4. Йога для абсолютного здоровья
Хатха-йога для поддержания здоровья.
Эксперименты, проводимые различными исследователями в лабораториях, оснащенных современным оборудованием, показывают, что процедуры Хатха йоги оказывают положительное влияние на физическое состояние человека и способны поддерживать здоровье. Учёные проводили измерение различных параметров и сравнивали результаты с аналогичными измерениями после обычных физических упражнений.
Нервно-мышечные реакции. Считается, что выполнение различных асан скорее расслабляет, нежели утомляет мышцы. Определить, расслаблены или напряжены мышцы, можно просто почувствовав их состояние, хотя это и довольно грубый метод. Более точным методом является измерение в течение минуты электрической активности каждого мышечного волокна. Напряжённая мышца обладает более сильным электрическим зарядом по сравнению с расслабленной. В отчётах Докторов Карамбелкара, Бхола и Чарота из Кайвальядхамы, Лонавала, говорится, что в 1967 году ими были произведены эксперименты по измерению электрической активности мышечных тканей у четырнадцати мужчин и трёх женщин до и после выполнения и пребывания их в ардха-матсиендрасане и пашчимоттанасане. В результате установлено, что после правильного выполнения этих асан мышечная активность значительно снижается.
Существует общее наблюдение, что движения уставшего человека менее спокойны и уравновешены, отдохнувшего и ненапряжённого. Равномерность и координация движения рук зависит как от физического, так и от ментального расслабления и активности. Доктор Пратар в 1968 году выяснил в результате тестирования, что люди, практикующие йогу, достигли большей уравновешенности движений рук по сравнению с людьми, йогу не практикующими. Тест заключался в следующем: испытуемого просили взять в руки иголку, поместить её в самое большое отверстие на измерительном приборе и удерживать её там в течение шести секунд, стараясь не задеть иголкой стенки этого отверстия. Если не было касания иглой стенок отверстия, то испытуемого просили поместить иглу в следующее отверстие на измерительном приборе, немного меньшего размера. Так повторялось до первого касания. Через месяц, во время которого группа испытуемых занималась Хатха йогой, был проведён повторный тест и получены более высокие результаты.
Давно подмечено, что напряжённый человек пугается, когда слышит неожиданный громкий звук. У расслабленного человека такой реакции не наблюдается. Для того, чтобы выяснить, может ли выполнение йогических асан привести к расслаблению и ослаблению реакций на внешние и внутренние воздействия, Доктор Пратап протестировал двенадцать человек, выполняющих йогические упражнения в двух различных положениях: откинувшись назад на угол 115о, опираясь спиной на ровную деревянную поверхность и сидя ровно в йогической позе. Для каждого положения были произведены мешающие и вызывающие стресс воздействия в следующем порядке: (1) - поток яркого света от лампы мощностью 250 ватт на расстоянии восьми футов от лица в течение шести секунд; (2) - пакет со льдом 4х2х1,5 весом 12 унций был положен горизонтально на правое бедро на одну минуту; (3) - задание не перемножение двузначных чисел; (4) - громкие выстрелы из игрушечного пистолета на расстоянии трёх футов от испытуемого. Уровень реакции на воздействия и величина изменения уровня реакции, измеряемая как разность количества дыхательных циклов за каждую минуту, гораздо ниже в случае пребывания испытуемых в йогической позе.
Доктор Бхатнагар, физиолог медицинского Института Джавахарлала, установил, что йогическая практика позволяет уменьшить возбудимость нервно-мышечных тканей. Он обнаружил увеличение скорости прохождения нервных импульсов по двигательным нервам. Время возбуждения значительно уменьшается, тем самым ускоряя расслабление мышц. Всё вышеперечисленное позволяет утверждать, что практика йоги может привести к уменьшению напряжённости человека, а его реакции и рефлексы при этом становятся более точными и быстрыми.
Также существуют утверждения, что практика йоги увеличивает эффективность работы мозга и повышает коэффициент интеллекта. Доктор Кошар, физиолог из Кайвальядхамы, дал двадцати студентам из класса Йоги тест на утомляемость мозга, содержащий большое количество цифр. Студентам требовалось перечислить пары чисел, сумма которых даёт число десять, что они и сделали. После этого их попросили сесть в падмасану и выполнить уджайи пранаяму в соотношении 1:2 в течение пяти минут. Сразу после этого тест повторили. Если в первый раз в среднем было названо 51,16 пар чисел, то во втором случае количество пар увеличилось до 105,6. То есть, после выполнения йогической практики показатели возросли более чем вдвое. Для более полного изучения воздействия йоги студентов попросили в течение пятнадцати минут перечислить наборы из четырёх чисел, сумма которых равна 20. Всего было перечислено 154 набора чисел. Тридцать два испытуемых были протестированы до и после трёхнедельной йогической практики, включающей в себя различные асаны, пранаямы и бандхи. Количество названных пар цифр увеличилось от 74,4 до 87,4, то есть на 13 пунктов.
Другое исследование было проведено Доктором Удуптой и его коллегами в Варанаси в 1973 году. Группа молодых добровольцев практиковала йогу в течение шести месяцев по одному часу в день. В начале эксперимента, по прошествии трёх месяцев и в конце эксперимента были сделаны следующие измерения: (1) - тесты на эффективность мышления и коэффициент интеллекта; (2) - тест на качество памяти; (3) - тест на индекс нейротизма; (4) - тест, измеряющий коэффициент умственного утомления; (5) - общий тест физиологического и психологического здоровья. Результаты тестов после шести месяцев практики значительно улучшились.
Уменьшение энергетических затрат. Асаны йоги, особенно те, в которых надо сидеть ровно во время медитации, должны быть удобными и комфортными. Пребывая в таких позах, человек затрачивает наименьшее количество энергии. Затраченная организмом энергия на различные формы активности может быть измерена количеством потреблённого телом кислорода за минуту, или измерением скорости дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела; увеличение этих параметров свидетельствует об увеличении энергетических затрат организма, и наоборот. Доктор Капур, директор медицинского института со своим коллегой Доктором Сетом исследовали 100 мужчин в возрасте от 11 до 100 лет, занимающихся йогой. Они обнаружили, что у людей, практикующих йогические асаны 20 лет и более, частота пульса колеблется от 56 до 59 ударов в минуту. Кровяное давление и частота дыхания также являются нижним пределом нормы.
Похожее исследование было проведено в медицинском институте в Варанаси директором этого института Доктором Удупой и его помощниками. Они изучали шестерых молодых, здоровых людей, достигших совершеннолетия. Частота их дыхания, пульса и кровяное давление измеряли трижды: перед началом практики, спустя три месяца практики и спустя шесть месяцев практики. Практика заключалась в регулярном выполнении сарвангасаны, матсиасаны, ширшасаны, маюрасаны, халасаны и пашчимоттанасаны. У всех шестерых наблюдалось значительное и прогрессирующее понижение кровяного давления, уменьшения частоты пульса.
Для того, чтобы выяснить, можно ли только с помощью одной пранаямы более эффективно использовать энергию организма, шесть молодых здоровых мужчин в течение шести месяцев регулярно выполняли уджайи и бхастрика пранаямы. Они выполняли уджайи пранаяму в течение семи минут, затем, после пятиминутного периода, бхастрику в течение десяти минут. Замеры различных показателей, в том числе частоты дыхания и пульса, кровяного давления на третьем и шестом месяце практики, показали, что имеется тенденция к снижению этих показателей.
Исследования доктора Майлса, американского физиолога показали, что потребление кислорода и энергетические затраты при выполнении некоторых энергичных пранаям увеличиваются незначительно. Для таких пранаям как уджайи и бхастрика было установлено, что после выполнения одной из этих пранаям в течение 20 минут и более, потребление кислорода увеличивается на 12,3 процента по сравнению с расслабленным спокойным дыханием перед выполнением пранаямы.
В 1968 году доктор Рао проводил эксперименты, используя уджайи пранаяму на уровне моря и на большой высоте. Потребление кислорода на уровне моря во время выполнения пранаямы составило 211мл в минуту, а на высоте - 245 мл в минуту. Потребление кислорода при спокойном дыхании составило 196 мл и 233мл в минуту соответственно. Даже на большой высоте при выполнении пранаямы потребление кислорода возросло совсем незначительно по сравнению с исходным значением.
Изменение химического состава крови. Изменения, происходящие в организме в результате йогической практики, наблюдаются также в химическом и биохимическом составе крови. Кислород, поступающий в организм посредством дыхания, разносится кровью к различным участкам тела. Различные участки тела, в свою очередь, вырабатывают и преобразуют различные ферменты, гормоны и т.д. для правильной работы организма. Уровень биохимических составляющих крови позволяет сделать вывод, увеличивается или уменьшается усталость и изношенность организма. Измерение уровня этих элементов в крови при ежедневной обычной активности и при выполнении йогической практики наводит на мысль о воздействии Йоги на организм в целом.
Доктор Удупа со своими помощниками в 1973 и 1975 годах провёл исследования, в результате которых сделал вывод о влиянии некоторых асан на биохимический состав крови. Он установил, что у практикующих сарвангасану происходит уменьшение общего количества сывороточных липидов, катехоламинов плазмы и незначительное уменьшение уровня сахара в крови. Не наблюдается последовательного роста кортизола в плазме и 17-гидроксикортикостероидов в моче. Имеется рост общего количества белков сыворотки. Эти изменения вызваны усилением метаболической активности организма. При выполнени ширшасаны уровень катехоламинов плазмы низкий, наблюдается определённое увеличение кортизола в плазме и 17- гидроксикортикостероидов и 17-кетостероидов в моче. Выполнение халасаны приводит к уменьшению катехоламинов в плазме и преобладающему увеличению кортизола в плазме и 17-гидроксикортикостероидов и 17-кетостероидов в моче. Можно сказать, что изменения, вызванные выполнением халасаны и ширшасаны, произошли из-за усиления активности адренальных желез. Однако всё это требует подтверждения и уточнения в более строгих лабораторных условиях.
