2. Тантрическая литература по медицине и алхимии
Для того чтобы человеческое тело пребывало в здоровом состоянии и не было подвержено различным болезням, тантристами было проведено множество экспериментов и разработано много процедур. Важное место занимает использование ртути. Ртуть используется при изготовлении омолаживающих эликсиров и при преобразовании неблагородных металлов в золото и серебро.
Спорный вопрос - достигнута ли первоначальная цель тантры или нет, но как побочным результатом работы стало большое множество соединений металлов, широко используемых в медицинской практике.
Эти химические и алхимические процессы и процедуры описаны в некоторых тантрических текстах. Эта литература достаточно объёмная, но не отличающаяся разнообразием. Большинство текстов содержат более-менее похожие материалы и методы. Далее перечислены важнейшие тексты, написанные на санскрите. Время создания большинства из них точно не установлено, но в основном это восемнадцатый – девятнадцатый века н.э.
Расаратнакара. Создание этого буддийского тантрического трактата приписывается Сиддхе Нагарджуне. Здесь происходит обсуждение некоторых химических процессов в форме беседы Шаливахана, Нагарджуны и Ратнагхоша Мандавьи. Описываются различные химические методы при работе с металлами: методы преобразования различных металлов в золото и серебро; методы очищения этих металлов; получение цинка, ртути и меди из их руды; кристаллизация ртути и методы проверки результатов. Также даётся описание получения кристаллов красного сульфида ртути (Сварна синдура или макарадхваджа), медикамента, который до сих пор используется аюрведическими врачами в Индии для излечения практически всех болезней. Также упоминаются названия более двух дюжин типов янтр (аппаратов) для проведения различных физико-химических процессов, таких как дистилляция, возгонка, экстрагирование, кальцинирование(прокаливание), настаивание, кристаллизация, фильтрация, очистка, плавка, сухая возгонка, подогрев с помощью пара, подогрев с помощью песка, и т.д.
Раса-хридья. Это буддийский тантрический текст Говинды Бхагавата, жившего, скорее всего, около девятого – десятого века н.э., написавшего этот трактат по требованию короля Кираталанда, т.е. области, на которой расположен современный Бутан. В нём описан метод очищения ртути от примесей свинца и олова.
Два трактата, а именно Сиддха-йога и Чакрадатта, созданные в одиннадцатом веке н.э., главным образом относящиеся к Аюрведе, представляют интерес потому, что в них описываются методы лечения различных заболеваний с помощью ртути и соединений других металлов.
Сиддха йога. Написана Вриндой около десятого века н.э. Этот медико-алхимический трактат включает в себя выдержки из трактатов Чараки, Сушруты, Вагбхаты, Мадхавакары и Нагарджуны. Он пользовался большой популярностью, и в четырнадцатом веке Шри Кантхадатта написал к нему комментарии под названием Кусумавали. Сиддха йога описывает внутреннее применение ртути. Так, даётся описание лекарства под названием парпати-тамарам, которое получают, смешивая серу, медь и серный колчедан с ртутью и прокаливая это в закрытом тигле. Принимают полученный препарат с мёдом. Сульфид ртути является основным компонентом другого лекарства под названием расамрита чуранам; для этого одну часть серы и половину части ртути перетирают вместе; принимают это с мёдом и очищенным сливочным маслом. Также в Сиддха йоге упоминается ртуть как составная часть наружных средств, используемых для уничтожения вшей. Описываются соединения меди, используемые при изготовлении collyrium.
Чакрадатта. Ещё один аюрведический трактат, созданный Чакрапани и описывающий методы очищения и использования ртути. Для очищения ртуть последовательно перетирают с соком Sesbania aculeata, Ricinus communis, Zingiber officinalis, и Solanum nigrum. Для получения collurium или Каджаали, одна часть такой ртути и одна часть серы перетираются вместе в ступке. Для получения медного компонента (тамрайога) предлагается следующий метод: “Возьмите тонкий лист непальской меди и поместите его в порошок серы. Всё это поместите в одно глиняное блюдце и накройте другим блюдцем. Края замажьте сахарной или рисовой пастой и нагревайте это в песочной ванне в течение трёх часов. Приготовленная таким образом медь толчётся и принимается с другими лекарствами”. (Вероятно, это руководство получения сульфида меди). Также описан метод разрушения железа. Он состоит в натирании куска железа пудрой различных растительных продуктов, таких как Berrelic murobalans, Clitoria ternatea, Vitis quadrangularis и т.п. Затем всё это сильно нагревают до точки плавления и погружают в отвар миробаланов. Затем железо разбивается с помощью железного молотка и превращается в порошок. Потом эта пудра настаивается в отваре миробаланов и неоднократно нагревается в тигле. (Конечным продуктом этого процесса, судя по всему, является оксид железа).
