Ура, наступила весна!:) Просыпается солнце, люди и весенние тощие кошки выползают из подвалов. Год наконец как будто начался, я уже увереннее пишу в письмах 2006, а не 2005 год. А заодно с этим появилось четкое и тревожное осознание приближающегося экзамена. Т.к. по тесту о сенсорных предпочтениях я оказываюсь визуалом и аудиалом, то красочно и ярко, с интонациями и реальными образами представляю себя, сидящей в центре зала, окруженная крутыми инструкторами, пронзающими мое хрупкое тельце своими вопросами о том, что не поддается воспоминанию...Эх, как же я не люблю стрессы...но все же придется мою капховскую пракрити дополнить раждасом и бодро описать все, что смогла усвоить на весенних занятиях, дабы перед майским судом поделиться всем, что успела понять сама...

11 марта. Теория. Утро.

 

Занятие Сергея Агапкина было посвящено 2м типам регуляции организма в зависимости от чувствительности нервной системы (в качестве повторения), а также мы рассмотрели физиологию дош, их сочетания и способы приведения дош в равновесие.

Вегетативная нервная система отвечает за количество «жара» или «холода» в организме. Наличие того или другого зависит от уровня возбуждения вегетативной нервной системы. Если в теле преобладает жар, то должны происходить большие затраты энергии, сжигается много питательных веществ, требуется много кислорода. Если таких условий нет, то организм будет испытывать недостаток, а в первую очередь от кислородной недостаточности будут страдать сердце, почки, печень, головной мозг. Практика должна быть направлена на увеличение жизненного объема легких: уджайи, нади-шодхана. Если в организме преобладает «холод», то организм находится в состоянии накопления. Потребность в кислороде уменьшается, начинают накапливаться запасы, в печени накапливается гликоген, который преобразуется в жировую ткань, гормоны меньше начинают контактировать с рецепторами и могут возникать болезни, связанные с обменными процессами: диабет, онкология, кожные заболевания. В этом случае практика должна быть активной и динамической, в т.ч. разогревающие пранаямы: агнисара-дхаути. В пищу употреблять больше острого, кислого, соленого.

Про доши. Есть 3 основных доши: вата, питта и капха. Основные фишки: доши увеличиваются и изменяются относительно друг друга, поэтому необходимо знать их процентное соотношение. Доши находятся в постоянной динамике и в практике важно увеличивать недостающую дошу. Идеала быть практически не может, но при нем все доши находятся в равновесии. Вата доша- натуры, с повышенной чувствительностью. Обычно внешне худые и с длинными конечностями. Укороченный кишечник, из-за чего пища плохо усваивается, недостаток мышечной и жировой ткани, недостаточная циркуляция крови, низкое давление, хрупкие кости. Мечтательны, все время находятся в поиске новых ощущений. Питта-доша – Нормальное пищеварение, не набирают лишний вес, но и не теряют, привязаны к еде. Деятельны, тратят больше, чем накапливают, быстро «изнашиваются». Много потеют, преобладание гормонной регуляции организма над нервной. Склонны к максимализму. Капха-доша – Спокойная нервная система, склонны к удовольствиям: есть и спать, не нервничать. Накапливают много жировой ткани, долго живут при экстремальных условиях. Высокая секреторная активность, хорошая костная ткань, короткие конечности, раннее половое созревание. Добрый характер, хорошая долговременная память.

Итак, если одна или две доши у нас преобладают, то для полноценного, здорового образа жизни нам необходимо подтягивать те, что менее выражены с помощью диеты, изменения образа жизни и лекарств.

Для повышения ваты: отсутствие режима; спонтанность; недоедание; духовные практики; сухие продукты, сырая неприготовленная пища. Асаны для области шеи и грудной клетки. Шанк – прокшалана. Для повышения питты: 8 часов сна; в пишу употреблять острое, кислое, соленое, белки животного происхождения; интенсивные физические нагрузки с ощущением жара и потения; бхастрика; агнисара-дхаути; асаны на области поясницы и живота. Для повышения капхи: сон, маслянистая, теплая, жидкая пища; спокойный и размеренный образ жизни; отсутствие физ. нагрузок; асаны, стимулирующие нижние конечности и крестец, шавасана; басти-крия.

В качестве литературы по теме Сергей рекомендовал: Сунил В. Джоши «Панчакарма», Кушниренко Э.Ю. «Два цветка на древе медицины» и В.Лада "Аюрведа - наука самодиагностики и самоисцеления".