Другое исследование доктор Удупа провёл вместе со своими коллегами, изучив изменения химического состава крови после выполнения двух групп асан. Полученные результаты сравнили с измерениями в группе, выполнявшей обычные физические упражнения. Из группы молодых здоровых мужчин, студентов университета, было сформировано три группы: (1) – четыре человека, выполняющие в течение шести месяцев ширшасану, бхуджангасану, шалабхасану и маюрасану; (2) – четыре человека, выполняющие в течение шести месяцев сарвангасану, матсиасану, халасану и пашчимоттанасану; (3) – два человека, выполняющие обычные физические упражнения в течение такого же времени. Биохимическое исследование крови у испытуемых проводилось дважды: перед началом и по окончании эксперимента. В первой группе наблюдалось снижение уровня сахара в крови, холинэстеразы и катехоламинов; увеличение моноаминоксидазы, диаминоксидазы, кортизола и белков; также наблюдалось незначительное изменение количества белково-связанного йода. Во второй группе также наблюдалось снижение уровня сахара в крови, холинэстеразы и катехоламинов; увеличение моноаминоксидазы, диаминоксидазы, кортизола и белков; также наблюдалось незначительное изменение количества белково-связанного йода. У третьей группы испытуемых увеличилось содержание холинэстеразы и катехоламинов в крови и уменьшилось количество моноаминоксидазы. Содержание белково-связанного йода, белков и кортизола не изменилось. Полученные результаты впечатляют. Увеличение содержания белково-связанного йода и кортизола в крови в первой и второй группах вызвано улучшением функционирования щитовидной железы и адренальных желез. С другой стороны, увеличение содержания в крови холинэстеразы и катехоламинов в третьей группе вызвано состоянием стресса.
Улучшение общего физического состояния.Вот уже примерно половину столетия учителя Йоги утверждают, что йогические процедуры более полезны для поддержания физического здоровья нежели обычные физические упражнения. Для доказательства этого утверждения постоянно проводятся различные исследования, и в последнее время темп таких исследований значительно возрос. Обширные исследования были проведены Доктором Чаротом, директором Колледжа Йоги и Культуры в Лонавале, для получения результатов влияния йогической практики на общее физическое состояние и сравнение их с результатами влияния обычных физических упражнений, выполняемых с той же целью. Это исследование было частью его научной работы по физической антропологии. В первом эксперименте принимало участие сорок молодых здоровых студентов из местной Высшей Школы. Каждый студент прошёл через "батарею Флейшмана" – ряд тестов по общему состоянию здоровья. Все измерения с помощью определённых формул были приведены к "индексу физического состояния". В соответствии с полученными индексами студенты были разделены на две группы, по 20 человек в каждой. Одна из групп в результате жеребьёвки была взята как экспериментальная, а другая как контрольная. Экспериментальная группа выполняла следующие йогические упражнения: сарвангасану, матсиасану, халасану, бхуджангасану, ардха-шалабхасану, дханурасану, вакрасану, пашчимоттанасану, супта- ваджрасану, уткатасану, бакасану, толангуласану, чакрасану, врикшасану, шавасану, агнисара крийю, уддияна бандху и удджайи. В течение первой недели студенты учились это выполнять, а в течение последующих двух недель они выполняли эти упражнения. Каждое занятие длилось тридцать минут. Через три недели было проведено повторное тестирование.
Результаты в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой получились выше на 4,43 пункта. Это очень большая разница.
В последующие три недели у экспериментальной группы были прекращены все йогические упражнения, и после тестирования группа снизила свой средний показатель на 2,83 пункта.
Подводя итоги этого исследования, доктор Чарот сказал:“Полученные результаты говорят о пользе йогических упражнений и должны стать базовыми в программе физического оздоровления и преподаваться в школах”.
В другом своём исследовании Доктор Чарот изучал влияние йогических упражнений на физическое состояние, используя параметры анатомической структуры тела, например, толщину кожная складка на различных участках тела. В исследовании принимали участие 44 молодых человек. Им было предписано три недели подряд выполнять определённые йогические упражнения в течение 90 минут каждое утро за исключением воскресений. После этого было проведено повторное измерение величины кожнаых складок на различных участках тела и были вычислены плотность тела и процентное содержание жира. Получились весьма интересные результаты. У испытуемых, перед началом практики имеющих количество жира выше нормы, к окончанию эксперимента произошло значительное уменьшение содержания жира. У другой группы, где изначально количество жира было ниже нормы, к окончанию эксперимента наблюдалось увеличение количества жира.
Помимо исследований, доказывающих влияние Йоги на физическое здоровье школьников и молодых людей, в 1975 году было проведено исследование среди кадетов Национальной Военной Академии (NDA). Доктора Найяр, Матхур и Сампатх Кумар разделили пятьдесят три молодых кадета на три группы: первая группа выполняла обычные упражнения NDA; вторая группа выполняла обычные упражнения NDA и занималась атлетикой; третья группа выполняла обычные упражнения NDA и йогические упражнения. Измерения производились перед началом практики, через шесть месяцев и через год. Во всех группах наблюдалось значительное уменьшение частоты пульса во время выполнения упражнений. В третьей группе, в добавление к этому, увеличилось время задержки дыхания от 54 секунд до 106 секунд и жизненный объём от 1,98 литра до 2, 89 литров. В первой и второй группах увеличился только жизненный объём. Минутный объём дыхания, скорость дыхания, максимальное потребление кислорода и максимальный объём дыхания остались неизменными во всех группах.
Ещё одно исследование влияния Йоги на общее физическое состояние было проведено при участии стажёров полиции. Девяносто восемь стажёров из Региональной Полицейской Школы, Кхандала, Махараштра, были произвольным образом разделены на две группы по сорок девять человек. Первая группа выполняла упражнения, предусмотренные программой, а вторая в дополнение к этому практиковала йогу. Обе группы были протестированы с помощью "батареи Флейшмана" в начале исследования и через девять недель и на основании тестов были вычислены "индексы физического состояния". Помимо этого были проведены тесты на гибкость – измерялась наклоны вперёд, назад, гибкость плеч и коленей. Процентное содержание жира было вычислено путём измерения величины кожных складок на различных участках тела. Практика йоги заключалась в выполнении таких процедур как випарита-сарвангасана, матсиасана, халасана, бхуджангасана, ардха-матсиендрасана, пашчимоттанасана, йога ваджрасана, шалабхасана, дханурасана, вакрасана, супта-ваджрасана, чакрасана, врикшасана, уддияна бандха, уджайи и шавасана. Эти техники выполнялись в течение девяти недель каждый день кроме воскресенья. Каждое занятие длилось около 45 минут.
В результате исследования было установлено, что упражнения йоги помогают значительно увеличить гибкость тела и "индекс физического состояния". Увеличение гибкости связано со статическим растяжением тела в асанах, что приводит к улучшению мышечного тонуса.
Самым важным наблюдением в этом исследовании стал факт значительного улучшения состояния здоровья практикующих йогу, несмотря на то, что перед исследованием все они уже были в очень хорошей физической форме.
Йогическая медитация для умственного расслабления
Многими учёными были разработаны и проведены различные эксперименты с йогами, находящимися в состоянии медитации. Были зафиксированы различные функциональные изменения. Результаты сравнивались с результатами, полученными у людей, никакими медитациями не занимающимися. Фиксируемые данные включали в себя потребление кислорода, выделение углекислого газа, средний уровень метаболизма, частоту дыхания, частоту пульса, изменения электорокардиограммы (ЭКГ) и электроэнцефалограммы (ЭЭГ), изменения кожно-гальванической реакции (КГР).
Одно из исследований влияния йогической медитации на различные функции организма было проведено Факультетом Физиологии в Индийском Институте Медицинских Исследований в Нью-Дели в 1961 году. Эксперимент спланировали и провели три нейрофизиолога этого института – доктора Ананд, Чхина и Балдев Сингх. Был изготовлен воздухонепроницаемый бокс из металла и стекла размером 6х4х4 метра, через проделанные отверстия внутрь входили кабели датчиков, подсоединяемых к находящемуся внутри йогину. Эти отверстия были также герметично закрыты. Йогин должен был находиться там два раза – сначала 8 часов, затем 10 часов. Температура внутри поддерживалась на уровне 27+0,5оС. Накануне эксперимента испытуемый ел лёгкую пищу, а наутро не ел ничего. Внутрь бокса положили матрац и две бутылки – одна для питья, другая для сбора мочи. Также там имелась кнопка для подачи звукового сигнала. Перед началом эксперимента была взята проба воздуха внутри бокса. Затем такие пробы брались каждый час и анализировались на уровень содержания кислорода и углекислого газа. На основание этого определялся уровень потребления кислорода и выделения углекислого газа за прошедший час. Также вычислялся средний уровень метаболизма. Одновременно снимались ЭКГ, ЭЭГ и измерялась частота дыхания йогина. Подобным образом обследовались и два обычных человека; первый пробыл в боксе 4 часа, а второй – 7 часов.
