ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

 

Что представляет собой тибетская медицина

Тибетская медицина является древней медицинской системой, сформировавшейся примерно в VII веке н.э. в Центральной Азии, в Тибете. На формирование и последующее развитие тибетской медицины оказали большое влияние медицинские системы соседних с Тибетом стран, Индии, Китая, Ирана. Формирование тибетской медицины шло путем освоения, синтеза теоретических и практических положений вышеуказанных систем медицины. При этом на ранних этапах развития предпочтение отдавалось китайским научным и практическим медицинским тра­дициям.
В IX веке более значительное влияние на состояние и последующее развитие тибетской медицины в связи с политическими событиями, происходившими в жизни Тибета, оказали философские, мировоззренческие позиции, а также и медицинские традиции Индии.
При анализе основных трактатов тибетской медицины, таких как «Чжуд-ши», произведений-комментариев к нему «Вайдурья-онбо», «Лхантаб» и др., согласно мнению исследователей, занимавшихся этим вопросом (Хайдав и др.), можно проследить литературную основу и индийской Аюрведы и китайской медицины, послуживших материалом для написания основных руководств тибетской медицины. В качестве таких материалов указываются индийский трактат «Аштанга-хридая-самхита» и китайское произведение «Сома-Раджа». Не сохранились на тибетском языке тексты, которые можно было бы отнести к арабской, греческой, персидской школам медицины; в тибетской литературе нет также ссылок на литературные источники этого происхождения, использованные при формировании теоретических позиций и практических положений тибетской системы. Однако, это не исключает возможности влияния медицинских систем этих регионов на формирование тибетской медицины.
Во всяком случае, как в теории, так и в практической части тибетской медицинской системы достаточно хорошо прослеживается влияние Аюрведы и китайской медицины. Так, при ознакомлении с теорией тибетской медицины можно видеть, что в ней присутствуют представления Аюрведы о трех системах, регулирующих состояние организма, а позиции китайской медицины об инь-ян со­ответствуют тибетским понятиям о состояниях холод-тепло. Положения о трех регулирующих состояние организма системах, ветре, желчи, слизи, и о тепле и холоде представляют ключевые позиции теории тибетской медицины. По поводу разделов практической части тибетской медицины в тексте «Чжуд-ши» сказано: «Сугаты и их воплощения ради пользы живых существ рассказывали в Индии в основном о лекарственных составах, в Китае о прижигании и очищении сосудов, в стране Дол о кровопускании, в Тибете об исследовании пульса и мочи».
Основным трактатом тибетской медицины является «Чжуд-ши» — четырехтомное руководство по теории и практике этой системы, написанное в стихах, автором его является выдающийся тибетский врач и ученый Ютог Йондан-гонпо (1112—1203 гг.). Создание «Чжуд-ши» относится ко второй половине XII века. Трактат этот получил широкое распространение и признание современников. В последующий период развития тибетской медицинской системы «в русле его комментирования появлялись и исчезали различные школы тибетской медицины и была создана обширная медицинская литература» (Д. Б. Даши-ев, 1988).
Ютог Йондан-гонпо разработал своеобразную систему медицины, которую невозможно однозначно отнести ни к китайской, ни к индийской системам. И «содержание классического трактата тибетской медицины» («Чжуд-ши») ни в коей мере не сводится к компиляции индийских и китайских источников. Мы вправе предполагать в качестве третьего важного источника мощную струю собственно тибетской медицины, обработанную и изложенную в духе книжной учености своего времени» (Д. Б. Дашиев, перевод «Чжуд-ши», I, И и IV тома, 1988). Прежде всего, это относится к тем положениям тибетской медицинской системы, которые не имеют аналогов в литературе тех медицинских систем, из которых были заимствованы теоретические позиции и практические разделы: это практические рекомендации по лекарственному сырью, по способам его заготовки, хранения, использования, рекомендации профилактического и лечебного плана по питанию, образу жизни и др.
«Чжуд-ши» написан в краткой сжатой форме, очевидно, в расчете на то, что читатели трактата должны были быть знакомы с традиционными представлениями науки и врачебной практики той эпохи, а также в стихотворной форме, предназначавшейся для заучивания и запоминания текста. Подобная форма изложения материала была причиной того, что в последующие годы были созданы различные трактаты-комментарии к «Чжуд-ши», разъясняющие различные его положения. Основным произведениемком­ментарием к «Чжуд-ши» считается «Вайдурья-онбо», написанный регентом V Далай ламы крупнейшим политическим деятелем и ученым своей эпохи Дэсрид Санчжай-Чжамцо. «Вайдурья-онбо» (1685 г.) является комментарием ко всем четырем томам «Чжуд-ши» и представляет критический анализ всей системы тибетской медицины, оценку и обобщение почти тысячелетнего опыта этой системы. Автор «Вайдурья-онбо» заказал также комплект цветных иллюстраций из 76 картин к тексту трактата, который получил название «Атласа тибетской медицины».