12 марта. Вечер. Теория.

 

Оля Буланова рассказала про влияние пропорций тела человека на индивидуальную практику. Во-первых, нет различий по половым признакам. В общем, людям с крупным телосложением необходима более интенсивная практика с потоотделением и разогревом. Для людей с хрупким телосложением лучше выбрать статический режим и начинать занятие можно сразу с сурья-намаскар, больше уделять внимание силовым элементами типа чатуранги.

Длительное удержание поз стоя полезно для очень гибких людей. Для новичков хорошо подходят балансовые позы на одной ноге в начале занятия. Для освоения новые позы лучше давать в начале занятия, т.к. тело еще не устало (например, ширшасана). В ситуации, если у вас прогибы идут легче, чем наклоны и наоборот, сперва нужно сделать то, что получается хуже, а потом то, что лучше. Также можно акценты делать от занятия к занятию: то наклоны, то прогибы. До того, как добираться к позвоночнику, следует разогреть конечности. Шпагатные растяжки в середине практики приравниваются к позам стоя. Также на занятии можно сделать несколько кругов: сперва слегка проработать все области, затем еще интенсивнее те же самые области. Если мост хорошо получается, то его можно делать в середине занятия. Также по ходу практики выяснится, что некоторые части тела недостаточно длинные для каких-то сложных захватов. Напр, прасарита падатанасана может правильно выполняться, но голова при этом не коснется пола. Некоторые сложные прогибы или наклоны можно осваивать с ремнем, чтобы позвоночник не травмировался и поза была выполнена корректно, при этом задействоваться будут именно те области, которые необходимы для работы. Выполнение некоторых поз может быть затруднено какой-то недораскрытой зоной. В случае моста это могут быть плечи или бедра. Необходимо выяснять это индивидуально и делать соответствующие советы. Пранаяму легче осваивать тем, у кого раскрыта грудная клетка, если грудная клетка узкая, то следует больше внимания уделять на практику бхастрики и капалабхати. Для инструктора также важно знать, как упростить асану, как разбить ее на составляющие, понимать принцип воздействия.

Во время менструации женщинам не рекомендуется делать перевернутых поз, не напрягать живот, не делать скруток со сдавливанием низа живота, никаких силовых нагрузок.

Во время беременности главное правило – не делать ничего на животе и со сдавливанием живота. Хороши для практики кошка, уштрасана, позы для раскрытия тазобедренных суставов. Перевернутые позы также полезны, но только в случае, если они были освоены до беременности. Не стоит делать бхастрику, агнисару и наули. Хороша практика нади-шодханы и полного дыхания. В первые 3 месяца строго не рекомендуется делать силовые асаны. После беременности стоит подождать 6 месяцев, прежде чем возобновлять занятия йогой (это у всех индивидуально).

Детям в группе можно заниматься с 14 лет, до этого возраста не стоит долго фиксировать позы, занятие должно длиться около 45 минут. Основной акцент на укрепление мышц. Не рекомендуется стоять на голове. Хороша практика аштанга-виньяса йоги.

12 марта. Утро+Вечер. Теория.

 

Мы были рады вновь встретить Юлю Жаворонкову, представителя питерского аштанга-йога центра, которая приехала к нам на курс уже во второй раз. Юля очень активно и доступно для восприятия ответила на наши оставшиеся вопросы и на какие-то новые, возникавшие во время общения. Темы обсуждения: йога и социум, блоки в теле – причины возникновения и способы их де-блокировки, отношения инструктор-ученик, способы мотивации и поддержки учеников во время занятия. Также мы затронули тему конфликтов, которые при верном поведении могут даже сблизить конфликтующие стороны и про типы психологической защиты, как инструменты, которые удерживают осознавание происходящего. Мы получили реальные, применимые советы, как стоит себя вести в различных сложных ситуациях, так что кто не был, будет жалеть о том, что не послушал – сто процентов:) А если есть интерес к йоге с точки зрения психологии, то можете написать мне по адресу unikum (собака) mail . ru, я вышлю список рекомендованной Юлей литературы.

25 марта. Утро. Теория.