Это исследование показало, что йогин способен сознательно уменьшать потребление кислорода, значительно ниже средней нормы. Также уменьшалось выделение углекислого газа. У первого контрольного испытуемого в течение эксперимента норма потребления кислорода превысила среднюю норму, у второго осталась практически неизменной. Частота пульса йогина перед помещением его в бокс составляла 85 ударов в минуту. Частота дыхания на протяжени всего времени оставалась практически постоянной. У контрольных испытуемых с течением времени по мере уменьшения содержания кислорода и увеличения содержания углекислого газа значительно увеличилась частота дыхания и несколько выросла частота пульса. ЭЭГ показала очень низкоамплитудный бета-ритм, обычно связанный с начальной стадией сна. Типичный же дельта-ритм, связанный со стадией глубокого сна, так и не был достигнут.
В результате данного исследования был сделан вывод, что йогин способен значительно уменьшать потребление кислорода и выделение углекислого газа, гораздо ниже средней нормы.
В 1972 году Докторами Котхари, Бордиа и Гуптой из Удайпурского Медицинского Колледжа было проведено исследование йогина во время его восьмидневного пребывания в подземной шахте. Перед началом эксперимента были сделаны некоторые биохимические анализы и проведено тестирование психики йогина. Йогин, выглядевший примерно на 70 лет, подготовил подземное сооружение кубической формы со сторонам 1,5 метра и был закрыт в нём. К нему были подсоединены датчики от аппарата измерения ЭКГ, расположенного на расстоянии двух метров от йогина. С интервалом в четыре часа снималась ЭКГ. Яма, в которой находился йогин, была закрыта деревяным настилом, затем засыпана землёй на 1,5 метра выше уровня поверхности и на ширину тридцати сантиметров от границ ямы. Затем поверх всего этого положили слой кирпича и заделали цементным раствором.
На восьмой день рано утром яму открыли. Следуя заранее данным йогином инструкциям, его подняли, доставили в находящуюся по близости лабораторию, тщательно растёрли растительным маслом и поместили в горячую ванну. Затем были проведены повторные тщательные измерения.
Результаты измерений, сделанных непосредственно перед помещением йогина под землю и сразу после выхода оттуда таковы: (цифры в скобках соответствуют состоянию после выхода наружу) вес – 55 кг (50,5 кг), кровяное давление – 164/92 (140/88), частота пульса – 106 ударов в минуту (98 ударов в минуту), частота дыхания – 20 в минуту (16 в минуту), температура во рту – 37,2 оС (34,8оС), сахар в крови – 88 мг% (73,3мг%), мочевина в крови – 30мг% (66мг%), белки в крови – 5,8г% (5,5г%), кальций в крови – 9,8мг% (9,2мг%), холестерин крови – 220мг% (300мг%), гемоглобин - 12,5 гм%(12,0 гм%), уровень плотности клеток - 24% (29%).
Записи ЭКГ оказались интересными и интригующими. Вскоре после того, как яма была запечатана, стало наблюдаться учащение пульса (синусовая тахикардия). Тахикардия быстро прогрессировала и частота сердцебиения достигла 250 ударов в минуту. Такой пульс сохранялся до следующего утра, когда в 5ч15мин (через 29 часов после начала эксперимента) на графике ЭКГ неожиданно появилась прямая линия. Перед этим замедления работы сердца не наблюдалось, не было также замечено никаких электрических скачков в сети и не обнаружено никаких явных неполадок работы аппаратуры. Требовалось срочное прекращение эксперимента, однако помощники йогина настояли на продолжении исследований на свой собственный риск и под свою ответственность. Эта линия не исчезала до последнего дня пребывания йога в заточении, не прерываясь никакой электрической активностью. Активность на ЭКГ появилась за пол часа до момента вскрытия ямы. После нескольких начальных скачков на графике ЭКГ появилась обычная конфигурация. Также как и в начале, присутствовала синусная тахикардия (142 удара в минуту), больше никаких аномалий не наблюдалось. Через два часа после извлечения йогина из-под земли картина ЭКГ стала нормальной, количество сердцебиений снизилось до 98 ударов в минуту.
Когда на восьмой день эксперимента утром открыли яму, йогин пребывал в состоянии оцепенения и его тело было очень холодным. После того, как его достали из ямы, у него началась сильная дрожь и продолжалась около двух часов.
То, что в течение пяти дней этого эксперимента график ЭКГ представлял собой прямую линию, показалось очень странным. Было трудно поверить, что этот йогин остановил работу своего сердца на такой длительный срок. Казалось, что в опыт закралась ошибка. Физические и биохимические измерения до и после погребения йогина показали, что его метаболическая активность заметно не снизилась. Эти показания имели такой характер, как и ожидалось при условии полного голодания.
Сердцебиение. С незапамятных времён считалось, йогины в Индии способны сознательно останавливать работу сердца. Одним из первых исследований, проведённым для объективного доказательства таких утверждений, было исследование французского физиолога Терезы Бросс. Она приехала в Индию с переносным электрокардиографом для фиксирования активности сердца. В результате своих изысканий она заявила, что один из исследуемых ею людей действительно мог останавливать своё сердце. В 1957 году два физиолога, работавших в Америке, Доктор Багчи из Университете Мичиганской Медицинской Школы и Доктор Венгер из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе провели более широкие исследования в соавторстве с Доктором Анандом из Индийского Института Медицинских Исследований в Нью-Дели. Они обследовали йогинов на более совершенном оборудовании по сравнению с электрокардиографом Терезы Бросс и пришли к выводу, что ни один из испытуемых не был способен остановить работу сердца. Однако, они установили, что эти йогины могут значительно замедлить сердечную деятельность и уменьшить частоту дыхания.
В 1961 году Докто Ананд и Доктор Чхина сообщили о своих обследованиях трёх йогинов, заявлявших о своей способности сознательно прекращать биение своего сердца. У них измерялся пульс и прослушивалось сердце. Также записывались ЭКГ, частота дыхания и шумы сердца и были сделаны рентгеновские снимки грудной клетки. Во время действий йогинов для остановки сердца за ними велось наблюдение. Все йогины сделали несколько глубоких вдохов-выдохов и задержали дыхание, кто на вдоха, а кто на выдохе. Это продолжалось 10 – 20 секунд. В это время шумы сердца не наблюдались и пульс на лучевой кости не прослушивался. Это подтвердилось и позже, после прослушивания записи сердечных шумов. Кровяное давление измерить не удалось, потому что пуль не прослушивался. С другой стороны, по ЭКГ видно, что ни один из испытуемых не добился остановки сердца. Запись ЭКГ велась постоянно и на графике видно некоторое возмущение. На рентгеновских снимках видно, что в то время, когда удары сердца становились продолжительными, сердце уменьшалось в поперечном сечении. Йогины рассказали о чувстве головокружения и тошноты после продолжительных попыток воздействия на кровообращение таким образом. Этот эксперимент показал, что никто из этих йогинов не имеет полного контроля над работой своего сердца. Они могут воздействовать на изменение интенсивности сердцебиения увеличивая давление в грудной клетке. Делая глубокий вдох и выдох, перекрывая голосовую щель, сокращая грудную клетку и мышцы живота, тонкие вены грудной клетки пережимаются и таким образом гораздо меньшее количество венозной крови возвращается в сердце. В результате этого поток артериальной крови также уменьшается и артериальный пульс и сердцебиение становятся еле уловимыми.
Таким образом, мы установили, что не смотря на то, что йогины могут сознательно уменьшить частоту сердцебиения, полностью остановить работу сердца они не могут.
Дыхание. Доктора Багчи и Венгер в 1957 году установили, что во время медитации частота дыхания имеет тенденцию к снижению по сравнению с контрольным замером. Они же в 1961 году выяснили, что частота дыхания во время медитации снижается больше, чем при простом расслаблении откинувшись назад или на что-либо опираясь. В 1961 году доктор Ананд с коллегами обнаружили значительное уменьшение потребления кислорода при медитации в герметично закрытом боксе.
Расход энергии. Для выяснения того, когда человек тратит больше энергии – медитируя или просто находясь в сидячем положении - был исследован йогин тридцати двух лет, способный входить в глубокие состояния медитации. Прибыв в лабораторию рано утром, он лёг и отдыхал около часа. С него сняли показания в положении лёжа и, после того как он немного посидел, в положении сидя. Затем его попросили начать медитировать. Уровень метаболизма измерялся каждые 15 минут как во время медитации, так и после неё. Его тестировали таким образом три утра подряд. Время медитации было около 45 минут. Было установлено, что уровень метаболизма в сидячем положении составил 37,1 кал/м/ч, а уровень метаболизма во время медитации ниже - 29,67 кал/м/ч. Разница составляет 7,1 кал/м/ч. Это свидетельствует о том, что в состоянии медитации снижается средний уровень метаболизма и количество выделяемого тепла.
Мозговые волны. Запись электрических сигналов мозга с поверхности головы свидетельствует об электрической активности мозга. Интенсивность и характер этой активности в основном определяется общим возбуждением мозга. Волнообразные изменения фиксируемых электрических потенциалов называют мозговыми волнами, а непрерывная запись поступающих сигналов называют электроэнцефалограммой (ЭЭГ). Интенсивность мозговых волн на поверхности головы колеблется от 0 до 300 микровольт, а частота колебаний колеблется от одного колебания в несколько секунд до 50 или более в секунду. Характер мозговых волн во многом зависит от уровня активности коры головного мозга и сильно изменяются при различных ментальных и эмоциональных состояниях человека. Большую часть времени эти волны нерегулярны и на ЭЭГ нельзя выделить основную составляющую. Однако, иногда появляются отдельно выраженные составляющие части ЭЭГ. У обычного человека они подразделяются на альфа, бета, тета и дельта волны. У обычного взрослого человека в расслабленном состоянии при закрытых глазах вырабатываются ритмические волны частотой 8 – 13 циклов в секунду(альфа-ритм). Если глаза открыть, они исчезают, но могут и появиться, если человек находится в состоянии крайнего расслабления. Когда эти волны были обнаружены впервые, их назвали альфа- волнами. Бета-волны имеют частоту более 14 циклов в секунду и иногда превышают 50 циклов в секунду. Частота тета-волн лежит в пределах от 4 до 7 циклов в секунду. Дельта-волнами называются все волны, имеющие частоту менее 3,5 цикла в секунду и иногда достигающих частоты 1 цикл в 2 – 3 секунды. Альфа- волны обычно вырабатываются в состоянии расслабления, бета-волны – во время интенсивной мыслительной деятельности, тета-волны больше присущи не достигшим совершеннолетия, дельта-волны появляются в состоянии оцепенения, во время сна и во время хирургической анэстезии. Важность снятия ЭЭГ во время медитации состоит в том, что различные типы мозговых волн говорят о ментальном состоянии медитирующего.