Расарнава калпа. Этот брахманический трактат скорее всего был создан около одиннадцатого века н.э. В основном он посвящён преобразованию низкопробных металлов в золото и серебро с помощью ртути, что может привести к материальному благополучию, омоложению тела, долголетию и излечению от болезней. Здесь даётся подробное описание растительных продуктов, используемых в процессе преобразования металлов. Также описываются способы применения серы и сульфида мышьяка. Согласно этому трактату, основная роль ртути состоит в преобразовании металлов и совершенствовании тела.
Расарнава. Это Шива-тантра неизвестного автора, созданная примерно в двенадцатом веке н.э. и построенная в виде диалога между Бхайравой (Шивой) и его супругой Парвати. Ртуть здесь имеет божественное происхождение и представлена как семя Шивы. Комбинация ртути и слюды уничтожает смерть и нужду. Также здесь говорится о том, что ртуть может преобразовывать другие металлы в золото. Среди всего прочего здесь описаны аппараты для проведения химических процессов; описаны оттенки пламени, даваемые различными металлами; тесты, позволяющие судить о чистоте металла; методы получения и очистки металлов; разрушение ртути и золота и получение различных сплавов. Эта работа в основном составлена из материалов более ранних трактатов, включая Расаратнакару, но, с вою очередь, она легла в основу многих последующих трудов.
Расендрачудамани. Это буддийская тантра Сомаведы. В ней также содержатся материалы из более ранних тантр. Написана она примерно в двенадцатом – тринадцатом веке н.э. Среди описанных здесь различных химических процессов здесь есть тест окисления железа, метод получения сурьмы, метод получения сплава меди, олова, цинка и свинца с использованием при этом ртути. Этот сплав назвали чапа, считается, что он способен окислять и восстанавливать ртуть.
Расапракаша Судхакара. Это буддийская тантра Ясодхара, написанная примерно в тринадцатом веке н.э. В ней имеются ссылки на Нагарджуну, Сомадеву и Рудраямала тантру. Надо отдать должное автору за точные наблюдения в металлургии цинка.
Расакалпа. Предположительно эта Шайва тантра является частью Рудраямала тантры. Относится к тринадцатому веку н.э. В ней описываются металлы, минералы и процесс их ‘разрушения’ при помощи различных устройств. Среди описанных здесь химических процессов есть тест, определяющий, была ли ‘разрушена’ ртуть.
Расаратна-самуччайя. Написана Вагбхатой в тринадцатом веке н.э. Автор предваряет трактат следующими словами: “Этот трактат, посвящённый изучению ртути и минералов, названный Раса-ратна-самуччайя и предназначенный для излечения болезней, составлен сыном Симхагупты с учётом работ предшествующих исследователей и других источников. В нём содержатся результаты изучения ртути, минералов и металлов, конструкции аппаратов, описывается мистическая формула очищения металлов, получение экстрактов (активных элементов), сжижение и сжигание.” Расаратна-самуччайя является типичным медицинским химическим трактатом своего времени. В нём собраны и описаны все доступные к тому времени знания в этой области. Автор этого трактата был поклонником Шивы-Парвати, но молитва в начале книги носит буддийский характер.
Раса-раджа лакшми. Создана Рамешварой Бхаттой в конце четырнадцатого века, описывает различные расы и упарасы и имеет ссылки на такие работы и таких авторов как Расарнава, Какачандишвара, Нагарджуну, Вьяди, Саччанду, Дамодара, Васудеву и Бхагавата Говинду.
Расаксхатра-малика. Написана Матхасинхой, врачом короля Малва, около начала пятнадцатого века. В нескольких описанных здесь рецептах преобладают препараты минералов. Также упоминается использования опиума.
Расаратнакара. Составлена Сиддха Нитьянатхом, сыном Парвати. Автор объясняет цель компиляции следующими словами: “Всё, что было сказано о ртути Шивой в Расарнаве,о ртути Расамангалом в Дипике, всё, что было сказано Нагарджуной для облегчения страданий людей от болезней, а также всё, сказанное Сиддхой Чарпати, Вагха Бхаттой и Сушрутой – все эти и многие другие трактаты были изучены, отсеяны лекарства и медикаменты, трудные в получении. Затем все основные моменты этих трактатов были соединены в этой работе. Также здесь собрано всё, чему меня научили мои учителя и всё, что я испытал на практике”.
