Страница 14 из 16
Аюрведа - наука самоисцеления (автор: Васант Лад) - Глава 12
Содержание материала
Глава 12
Долголетие
С момента физического рождения и до физической смерти тело ведет продолжительную борьбу против процесса старения. Поскольку происходит непрерывное разрушение тканей и органов тела на клеточном уровне, создавая упадок и дегенерацию, то на клеточном уровне должно происходить и восстановление организма.
Тридоша играет очень важную роль в поддержании здоровья клеток и в долголетии. Каждая доша жизненно важна в поддержании миллиардов клеток, составляющих человеческий организм. Капха поддерживает долголетие на клеточном уровне. Питта управляет питанием и пищеварением. Вата, будучи тесно связанной с практической жизненной энергией, управляет всеми жизненными функциями.
На глубинном уровне, чтобы сражаться со старением, необходимы баланс трех тонких основ в организме: праны, оджаса и теджаса. Функции праны, оджаса и теджаса соответствуют на тонком уровне творения функциям вата, капха и питта. Надлежащая диета, упражнения и стиль жизни могут обеспечить баланс в этих трех тонких основах и гарантировать долголетие.
Прана - это жизненная энергия, которая осуществляет дыхание, снабжение кислородом и циркуляцию крови. Прана также управляет моторными и сенсорными функциями. Жизненная праническая сила воспламеняет основной огонь тела (агни). Естественный разум тела выражается спонтанно через прану. Например, если у ребенка недостаток железа или кальция, естественный разум тела, управляемый праной, побудит его есть грязь, которая является источником этих элементов.
Местоположение праны - голова; прана управляет всей высшей деятельностью мозга. Функции ума, памяти, мышления и эмоций находятся под контролем праны. Физиологические функции сердца также управляются праной. Из сердца прана входит в кровь, управляя таким образом кислородным питанием всех дхату и всех жизненно важных органов.
Прана управляет биологическими функциями двух других тонких основ: оджас и теджас. Во время беременности пупок плода является дверью, через которую прана входит в лоно и в тело плода. Эта прана также регулирует циркуляцию оджаса в плоде. Таким образом, у всех людей (и у еще неродившихся) нарушение праны может создать дисбаланс оджас и теджас, а нарушение оджаса и теджаса могут вызвать нарушение праны.
Оджас является основой семи тканей тела - дхату. Он является жизненно важной энергией, управляющей гормональным балансом. Основа всех дхату - сверхтонкий элемент шукралартав - находится в сердце. Оджас - это жизненная энергия, контролирующая с помощью праны жизненные функции. Оджас содержит в себе все пять основных элементов и все жизненно важные субстанции телесных тканей, и он ответственен за самоиммунную систему и за разум.
Поскольку оджас связан с капха, усугубление капха вытесняет оджас и наоборот. Вытеснение оджаса создает нарушения, связанные с капха: диабет, слабость костей и суставов и окоченение конечностей. Уменьшение оджаса создаст реакции, связанные с вата: страх, общую слабость, неспособность чувств к восприятию, потерю сознания и смерть. Баланс оджаса необходим для биологической крепости и для иммунитета.
Гхи помогает увеличить оджас. Материнское молоко содействует развитию оджаса в теле ребенка, поэтому важно, чтобы ребенок получал материнское молоко для развития биологической крепости. В течение восьмого месяца беременности оджас переносится в плод из тела матери. Если роды будут преждевременные, до такого перенесения оджаса, ребенку будет трудно выжить. Этот феномен демонстрирует важность оджаса в поддержании жизненных функции. Оджас необходим как в начале жизни, так и в долголетии.
На психологическом уровне оджас ответственен за проявление сострадания, любви, мира и творческой энергии. Посредством пранаямы, духовной дисциплины и тантрической техники можно трансформировать оджас в духовную силу. Мощь духовной энергии создает ауру или сияние вокруг головной чакры. Человек с сильным оджасом обладает привлекательностью, сияющими глазами и спонтанной спокойной улыбкой. Такие личности наполнены духовной энергией и мощью. Духовная практика и целибат увеличивают эти качества. Те, кто потворствует излишествам в сексе и мастурбации, рассеивают энергию оджас в момент оргазма. Результатом этого становится слабый оджас, который непосредственно влияет на иммунную систему; такие личности становятся восприимчивыми к психосоматическим заболеваниям. Смотрите раздел Рецепты, приложение 3 - миндальный напиток.