Касаматсу, японский нейропсихиар со своими помощниками в 1957 году провёл сравнение ЭЭГ медитирующего опытного йогина и ЭЭГ контрольного испытуемого, у которого в состоянии отдыха ЭЭГ была похожа на ЭЭГ йогина. Через восемь минут у йогина произошло значительное усиление альфа-активности, в то время как у контрольного испытуемого аналогичная составляющая осталась практически неизменной. Альфа-ритмы медитирующего йогина не исчезли даже после неожиданного слухового раздражения. Доктор Ананд с коллегами в 1961 году описал ЭЭГ, снятые у йогинов. У четырёх йогинов были сняты ЭЭГ во время их пребывания в самадхи после продолжительной медитации. Два йогина при этом подвергались таким внешним воздействиям как яркий свет, громкие звуки выстрелов, прикосновение горячей стеклянной трубочкой, воздействие вибрациями камертона. Эффект этого воздействия был зафиксирован на ЭЭГ, снятой до и во время медитации. Все йогины показали значительную альфа-активность в обычном состоянии отдыха. В состоянии самадхи у всех наблюдалась устойчивая альфа-активность со значительно увеличенной амплитудой. У двоих йогинов в состоянии без медитации в результате внешних воздействий заблокировались альфа-ритмы и преобразовались в низкоамплитудный бета-ритм. Такая блокировка свидетельствует об отсутствии адаптации к повторению таких раздражений. С другой стороны, ни одно из этих воздействий не вызвало блокировки альфа-ритма в состоянии медитации.
В рамках этого же исследования были обследованы два человека с повышенной переносимостью воздействия холодной водой. Они были способны продержать руку в воде с температурой 4оС в течение 45 и 55 минут, не испытывая при этом никакого дискомфорта. ЭЭГ была снята дважды – до погружения руки в воду и в то время, когда рука находилась в холодной воде. В обоих случаях на ЭЭГ наблюдалась неизменная альфа- активность.
Таким образом, можно сделать вывод, что у йогинов в состоянии медитации возникают мозговые альфа- волны, которые не блокируются даже при внешних воздействиях.
Кожно-гальваническая реакция и расслабление. Кожно-гальваническая реакция (КГР) изучена не полностью, но измеряется достаточно точно как в состоянии стресса, так и в состоянии расслабления. На поверхности кожи располагаются электроды, через которые подаётся слабый электрический ток, с помощью этого измеряется сопротивление кожи – так вычисляется КГР. Давно установлено, что в состоянии беспокойства или стресса КГР уменьшается, а в спокойном состоянии увеличивается. Этот принцип положен в основу работы“детектора лжи”. Во время глубокого сна тело настолько расслабляется, что КГР постепенно возрастает примерно на 350 %. КГР, измеренный во время медитации, является хорошим показателем ментального состояния медитирующего.
В 1957 году Доктора Багчи и Венгер установили, что во время медитации КГР возрастает на 56% по сравнению с предварительным измерением. Когда они сравнили показания, снятые с четырёх йогинов во время пребывания их в медитации в падмасане с показаниями, снятыми в их обычном состоянии, они обнаружили, что во время медитации КГР значительно больше.
Подводя итоги, можно сказать, что в состоянии йогической медитации уменьшается потребление кислорода, выделение углекислого газа, общий уровень метаболизма, частота дыхания и частота сердцебиения, на ЭЭГ возникает альфа-ритм и увеличивается кожно-гальваническая реакция. Всё это приводит к пониженной метаболической реакции, и налицо глубокая физическая и ментальная релаксация, вызванная йогической медитацией.
Сравнение йогической медитации и дзен медитации
Слово Дзен фактически означает медитацию. Это японское слово соответствующее китайскому "чань" и индийскому "дхьяна". Это неотъемлемая часть направления Буддизма, достигшего расцвета в эпоху Сун (1000 – 1300 гг н.э) и распространившегося в Японии в двенадцатом веке.
Дзен медитацию трудно описать словами. Скорее к ней относятся такие слова как“озарение” и “осознание”. Она означает такой способ бытия, когда мысли и дела неотделимы друг от друга; нет разницы между сознательным и бессознательным; и нет абсолютно никакого различия между внутренним и внешним миром и отдельными частями внешнего мира и целым. Для учеников дзен медитация заключается в подсчёте своих вдохов и выдохов в неподвижной медитативной позе "дзадзен". Ум сосредоточен на вдохах и выдохах и забывает о других вещах и окружающем мире. При подсчёте вдохов и выдохов в спокойном темпе, безо всякого напряжения, ум, пока он есть, поддерживает подсчёт. Когда концентрация на дыхании становится настолько глубокой, что не происходит сбоев со счёта, наступает следующий этап, немного более сложная техника - только отслеживание умом вдохов и выдохов, в том же спокойном темпе. Говорят, что такой способ концентрации приводит ум в состояние блаженства. Следующий этап дзен – это медитация на коан (загадку). Цель этого не в том, чтобы ученик дал рациональный ответ на загадку, а в более глубокой концентрации. В результате интенсивных рассуждений ум постепенно начинает освобождаться от иллюзорных идей, препятствующих попыткам слиться с коаном в единое целое. Когда разрушены абстрактные идеи, концентрация на коане усиливается. Наступает момент, когда коан полностью завладевает умом и сердцем, и вопрос направляется непосредственно в подсознание. В то время, как ум занят решением задачи, вопрос исчезает с поверхности сознания , что приводит к прекращению деятельности сознания. Высшей формой дзен медитации является шикан тадза , “только сидение”. Медитирующий не имеет никакой цели кроме сидения. Мысли и фантазии, приходящие во время медитации, воспринимаются как незваные гости или отвлекающие помехи и терпеливо изгоняются. Сидячий и подвижный дзен – два равнозначных аспекта, обоюдно дополняющих друг друга. Тот, кто ежедневно практикует дзен медитацию, освобождает свой ум от различных мыслей и замечает, что его отношение к повседневным задачам становится более искренним и лёгким. Тот же, кто каждое своё действие выполняет с полным вниманием и чистым сознанием, гораздо легче достигает пустоты во время сидячей медитации.
Научиться выполнять дзен медитацию не просто. Прежде чем начать освоение медитации необходимо досконально изучить философию дзен. Уникальность медитации дзен заключается в том, что ум не поддерживается никакими образами, визуализациями, объектами и картинами. В общем смысле дзен означает полное вовлечение в каждое действие с абсолютным вниманием и ясным сознанием.
Сердцебиения. В 1972 году Гоуеш с коллегами сравнил эффект дзен медитации с эффектом простого расслабления. Обследовалось восемь человек. Опыт показал, что во время дзен медитации значительно ниже.
Дыхание. Японские физиологи Суги и Акутсу в 1968 году наблюдали 20% уменьшение потребления кислорода и выделения углекислого газа при дзен-медитации. В 1960 году японский нейропсихиатр Хираи обратил внимание на то, что во время дзен медитации уменьшается частота дыхания. Эти наблюдения подтвердили и другие исследования японских учёных.
Мозговые волны. В 1957 году японский нейропсихиатр Касаматсу обнаружил значительное увеличение альфа- ритма во время дзен медитации у опытного практика дзен по сравнению с его обычным состоянием. Во время внешних воздействий на медитирующего блокировки альфа-ритма не происходило. В другом исследовании Касаматсу и Хираи в 1966 году у 48 служителей и учеников Дзен Буддизма была взята ЭЭГ до, во время и после медитации. Не смотря на открытые глаза, наблюдалось возникновение альфа-ритма примерно через 50 секунд после начала медитации. Далее амплитуда альфа-волн увеличивалась. По ходу медитации наблюдалось постепенное уменьшение частоты альфа волн и у некоторых служителей на ЭЭГ появилась тета-составляющая с фоновыми альфа-ритмом. Эти ЭЭГ можно разделить на четыре ступени: (1) – появление альфа-волн; (2) – увеличение амплитуды альфа-волн; (3) – уменьшение частоты альфа-волн; (4) – появление ритмичной тета- составляющей. Эти четыре состояния изменения ЭЭГ соответствуют ментальному состоянию учеников и годам дзен практики.
В 1969 году Касаматсу и Хираи обнаружили, что альфа- и тета-ритмы блокируются с помощью звукового раздражения.
Кожно-гальваническая реакция и расслабление. В 1968 году Акишиге экспериментально зафиксировал увеличение кожно-гальванической реакции (КГР) во время дзен медитации.
В результате исследований дзен медитации можно сделать вывод о том, что воздействие дзен медитации на организм очень похоже на воздействие йогической медитации. Однако, звуковое воздействие во время дзен медитации блокирует альфа-ритм, чего не происходит во время йогической медитации. Это говорит о том, что с помощью йогической медитации можно достичь более полного отрешения от внешних воздействий.