В последующие годы Дэсрид Санчжай-Чжамцо написал также другой комментарий «Лхантаб» к третьему тому «Чжуд-ши», посвященный вопросам клиники и терапии заболеваний.
Существует также ряд других менее распространенных произведений-комментариев к «Чжуд-ши», посвященных различным разделам и частным вопросам тибетской медицинской системы.
.Следовательно, в «Чжуд-ши» изложены общие положения по каждому из представленных разделов медицины: представления о типах конституции людей, правила по сохранению и поддержанию здоровья, причины возникновения заболеваний, принципы классификации болезней, принципы профилактики и лечения, основные положения, которые необходимо соблюдать при составлении сложных лекарственных прописей, и т. д. Для практического использования приведенного материала необходимо располагать более детальной информацией по каждому из затронутых вопросов. Такая детальная информация, в частности, ,фармакогностические характеристики растительного лекарственного сырья, сведения о дозировках отдельных компонентов в сложных составах, технологические параметры приготовления лекарственных составов и др. излагаются в соответствующих руководствах, посвященных этим вопросам.
Тибетская медицинская система, будучи тесно связан­ной с буддизмом, распространялась по другим регионам и странам вместе с буддизмом.
В налгу страну тибетская медицина «пришла» через Китай (XII век) и Монголию (XVII век) в XIX веке и была распространена в регионах с буддийским вероисповеданием, в Бурятии, Туве и Калмыкии. В европейской части страны, в Санкт-Петербурге, благодаря трудам П. А. Бадмаева, были организованы и функционировали тибетская поликлиника, где вели прием больных, и аптека, обеспечивавшая больных лекарственными средствами, приготовленными по тибетским рецептам.
В настоящее время в библиотеках нашей страны, в Рукописном Фонде Бурятского научного центра, в библиотеках буддийских храмов-дацанов в значительном количестве находится литература по тибетской медицине, которая лишь частично исследована современными специалистами, большая часть ее еще остается неизученной.
В 1969 году в системе Академии наук СССР, в Бурятском филиале Сибирского отделения, был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины, с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской сис­темы.
Тибетская медицина представляет собой свод информации об организме человека, полученной в другую эпоху, при изучении человека, анализе его, с иных позиций. Человек, по представлениям тибетской системы, является частью Великой Вселенной — макрокосмоса, он живет, организм его функционирует в соответствии с закономерностями, действующими в ней. Космические влияния на организм человека действуют во времени и пространстве. К факторам среды, влияющим на организм человека, относят время, которое определяет возрастные особенности организма, особенности сезона года, время суток, климато-географические условия региона проживания, характер питания, образ жизни человека. Перечисленные факторы среды можно подразделить на две группы: 1. Объективные, не зависящие от человека и 2. Субъективные, определяемые человеком.
К первой группе можно отнести фактор времени (возраст человека), сезоны года, время суток, влияние их не определяется человеком. Воздействие на организм человека факторов второй группы, к которой можно отнести образ жизни, трудовой деятельности, особенности питания, половой жизни, в значительной мере определяется самим человеком.
Действие факторов среды и первой и второй группы формирует состояние организма человека. В связи с тем, что набор факторов среды второй группы, субъективных, может определяться самим человеком, тибетская медицина предлагает неблагоприятные для организма действия факторов первой группы (объективных) корректировать с помощью действия факторов второй группы, субъективных. Для эффективного использования действия факторов второй группы на состояние организма необходимо располагать информацией о характере действия на организм факторов среды обеих групп, иметь сведения об их взаимоотношениях на уровне организма. Тибетская система предлагает такую информацию.
Если с одной стороны организм человека находится под влиянием факторов среды, космических факторов, то с другой стороны, сам организм представляет собой своеобразный микрокосмос. Внутренняя среда организма — микрокосмос, имеет особенности у разных людей. По параметрам внутренней среды организма тибетская медицина выделяет в человеческой популяции группы людей с более или менее определенным характером внутренней среды, конституциональные типы, три чистых и четвертый.— смешанный. Определенные свойства внутренней среды организма, его конституциональные особенности, соответствующим образом «преломляют» влияние факторов среды, определяют результаты их влияния, последствия их действия. У людей разных конституциональных типов они различаются.
В связи с этим, на воздействия одинаковых факторов среды люди различных конституциональных типов реагируют по-разному. Подобные позиции тибетской системы обеспечивают индивидуальный подход к человеку, к здоровому и больному. Эти же позиции лежат в основе тибетских рекомендаций по поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, по лечению болезней. Поэтому в тибетской медицине, наряду с лекарственными и физическими способами профилактики и лечения болезней, обязательно используются лечебное питание, лечебный образ жизни, которые варьируют в зависимости от конституции человека и характера заболевания.
