8. Алхимия и Тантра
Традиционно тантры подразделяют минералы на раса, простые раса, упараса, ратна(драгоценности) и дхату(металлы). Эта классификация расположена в порядке возрастания, по мнению тантрических алхимиков, пригодности работы с ртутью и её соединениями.
Классификация минералов
Существует восемь рас: абхра (слюда), вайкранта, максика (серный колчедан), вимала, шиладжат (мумиё), сасуака, чапала и расака.
Описана абхра (слюда) трёх типов, разных цветов. Предпочтительнее тот тип, у которого легко отделяются слои; о не тот, который светится подобно луне и имеет блеск железной ржавчины, потому что они плохо сочетаются с ртутью. В качестве лекарства слюда может быть использована только в соединении с ртутью. Вайкранта – это драгоценный камень с восемью гранями и шестью углами. Правильно преобразованная и ‘умерщвлённая’, она используется в качестве тоника. Максика – это медный колчедан, бывает двух цветов – золотистого и серебряного; если колчедан золотистого цвета последовательно погрузить в мёд, масло из семян Ricinus communis, коровью мочу, очищенное сливочное масло, экстракт луковиц Musa sapientum, а затем тщательно прожарить в тигле, получается медь. Вимала – это железный колчедан; он бывает трёх цветов – золотого, серебряного и латунного. Шиладжат – это мумиё. Оно выплавляется солнечным теплом из камней в горах. Сасуака - голубой купорос или сульфат меди. Если четыре части сасуаки смешать с одной частью буры, выдержать смесь в течение суток в масле из семян Pongamia glabra, а затем нагреть в закрытом тигле, получится медь. Чапала – это, вероятно, соединение висмута или селена, сульфидный минерал; его золотисто-серебряный цвет соответствует фиксации ртути. Расака – это каламин; для того, чтобы из него получить экстракт цинка, в Раса-ратна-самуччайе даны такие инструкции: “Перетрите каламин с куркумой, с myrobolans chebulic, смолой, солями, сажей, бурой и одной четвёртой от их веса semicarpus anacardium и кислыми соками. Намажьте этой смесью внутреннюю поверхность трубчатого тигля, высушите её на солнце, накройте сверху тигль другим таким же, но перевёрнутым и всё нагрейте; когда голубое пламя из расплавленного каламина станет белым, тигель берётся щипцами, переворачивается горлышком вниз и аккуратно выливается на землю. Затем собирается вытекшая эссенция, имеющая цвет олова”. Первые точные наблюдения металлургии цинка приписываются Яшодхаре, автору Расапракасха-судхакары.
Восемь упарас таковы: сера, красная охра, купорос, квасцы, аурипигмент, реальгар, анджана и канкушта
Сера бывает трёх или четырёх цветов; сера цвета, похожего на цвет клюва попугая, считается наилучшей. В соединении с ртутью и другими минералами она применяется для лечения болезней. Среди других упарас есть гаирика (красная охра) и касиса (сульфат железа). Тувари (квасцы) используются для ‘умерщвления’ ртути. Также они хороши при лечении болезней глаз. Талака – это аурипигмент (трисульфид мышьяка); для использования в качестве лекарства его перетирают с мочой коровы, трижды вымачивают в отваре Butea monosperma консистенции мёда, прожаривают в закрытом тигле и измельчают. Этот процесс повторяется двенадцать раз. Манасхила – это реальгар, дисульфид мышьяка.
Анджана (Collyriums) – это соединения сурьмы. Они используются как косметика для глаз. Бывают различных типов. Саувиранджана – это главным образом галенит и сульфид свинца. Сторанджана и ниладжана – сульфиды сурьмы. Расанджана – экстракт дерева Barberis asiatica.
Среди простых рас существуют кампила, чапала, гаури-пасхана, навасарака, карапарада, агниджара, хингула, гирисиндхура, мриддарасрингакам. Кампмлла похожа на пыли из кирпича; варатака – каури или раковина ; гирисиндхура – извлекается из камней; хингула – киноварь, из которой извлечена ртуть; мридарасрингакам жёлтого цвета и встречается в Гуджарате вблизи Горы Абу; раджаварта - это лазурит; навасара – это нашатырь; он щелочной и используется для ‘умерщвления’ ртути, преобразования железа в жидкое состояние и в медицине. Простые расы помогают проводить химические преобразования.
Существуют такие ратна (драгоценности): ваджранта, сурьяканта (солнечный камень), хиракам (алмаз), мауктикам (жемчуг), чандраканта (лунный камень), раджаварта (лазурит) и гарудадрага (изумруд); топаз, сапфир, коралл и кошачий глаз также относят к драгоценностям.