 

Аюрведа и тибетская медицина. Сергей рассказывает о 7ми тканях (дхату) и 12ти органах. Не знаю, правильно ли я их записала по буквам, но 7 тканей такие: Раса-дхату (плазма, сок пищи, который усвоился); Ракта-дхату (кровь); Мамса-дхату (мышечная ткань); Метха-дхату (жировая ткань); Астхи-дхату (костная ткань); Менджу-дхату (нервная ткань, в т.ч. мозг); Шукра-дхату (семя мужч. или артава- женщ.). Каждая ткань имеет свои свойства и функции. Концепция о 12 органах появилась позже, примерно в 18-19вв. Эти органы не являются органами в строгом смысле: Тонкий кишечник, толстый кишечник, желудок, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь, сердце, легкие, перикард, система 3х полостей циркуляции, мочевой пузырь (и мочевыделительная система), почки (и система половых гормонов). Каждая ткань формирует почву для деятельности другой ткани. Если что-то одно вышло из строя, то работа остальных тканей также нарушается, поэтому важно знать, как улучшить работу всей этой системы. Итак, для улучшения и развития раса-дхату: употреблять жидкую, легко усваиваемую пищу типа каш, супов и круп, из специй что-то, что усиливает выделение пищеварительных соков. Для ракта-дхату - все, чтобы помочь пище лучше всасываться: наули, агнисара, маюрасана поможет усилить функции печени. Мамса-дхату: физическая активность, агнисара, силовая, максимальная нагрузка. Метха-дхату: трофотропный режим. Меньше адреналина, шавасана, йога-нидра. Астхи-дхату: вертикальная нагрузка на кости, укрепление мышц. Менджу-дхату: выполнение сложно координируемых движений (типа Танца Шивы). Шукра-дхату: нормализовать деятельность всех предыдущих тканей, улучшение притока крови к голове и гипофизу (перевернутые асаны, употребление средств, улучшающих чувствительность гипоталамуса: женьшень, лимонник, родиола, левзея, пыльца и многое другое). Отклонения в работе органов приводят к дисбалансу дош, поэтому общие рекомендации: соблюдение режима, диеты и практика йоги, как тренировка адаптационных свойств организма! P.S. В Панчакарме чего-то другие расклады про органы... P.P.S. Всю голову сломала как пишется рОдиола или рАдиола. Смеялась, представляя, как экзаменаторы будут уточнять модель радиолы.

25 марта. Вечер. Теория.

Сергей Кулыгин рассказал нам основные понятия такой науки, как Биомеханика. Все пересказывать не буду, в общих чертах: Б. – раздел науки, изучающий двигательные возможности и двигательную деятельность живых существ. Йогу мы рассмотрели, как специфичную двигательную деятельность. Мне показалось важным то, что биомеханика призывает анализировать упражнения, в т.ч. йогические и выяснять оптимальный вариант выполнения. Причем оптимальность имеет свои критерии. Также мы рассмотрели «двигательный аппарат человека». Аппарат этот можно разложить на звенья: части тела, расположенные между двумя соседними суставами. В общем, человек может использовать собственные рычаги, чтобы выполнить какую-то позу, т.о. человек выходит универсальным тренажером. Центр тяжести – единственная точка, к которой приложена равнодействующая сила тяжести всех частей тела. Он зависит от позы и подвижен. Для устойчивого равновесия необходимо, чтобы вертикаль, проведенная через центр тяжести, проходила через центр опоры. Еще мне понравилось про суставы: суставная поверхность при движении смачивается синовиальной жидкостью, она обеспечивает снижение трения примерно в 20 раз.

26 марта. Утро. Практика.

Счастливый Миша Баранов, вернувшийся из Индии, провел урок Пранаямы. Мы сделали несколько циклов анапаны, полного дыхания, а далее усиленно практиковали капалабхати и бхастрику с задержками. Миша напомнил, что задержка дыхания на вдохе способствует росту и возобновлению тканей, а на выдохе детоксикации и выводу излишков. Мы делали на вдохе. Грубо говоря, если хотите поправиться, то делайте задержку на вдохе, а если наоборот избавиться от лишнего и похудеть, то на выдохе. Практику мы закончили сурья-пхеданой (вдох через правую ноздрю – задержка - выдох через левую – вдох через правую) и нади-шодханой также с задержкой на вдохе. На самом деле мне очень!!! понравилось мое состояние после бхастрики! Но вот только зал был прохладный, и все же мне удалось слегка простыть, что выяснилось на следующий день. Хотя, может быть, просто общая усталость сказалась - болело горло. В общем, основные отличия практики капалабхати и бхастрики – обе техники хороши, бхастрика более мощно воздействует на организм, а капалабхати является и самостоятельной практикой и подготовкой к бхастрике. Основные противопоказания: болезни легких, сердца, но они не являются запретом, просто практиковать нужно менее интенсивно. Эти техники насыщают организм кислородом (и мозгу уже не нужен натс!:), выводят СО2, очищают дыхательные пути, активизируют, повышают иммунитет, а также позволяют более легко освоить задержку дыхания (кумбхаку), что, собственно, является одной из целей.