Сравнение йогической и трансцендентальной медитации.
Трансцендентальная медитация – это техника для расширения сознания и снятия стрессов и напряжённости. Слово"трансцендентал" означает "переход за границы". Эта техника предполагает выход практикующего за привычные границы в результате переживания состояния полного покоя в бодрствующем состоянии, связанного с расширением сознания.
Сердцебиение.Роберт Кейт Уоллас и кардиолог Герберт Бенсон из Америки провели множество научных исследований трансцендентальной медитации. Ими было установлено, что во время медитации снижается частота сердцебиения, в среднем на пять ударов в минуту.
Дыхание.В 1970 году Уоллас обнаружил, что примерно через пять минут после начала трансцедентальной медитации снижается уровень потребления кислорода. В среднем это значение уменьшилось на 45 куб.см. в минуту или на 20 % по сравнению с контрольным измерением. Общая вентиляция в среднем уменьшилась на 1 литр в минуту. Уменьшение общей вентиляции также связано с уменьшением частоты дыхания.
Уоллас, Бенсон и Вильсон в 1971 году и Уоллас с Бенсоном в 1972 году выяснили, что выделение углекислого газа уменьшается с 219 куб.см. в минуту до 187 куб.см. в минуту, а затем возвращается к предмедитационному уровню. Отношение же количества выделяемого углекислого газа к количеству потребляемого кислорода на протяжении трёх периодов остаётся неизменным, что свидетельствует о том, что определяющим факторов этих величин является уровень метаболизма. Снижение уровня метаболизма (и следовательно, потребности в кислороде) во время медитации вызывает уменьшение, совершенно бессознательно, частоты дыхания (на два дыхания в минуту меньше) и объёма вдыхаемого воздуха (на 1 литр в минуту меньше).
Были сделаны интересные наблюдения за концентрацией в крови молочной кислоты (как индикатора метаболизма в отсутствии кислорода). Измерения показали, что во время медитации уровень молочной кислоты резко изменился. В течение первых десяти минут медитации концентрация молочной кислоты уменьшилась до 10,26 мг на 100 куб.см в час, в четыре раза быстрее, чем скорость снижения у человека просто отдыхающего, лёжа на спине. После окончания медитации уровень молочной кислоты продолжал падать ещё в течение нескольких минут, затем начал расти, но так и не достиг уровня перед началом медитации. Средний уровень молочной кислоты перед медитацией составил 11,4 мг на 100 куб. см, во время медитации – 8 мг, после медитации – 7,3 мг.
Уровень молочной кислоты является одним из индикаторов состояния ума. Он снижается во время сна и в состоянии умственной релаксации и возрастает в состоянии напряжённости и стресса.
Мозговые волны. В 1970 году Уоллас обследовал с помощью ЭЭГ пятнадцать студентов колледжа, занимающихся трансцендентальной медитацией от шести месяцев до трёх лет. Каждый испытуемый спокойно сидел с открытыми глазами в течение 5 минут и затем с закрытыми глазами в течение 15 минут. Затем следовала тридцатиминутная медитация, затем – сидение с закрытыми глазами в течение 10 минут, и в конце – сидение с открытыми глазами в течение 5 минут. Перед медитацией, когда глаза были закрыты, у всех объектов появилась альфа-активность. Во время медитации у всех увеличилась регулярность и амплитуда альфа-волн. У четырёх человек снизилась частота альфа-волн и стало преобладать низкоамплитудные тета- волн. После светового и звукового воздействия почти у всех испытуемых альфа-волны заблокировались. После медитации в положении с закрытыми глазами альфа-активность оставалась регулярной. После того, как глаза были открыты, она стала нерегулярной. Эти результаты были повторены в 1971 году Уолласом, Бенсоном и Вильсоном.
Невролог Банквет провёл обширные исследования ЭЭГ людей, пребывающих в трансцендентальной медитации и контрольных людей, релаксирующих с закрытыми глазами в течение 30 минут. Он установил, на первой стадии медитации у всех медитирующих увеличилась амплитуда альфа-волн. Затем произошло уменьшение частоты, в основном до уровня тета-волн, но не похожих на тета- и дельта-волны состояния сна. Четыре продвинутых медитатора вошли в третью стадию, которую они назвали либо глубокой медитацией, либо чистым осознанием. В этом состоянии на всей поверхности головы наблюдались синхронные бета- волны с практически постоянной частотой и амплитудой. В конце медитации все испытуемые вернулись в первое состояние увеличения альфа-волн. У продвинутых медитаторов альфа- и, в некоторых случаях, тета- волны сохранялись и после медитации, даже после того, как были открыты глаза.
Важное открытие, сделанное Банкветом на основании своих исследований, состоит в том, что во время медитации составляющие мозговых волн стремятся к синхронизации. Это явление явного однообразия частоты и амплитуды электрической активности на всей поверхности мозга Банквет назвал‘гиперсинхронностью’. По его мнению, это может быть вызвано состоянием полного осознания.
Кожно-гальваническая реакция и расслабление.В 1970 году Уоллас обнаружил существенное увеличение КГР на ладонях во время медитации. Однако, это изменение не сохранялось в период отдыха после медитации. В 1971 году он зафиксировал увеличение КГР во время медитации на 60%. Другим учёным было зафиксировано незначительное увеличение КГР.
В заключении можно сказать, что изменения во время трансцендентной медитации похожи на изменения во время йогической и дзен медитации: частота пульса и дыхания уменьшается, потребление кислорода и углекислого газа уменьшается, наблюдается замедление, а в отдельных случаях и синхронизация ритмов коры мозга и увеличение КГР.
Сравнение медитации и релаксации
Ознакомление с различными медитативными техниками позволяет сделать вывод о некоторой их похожести. Фактически все формы медитации требуют физической неподвижности. Везде необходима какая-либо форма концентрации. Концентрация может быть на объекте, идее, образе или мантре, дыхании или коане. Возникает естественный вопрос: можно ли изменения, вызываемые йогической, дзен и трансцендентальной медитацией, вызвать другим видом расслабляющих техник? Для выяснения этого Беари и Бенсон создали новую технику, основанную на уже известных медитативных техниках, но упрощённую и очищенную от эзотерического содержания. Новая техника состояла из следующих компонентов: (1) – непрерывное воздействие на ум посредством произнесения звука, слова или фразы про себя или вслух, или пристальный взгляд на каком либо объекте с целью отвлечения внимания от других воздействий; (2) – спокойное отношение к отвлекающим мыслям, возникающим во время повторения или сосредоточения, они должны быть проигнорированы и внимание возвращено на выполняемую технику; (3) – максимальное мышечное расслабление, поэтому необходимо принять удобную позу, требующую наименьшей мышечной работы; (4) – спокойная обстановка, обеспечивающая минимальное внешнее воздействие.
Эта техника была опробована на семнадцати здоровых людях – десяти женщинах и семи мужчинах. Они самостоятельно изучили эту расслабляющую технику по выданным им напечатанным инструкциям. Каждый испытуемый был обследован во время пяти последовательных периодов по 12 минут каждый. Три периода были контрольными, в это время объекты исследования спокойно сидели и читали текст нейтрального эмоционального содержания; во время одного периода им было сказано всего лишь закрыть глаза, во время другого было предложено выполнить разработанную технику.
Во время выполнения этой техники потребление кислорода снизилось на 13%, выделение углекислого газа – на 12%, частота дыхания уменьшилась на 4,6 дыхания в минуту по сравнению с контрольным периодом (спокойным чтением). Дыхательный коэффициент на протяжении всего эксперимента оставался неизменным. Процедура спокойного сидения с закрытыми глазами не принесла ожидаемого значительного снижения потребления кислорода, выделения углекислого газа и частоты дыхания по сравнению с контрольным периодом.
Эти результаты очень похожи на результаты исследований Уолласом и другими трансцендентальной медитации. Это доказывает, что медитация как таковая без эзотерического смысла, включённая в другие системы, может служить эффективным средством достижения расслабления. Это важное открытие. Это может быть использовано для очень многих людей без обучения у подлинных учителей и без длительной напряжённой подготовки и последующих процедур.
Медитация для предотвращения стрессовых состояний
Мы уже убедились, что физиологическое воздействие медитации направлено на снижение уровня метаболизма и вызывает физическое и ментальное расслабление.
Это воздействие также препятствует возникновению стрессовых состояний и напряжённости. Ганс Селье из Канады был первым, кто в 1936 году осознал природу стресса и болезней тела и ума, к которым он может привести. За это исследование ему была присуждена Нобелевская премия. Ганс Селье определил роль гипофиза и двух адренальных желез в развитии стресса. Он заявил, что гипофиз и адренальные железы подготавливают организм к противодействию ментальному и физическому стрессу, но существует предел их функциональным возможностям. Если стимулировать их очень часто и в течение продолжительного времени, это приводит к изменениям в организме, в конечном итоге очень вредным. Эти изменения он назвал "общим адаптационным синдромом". Эти изменения происходят в трёх состояниях: (1) - состояние тревоги, вызывающее общую мобилизацию защитных сил организма; (2) – состояние сопротивления, при котором животные самостоятельно адаптируются к враждебной обстановке; (3) – состояние изнеможения, при котором у животных появляются признаки усталости и срывы.
То, что Селье наблюдал на экспериментальных крысах в своей лаборатории, другие позднее наблюдали у людей в различных стрессовых ситуациях каждодневной жизни. В состоянии расстройства, переутомления и усталости некоторые люди вначале пребывают в напряжённом состоянии, а затем заболевают. У некоторых повышается кровяное давление, у других страдают кровеносные сосуды и коронарная артерия, или портится желудок, или появляется ревматический артрит.
