9. Сравнение Тантрической Алхимии
Тантрическая алхимия направлена скорее на изготовление препаратов, помогающих телу быть здоровым и неподверженным заболеваниям. Также она уделяет внимание изготовлению веществ, по внешнему виду напоминающих золото. Такие препараты получают не с целью использовать как золото, а потому, что существует мнение, что применение таких препаратов либо избавляет человека от болезней, либо делает тело более крепким и здоровым. Тантрическая алхимия предлагает не теорию, в отличии от Греческой или Арабской алхимии.
По-видимому, в процессе развития Тантрическая алхимия обменивалась взглядами с Китайской алхимией, и в результате каждая алхимия адаптировала идеи другой. Ортодоксальные тантрические тексты, такие как йамала, говорят о Махачайна как о месте, которое надо посетить для приобретения махасиддхи. Существует мнение, что буддийский алхимик, Нагарджуна, с этой целью побывал в Махачайне под именем Васиштха. Говорится, что Нила Сарасвати, тантрическая богиня, родом из Китая, тогда как другая тантрическая богиня, Тара происходит их государства Бхота (сейчас – область Тибета). Говорят, что сиддха Богар, пришедший в Индию в третьем веке н.э., был китайцем. Также считают, что сиддха Пулиппани был родом из Китая, и, в отличие от Богара, остался и умер в Индии.
По поводу взаимствования идей и техник между Индийским тантризмом и Китайским Даосизмом Джозеф Нидман сказал следующее: «В тантрической литературе, помимо всего прочего, Китай (Махачайна) играет очень важную роль как место культа Чинакарья, в котором почитается богиня по имени Махачайна Тара. Говорят, что такой мудрец как Васиштха путешествовал туда для получения инициации в этом культе, где женщина играет значительную роль.»
Китайская алхимия.
Китайская Даосская алхимия имеет много общего с тантрической алхимией. По словам Джозефа Нидмана, «Даосизм принимает во внимание, что секс, далекий от того, чтобы быть препятствием на пути достижения просветления, может быть использован как вспомогательное средство для очень важных целей. Тайно практикуемые техники были названы «метод питания жизни посредством инь и янь», и их основной целью было накопление как можно большего количества семенной эссенции (цзин) и божественного элемента (шэнь) главным образом за счет возвращения обратно элемента цзин. В то же самое время две великие силы, воплощенные в различных человеческих телах, совершают акт необходимого питания (необходимой поддержки), одна с другой. Наиболее удивительным аспектом в этой значительной области Даосской философско-религиозной практики является то, что она включает в себя публичные церемонии так же, как обычная супружеская жизнь и тайные упражнения для кандидатов. Эти ритуалы были названы «Истинное Искусство выравнивания энергий ци, или объединение мужской и женской ци». Их происхождение приписывается великой даосской династии Чанг (2 в. н. э.), и несомненно, они долгое время проходили под руководством Сунн Ена (400 г. н.э.) Большинство из того, что известно об этом, пришло к нам от Чен Луана, математика (566 г. н. э.), который перешел из Даосизма в Буддизм и написал Сияо Дао Лун (Высмеивание Даосизма). Церемония была предназначена для «освобождения от вины» и происходила в ночи новой и полной луны после поста. Она состояла из ритуального танца, извивания дракона и игры тигра, который заканчивался либо всеобщей оргией, либо последующим соитием между участниками танца в палатках, расставленных по краям внутреннего двора храма. Пары были проинструктированы уже упоминаемыми здесь техниками»
В Китайской алхимии ртуть является женским началом, а сера – мужским, что прямо противоположно Индийской алхимии.
Греко-Александрийская алхимия.
На Западе искусство изготовления веществ, по внешнему виду напоминающих золото, зародилось в Александрии в Египте. Начав свое существование в 4 в. до н. э., оно хорошо развилось в ранних веках Христианской эры. Было получено много новых веществ и базовая теория развилась в целую концепцию. Считая, что все вещества состояли из одной примитивной материи, прима материя, а наличие специфических отличий обязано наличию различных качеств, приданных ей, алхимики пытались отнять эти качества, чтобы получить прима материя как таковую, а затем получать из неё необходимые вещества, придавая ей надлежащие качества. Изначально прима материя идентифицировалась как ртуть, но не обычная, а «философская ртуть», которая представляла собой сущность, или душу ртути, свободную от четырех арестотелевских элементов – земли, воды, воздуха и огня или от качеств, которые они представляют. Так, оператор должен был извлечь из обычной ртути землю или элемент земли, воду или элемент жидкости, зафиксировать ее, удалив элемент летучести. Полученная таким образом прима материя должна была быть обогащена серой (или серой с мышьяком) для наделения ее надлежащими недостающими качествами. Опять же, сера не была обычной серой, а представляла некоторый элемент, из которого состоял философский камень или эликсир, белый – для серебра и желтый или красный для золота. Таково краткое содержание доктрины, говорящей о том, что металлы состоят из ртути и серы. Эта доктрина передавалась от одного к другому вплоть до 17 века.