26 марта. Вечер. Теория.

Сергей Кулыгин продолжает тему Биомеханики. Мы рассмотрели биомеханические свойства мышц: сократимость, упругость, жесткость, податливость, релаксация. Режимы сокращения мышц: динамический (анизометрический) и статический (изометрический). Групповое взаимодействие мышц: синергизм и антагонизм. Основы биомеханического контроля: анализ – что делает человек, насколько хорошо он это делает и за счет чего он это делает. Дифференциальная биомеханика: типы телосложения, возрастные изменения, сенситивные периоды. Двигательные предпочтения. Основы двигательных качеств: сила, гибкость, быстрота, устойчивость. Педагогическая кинозеология: систематичность, сознательность, активность, наглядность, доступность. В общем, за всеми этими терминами таился рассказ с описанием, не имеет смысла их тут приводить. У Сергея в сумке было много огромных и познавательных книг, которые он рекомендовал к знакомству: «Биомеханика физических упражнений», автор Уткин и «Биомеханика» - авторы Дубровский, Федорова. В общем, действительно, там есть, что почерпнуть начинающим инструкторам:)

8 апреля. Утро. Теория.

Сергей Агапкин закончил курс лекций по аюрведе и тибетсккой медицине подробным рассказом об очистительных процедурах (панчакармах) и Мармавидье.

Цель очистительных процедур имеет терапевтический и духовно-прикладной аспект:) в подготовке нас для дальнейшей практики йоги или просто оздоровления. Некоторые конкретные процедуры также меняют соотношение дош. Некоторые очищают сознание, т.е. являются неспецифическими криями – тратака, разные варианты нети, капалабхати, очищение отверстий головы, очищение языка. Есть две стратегии использования панчакарм: либо вы делаете все и что-то вам обязательно поможет, либо вы подбираете со специалистом точный набор процедур, в зависимости от вашего типа, состояния, конституции и проч. и создаете собственную стратегию практики панчакарм. Для подготовки к панчакарме могут использовать промасливание кожи и употребление масла внутрь (Вата- кунжутное масло, жир костей; Питта – растительные масла; Капха – горчичное масло), также используется тепловое воздействие на солнце, в бане. Для Ваты подойдет турецкая баня, для Капхи – русская, с вениками, а Питте лучше воздержаться от интенсива и не принебрегать нижней полкой:)

Мармавидья основана на положениях о том, что все тело человека пронизано нади (72 000 энергетических каналов), но в принципе, эти каналы в большинстве случаев пересекаются с кровеносной и нервной системой, с жизненно важными органами. Вообще марма – это точка, зона. Она может быть фиксрованной и нефиксированной. В основном мармы рпасполагаюися на сухожилиях, на надкостниках, на суставах, мышечных и, нервнососудистых зонах. Основной эффект связан с принципом воздействия на определенный участок тела, который связан с определенным сегментом мозга. В общем, часто бывает, что сигналы дублируются и боль в органе «отдается» на другом участке. Соответственно, возможно и обратное воздействие. Косвенное воздействие на орган обуславливается тем, что сигналы от соответсвующих зон пересекаются с сигналами органа. Таким образом регулирующий сигнал от зоны воздействия дублируется и направляется в мозг, откуда переправляется в орган, стимулируя его деятельность.

Традиционно в человеке выделяют наличие 5ти пран: Прана (восходящий поток, голова), Апана (нисходящий поток, таз), Сомана (живот), Удана (грудная клетка), Вьяна (по всему телу, кровеносная система, центр в сердце). Соответственно есть точки, в которых локализуются праны и, воздействуя на эти области, можно активизировать действие какой-либо праны. Воздействовать нужно минут 15 и не больше 1 раза в день. Лучше всего для воздействия рекомендован теннисный мячик для большого тенниса, т.к. воздейтсвие должно быть мягким, но ощутимым. Также некоторые асаны помогают воздействовать и активизировать нужную прану, но вобщем, легче всего бывает воздействовать руками или подручными средствами. P.S. Короче, требуйте массаж от любимых!:)

8 + 9 апреля. Вечер. Практика.