Теджас - это основной и очень тонкий огонь, который управляет обменом веществ через ферментную систему. Агни - центральный огонь в теле, способствующий пищеварению, перевариванию и усвоению пищи. Дальнейшая трансформация ингредиентов веществ в тонкие ткани управляется тонким уровнем энергии агни, называемой теджас. Теджас необходим для питания и трансформации каждой дхату. Любая дхату имеет свой собственный таджас или дхату-агни. Это является основой для функционирования тонких тканей.
Когда теджас отягощен, он сжигает оджас, уменьшая иммунитет, чрезмерно стимулируя деятельность праны. Увеличенная прана создает дегенеративные нарушения в дхату. Недостаток теджаса приводит к повышенному созданию нездоровых тканей, способствует росту опухолей и препятствует течению пранической энергии.
Неправильная диета, вредные привычки, злоупотребление наркотиками - все это будет причиной дисбаланса в теджас. Горячие, острые и проникающие вещества увеличивают теджас.
Также как для здоровья важно обеспечить баланс тридоша, дхату и трех мала (отходов тела), также важно для долголетия, чтобы прана, оджас и теджас оставались в равновесии. Для создания такого равновесия процесс омолаживания организма, которому учит Аюрведа, наиболее эффективен.
Омоложение должно происходить на физическом, ментальном и духовном уровнях. Перед тем, как начать программу физического омоложения, тело должно быть очищено. Запыленная одежда не имеет истинного цвета, в который она окрашена, также и тело не пригодно для омоложения до тех пор, пока оно не очищено изнутри. Восстанавливающая трава принимается внутрь, проходит через желудок, тонкую и толстую кишки до того, как войти в систему кровообращения. Все эти физиологические пути должны быть очищены, чтобы трава достигла глубоких тканей тела, где начинается процесс омолаживания. Очищение тела осуществляется совершением пяти процедур панча карма: терапевтической рвотой, приемом слабительного, медицинской клизмой, очищением носа травами и очищением крови. (Детальное описание этого лечения смотрите в главе 7). Рвота очищает желудок, который является местом капха; слабительные очищают тонкую кишку - место питта; лечебная клизма очищает толстую кишку, место вата; травное лечение носа очищает ум и сознание. Для очищения крови необходимо кровопускание, это настолько очистит кровь, что плазма крови сможет перенести восстанавливающие питательные ингредиенты трав в глубокие ткани.
Ментальное омоложение приводит к спокойствию ума. Спокойный, размышляющий ум также может помочь поддержать долголетие. Поэтому человек должен учиться наблюдать свою умственную деятельность, мышление, эмоции, оставаясь в стороне от переживаний.
Чтобы способствовать ментальному миру, человек, по рекомендациям Аюрведы, должен изолироваться от мира и избегать общества и мирских связей. Однако для большинства людей такой подход неприемлем. Поэтому Аюрведа рекомендует второй метод ментального восстановления, при котором личность учится быть в миру, но не от мира. При этом подходе человек наблюдает свои привязанности, чтобы определить, какие из них создают стресс. Без привязанностей и стрессов жизнь человека становится самой счастливой, самой здоровой и самой умиротворенной. Такая жизнь создает естественное долголетие.
Целибат и духовная дисциплина, наряду с йогической практикой, также способствуют восстановлению организма. Эти вещи приводят к духовному постижению и оздоравливающим переменам на жизненном пути, что способствует долголетию.
Современная медицина обладает развитой технологией для поддержания функционирования организма даже после того, как связи тела с эмоциями и духом прекращаются. Хотя Аюрведа помогает продлению жизни, насколько это возможно, она также учит, что могут быть кармические ограничения срока жизни отдельной индивидуальности. Аюрведа уважает жизнь и смерть и их сокровенную связь. Наука жизни также предусматривает пути, на которых индивидуальность может встретить смерть умиротворенно. Согласно Аюрведе смерть - друг человека. Тело умирает, но индивидуальное сознание (душа) не умирает - она вечна.
Для достижения освобождения требуется дисциплина. Аюрведические основы дисциплины - это тщательно подобранная диета и уравновешенность бытия. Дисциплина тела, ума и духа должна достигаться через такую традиционную практику, как йога, пранаяма и тантра. Эта практика принесет человеку духовное и физическое освобождение.
Йога
Согласно Аюрведе, практика йоги является духовной наукой и она есть важное естественное предупреждающее средство, гарантирующее долголетие. Аюрведа и йога - науки-сестры. В Индии существует традиция изучать Аюрведу перед принятием практики йоги, поскольку Аюрведа - это наука о теле, и только тогда, когда тело становится пригодным, считается, что человек готов изучать духовную науку йоги.