Драгоценности также считаются средствами, помогающими сгущению или коагуляции ртути. Ваджрам – это алмаз, который бывает трёх типов: женского, мужского и гермафродитом. Бриллиант с восемью рёбрами, восемью гранями, шестью углами, имеющий цвет радуги, считается мужским. Женский алмаз плоский и закруглённый; среднего рода – закруглённый, с затуплёнными рёбрами и немного тяжелее. Каждый из этих типов, в свою очередь, делятся на четыре класса в соответствии с цветом: брахмана, кшатрия, вайшья и шудра. Считается, что алмазы дарят долгую жизнь, играют роль тоника, успокаивают три доши (а именно, вату, питту и капху), ослабляют болезни и отгоняют смерть, закрепляют ртуть. Одним словом, являются панацеей. ‘Умерщвлённые’ с ртутью, они являются одними из лучших восстанавливающих средств. Существует такой метод ‘умерщвления’ с ртутью: “Положите алмаз в закрытый тигель, внутренняя поверхность которого покрыта реальгаром, перетёртым с отваром kulattha и соком Atrocarpus lacoocha и последовательно прокаленным восемь раз на сухих коровьих навозных лепёшках. Нагрейте его в сто раз сильнее и бросьте в чистую ртуть; таким образом алмаз будет ‘умерщвлён’ и превратится в мелкую пыль.”
Существует описание таких металлов, как золото (сварна), серебро (раджата или тара), медь (тара), железо (лоха), олово (ранга), свинец (нага), цинк (йашада). Описаны методы приготовления бхасма из различных металлов. Наилучший метод ‘умерщвления’ золота, равно как и других металлов, заключается в использовании ртутной пыли (обычно сульфида ртути). Золото ‘умерщвляется’, будучи перетёрто с одной четвертью своего веса ‘умерщвлённой’ ртути, какой-либо кислотой и прокалено восемь раз. Метод ‘умерщвления’ серебра с помощью ртути следующий: “Лист серебра перетирается с ртутью и соком Artocarpus lacoocha, затем помещается в серу и нагревается в закрытом тигла в песочной ванне; после остывания эта масса ещё раз перетирается с оприментом и кислотами и двенадцать раз прокаливается. В результате серебро превращается в золу”. Лист меди ‘умерщвляется’ в результате перетирания с лимонным соком, серой и ртутью, и трёхкратного прокаливания всего этого. А вот описание преобразования железа с помощью некоторых других минералов: “Возьмите одну часть ртути, две части серы и три части железного порошка и перетрите всё это с соком индийского алоэ. Через шесть часов переложите массу в стеклянный сосуд и закройте его листьями касторового куста. Через полтора часа масса нагреется. Её надо закопать в зёрна риса-падди на три дня. После этого её надо тщательно размолоть и просеять через льняное полотно”. ‘Умерщвлённое’ железо, пребывая в виде порошка, плавает на поверхности воды, а если его растереть между большим и указательным пальцами, забивает линии на них; такое железо, смешанное с патокой, Abrus precatorius, мёдом и гхи, а затем нагретое, никогда не вернётся в естественное состояние. Оно плавает в воде подобно утке, и не тонет даже тогда, когда на него помещают тяжёлые вещи, например, рисовые зёрна. Метод ‘умерщвления’ олова таков: “Оловянная фольга намазывается пастой из аурипигмента и млечного сока Calotropis gigantea, а затем посыпается золой из коры Ficus bengalenses и Tamarindus indica, после чего прокаливается и превращается в золу”. Свинец ‘умерщвляют’ следующим образом: “Возьмите двадцать тол свинца и сильно нагрейте его. Капните в расплавленный металл одну карса ртути, а затем последовательно добавьте золу Terminalia arjuna, Terminalia belerica, гранатового дерева и Achuranthes aspera весом в одну пала каждой разновидности. Масса энергично перемешивается железной ложкой двадцать ночей подряд, металл кальцинируется, превращаясь в ярко-красную золу”. В Расарнаве даётся такое определение беспримесным металлам: чистым металлом можно назвать металл, который, будучи расплавленным в тигле, не выделяет ни искр, ни пузырей, ни вспышек пламени, не издаёт никаких звуков, не образует линий на поверхности, а спокоен, как драгоценность (спокойное расплавленное состояние).
Кислоты
В Расапрадипе упоминается самкхадравраса, которая состоит из смеси азотной и соляной кислоты . Её получают путём перегонки смеси квасцов, нашатыря, соли Петре и серы. Раковины каури и металлы, помещенные в этот раствор, сразу растворяются.
Сварна тантра упоминает пять видов драврасы: лоха-драв, тарма-драв, самкха-драв, харинтал и данта-драв, которые соответственно растворяют железо, медь, ракушки, мышьяк и зубы.
