ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

 

Йога как элемент глобальной культуры

 

Санскритское слово йога в наши дни стало столь популярным, что за ним скрывается множество путей развития, представляющих совершенно различные культурные традиции, не только индийскую. Став в современном мире словом, обобщающим разные способы саморазвития человека, оно применяется и для множества других направлений, фактически став явлением глобальной культуры – «африканская йога», «даосская йога», даже «индонезийская» – тоже йога.

Оставив в стороне неактуальные уже рассуждения о правомерности столь вольного толкования, примем как факт: слово йога укореняется в общественном сознании как своеобразный символ, характеризующий поиск внутренней свободы и развития. Разумеется, символизм превращает конкретику в образы, что позволяет весьма свободно трактовать их – вплоть до известной неопределенности, не теряющей при этом в глазах массового потребителя своей загадочной привлекательности. Сегодня в популярности слово-образ «Йога» сможет, пожалуй, дать фору если не таким символам как «Гламур», то уж «Че Геваре» или «Бобу Марли» – точно.

Любопытно, что зачастую реальное понимание значений символов заменяется эмоцией к ним. Массовость отношения к образу (у каждого, впрочем, все равно собственного, индивидуального отношения) формирует своеобразную силу этого образа. В результате многие ищут уже не столько знание, скрывающееся за символом, сколько эмоциональное переживание от причащения к силе образа – силе, во многом воображаемой самим человеком. Не забудем при этом, что вера способна совершать чудесные превращения.
Неизменным остается, пожалуй, само слово йога, но не его действительное значение. Многим людям, привлекаемым таинственностью слова-образа «йога», по меньшей мере, неизвестны, если не чужды, действительные цели классической йоги. Едва замечу лишь, что имеющая философское обоснование в санкхье йога трактует свободу как состояние миропреодоления, конечного отделения духа от материи, прекращения перерождений.

В лучшем случае общественное сознание трактует йогу как некое движение, если хотите, стиль поведения человека, его поиск внутренней свободы. И именно этот стиль, альтернативный традиционному западному пониманию физического развития человека, становится все более востребованным во всем мире – что можно отметить как в целом позитивную общемировую тенденцию к всестороннему оздоровлению и осветлению.

У современной глобальной культуры – свои механизмы, свои «каналы», по которым может развиваться то или иное явление. Эти механизмы нерациональны, люди – так сложилось – знанию предпочитают образы, разуму предпочитают эмоциональное проживание (столь подчас неуправляемое, что, скорее, прожиГание).

И кто-то способен внутренне трансформировать этот во многом уже условный образ, наделить его положительным качеством и соответственно к нему относится, этим наполняя свою жизнь, а кто-то – нет. И если одни от этой интеллектуальной диеты скоро отупеют в конец, то другим повезёт куда больше. По сути, психическое здоровье в недалёком будущем будет зависеть от творческих способностей сознания к интерпретации всевозможных образов, постепенно становящихся доминирующим способом восприятия реальности.

Так развивается цивилизованное общество, в силу разных причин уже фактически отправившее рационализм в утиль. Йони Востока поглощает лингам Запада, глобальная культура всё больше напоминает улыбающуюся группу в стиле «World music» с алтайцем на варгане и негром на бонгах. И если по «каналам» развития этой глобальной культуры течёт живая вода «йоги» (образа, несомненно, светлого и одухотворяющего) – кто-то возражает? Так что, дорогие друзья, творческий подход к миру и в прежние времена приносил людям много радости, а в новое время тем паче будет востребован все больше и больше.