Йогическая практика описана отцом йоги Патанджали. Она весьма способствует поддержанию хорошего здоровья, благополучия и долголетия. Патанджали описал восемь разделов йоги и йогической практики: естественное регулирование нервной системы, руководство к очищению, позы тела, концентрация, созерцание, пробуждение сознания и стадия совершенного равновесия.
Йога приводит человека к естественной позиции спокойствия и уравновешенности. Йогические упражнения имеют как предохранительное, так и целебное значение. Йогическая практика помогает достичь естественного порядка и баланса на обменном и нейрогормональном уровнях, усовершенствовать эндокринный обмен, создавая, таким образом, заслон против стресса. В лечении стрессов и связанных с ним заболеваний (гипертония, диабет, астма, ожирение) Йогическая практика дает замечательный эффект.
Йога - это наука о союзе с Изначальным Существом. Аюрведа - это наука о существовании, о повседневной жизни. Когда йоги делают обычные позы и следуют обычным предписаниям, они открывают энергии, которые скапливаются и застаиваются в энергетических центрах, и дают им движение. При застое эти энергии создают различные болезни. Йог может временно страдать от физических и психологических нарушений, поскольку в системе йогического очищения ума, тела и сознания происходит выход болезнетворных токсинов. Используя аюрведическую диагностику и лечение, йоги эффективно борются с этими нарушениями.
Аюрведа указывает какой тип йоги подходит для каждой личности, согласно индивидуальной конституции (сопровождающая диаграмма указывает, какие позы хороши для каждого типа конституции, также указываются позы для особых заболеваний). Например, человек питта конституции не должен делать стойку на плечах более одной минуты, иначе могут произойти ментальные нарушения. Аналогично, люди вата конституции не должны долгое время делать стойку на плечах, поскольку эта поза создает слишком большую нагрузку на седьмой шейный позвонок. Этот позвонок очень чувствителен, и при тонкой костной структуре вата конституции нагрузка на него может привести к смещению в позвоночном столбе. Подавленный гнев будет смещать шейный позвонок вправо, а подавленный страх сместит позвонок влево. Люди капха конституции не должны делать позу скрытого лотоса продолжительное время, ибо эта поза создает прямое давление на надпочечную железу.
Дыхание и медитация (пранаяма)
Дыхательные упражнения, называемые пранаямой, являются оздоровительной йогической техникой, способной привести сознание в необычайное равновесие. Практикуя пранаяму, человек переживает Чистое Бытие, постигает истинный смысл мира и любви. Пранаяма обладает многими восстановительными, оздоравливающими качествами и в том числе творческим воздействием на организм, она может привнести в жизнь радость и блаженство.
Как и в йоге, в пранаяме упражнения рассчитаны на различные конституциональные типы людей, на которые указывает Аюрведа.
Люди питта конституции должны дышать через левую ноздрю. Вдох осуществляется через левую ноздрю, а выдох через правую; большой и средний пальцы поочередно открывают и закрывают ноздри. Это упражнение имеет охлаждающий эффект в теле, увеличивая женскую энергию.
Люди капха конституции должны дышать правой ноздрей, вдыхая через правую и выдыхая через левую ноздрю. Это упражнение имеет оздоровительное влияние на организм, увеличивая мужскую энергию.
Люди вата конституции должны дышать обеими ноздрями поочередно. Так как вата обладают активной деятельной силой, дыхание через каждую ноздрю поочередно внесет в такой организм равновесие.
Тучные люди должны заниматься йоговскими дыхательными упражнениями под названием «дыхание огня». Это упражнение делают, сидя в удобной позе. Глубоко вздохнув, начинают быстро и сильно выдыхать через нос. После такого выдоха естественно произойдет вдох. Это упражнение поможет жировому обмену. Оно должно проводиться в течение одной минуты с последующей минутой отдыха, упражнение равноценно пробежке на две мили. Когда полный человек делает это упражнение, он может вспотеть, испытывать жажду, захочет выпить холодного питья. Однако прохладных напитков следует при этой ситуации избегать, поскольку они будут увеличивать образование жира в организме.
Мантра
Мантра (единственное число) это санскритский термин, обозначающий слово или группу слов, несущих определенную звуковую вибрацию и энергию. Определенные священные санскритские слова обладают огромной энергией и пение этих священных слов в предписанной манере освобождает эту энергию.
Вначале мантру нужно петь звучно и достаточно громко, чтобы человек мог слышать звучание. Вибрация мантры проникает все глубже и глубже в сердце, и в итоге человек может замолчать, внутренне взаимодействуя со сверхзвуковой вибрацией. Эта практика несет в себе огромную оздоровительную энергию. Энергия мантры помогает достичь равновесия тела, ума и сознания. Как пищу необходимо выбирать для тела, согласуясь с его конституцией, так и эффективное действие мантры необходимо для питания индивидуальной души.