Йогическая медитация оказывает воздействие, прямо противоположное действию стресса. Следовательно, практикуя медитацию можно предотвратить болезни, вызываемые стрессом и напряжённостью, защитив и тело и ум. Йогическая медитация нейтрализует действие на тело и ум ежедневного стресса.
Йога в лечении заболеваний
Хотя Йога и не является основным средством лечения болезней, но в текстах Хатха йоги и более поздней йогической литературе часто встречается описание лечебного и профилактического воздействия различных йогических практик. В Хатха-йога прадипике говорится, что при всех заболеваниях необходимо соблюдать предписания врача, а также выполнять йоготерапию. Достаточно долгое время йогины сохраняли в строжайшей тайне методы йоготерапии, опасаясь и веря в то, что они утратят свою эффективность после того, как станут известны непосвящённым. В йогических текстах эти методы не описывались.
В течение нескольких последних десятилетий, благодаря усилиям и энтузиазму некоторых практикующих йогинов, йогическая практика стала применяться для лечения некоторых болезней. В Индии люди, страдающие различными болезнями, с незапамятных времён лечатся с помощью йогических техник, пребывая в доме какого-либо учителя йоги, или находясь поблизости с его домом, или в ашраме. Систематические сообщения о чудесных исцелениях таким методом, однако, не всегда правдивы. Последние пятьдесят лет отдельные йогины прилагают усилия к излечению людей в ашрамах. В одном из таких ашрамов, Кайвальядхаме в Лонавале, лечат больных и проводят научное исследование Йоги с 1924 года. Результаты исследований, полученные в таких ашрамах, обнадёживающие, а иногда даже весьма обнадёживающие.
Повышенное кровяное давление
В Индии и за её пределами были проведены обширные исследования влияния техник йоги на пациентов с повышенным кровяным давлением. Для этих целей использовались современные медицинские технологии.
Повышенное кровяное давление, также именуемое гипертонией, довольно распространённое заболевание в Индии среди людей, перешагнувших сорокалетний рубеж. Оно широко распространено и в некоторых западных странах.
Величина кровяного давления зависит от многих факторов. Одним из главных факторов является стресс, воздействуя на мозг и вынуждая эндокринные железы, в частности надпочечники, вырабатывать больше гормонов.
Повышенное кровяное давление не только повреждает кровеносные сосуды и сердце, но и увеличивает вероятность закупорки коронарных артерий, что иногда приводит к коронарному тромбозу и к инфаркту миокарда, и вместе называется ‘сердечный приступ’.
К счастью, существует много средств для снижения кровяного давления. Однако, все они имеют различные побочные эффекты, и некоторым пациентам могут быть либо полностью противопоказаны, либо доставить им много неудобств.
Надо отдавать предпочтение способам, снижающим давление без побочных эффектов. Это могут быть и йогические техники, помимо всего прочего успокаивающие и расслабляющие ум и тело.
В 1975 году выдающийся кардиолог из Бомбея доктор Датей и его коллега доктор Бхагат провели исследование влияния шавасаны на больных гипертонией. Обследовалось 86 пациентов, 68 мужчин и 18 женщин в возрасте от 22 до 64 лет. Начальное систолическое давление лежало в пределах от 160 до 270 мм.рт.ст., а начальное диастолическое давление – от 90 до 145 мм.рт.ст. Средняя величина давления составляла 186/115 мм.рт.ст. Эти пациенты были разделены на три группы: (1) – 15 человек, не проходившие никакого курса лечения за исключением приёма плацебо в течение месяца перед началом выполнения шавасаны; (2) – 45 человек, в результате приёма лекарств снижавшие давление практически до нормального уровня; большинство из них принимали лекарства на протяжении более двух лет и имели стабильную потребность в лекарствах. Некоторые пытались уменьшить дозу лекарств, что приводило в повышению давления; (3) – 26 человек, принимавшие лекарства в различных комбинациях, но так и не снизившие давление до нормального уровня.
Перед началом курса шавасаны и во время него через определённые интервалы проводились физические измерения, рентген грудной клетки, снятие ЭКГ и различные анализы крови. Во время шавасаны пациенты обучались медленному ритмичному диафрагмальному дыханию с короткой задержкой после каждого вдоха (1 сек) и короткой задержкой после каждого выдоха (2 сек). После установления этого ритма их попросили почувствовать прохладу вдыхаемого и теплоту выдыхаемого через ноздри воздуха. Эта процедура должна была сохранить у пациентов достигнутое состояние расслабления, но в то же время сохранить умственную концентрацию и не позволить им задремать. Также пациентам было предложено почувствовать тяжесть в различных частях тела для более полного мышечного расслабления. Шавасана проводилась по 30 минут каждый день. Оценка состояния пациентов производилась через три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Если по истечении трёх месяцев у пациента не происходило никаких улучшений, эта техника признавалась не подходящей для него.
В результате практики этой асаны почти у всех пациентов произошло значительное улучшение состояния, такие симптомы как головная боль, головокружение, нервозность, раздражительность и нарушения сна у большинства пациентов исчезли, а у остальных ослабли. После выполнения шавасаны все имели хорошее самочувствие. Во всех группах наблюдалось объективное улучшение состояния здоровья. В некоторых случаях небольшой гипертонии состояние приходило в норму без применения других средств. В других случаях была снижена потребность в лекарствах. В первой группе у 9 человек произошло значительное снижение кровяного давления, у 6 человек этого не наблюдалось. Средний уровень давления упал с 134 мм.рт.ст. до 107 мм.рт.ст, что составляет снижение на 27 мм.рт.ст. Во второй группе, пациенты которой были способны регулировать давление с помощью лекарств, решили выяснить, можно ли, практикуя шавасану, уменьшить или прекратить потребление лекарств. Потребность в лекарствах была снижена на одну треть у 27 пациентов (60%); у 18 пациентов достичь этого не удалось. В третьей группе значительное улучшение произошло у 10 человек; состояние остальных 16 не изменилось. Таким образом, из 86 пациентов у 46 (53%) практика шавасаны вызвала улучшение состояния.
За пределами Индии также проводились исследования влияния на гипертонию йогической или трансцендентальной медитации или модифицированной техники расслабления. В некоторых исследованиях использовалась так называемая техника"биологической обратной связи". Это процедура, при которой фиксируется непроизвольная функциональная активность тела и предъявляется испытуемому в форме световых или звуковых сигналов. Процедура повторяется до тех пор, пока он не научится контролировать эти функции. Например, с помощью ЭЭГ можно определить наличие или отсутствие альфа ритмов. Имея информацию о волновой активности своего мозга, человек может научиться поддерживать альфа ритмы с помощью своих мыслей, чувств или мысленных образов.
Доктор Пател в 1973 году провёл такое исследование. В нём принимало участие 20 человек – 11 женщин и 9 мужчин в возрасте от 39 до 78 лет. Все пациенты за исключением одного принимали гипотензивные препараты. Некоторые из них пытались снизить дозу потребления, что приводило к повышению кровяного давления. Продолжительность болезни колебалась от1 года до 20 лет, в среднем 6-8 лет. Систолическое давление лежало в пределах от 130 до 190 мм.рт.ст. (в среднем 160), диастолическое – от 88 до 113 мм.рт.ст. (в среднем 102). С пациентами занимались три раза в неделю по пол часа на протяжении трёх месяцев. После каждого занятия измерялось давление.
Техника расслабления была такова: пациент ложится на коврик для занятий, ноги слегка врозь, руки вдоль туловища, ладонями кверхТехника расслабления была такова: пациент ложится на коврик для занятий, ноги слегка врозь, руки вдоль туловища, ладонями кверху, пальцы слегка согнуты. Глаза закрыты, но надо стараться не уснуть. Голова принимает удобное положение. Надо постараться снизить внешние шумы, но не следует делать звукоизоляцию. На протяжении всего занятия пациент подключён к прибору для измерения кожно- гальванической реакции с помощью двух электродов, закреплённых на пальцах. Этот аппарат измеряет активность симпатической нервной системы, влияющую на изменение электрического сопротивления кожи. В начале пациенту предлагается сосредоточить внимание на своём дыхании. Затем, когда дыхание становится спокойным и ритмичным, пациент должен мысленно пройти по всем участкам тела, делая их полностью мягким и расслабленными. Он должен убедиться, что нет больше никакого напряжения в мышцах лица, шеи, груди, живота. При желании можно повторять такую фразу как:“Мои руки становятся тяжёлыми и расслабленными”. Распечатанные инструкции и вспомогательные фразы были выданы всем пациентам, так что они могли практиковать это и дома. Когда освоено физическое расслабление, приходит и ментальное расслабление. Эксперимент показал, что большинство пациентов во время физического расслабления было способно забыть о внешнем мире и даже не осознавали свои конечности, но забыть о своих дыхательных движениях им было очень трудно. Они использовали дыхание как объект концентрации. Они концентрировались на вдохе и выдохе и могли мысленно повторять “расслабление, расслабление” с каждым выдохом. Пациенты могли сами выбирать себе объект или мысль для концентрации. Эта концентрация поддерживала собранность мыслей и направляла сознание внутрь. В начале и по окончании занятия у всех пациентов измерялось давление. В соответствии с этим определялась дозировка лекарств, и вычислялся процент уменьшения дозы.
