десяти лет. К сожалению, одновременно "закрытым" оказалось и замечательное учение о правильном образе жизни, сохраняющем здоровье и долголетие - удивительная сокровищница знаний и рекомендаций, учитывающая индивидуальные особенности человека.
Тибетская медицина возникла в стране с суровым климатом, природа которой сильно отличается от природы солнечной Индии, откуда вместе с буддизмом пришла в Тибет и аюрведическая медицина. Восприняв ее основные понятия, тибетские врачи проделали огромную творческую работу, применив общий подход индийской медицины в условиях сурового высокогорного климата. Они сумели заменить местными лекарственными растениями дорогостоящее привозное сырье, нашли новые диеты, опирающиеся на возможности местного земледелия и скотоводства. Более того, они обогатили аюрведические приемы диагностики и лечения, воспользовавшись опытом местных тибетских лекарей и приемами китайской медицины [18].
Разумеется, "Чжуд-ши" не содержит рекомендаций на все слу-oчаи жизни, для всех людей, климатов и жизненных ситуаций. Согласитесь, это невозможно. В ней содержится нечто большее - общий подход, приспособленный к климато-географическим условиям, весьма суровым.
Традиция считает, что у человека разумного всегда хватит воли, чтобы не совершать ни телом, ни душой, ни речью таких деяний, которые сокрушают его здоровье. Разобравшись в основных понятиях индо- тибетской традиции, можно научиться понимать тот язык, на котором тело объясняет нам, что ему нужно, чего ему не хватает, и где мы нарушаем законы его жизни, доводя себя до болезней и психических срывов.
"Нет ничего в мире, что не могло бы быть, лекарством" - говорится в медицинском каноне "Чжуд- ши". Наше жилье, одежда, пища, наши привычки и наши чувства, все наши мысли, действия и речи могут либо укреплять наше здоровья, либо непоправимо расшатывать его. Все это может быть лекарством, и как всякое лекарство, принятое не по назначению, не вовремя, и в неправильной дозе может не исцелить, а непоправимо навредить.
Хотелось бы, чтобы эта книга помогла читателю воспользоваться учением индо-тибетской традиции о способах контроля над общим состоянием организма и рекомендациями о здоровом образе жизни, применительно к своему типу конституции и климату России.
Подчеркнем последнее обстоятельство: нет универсальных диет, нет универсального образа жизни. То, что полезно в Калифорнии, не всегда можно применить на Камчатке. Прекрасная система питания и образ жизни абхазских долгожителей не могут быть механически использованы жителями Забайкалья. У России своя судьба, и на ее перепутьях мы, к сожалению, почти утратили свой, русский этнический опыт приспособления к нашим климато-географическим условиям. В сущности, нам еще придется восстанавливать (и создавать) систему питания и образа жизни. Общий подход восточной традиции, переосмысленный для нашей веры, для нашей культуры, совмещенный с национальными особенностями, условиями жизни и климатом, может окажется здесь чрезвычайно полезным. Возможно, традиция, которая апеллирует к разуму, воле и врожденной "лаборатории" ощущений человека, успешно привьется на российской Земле, и на русской почве эти древние семена, проросши, дадут совершенно неожиданные плоды, как уже не раз случалось в истории культуры.
Предлагаемая вниманию читателей книга является научно-популярным изложением концепций и
понятий индо-тибетской медицины. Такое изложение стало возможным только потому, что, с одной стороны, сейчас все более современными методами продолжается изучение человеческого организма и ведется изучение восточных медицинских традиций с точки зрения современной науки (у нас в стране, в Бурятии в этом направлении давно и успешно работают ученые Бурятского филиала РАН [17,18, 22]), а, с другой стороны, существует живая традиция и реально практикующие врачи этих направлений. В изучении индо-тибетской медицины, обладающей достоинствами системного подхода, принимают участие не только медики, биологи и физиологи, но и представители других наук, в том числе математики и физики; к числу последних принадлежит и автор этой книги.
Насколько удалась попытка - интерпретировать восточные понятия в терминах западной физиологии, биологии, физики и математики, и сделать их доступными для восприятия и усвоения - судить читателю.