Медитация
Медитация привносит в жизнь человека осведомленность, гармонию и естественный порядок. Она пробуждает разум к созиданию счастливой жизни, к миролюбию и творчеству. Пробуждение такого творческого разума является благословением медитации. Давайте проведем вместе один простой метод медитации.
Выберите, если возможно, свободное время ранним утром и сядьте удобно. Позвольте вашим глазам осматривать окружающее, вашим ушам воспринимать звуки. Расслабьте ваши мышцы. Понаблюдав некоторое время этот внешний мир, закройте глаза и перенесите ваше сознание из внешнего мира во внутренний. Начните замечать движение ваших мыслей, желаний и эмоций. С берега сознания наблюдайте движение реки мыслей. Не пытайтесь останавливать, изменять или давать оценку этому состоянию. Через это внутреннее наблюдение вы начнете избавляться от рассеянности, почувствуете начало радикального изменения. По мере возрастания незамутненного сознания вы начнете наслаждаться возрастающим освобождением, и сокровищница энергии раскроется в вас. В этом заключается благо медитативной практики.
Другой вид медитации также несет великое благо. Сядьте спокойно и наблюдайте за вашим дыханием. Дыхание - это движение праны, а прана - жизненная сила и жизненная энергия, имеющая два полюса: вдох и выдох. Вдох является холодным, а выдох теплым. Вместе вдох и выдох создают естественный биоритм.
Через дыхание вы начнете постигать вибрацию космического звука. Этот космический звук является беззвучным аум и имеет два проявления - мужское и женское. Мужское начало - это хам, а женская энергия - это со. Во время вдоха вы почувствуете вибрацию космического звука со, во время выдоха вы будете чувствовать звук хам.
В со-хам медитации существует союз индивидуального сознания с Космическим Сознанием. Прислушивайтесь к звучанию со-хам, хам-со в вашем дыхании. Эти вибрации являются звуковой энергией, которая идентична жизненной энергии дыхания. Ваше дыхание станет спокойным и спонтанным, и вы уйдете за пределы мысли, за пределы времени и пространства, за пределы причин и следствий. Ограничения исчезнут, ваше сознание станет пустым в себе, и в этой пустоте произойдет раскрытие вашего сознания.
Это слияние индивидуального сознания с Космическим Сознанием приведет к самадхи - стадии высочайшего равновесия. На этой стадии мир и ликование будут нисходить на вас как благословение. Жизнь станет медитацией, ибо медитация неотделима от жизни, а есть часть ее. Жизнь есть медитация и медитация есть жизнь. Творящий разум начинает действовать в вашем теле, уме и сознании. В этом новом, расцветшем сознании все проблемы рассеются.
Медитация необходима для внесения гармонии в повседневную жизнь человека, Помните, однако, что вышеупомянутые результаты медитации можно получить только при старательной и регулярной практике.
Массаж
Массаж - это терапия, основанная на использовании внутренней энергии человека, направлений и активности ее движения. Для поддержания здоровья и равновесия трех свойств вата, питта, капха Аюрведа рекомендует массаж с использованием различных масел. Процесс массажа и тип масла зависит от индивидуальной конституции человека.
При обострении состояния вата Аюрведа предлагает массаж с использованием сезамового (кунжутного) масла, чтобы уравновесить и успокоить организм. Поглаживание против направления роста волос поможет маслу проникнуть к фолликулам (волосяным мешочкам). Поскольку вата личности имеют сухую кожу и закрытые фолликулы, рекомендована эта техника массажа.
Для людей питта конституции массаж должен проводиться с подсолнечным или сандаловым маслом, так как эти масла обладают охлаждающим эффектом. Для капха конституции можно употреблять при массаже кукурузное масло или масло корня аира, либо проводить массаж без масла.
Рекомендуются некоторые технические указания для особых болезней. Например, при застое крови и плохой ее циркуляции массаж делать по направлению к сердцу. При мышечных спазмах, напряжениях и раздражительности массаж проводить в направлении мышечных волокон. Для капха нарушений массаж нужно делать утром во время капха. Для вата нарушений массаж проводится вечером, а для питта нарушений - в полночь. Глубокий массаж благотворен для людей капха, поверхностный массаж хорош для личностей вата и питта.
ЙОГИЧЕСКИЕ АСАНЫ ДЛЯ ВАТА, ПИТТА, И КАПХА БОЛЕЗНЕЙ
Асаны для вата-болезней
Делать с глубоким, спокойным дыханием.
