Первый семинар С.Агапкина в Ростове

 

Про семинар Сергея Агапкина, прошедший в Ростове 18-20 марта, можно написать очень много. Ведь по информативности и важности подаваемой информации этот семинар выделяется из всех семинаров, когда–либо проведенных в Ростове.

Начну, как на вручении Оскара, с благодарностей. Во-первых, огромное спасибо Сергею, приехавшему к нам в Ростов и проведшему семинар. Во-вторых, спасибо Дмитрию, взявшему на себя функции организатора и оператора, благодаря чему семинар состоялся и был запечатлен на видео. Теперь долгими зимними вечерами мы сможем просматривать кассеты, ощущать теплую семинарскую обстановку и греть свое тело, выполняя вместе с Сергеем агнисару и сурью намаскар. И, конечно же, спасибо всем присутствовавшим на семинаре за компанию. Хорошая йоговская компания - это уже само по себе большое удовольствие и залог качественной и продуктивной практики

С благодарностями, вроде бы, все. Перейдем к тому, что, собственно, было на семинаре.

Итак, что же было на семинаре?

Семинар был посвящен интереснейшему и мало знакомому основной массе практикующих предмету - АЮРВЕДЕ. Это загадочное слово (как раскрыл нам страшную тайну Сергей) переводится на общепонятный язык как… БИОЛОГИЯ! Или просто «наука о жизни». Именно «науке о жизни», или даже науке ДЛЯ жизни и был посвящен наш семинар.

А если быть точной, то семинар был посвящен тому, ЧТО, КАК, КОМУ и ДЛЯ ЧЕГО нужно делать, занимаясь йогой, для того чтобы быть здоровым и жить долго, качественно и счастливо. И большое внимание было уделено тому, что делать НЕ нужно. Этот вопрос действительно очень важен, так как некоторые особо рьяные практики йоги в стремлении к совершенству подвергают свое тело всяческим экспериментам. И зарабатывают «экспериментальный инсульт» или цирроз печени…

Чтобы рассказать, или хотя бы вкратце пересказать всё то, что было на семинаре, потребуется не один день. О концепциях аюрведы в одной маленькой статье не расскажешь, да и двух дней семинара для этого не достаточно (это намек на то, чтобы Сергей приезжал к нам еще). Поэтому в данной статье расскажу о своих впечатлениях и поделюсь тем, что особо запомнилось.

Итак…

Для тех, кто не был на семинаре, расскажу немного про то, что рассказывал Сергей нам. Оказывается, каждый из нас живет в одном из режимов функционирования человеческого тела: эрготропном или трофотропном (жар/холод). И каждый из нас, в соответствии с этим, имеет предрасположенность к определенным болезням. Исходя из знания своих особенностей, можно предотвратить и вылечить эти болезни. Как это сделать - в статье не расскажешь… надо было приходить на семинар

Кроме того, согласно аюрведе, тело человека состоит из элементов (так называемых дош), которые присутствуют в теле в различных комбинациях. При недостатке одной из дош и избытке другой возникают болезни. И излечить эти болезни можно, понизив или повысив уровень дош. Доши определяются, исходя из большого количества признаков, представленных в тесте (тестов существует достаточно много, предложенный Сергеем- один из самых простых и эффективных).

Зная свой уровень соотношения дош, можно скорректировать свою практику таким образом, чтобы компенсировать недостаток или избыток одной из них.

Очень интересно было узнать новые подробности терапевтического эффекта асан йоги. Все асаны были сгруппированы Сергеем по оказываемому ими эффекту на различные органы. Так, например, существуют циклы асан для лечения заболеваний почек, печени, мочеполовой системы, сердца… Все это мы сначала заслушали в виде лекций, а затем проделали на практике.

Надо сказать, что занятия, несмотря (или благодаря) тому, что длились они довольно долго (долго – если по времени, которое на часах, а если по субъективному ощущению- то занятия пролетали как одна минута) приносили такой заряд бодрости и позитива! И когда я приходила домой, то в теле и сознании был такой бодряк, что спать не хотелось еще долго, а голова интенсивно переваривала новые знания и ощущения.

За что еще отдельное спасибо Сергею, так это за то, что он никого не обделил своим вниманием и практически каждому лично помогал правильно выстроить асану. После чего появлялось новое понимание и ощущение того, как работает асана, на какой орган она влияет. Асаны, которые мы выполняли на семинаре, были достаточно простые, доступные среднестатистическому российскому йогину. И внимание уделялось не всяческим хитрым наворотам, а детальной проработке, нюансам каждой асаны. После такой проработки ощущалось, что асана действительно ЗАРАБОТАЛА. И многие из тех, кто уже не первый год выполняет эти асаны, уловили в них нечто новое и подумали: «Блин, так вот как надо было делать!»