Кислоты получают из следующих растительных продуктов: Rumex vesicarius, лимонов и лаймов, Oxalis corniculata, тамаринда, кислотных оснований Cicir arientinum, Zizuphus jujuba, гранатов, Averhoa carmbola. Эти кислоты хорошо подходят для очищения, разложения и ‘умерщвления’ ртути и минералов.
По утверждению Джозефа Нидмана, некоторые китайские тексты свидетельствуют о том, что в Индии давно были известны минеральные кислоты. Он пишет, что Ван Суан Ше был государственным служащим, который уехал из Китая (во второй раз) в 648 г. н.э. в качестве посла при дворе короля Харша Вардхана в Магадхе (совр. Патне). Харша умер, а министр, узурпировавший власть, атаковал китайское посольство, разграбил его и убил большинство людей из свиты Вана. Однако сам Ван спрятался в холмах и по прошествии некоторого времени, с помощью королей Непала и Тибета, вернулся и свергнул узурпатора. Позднее он вернулся в Китай. Это событие было описано веком позднее, и интересно тем, что там есть упоминание о минеральных кислотах. В Йо-Йанг и Тса-Тсу Хуан Чен-Шихэ (860г.н.э.) говорится: “Ван Суан Ше был знаком с индийским принцем по имени А-Ло-На-Шун. У них был опытный учитель по имени На-Ло-Ми-Со-Пхо (м.б. свами Нарайана), который говорил, что может сделать так, что человек будет жить двести лет. [Император] Хай Цун был очень удивлён и пригласил его жить в Чин Йен Мэн (дворце), для того, чтобы изготавливать лекарства, продлевающие жизнь. Он приказал военному министру, Цзуй Тун-Ли, контролировать это. Индусы говорят, что в Индии есть вещество, называемое Пан Ча Шуи (Пан-Чха-Чо вода), получаемая из минералов в горах, и бывающая семи различных цветов. Иногда она горячая, иногда – холодная, может растворять травы, дерево, металлы и железо, и если капнуть её на руку, она повредит кожу. Для её хранения надо использовать череп и кости верблюдов.”
Кроме того, Ниидхэм утверждает, что когда в Расарнава-тантре говорится об ‘умерщвлении’ железа и других металлов с помощью вида (м.б. растворителя), который изготовляется из железного купороса (касиса), пирита и т.д., и в Раса-ратана-самуччайе – о процессе ‘умерщвления’, имеется в виду получение солей металлов.
Кроме этих минералов и кислот в тантрической алхимии упоминаются шесть солей, а именно: самудрам (дословно: образовано из морской воды), саиндхава (каменная соль), видам, сауварчала, ромака и чулика лавана (нашатырь). И три щёлочи: карбонат калия, карбонат натрия) и бура.
Используются такие почвы: кирпичи, красная охра, соляные залежи, зола и земля из муравейника.
Также используют растворители: патока, бделиум, Abdus precatorius, очищенное сливочное масло, мёд и бура. Эти вещества используют при плавке большинства тугоплавких металлов, и поэтому они выделены в отдельную группу растворителей.
Лаборатория
В Раса-ратна-самуччайе даны такие указания по оборудованию лаборатории: лаборатория должна располагаться в районе, богатом лекарственными растениями и источниками. Она должна быть оснащена различными инструментами. В восточной части располагается фаллос из ртути, печи – на юго-востоке, инструменты – на юго-западе. Надо иметь коштхи -аппараты для получения эссенций, сосуды с водой, воздуходувные мехи и многое другое; также ступки для размельчения и размалывания, пестики, сита с различной пропускной способностью, глина для тиглей, сухие коровьи лепёшки, реторты, сделанные из стекла, землю, железо, раковины, железные лотки и т.д.
Расашала – это место, где производятся операции в присутствии расалинга, символ эзотерических потенциальных возможностей, сделанный либо из золотой амальгамы, полученной путём перетирания трёх частей золота и девяти частей ртути, или из ртути и серы, сформированных в виде лингама. Он имеет большое значение и процесс его изготовления состоит из тщательного смешивания ртути с экстрактом дхинти (Barberia cristata) и непрерывного перемешивания (без перетирания) до получения консистенции ила. Затем из смеси формируется лингам, вся поверхность покрывается порошком серы и сильно нагревается на огне от древесного угля или коровьих лепёшек. Процесс повторяется до тех пор, пока лингам, теперь называемый расалинга, не затвердеет. Расалинга несомненно представляет собой тантрический символ, отображающий противоположность мужского (ртуть) и женского (сера) на божественном уровне, соответствующий тантрическому представлению о высшем, являющемся недуальным богом.