1. Астма - Прогибы назад. Халасана. Муктасана. Шавасана.
2. Боли в спине - Муктасана. Халасана. Халасана с опорой. Прогибы назад.
3. Запор - Прогибы назад. Йога Мудра. Муктасана. Сарвангасана. Шавасана. Во время этих поз живот должен быть подтянут.
4. Депрессия - Йога Мудра. Халасана. Шавасана. Таласана. Падмасана.
5. Невралгия - Муктасана. Прогибы назад. Халасана. Халасана с опорой Йога Мудра.
6. Сексуальная слабость - Прогибы назад. Сарвангасана. Толасана.
7. Расширение вен - Сиршасана. Прогибы назад. Шавасана.
8. Образование морщин - Йога Мудра. Прогибы назад. Сиршасана. Халасана.
9. Ревматоидные артриты – Халасана с опорой. Дханурасана. Халасана. Сиршасана. Прогибы назад.
10. Головная боль - Халасана. Йога Мудра. Сиршасана.
11. Бессонница - Шавасана. Бхуджангасана. Прогибы назад.
12. Менструальные нарушения - Халасана. Бхуджангасана. Халасана с опорой. Йога Мудра.
Асаны для питта-болезней
Делать с глубоким, спокойным дыханием.
1. Язва кишечника - Гупта Падмасана. Ситали пранаяма (вдох ртом через свернутый трубкой язык).
2. Увеличение щитовидной железы - Сарвангасана. Карнапидасана.
3. Плохая усвояемость - Муктасана. Матсиасана. Шалабхасана.
4. Повышенное давление - Сарвангасана. Бхуджангасана. Халасана с опорой.
5. Гнев или ненависть – Ардха Дханурасана. Сарвангасана. Гупта Падмасана. Шавасана.
6. Мигреневая головная боль – Ситали пранаяма. Сарвангасана. Матсиасана.
7. Колиты - Матсиасана. Муктасана. Навасана. Дханурасана.
8. Нарушения печени - Матсиасана. Сарвангасана. Муктасана. Гупта Падмасана.
9. Геморрой - Матсиасана. Сарвангасана. Дханурасана.
10. Стоматит (воспаление языка) – Ситали пранаяма.
Асаны для капха-болезней
Делать с глубоким, спокойным дыханием.
1. Бронхит - Сиршасана. Халасана. Халасана с опорой. Наклоны вперед. Прогибы назад. Матсиасана.
2. Эмфизема - Халасана с опорой. Сарвангасана.
3. Синусовая головная боль - Симхасана. Муктасана. Матсиасана.
4. Закупорки синусов - Матсиасана. Навасана. Халасана . Дханурасана. Бхастрика пранаяма.
5. Диабет - Навасана. Матсиасана. Халасана с опорой. Прогибы назад. Наклоны вперед.
6. Хронические желудочно-кишечные нарушения - Матсиасана. Шалабхасана. Бхуджангасана.
7. Боль в горле - Симхасана. Сарвангасана. Шалабхасана. Матсиасана.
8. Астма - Халасана с опорой. Дханурасана. Навасана. Сарвангасана. Таласана. Матсиасана. Бхуджангасана.
АСАНЫ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕ РАВНОВЕСИЕ ПРИ НАРУШЕНИЯХ В ДОША
ВАТА |
ПИТТА |
КАПХА |
Асаны, которые оказывают давление на таз и на область ободочной кишки. Асаны выполняются с медленным, размеренным дыханием, молча. Медитативные асаны, оказывающие давление на нижнюю часть живота и делающие тело устойчивым. Балансирующие асаны, увеличивающие концентрацию, делающие прану более плавной и устойчивой. | Асаны, действующие на область пупка, увеличивают тепло в желудке, активизируют и стимулируют пищеварение. Асаны, стимулирующие печень, селезенку и тонкую кишку и усиливающие желудочный огонь (агни). | Асаны, влияющие на области груди, желудка и головы, несущие энергию в местоположение капха. Укрепляющие асаны, увеличивающие гибкость и уменьшающие жир и капха. |
Падмасана.Прогибы назад. Муктасана.Халасана.Шалабхасана. Шавасана. Бхуджангасана. Муктасана. Сиршасана | Гупта Падмасана. Муктасана. Дханурасана. Матсиасана. Сарвангасана. Халасана с опорой. Ситали пранаяма. |
Ардха-Матсиендрасана. Навасана.Симхасана. Муктасана. Таласана. Халасана с опорой. |