Еще мы узнали отличный метод сосредоточения в асане. Не нужно никаких наворотов и сверхподробных уточнений, как в некоторых школах. Чтобы внимание отвлеклось от окружающего и полностью сосредоточилось на теле, можно использовать любые подручные материалы. Например, в триконасане достаточно лишь… поставить на ладонь вытянутой руки бутылочку с водой…и внимание надолго будет приковано к этой руке, держащей бутылочку. Как усложненный варант, можно бутылочку открыть или увеличить размер бутылки, вплоть до 5 литровой. Нам повезло, у нас в зале были 5-литровые канистры с питьевой водой. Их-то и использовали для улучшения качества выполнения ардхачакрасаны у одного из наших инструкторов. Дима- большой и сильный, ему можно… Кстати, когда такой баллон зажат между ногами при выполнении чакрасаны, то колени не расходятся в стороны. Удобно!

О чем еще хочется сказать, так это о прекрасном чувстве юмора Сергея. Под шутки- прибаутки, анекдоты и истории из жизни достаточно сложный материал воспринимался легко, и даже довольно напряжные стоячие и силовые асаны типа рудрасаны и чатуранги получались как бы сами собой. Еще бы им не получаться, если, стоя, например, в рудрасане, у тебя на бедре, параллельном полу, лежит внушительныз размеров тетрадь, предусмотрительно принесенная для конспектирования. И при этом рассказывается о практиковавших цигун, которым на бедро клали каменные плиты. И не дай бог такой плите упасть на пальцы! Что уж там тетрадь, пусть даже внушительных размеров…

Интересно было услышать информацию о вегетарианстве и мясоедении. Сергей, будучи, как он сам признался, прагматиком, объяснил, откуда взялись такие аскетические традиции как голодание, пост и брахмачари. А пошло все, как обычно, из прошлого. Древние йоги, которые, как известно, были странниками и жили за счет подаяния, не всегда имели достаточно еды, чтобы наесться досыта. Так же, как и жители России, которые в конце весны доедали весь прод запас и были вынуждены затянуть пояс потуже. И вот нашлись умные люди, которые сказали: «А ведь ничего не есть- это мало того что полезно для здоровья, но еще и возвышает душу и ведет к просветлению.» Т.е. есть по- любому было нечего, но человек, который не ел сознательно, значительно отличался по своему мироощущению от того, кто не ел, потому что есть нечего…

А с физиологической точки зрения, голодание приводит к снижению иммунитета и уменьшению сопротивляемости болезням. Но в некоторых случаях голодание все же бывает полезным, но не всем и не всегда.

Принцип «не всем и не всегда» относится и к прочим «чисткам организма», которые так любят наши йоги. Например, широко известная «чистка печени оливковым маслом». Сергей по полочкам разложил, что эта «очистительная процедура» не только не полезна, но наоборот вредна и бессмысленна. А про бесконтрольную постановку клизм всем и каждому по поводу и без вообще разговор был краток, но суров… Ибо нельзя всех (и больных, и здоровых) лечить одним и тем же. Ведь, как говорил еще Гиппократ, главное - не навреди. И (это уже наше, русское) - что русскому хорошо, то немцу смерть. Короче говоря, каждому - свое.

А вот КОМУ, и ЧТО- этому и был посвящен семинар. Лекции перемежались с практикой, и каждый мог на своем опыте убедиться, что агнисара действительно разогревает, шавасана охлаждает, а какасана способствует пищеварению…

Вся информация была подана в такой доступной и понятной форме, что под конец семинара такие научно-непонятные слова как «трофотропная и эрготропная система», «анамнез» и проч. звучали совсем как родные. И даже те, кто сталкивался с аюрведическими названиями дош (капха, пита, вата) впервые, смогли определить свою дошу и разобраться, как же с этим жить.

И, самое главное, стало понятно, что же со всей полученной информацией делать, как применять, и что нам за это будет.

После семинара осталось четкое понимание того, как действуют асаны и шаткармы, кому, зачем и что надо делать, и что делать не надо. А это жизненно важно для каждого, кто хочет заниматься йогой, оздоравливаться и самосовершенствоваться. Ведь все болезни, как известно, от невежества.

Семинар закончился, оставив после себя море полезной информации, заряд бодрости и позитива, и огромное желание применять все увиденное и услышанное в своей практике.



Статья взята со старого сайта.