Инструменты
Существует описание различных аппаратов и инструментов, которые используют в химических процессах; среди них наиболее часто используемые такие:
Дола-янтра. Глиняный горшок, наполовину заполняемый жидким реактивом и стержень, расположенный в его горлышке, к которому привязан кусок ткани к котором находится лекарство. Жидкость доводится о кипения на медленном огне, горящем под горшком. Второй перевёрнутый сосуд закрывает его сверху.
Сведана-янтра. Глиняный горшок, наполненный водой или жидким реактивом и сверху закрытый тканью. Субстанция, подлежащая пропариванию, располагается на этой ткани. Другой горшок переворачивается и прижимается к ободку первого, потом всё это помещается на медленный огонь.
Патана-янтра. Два глиняных горшка соединяются своими отверстиями друг с другом, а место соединения замазывается пастой, приготовленной из извести, неочищенного сахара, железной ржавчины и молока .
Адха-патана-янтра. Также состоит из двух горшков. На дне верхнего горшка нанесена паста из ртути и некоторых других элементов. Нижний горшок наполовину наполнен водой. Огонь разводится вокруг верхнего горшка. Пары или эссенция лекарства собирается в воде.
Дхеки-янтра. Под горлышком глиняного сосуда проделано отверстие, в которое вставлена бамбуковая трубочка; другой конец трубочки вставлен в отверстие перевернутого бронзового сосуда, под которым расположен другой бронзовый сосуд, наполненный водой. В глиняный горшок помещается ртуть, смешанная с другими ингредиентами, под ним разводится огонь. Через некоторое время ртуть перегоняется и собирается в верхнем глиняном сосуде.
Балука-янтра (Песочная ванна). В стеклянную колбу с длинным горлышком помещаются ртутные препараты, затем колба оборачивается семью слоями ткани, смазанной глиной, образуя слой в ширину пальца; затем все это высушивается на солнце. Эта колба, содержащая ртутные препараты, помещается на три четверти своей длины в песок, находящийся в глиняном горшке. На этот глиняный горшок помещается другой горшок и их края смазываются глиной. Нагревание производится до тех пор, пока не загорится солома, положенная на верхний горшок. Если песок в нижнем горшке заменяется солью, это называется Лавана-янтрам (Соляная ванна).
Налика-янтра. Если в вышеописанном стеклянную колбу заменить железным трубкой, это будет называться Налика-янтрам.
Тирьяк-патана-янтра. В сосуд, из-под горлышка которого отходит вниз под наклоном длинная трубка, помещается ртутный препарат. Другой конец трубки соединяется с расположенным ниже горшком, содержащим воду. Все сосуды этого устройства закрытые. Огонь разжигается под верхним сосудом. Постепенно пары ртути собираются в воде в нижнем горшке.
Видьядхара-янтра. Два глиняных сосуда располагаются один под другим. В верхний сосуд наливается холодная вода, а под нижним разжигается огонь. В нижний сосуд помещают ртутные компоненты, а ртуть конденсируется на дне верхнего сосуда.
Дхупа-янтра. Снаружи сверху горлышка железного сосуда из тонкого железного листа делаются бортики, затем на них помещаются золотые пластины, а на дно сосуда кладется смесь из серы, реальгара, орпимента и т.д. Сверху этого сосуда помещают другой, перевернутый, края их замазываются. Нижний сосуд нагревают. Золотые листы окуриваются и чернеют. То же самое можно производить с серебряными листами.
Другими важными янтрами являются: Каччапа-янтра, Дипика-янтра, Джарана-янтра, Соманала-янтра, Гарба-янтра, Ханспака-янтра, Бхудхар-янтра, Питта-янтра,Коштхи-янтра, Валбхи-янтра, Иштика-янтра, Дамру-янтра и многие другие.
Тигли. Глинистая или слабо окрашенная почва, сахар или земля из муравейника, земля, смешанная с пережженной шелухой риса падди, корнями конопли, древесным углем и конским навозом размалываются в металлической ступе и также железная ржавчина – все это должно помещаться в тигли. Существуют тигли различных форм и размеров.
Несколько типов пута рекомендованы для процесса получения различных металлических субстанций, включающего множество операционных технологий, для получения наиболее эффективных композиций. Например, то, что известно как махапута: делают кубическое углубление длиной, шириной и глубиной в три фута , наполняют коровьим навозом. В середину массы помещается закрытый тигль с веществом. Затем навоз поджигают, и тигль с веществом начинает нагреваться. Процесс продолжается до тех пор, пока весь навоз не превратится в пепел. В другой путе, называемой гаджа-пута, кубическое углубление имеет длину, ширину и глубину равные 22,5 дюймам. Восемнадцатидюймовое кубическое углубление называю вараха-пута, а пятнадцатидюймовое – куккута-пута. Иногда, например, в бханда-пута, вместо коровьего навоза для получения огня используют листовую обертку початка кукурузы. В особых случаях используют солнечное тепло (сурья-пута).