3. Человеческое тело в различных тантрических культах
В тантризме человеческое тело стало иметь большое значение, чего в духовной истории Индии до этого никогда не наблюдалось. В соответствии с тантрической философией и религией, человеческое тело, подобно целой вселенной, является проявлением божественной материи и энергии. Главные силы и способности, присущие организму, придающие ему жизненность и поддерживающие основные процессы, являются микроскопическими копиями сил, наполняющих космическое тело и поддерживающих его в равновесии посредством различных действий и противодействий. Поклонник тантризма учится воспринимать себя не как обыкновенное существо, имеющее свои обязанности и играющие определённую роль в каждодневной рутине, а как микрокосмическую совокупность божественных космических сил. Выполняет он это с помощью тантрической садханы.
В тантризме считается, что во вселенной не существует ничего, что не было бы отражено в человеческом теле. Существуют параллели между физическими процессами во вселенной и биологическими процессами в теле человека. Солнце, луна, звёзды, главные горы, острова и реки – всё имеет свой телесный аналог. Временные элементы вселенной - фазы дня и ночи, неделя, месяц, год – часто связываются с движением по телу праны и апаны.
Различные чакры и нади отражают различные таттвы. Но представленные ими таттвы находятся в латентном состоянии до приобретения силы посредством йоги и контроля.
В буддийских тантрах здоровью человеческого тела придаётся такое же большое значение. В Хервала тантре Будда говорит, что без здорового тела невозможно достичь блаженства. Это изречение постоянно повторяется в тантрической и сахаджа литературе. Сараха изложил его в своём витиеватом стиле: “ Здесь (внутри этого тела) есть Ганг и Джумна, здесь есть Прайяга и Варанаси, здесь солнце и здесь луна. Здесь есть тайные места, питхас и упапитхас, и я не видел места паломничества и места пребывания блаженства, подобного моему телу”.
У сиддхов Натхов (один из тантрических культов) считается, что абсолютная реальность основана на двух аспектах: солнце и луне. Солнце устанавливает принцип разрушения (калагни) через смерть и разложение. Луна – принцип неизменности. Конечной целью Натхов является достижение состояния недвойственности, посредством приобретения бессмертия в совершенном божественном теле. Это недвойственное состояние бессмертия может быть достигнуто только в результате союза или смешения солнца и луны, находящихся внутри тела. Квинтессенцией видимого тела, по мнению Натхов, является амрита, пребывающая в луне в сахасраре. Существует изогнутый канал, берущий начало в луне и изгибающийся под сахасрару, к нёбной полости. Он хорошо известен в физиологии йоги и носит название шанкхини. В Горакшавиджайе этот канал представлен как змея, кусающая себя за хвост. Рот шанкхини, через который амрита стекает из луны, называют дашамадвара, или десятая дверь тела, отличающаяся от других обычных девяти дверей. Через эту десятую дверь амрита струится вниз и попадает прямо в пламя солнца, где либо поглощается, либо иссушается. Иссушая амриту, тело становится жертвой огня разрушения. Это – обычный порядок вещей, когда смерть становится неизбежным окончанием жизни. Такой обычный путь истечения амриты должен контролироваться и регулироваться. Это единственный способ обмануть Калу (время) и обрести бессмертие. Десятая дверь должна быть либо закрыта, либо находиться под строгим контролем. Для достижения этого существуют различные методы. Самым главным из них является кхечари мудра. Он заключается в том, чтобы развернуть язык к нёбу и дотянуться им до рта шанкхини, десятой двери, при этом сосредоточив взгляд на точке между бровей. В результате язык закрывает десятую дверь, а сохранённая таким образом амрита амрита проглатывается самим йогином.
Сиддха Натхи (так же как и буддийские сиддхачарьи) используют шесть частей Йоги, а именно: асану, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи (исключая яму и нияму) для сохранения амриты и для регулирования её выделения, таким образом делая жизнь вечной. Великих Натхов, среди которых наиболее известными являются Матсиендра и Горакша, девять человек. В разных районах Индии их, обычно, именуют по-разному. Наибольшего признания своих магических достижений они добились на юге Индии. Их цель – получить с помощью различных физико-химических процессов бессмертное, вечно живущее тело с восемью сверхъестественным способностям (сиддхам). Последователи культа Натхов известны как Канпхата йогины. Они путешествуют с места на место по всей Индии и могу повстречаться где угодно. Их называют Канпхата из-за того, что носят в проколотых ушах огромные серьги. Некоторые из них нищенствуют и поют песни Горакнатха и Гопичанда. Несколько санскритских текстов, таких как Горакша асмхита, Горакша схатака, Натх-йога-прадипика, Шива самхита, Гхеранда самхита и Сиддха-сиддханта санграха, позволяют нам в какой-то мере воссоздать историю и практику Натхов.
Существует другой, близкий к Натхам, тантрический культ под названием Раса Сиддхи. В основном он базируется на понятии дживан-мукти. Здесь тело становится неподверженным разрушению с помощью раса, или химических препаратов, в основном соединений ртути.
С Раса Сиддхами ассоциируются такие известные личности как алхимик Нагарджуна, Вьяди, Вьяджа-пуауана и другие.
В первой части Расарнавы, текста этой школы, Бхайрава (Господь Шива) объясняет законы Расаяны богине. Эти законы, говорит он, являются наилучшей и наивернейшей дорогой к достижению совершенства. Богиня спрашивает о том, как достичь дживан-мукти. Лорд отвечает, что этот секрет редко известен даже богам. Концепция достижения освобождения после смерти является абсолютно бесполезной. В этом случае все создания обречены на освобождение благодаря своей смертной природе. Опять же, освобождение после смерти, о котором говорится в шести философских системах, является исключительно надуманной теорией, потому что не существует ни одного бесспорного доказательства такого освобождения. С другой стороны, состояние дживан-мукти, делая тело бессмертным, является действительным фактом. Обладая некоторым знанием, освобождение должен получить знающий. Смерть знающего исключает применение знания, и, следовательно, концепция освобождения после смерти является абсолютной фикцией. Для мукти тело должно быть сохранно и совершенно. Освобождение достижимо только в случае сохранения и совершенствования тела с помощью применения раса (что, по мнению школы Расаяна, является ртутью) и контроля над праной. Считается, что раса или парада наделена мистической способностью преобразовывать неблагородные металлы в золото. Так, в результате постоянного омоложения и укрепления сил в процессе преобразования, раса способна сделать бессмертным любое существо. Говорят, что раса зовётся парадой, потому что она способна переправить на другой берег мира. Она является квинтэссенцией Господа Шивы. Также говорится, что раса – это семя Хара (т.е. Шивы), а арбха (слюда) – это семя Гаури. Вещество, получаемое в результате соединения этих двух элементов, делает существа бессмертными.
Натха Сиддхи и Раса Сиддхи тесно связаны друг с другом общей целью устремления – достижения бессмертного, нерушимого тела, тонко чувствующего и способного вырабатывать огромное количество энергии.
Тантристы стремятся приобрести сиддхи различными путями, в том числе и с помощью использования некоторых препаратов, содержащих соединения ртути, серы, слюды и некоторых других соединений металлов. Для достижения наибольшего продвижения в этой жизни, тантристы применяют поддерживающие здоровье лекарства. В этом отношении, ртуть, её соединения, сера и слюда приобрели большое значение и тесно переплелись с тантрическим символизмом мужского-женского и с ритуальными практиками.