Расасара. Написанная Говиндачарьей, эта объёмная, но чисто химическая работа описывает восемнадцать операций с ртутью. Автор, преданный индуист, в этой работе преклоняется перед Шивой и Вишну. Он говорил, что его труд основан на ранних общепринятых работах и опыте знающих людей, и что он обязан многими знаниями об определённых процессах тибетским буддистам. Наиболее вероятно, что работа написана в тринадцатом веке н.э. В ней говорится также и об использовании опиума, но относительно его происхождения, автор был уверен, что его получают из определённых видов ядовитых морских рыб или змей (слово ‘опиум’ на санскрите звучит как ахипхена, дословно ‘пена змеи’).
Сарангадхара самграха. Написанная Сарангадхарой, она основывается и на Аюрведе, и на тантрах. В главе, посвящённой очищению и сжиганию металлов, даётся описание семи металлов; в них не входит цинк, но включены латунь и колокольный сплав. Этот трактат подробно описан в работе Jaggi O.P., Indian system of medicine,1972.
Расендра-сарасмграха. Написанная Горалкришной, она сыграла большую роль в увеличении терапевтической эффективности минеральных препаратов. Анологичный трактат того же времени – Расендракалпа-друма. Дхатуратнамала Девадатты из Гуджарата, написанная в четырнадцатом веке, описывает процессы окисления металлов и минералов.
Расакаумуди Гьянчандры и Расапрадипа, написанные в пятнадцатом – шестнадцатом веке, кроме всего прочего, описывают опиум и неорганические кислоты.
Дхатукрийя. Написана в пятнадцатом – шестнадцатом веке н.э. в виде диалога между Шивой и Парвати. Для обозначения серной кислоты используется слово ‘дахаджала’ (дословно – ‘огненная вода’). В этом трактате упоминается государство пхирангас и Рума (арабское название Константинополя (Истамбула)). Также говорится, что медь обнаружена в Непале, Кампуре (Ассаме), Бенгале, государстве млеччхас, Руме и государстве пхирангас. Цинк найден в Камбодже, Руме (Истамбуле) и Балхе.
В добавление к перечисленным, данным вопросам также посвящены следующие тексты: Расендрачинтамани Рамачарандра Гуха; Лохападдхати Сирешвары; Канкалигрантха Нарасимха Схорти; Расамуктавали Деванатха; Расападдхати Бинду Пандита; Расамритамала Рамешвара; Парадайога шастрам Шиварама Йоги; Расаратнамала Нарасимха; Расамангал Гахананда Муни; Расараджашанкара Рамакришны. Также существует много работ неизвестных авторов, например Кайлаша Каракарам, Гандхака калпа, Дхатумарана, Дхатуратанмала, Дхатушуддхи Пракарна, Расадрути Пракарана, Раса Вайсхесхикам, Расаграндха, Расанигханту, Расаранджана.
Канджур (Канг-гхур) и Танджур (Стан-гуур), тибетские аналоги буддийской Трипитаки, являются огромными собраниями работ, переведённых сначала с санскрита и затем с китайского языка между седьмым и тринадцатым веками н.э. Эти собрания представляют большую ценность, так как их санскритские оригиналы, на сегодняшний день либо утеряны, либо находятся в недоступном месте. Танджур, хотя и является комментарием к Канджуру, представляет собой большую работу, почти в два раза больше Канджура и содержит примерно 225 больших томов. Считается, что некоторые его части были созданы даже ранее седьмого века н.э., но основной объём принадлежит к более позднему времени. В нём можно выделить два основных класса: Ргууд, относящийся к санскритской тантре, и Мдо или До, относящийся к санскритской Сутре (наука и литература). Примерно пять томов Танджура посвящены медицине, некоторые другие тома – астрономии и астрологии. Среди всего прочего в Мдо имеется работа, посвященная получению ртутной амальгамы, которая здесь представлена как наиболее эффективное вещество для ослабления симптомов любой болезни и для увеличения энергии тела. В другой работе описывается преобразование неблагородных металлов в золото.
Раса-Сиддхишастра, Дхату-вадашастра или Дхату-вадашастроддрти, Сарвешвара-расаяна и Дхатувада – все они содержатся в Танджуре и описывают разнообразные алхимические процессы. В Дхатуваде описаны методы преобразования неблагородных металлов в золото и серебро. Сарвешвара-расаяна содержит описания методов очищения ртути, олова, серебра и золота, а также приготовления лекарств на основе металлов, способных излечивать любые болезни и превращать стариков в действительно молодых людей.
Помимо вышеназванных санскритских и тибетских текстов, существует большое количество текстов на таких языках как тамильский, телугу, каннада, малайский, бенгальский, мараси, орийя и гуджарати.