Естественно, что особенности эпохи, в которую формировалась тибетская медицина, определили и характер лекарственных средств, использовавшихся для лечения бо­лезней, все они естественного происхождения, большинство из них — лекарственные растения, в меньшей мере использовались металлы, минералы, ткани и секреты животных.
Как правило, лекарственные средства в тибетской медицине применяли в составе многокомпонентных препаратов. Рекомендации по их составлению и использованию детально разработаны и изложены в соответствующей литературе.
В настоящее время, благодаря усилиям фармакогностов, ботаников, идентифицированы многие виды лекарственных растений, использовавшихся тибетской медициной (А. Ф. Гаммерман, Т. А. Асеева, С. М. Баторова и др.). Предпринимались также попытки провести сопоставление некоторых форм заболеваний, выделяемых тибетской медициной, с современными нозологическими формами патологии (Э. Г. Базаров, 1984 г.). В то же время основные, ключевые позиции тибетской медицинской системы — представления о трех системах регуляции состояния организма, а также понятия о тепле и холоде, горячих и холодных болезнях, остаются малопонятными, нерасшифрованными с позиций науки сегодняшнего дня. Без полного представления о трех регулирующих системах организма невозможно понять те логические связи, которые тибетская медицина проводит между системами регуляции организма и конституцией человека. Вследствие этого невыясненными остаются механизмы влияния на состояние организма таких факторов среды, как климатические особенности региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера питания, которые заложены в тибетской системе. С теоретическими положениями тибетской медицины также связаны представления о причинах развития болезней, их классификация, а также принципы лечения болезней, составления сложных лекарственных препаратов, т. е. все разделы практической части этой системы медицины, и их правильное, т. е. эффективное, использование при лечении современных форм патологии.
Следовательно, выяснение сути, современного содержания трех тибетских систем регуляции, понятий о тепле и холоде, горячих и холодных болезнях является первоочередной задачей исследователей тибетской медицины.
Барьером на пути к современному пониманию основных теоретических позиций тибетской медицинской системы является отсутствие полных законченных переводов на русский и европейские языки основных тибетских трактатов («Чжуд-ши», «Вайдурья-онбо», «Лхантаб» и др.). Необычная для современного читателя и специалиста форма изложения материала в тех разделах трактатов, которые переведены на русский язык, также является моментом, затрудняющим современное комментирование тибетской медицины.
Настоящая публикация представляет собой попытку современного комментирования основных положений теории тибетской медицинской системы: положений о трех системах регуляции состояния организма, ветра, желчи и слизи, и представлений о тепле и холоде, горячих и холодных болезнях. Практические разделы тибетской медицины, посвященные лекарственным средствам, сложным лекарственным составам, лекарственным формам, в которых они используются, физические методы лечения болезней также приведены в настоящей монографии, в соответствии с теоретическими позициями.
Основой для этой работы послужил трактат-руководство тибетской медицины «Чжуд-ши», переводы его на русский язык, сделанные П. А. Бадмаевым в 1903 г. (I и II томы), П. Н. Позднеевым в 1906 г. (I и II томы) и Д. Б. Дашиевым в 1988 году (I, II и IV томы).
Нередко современные интерпретации грешат тем, что в угоду принятым научным и практическим представлениям, обсуждаемый предмет полностью «подгоняется» под современные рамки, при этом утрачивается первоначальная оригинальная сущность, заложенная в исходных понятиях, выхолащивается их содержание. В связи с этим, любые попытки адаптирования какой-либо информации другого временного периода, другого региона должны производиться с максимальной осторожностью, направленной на сохранение содержания комментируемого предмета, даже в тех случаях, когда смысловая сторона понятий остается еще непонятой до конца или вообще неизвестна, а, возможно, и не укладывается в рамки привычных современных представлений.
Исходя из изложенного, авторы стремились при комментировании с современных позиций трех тибетских регулирующих систем организма, представлений о тепле и холоде, о горячих и холодных болезнях максимально сохранить исходные тибетские представления» о них.
В соответствии с теми задачами, которые ставили перед собой авторы настоящего издания, главы трактата, посвященные теоретическим позициям тибетской медицины, даны в значительно комментированной форме, в то же время разделы «Чжуд-ши», посвященные конкретным практическим вопросам, например, диагностическим приемам, лечебным составам, их лекарственным формам, технологии приготовления и др., с целью максимального их сохранения для воспроизведения даны в соответствии с текстом трактата и лишь с некоторыми комментариями к ним.