В результате этого исследования пять пациентов полностью прекратили приём гипотензивных средств. Семеро уменьшили потребность в лекарствах на 33 - 60%. У четверых пациентов дозировка осталась прежней, но давление снизилось по сравнению с началом эксперимента. Среднее значение их систолического давления изменилось от 160 до 134 мм.рт.ст., а среднее значение диастолического давления – от 102 до 86 мм.рт.ст. У четырёх пациентов улучшений не произошло.
В 1975 году доктор Пател провёл обширное исследование влияния на гипертонию техники"биологической обратной связи". В нём принимало участие 20 человек и в результате были подтверждены открытия, сделанные ранее.
В 1974 году доктор Бенсон, кардиолог Гарвардского Медицинского Института со своими коллегами обследовал гипертонических больных, практикующих трансцендентальную медитацию. В обследовании принимало участие 22 человека – 12 мужчин и 10 женщин, средний возраст был 43,1 год. У всех наблюдалась пограничная гипертония. Перед началом исследования среднее значение систолического давления в состоянии покоя равнялось 146,5 мм.рт.ст, а диастолического – 94,6 мм.рт.ст. Все пациенты выразили согласие после освоения техники медитации приходить каждые 2-3 недели для измерения давления на протяжении года. По окончании экспериментального периода среднее значение систолического давления упало до 139,5 мм.рт.ст, а диастолического – до 90,8 мм.рт.ст. Это исследование показывает, что регулярная медитативная практика снижает кровяное давление у людей с пограничной гипертонией. Статистически снижение заметно, но на относительно небольшую величину.
В 1976 году доктор Берри Блеквелл также исследовал больных гипертонией, практикующих трансцендентальную медитацию. У шестерых испытуемых из семи наблюдалось субъективное психологическое улучшение, в том числе чувство расслабления, более лёгкая переносимость жизненных стрессов, улучшение способности концентрироваться. Эти изменения нельзя связывать только с уменьшением беспокойства, т.к. в ходе эксперимента у одного пациента наблюдалось незначительное усиление беспокойства во время медитации. Через шесть месяцев у четырёх продолжалось психологическое улучшение. Опыт показал, что устойчивые психологические улучшения могут происходить и в отсутствии устойчивого снижения давления. С другой стороны, значительное и устойчивое снижение давления, приводило к заметному психологическому улучшению и уменьшению беспокойства.
Результаты исследований воздействия медитативных техник на гипертонических больных весьма обнадёживающие. Эти техники позволяют предотвратить появление гипертонии, привести к норме слегка повышенное давление и в некоторых случаях уменьшить потребность в гипотензивных средствах.
Бронхиальная астма
Бронхиальная астма – очень распространённая болезнь. Ей страдает примерно1% населения. Появлению астмы может способствовать уже имеющаяся астма у членов семьи, повторяющиеся инфекционные заболевания, эмоциональные нарушения. Считается, что решающую роль играет аллергия. Это может быть аллергия на пыльцу трав, кустарников или деревьев, на различные грибки, на домашнюю пыль и на множество других вещей. Под воздействием аллергенов у пациента происходит спазм бронхов, что затрудняет дыхание.
Для снятия спазма бронхов при бронхиальной астме существует множество старых и новых лекарств, а также техники гипосенсибилизации(регулярный приём малых доз аллергена с целью вызвать привыкание). Но до сих пор существуют больные астмой, на которых эти средства действуют очень слабо. Знатоки йоги и врачи применяли йогические асанаы, крийи и пранаямы в случаях бронхиальной астмы и определяли эффективность их воздействия.
Доктор Бхол из Кайвальядхамы, Лонавалы, в 1967 году исследовал больных бронхиальной астмой. Все пациенты согласились находиться в госпитале в течение двух месяцев. Наряду с другими йогическими процедурами пациенты выполняли шавасану с пранадараной и макарасану. Пациенты, страдающие хроническим насморком или синуситом(воспалением синусовых пазух), дополнительно выполняли нети крийю с водой и резиновым жгутиком. Также нети крийя выполнялась с солёной водой, разбавленным молоком и разбавленным мёдом.
Были получены следующие результаты:
Начало проходить обследование 124 пациента.14 человек закончили обследование раньше времени из-за различных заболеваний. У 87 человек (76%) во время курса йога-терапии не было астматических приступов и в конце эксперимента наблюдалось всестороннее улучшение. У остальных 23 пациентов (20%) приступов астмы также не было, но клинические и лабораторные исследования не показали улучшения результатов. Не было ни одного пациента, у которого бы не наблюдалось никаких улучшений.
Доктор Бхол обнаружил особенную эффективность дхаути для предупреждения астматических приступов. Частота и продолжительность приступов, а также количество лекарств, требуемых для их снятия, уменьшились у всех обследуемых пациентов. При продолжительной йога-терапии с течением времени наблюдалось дальнейшее улучшение состояния. Доктор Бхол выразил уверенность в том, что“многие из этих пациентом смогут полностью излечиться, а многие – значительно улучшить состояние, если они будут продолжать выполнять эти упражнения в течение двух-трёх лет”.
Другое обширное исследование влияния йогических практих на бронхиальную астму было выполнено Ананданандой Свами и доктором Варандани в 1975 году в Джайпуре. 235 человек, 203 мужчины и 30 женщин с бронхиальной астмой, находились под наблюдением в Йогическом Лечебно-исследовательском Центре в Джайпуре. Рекомендуемый период пребывания в Центре составлял три месяца, однако он варьировался в зависимости от тяжести заболевания и жизненных обстоятельств пациентов. У всех пациентов заболевание было средней или тяжёлой степени и продолжительность колебалась от одного года до 20 лет и более. Возраст - от 14 до 60 лет. Среди них не встречалось ни людей с крайне тяжёлыми формами болезни, сердечными болезнями.
Для каждого пациента велись записи наблюдений с клиническими и лабораторными исследованиями.Йога- терапия, предложенная пациентам была такова: (1) – Шат-карма, включающая васра дхаути, сутра-нети, джала-нети, капалабхати и бхастрику. Во время острых приступов астмы, ринитов и других инфекциях верхних дыхательных путей пациентам не разрешалось выполнять такие крийи как сутра-нети и джала-нети; (2) – сукшам вуайам, состоящую из простых мышечных упражнений, обычно рекомендуемых для поддержания здоровья: (а) – медха шакти и смаран шакти викасак – упражнения на глубокое дыхание; выполняя их, пациент должен глубже и чаще дышать, что более эффективно задействует нижний отдел лёгких; (б) – удар шакти викасак, упражнения для желудка; это упражнение на глубокое дыхание, но дыхание брюшное и выполняется стоя; во время вдоха диафрагма, опускаясь, давит на живот и он раздувается; во время выдоха передняя стенка живота втягиваются настолько, насколько позволит расслабленная и поднятая диафрагма; (в) – вакшастхал шакти викасак – упражнения в основном для расширения грудной клетки; (г) - манибандх, карприштха и ангули шакти викасак – упражнения для рук, запястий, ладоней и пальцев; выполняются в сидячем положении; они не связаны непосредственно с дыханием, но служат для выработки выносливости у пациентов; (3) – наряду с перечисленным выше, пациенты выполняли пакшиасану, вирасану, конасану, паванмуктасану, уштрасану, гарбхасану, бхуджангасану, гомукхасану, сарвангасану и матсиасану; пациент не был обязан выполнять все эти асаны каждый день или за одно занятие, а, в соответствии со своим состоянием, ему позволялось выполнять некоторые из них, не допуская утомления; (3) – выполнялись такие пранаямы как сурьябедхи, уджайи и вхарамари; все они выполнялись в падмасане или сиддхасане.
Для того, чтобы оценить изменения в состоянии пациентов, велись подробные записи наблюдений. Записывались: тяжесть и продолжительность таких симптомов, как задержка дыхания, кашель, выделенная мокрота, чихание, выделения из носа. Также фиксировалось наличие или отсутствие хрипов в лёгких и частота, доза и названия лекарств, принимаемых в случае необходимости.
Из 235 пациентов в течение первого месяца отсеялось 78, и их результаты не были учтены. У оставшихся 157 человек результаты исследования были таковы: состояние стабилизировалось у 16 человек (6,8%), улучшилось – у 118 человек (50,2%), осталось без изменений у 23 человек (9,8%). В результате были сделаны следующие выводы: в сложных случаях астмы йога не может заменить такие лекарства, как кортикостероиды, однако регулярная практика йоги делает возможным обходиться длительное время без лекарств. За исключением редких случаев крайнего истощения, йогатерапия может служить хорошим дополнением к современной медицине.
Йогические медитации и крийи также способны улучшить состояние больных астмой. Но с помощью одной лишь йоги, по крайней мере, на сегодняшний день, вылечить бронхиальную астму невозможно. Йога может лишь усилить терапевтическое воздействие.
Диабет
Диабет довольно часто встречается у людей, достигших среднего возраста. Он имеет свойство передаваться по наследству и проявляться в определённом возрасте. У большинства людей из семей с наследственным диабетом он проявляется уже в раннем возрасте. До тех пор, пока не стало возможно получать инсулин, диабет был смертельно опасной болезнью. Затем для сохранения жизни больным необходимо было делать ежедневные инъекции инсулина. Теперь же это неудобство частично устранено благодаря новым оральным антидиабетическим препаратам. Но даже после приёма таких лекарств больной диабетом должен жить в соответствии с предписанной диетой и физическим нагрузками. Необходимо потреблять пищу с пониженным содержанием углеводов для того, чтобы уровень глюкозы в крови резко не возрастал, и выполнять различные физические упражнения, чтобы“сжигалась” лишняя глюкоза.
Могут ли йогические асаны и другие техники быть полезны для больных диабетом? Это очень привлекательная мысль, тем более, что таким больным рекомендованы физические нагрузки.