Арабская алхимия.
Говорят, что термин алхимия происходит от арабского аль кимийа, который, в свою очередь, происходит от греческого chuma, (сплав металлов) или от египетского chemi – черный, переделанного греками в chemia, которым Греки называли как Египт («черная страна»), так и свинец – один из основных элементов всех алхимических процессов.
В течение 5-6 веков н.э. некоторые группы христиан, изгнанные из Константинополя, мигрировали и оседали в Сирии и Персии. В более поздние века арабы из багдадского халифатаАббасита изучали древние Греческие тексты этих христиан, в том числе переведя много греческих работ, посвященных алхимии, на арабский язык. Арабы не только пользовались греческими источниками, но и сами внесли большой вклад в развитие алхимии.
Среди арабских алхимиков наиболее известен такой автор как Абу Мусса Джабир (Латин. Гебер), живший в 720-813 годах н.э. Джебир классифицировал вещества на (1) – «спирты», т.е. вещества, при горении сгорающие полностью, (2) – «металлы», плавкие и ковкие, (3) – «тела» или минеральные вещества, которые могут быть или не быть плавкими, но не ковкие и могут быть измельчены. К «спиртам» относились сера, мышьяк, ртуть, аммиак и камфора, к «металлам» - свинец, олово, золото, серебро, медь, железо и карсини, неустановленная субстанция. К «телам» относились составные вещества, имеющие с своем составе «спирты». Таким образом, классификация Джебира уходит своими корнями в раннюю греческую классификацию веществ на землю, воду, воздух и огонь.
Аристотель был первым, кто заявил, что металлы образуются в недрах Земли в результате сгущения (уплотнения) «дымных паров» испарений. Джебир утверждал, что сгущение этих испарений вначале приводит к образованию пластов серы и ртути, а различные металлы формируются из этих веществ в зависимости от их процентного соотношения. Из чего делался вывод, что металлы могут преобразовываться один в другой. По его теории, обычные, доступные металлы имели незавершенность, изъян, но с помощью соответствующих эликсиров их можно довести до совершенства. Эликсиры – это чистые отдельные вещества, получаемые многократной дистилляцией из обычного элемента. В теории Джебира утверждается, что совершенно чистая сера и совершенно чистая ртуть могут образовать наиболее совершенный металл, а именно золото. Так как большинство более низких металлов могут быть получены путем соединения серы и ртути в определенных пропорциях, они могут быть очищены надлежащим применением серы и ртути в правильном соотношении. Такое применение подразумевает трансмутацию. Трансмутация одного металла в другой представлялась как урегулирование посредством эликсиров некоторые из которых должны были определяться в самом процессе, тогда как трансмутация любого вида может быть осуществлена с помощью так называемого Великого Эликсира (Grand Elixir).
Последователь Джабира, Аль Рази (866-925 гг н.э.), полностью согласился с классификацией основоположника. Однако Авиценна относился к алхимии критически.
Один из сиддхов Тамилнаду по имени Рамадевар говорил в своей работе Чуннакандам о том, что он прибыл в Мекку, принял имя Якуб и изучал Арабскую алхимию. Он отмечал, что некоторые процессы очистки (ретификации) и элементы, имеющие алхимическое значение, одинаковы в Исламской и в Индийской алхимии.
Европейская алхимия.
В начале двенадцатого века контакты европейцев и арабов сделали возможным для европейцев изучение древнегреческой науки, текстов и достижений, сделанных арабами в медицине, алхимии и других областях знания. Было переведено множество текстов с арабского языка на латынь.
В начале шестнадцатого века Парацельс стал использовать алхимическое знание для изготовления новых лекарств и составов. Затем более пристальное внимание стало уделяться свойствам минералов и стадиям, через которые они проходили в процессе различных реакций.
Постепенно техники и соединения накопились и в начале восемнадцатого века большее внимание уделялось самому процессу изменения, а не конечному продукту. Так из алхимии зародилась химия.
«Алхимию можно сравнить с человеком, говорящем своим сыновьям, что он оставляет им золой клад где-то в его винограднике; перекопав все в поисках золота, сыновья золота не нашли, но взрыхлили землю, в результате чего получился замечательный урожай винограда. Так и все попытки и устремления в получении золота принесли множество полезных открытий и поучительных экспериментов»- писал в семнадцатом веке Фрэнсис Бэкон.
Алхимия представляет собой религиозный мистицизм. Фактически, всюду, где существовала алхимия, она зародилась в различных религиозных сектах или была связана с определенными религиозными культами, например, Даосизм в Китае, Суфизм в Аравии, Тантризм в Индии. Даже в Греко-Александрийских центрах обучения алхимические идеи и практики изначально культивировались приверженцами мистического культа, берущего начало у египетского духовенства начала христианской эры.
Таким образом, очевидно, что алхимия Александрии, Китая и Индии имела независимые корни, но с течением времени происходил обмен открытиями и идеями.
- << Назад
- Вперед