Изучение влияния йогических техник на больных диабетом проводились во многих научных центрах. Одно такое исследование было проведено в Вишваятан Йогашраме докторами Ругмини и Шинха в 1975 году. В госпиталь было помещено 123 пациента – 85 мужчин и 28 женщин от 12 до 78 лет. Семьдесят пациентов были младше сорока лет, пятьдесят три – старше. Двадцать девять пациентов весили выше нормы, 54 имели нормальный вес, и 40 пациентов весили ниже нормы. У 75 пациентов диабет наблюдался менее 5 лет, у 24 пациентов – более 10 лет. Уровень сахара в крови перед началом исследования у 57 человек был менее 150 мг%, у 47 человек -–между 150 и 250 мг% и у 19 человек – выше 250 мг%. 29 пациентов до поступления на эксперимент делали одну инъекцию инсулина в день, 15 человек до поступления делали инъекции 40 – 70 единиц инсулина, и 97 человек до поступления принимали оральные антидиабетические препараты. Почти все пациенты дома придерживались диеты с пониженным содержанием углеводов, 11 человек лишь соблюдали диету без приёма лекарств. Девять человек когда либо занимались йогой. Семеро больных не лечились никаким способом.
Всех пациентов попросили находиться в госпитале по крайней мере в течение 40 дней, но это была просьба, а не строгое требование. После пребывания в госпитале каждый пациент проходил полное медицинское обследование, включая и необходимые лабораторные анализы. Диета состояла из каш, бобовых, овощей, фруктов, творога, молока и гхи, калорийность пищи составляла примерно 2800 калории с содержанием примерно 290 граммов углеводов. Лечение заключалось в йогической практике - пол часа утром и час вечером. В этой практике использовались следующие процедуры: крийи – кунджала, шанкпракшалана, вастра дхаути, багхи, джалабасти и наули; сукшма вьяйама, включающая в себя десять упражнений удара-шакти викасак; йогическая стхула вьяйама, включающая сарванга пушти и хрид-гати; йогические асаны: падмасана, матсиендрасана, матсиасана, маюрасана, курмасана, уштрасана, бхуджангасана, чакрасана, пранавасана, сарвангасана, гарбхасана, ардха-матсиендрасана, ширшасана, кокиласана, падмамаюрасана; такие бандхи и мудры, как уддияна бандха и тадаги мудра.
Четырём людям, до начала исследования принимавшим 40-70 единиц инсулина, в дополнение к йога-терапии продолжали делать инъекции инсулина. Девять человек, принимавшие до исследования менее 40 единиц инсулина, отказались от него на время эксперимента.
Полученные результаты можно разделить на следующие группы: (1) – Хорошие результаты с уровнем сахара в крови натощак - менее 110мг% (норма), через два часа после еды – ниже 150 мг% (норма), через три часа после еды – ниже 110 мг% (норма), тест толерантности к глюкозе – нормальный, отсутствие глюкозы в моче, отсутствие симптомов диабета; (2) – Удовлетворительные результаты, при которых уровень сахара в крови натощак и после еды значительно снижен, но не доходит до нормы, тест толерантности к глюкозе значительно лучше, но ещё не нормальный, отсутствие или следы глюкозы в моче, ослабление симптомов диабета; (3) - Очень незначительные улучшения, при которых уровень сахара в крови натощак и после еды остался высоким, но ниже, чем перед началом исследования, тест толерантности к глюкозе улучшился, но не намного, глюкоза в моче присутствует, но меньше, чем в начале, немного ослаблены симптомы болезни; (4) – Весьма посредственные, с отсутствием улучшения биохимического и клинического состояния или с дальнейшим ухудшением состояния.
Из 105 пациентов, до конца прошедших исследование, Хорошие результаты наблюдались у 28 человек (26,66%), Удовлетворительные результаты – у 39 человек (37,14%), Очень незначительные улучшения были у 10 человек (9,5%) и Весьма посредственные – у 22 человек (26,66%). Классифицировав Хорошие и Удовлетворительные результаты как успешные, учёные сделали вывод, что в 64% случаев наблюдалось положительное влияние йогатерапии на больных диабетом.
Наиболее сильное влияние йога терапии наблюдалось у пожилых людей в уровнем сахара в крови менее 250 мг% с продолжительностью заболевания менее 5-10 лет, и у тех, кто предпочитал пользоваться оральными антидиабетическими препаратами, а не инсулином. Наиболее слабое воздействие было оказано на людей с начальным уровнем сахара в крови 150-300 мг% и продолжительностью болезни 10-15 лет, делающих инсулиновые инъекции и имеющие из-за этого одно или более осложнений. Пациенты с нормальным и слегка избыточным весом более расположены к йогатерапии, нежели те, кто имеет недостаточный вес.
У четырёх пациентов, продолжавших инсулиновую терапию во время исследования за 40 дней снизилась потребность в инсулине с 40-70 единиц в день до 20-30 единиц, а также произошло снижение сахара в крови в моче. Пациенты, до начала исследования принимавшие оральные антидиабетические средства и получившие хорошие результаты, в дальнейшем смогли обходиться без лекарств. Повторное обследование удалось провести у 22 пациентов в период от 6 месяцев до 3, 5 лет. Оно показало, что у пациентов с хорошими результатами уровень сахара в крови снизился до нормы, а в четырёх случаях произошло ухудшение состояния из-за несоблюдения диеты и нерегулярности упражнений.
Любопытной особенностью этого исследования была очень высококалорийная диета пациентов – 2800 калорий ежедневно. Не смотря на два ежедневных занятия йогой, эта диета казалась слишком насыщенной для того, чтобы всё усвоить и даже снизить уровень сахара в крови и моче.
Доктор Мелкот из Тирупати получил очень хорошие результаты – 95-99%“успеха” у больных диабетом, практиковавшим йогу. Хороших результатов в этой области получил и доктор Удупа из Варанаси.
Однако, доктор Датей из Бомбея получил не столь успешные результаты лечения больных диабетом йогатерапией. Он сделал краткий отчёт о своём исследовании 26 пациентов. К началу исследования все пациенты уже находились на излечении в диабетической клинике. С помощью знатоков йоги их обучили некоторым йогическим упражнениям и затем попросили не прекращать занятий. Их диета составляла в среднем 2200 калорий в день. Так как все они были пожилыми людьми, от них не требовалось выполнения сложных йогических упражнений. Было замечено, что те из пациентов, которые теряли вес, были как раз теми, у кого наблюдалось улучшение; у остальных улучшений не наблюдалось.
Влияние йоги на больных диабетом требует более глубокого и детального изучения. Без сомнения можно сказать, что йогические упражнения, сходные с обычными физическими упражнениями, оказывают положительное действие на пациентов. Кроме этого, положительно влияют размеренная жизнь и соблюдение диеты. Но что ещё, кроме перечисленного, может дать больным диабетом йогическая практика, выяснено не полностью, судя по противоречивым результатам исследований.
Различные болезни
Йогические техники позволяют излечивать разнообразные болезни. В Кайвальядхаме, Лонавала в 1954-55 годах проводили некоторые исследования, результаты которых таковы: общий процент выздоровевших мужчин составил 84,65%, не выздоровевших – 15, 35%. Процент выздоровевших женщин – 89,20%, не выздоровевших – 10,80%. В основном это были больные с неврастенией, психоневрозами, хроническими ринитами, бронхиальной астмой, диспепсией, энтероколитами, запорами и ожирением. Все эти болезни (кроме хронических ринитов) таковы, что решающую роль в них играет влияние состояния ума на состояние тела (психосоматика).
Доктор Удупта из Варанаси также получил хорошие результаты использования йогатерапии в случаях тиреотосикозов; сарвангасана и матсиасана в 20 случаях тиреотоксикоза привели к улучшению состояния, а именно: уменьшение частоты пульса, снижение нервозности, нормализация веса тела, сна и функции щитовидной железы.
Доктор Мелкот наблюдал положительное влияния йогатерапии на больных псориазом.
Доктор Чарот из Лонавалы изучал йогатерапию в случаях ожирения. 24 мужчины и 19 женщин, страдающих ожирением, прошли курс йогатерапии, выполняя асаны, бандхи, мудры и пранаямы. Проводились измерения слоя подкожного жира щипковым методом. Результаты измерений показали значительное уменьшение подкожного жира, как у мужчин, так и у женщин. У женщин, однако, наблюдалось более значительное уменьшение подкожного жира.
В другом исследовании, проведённом доктором Бхатнагаром из Пондичерри, исследовалось действие йогатерпии на людей с недостаточным и избыточным весом. 20 человек, у некоторых из которых вес превышал нормальный более чем на 58 кг, а у некоторых был гораздо меньше нормы, смогли нормализовать вес максимум за 12 месяцев. Подкожный жир значительно уменьшился у всех испытуемых.
Язва двенадцатиперстной кишки – болезнь, которая почти не изучалась на предмет воздействия йогатерапии, но, кажется, что при изучении этого должны быть положительные результаты.
Наилучшее воздействие йогатерапия оказывает на болезни, по большей части зависящие от состояния ума и на стрессовые состояния. Эти болезни могут быть психическими, сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными или аллергическими. Под воздействием длительного психологического или физического стресса в первую очередь начинают страдать наиболее чувствительные и слабые органы или системы (повышенная уязвимость может передаваться по наследству или быть приобретённой).
Излечение уже имеющихся болезней не является самой сильной стороной Йоги, но, в комплексе с другими средствами, может приносить большую пользу.
Йога способствует профилактике физического и ментального здоровья, предотвращает психосоматические нарушения, и нуждается во всевозможной пропаганде.