Татьяна Толочкова посетила наш тренинг с прояснениями особенностей подхода школы Айенгара к йоге. У нее большой опыт преподавания, и мы получили довольно сжатое, локаничное, четкое и ясное описание специфики этого подхода, к тому же, некоторые советы по преподаванию. Каждое движение требует полной погруженности, внимания и точного подхода от ученика с первых занятий. Думаю, что многие знают про этот стиль и ни у кого нет стереотипов по поводу этой школы. А те, у кого есть, так они просто «не в теме». Короче, стили всякие важны, стили всякие нужны. Мы позанимались в довольно ненапряженном режиме, с многочисленными комментариями, поработали с вытяжениями и рассмотрели некоторые асаны очень подробно. Для меня занятия оказались довольно полезными, т.к. некоторые асаны раньше я вполняла с большим упорством, чем это нужно. Век живи, век учись...Самой Татьяне подход нраивтся еще и тем, что всегда есть ответы на все вопросы. Можно без проблем обратиться к учителю и их получить, эта уверенность очень помогает в практике. В общем, было классно:)

8 апреля. Утро. Пратика.

Занятие пранаямой с Мишей Барановым. Кроме практики уджайи, капалабхати, бхастрики (в т.ч. через правую и левую ноздрю) и сурья-бхеданы, Миша показал фильм, который был снят по его просьбе в одном из центров в Индии. Причем, там есть обычный комплекс пранаямы и комплекс для астматиков, но пока все комментарии без перевода. В общем, пранаяма может использоваться с расчетом на терапевтический эффект, а может стать подготовкой ученика для дальнейшей практики медитации, развить сенситивные способности. Все как всегда зависит от целей и намерения. На занятии мы попрактиковали одну из техник, которая развивает чувствительность – это брахма-мудра-пранаяма. Пратика выравнивает потоки пран, по эффекту приравнивается к нади-шодхане. С поворотом головы вправо, влево, вниз и вперед на выдохе произносятся соответствующие звуки. Очень ощутимый результат и вообще я как всегда в культурном шоке:)) Также техники для развития чувствительности - это брамари, анапана, визуализации с нади-шодханой, тратака, они воздействуют на разные каналы восприятия и можно подобрать тхнику с акцентом на ваши индивидуальные предрасположенности. Можно подойти к практике с точки зрения дош: для поднятия питты – сурья-бхедана, уджайи; для уменьшения питты: чандра-бхедана, шитали; ну и нади-шодхана для уравновешивания всех дош.

22 апреля. Утро. Практика.

Последнее занятие с Сергеем Агапкиным было посвящено неотложной помощи при всяческих неприятностях, которые чаще всего могут произойти на занятии йоги. Главное для инструктора - сразу выяснить как можно больше о человеке, который к нему пришел. Не помешает познакомиться, пообщаться, узнать о его возможных заболеваниях. Травматизм меньше в тех группах, в которых инструктор знает лично своих учеников и способен обеспечить каждому индивидуальный подход. В общем, по вашему усмотрению, брать ли расписку с тем, что человек ознакомлен с особенностями практики и берет всю ответственность на себя, либо просто вести анкеты, в которых практикующий указывает свои заболевания.

Итак, мы рассмотрели всевозможные травмы: ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Как правило, в таких ситуациях нужно оказать первую помощь (обеспечить неподвижность, не допустить отека), а затем вызвать скорую. Ни в коем случае не допускается вправлять вывихи и оказывать какую-то другую медицинскую помощь, т.к. людям без медицинского образования этого делать нельзя по закону.

Практика йоги также может спровоцировать острые проявления заболеваний, которые уже есть у человека. Если произошел спазм сердечных сосудов (пробил пот, острый болевой синдром, отдающий в левую руку), основные действия: удар мокрым полотенцем по щекам, валидол, нитроглицерин под язык, интенсивно массировать область грудины, обеспечить доступ кислорода, человека перевести в положение сидя. Если нетренированное сердце (или слабое) и происходит головокружение, темнеет в глазах, то также нужно ударить по щекам, обеспечить приток свежего воздуха и дать человеку съесть легко усваиваемую глюкозу. Сергей особенно рекомендовал носить с собой крепкий черный чай в термосе и сахар-рафинад:) Либо рекомендуйте носить с собой сахар людям с подобными проблемами. Если у человека гипертония и повысилось давление, то ему нужно прекратить выполнение асан и лечь расслабиться. Про язвы желудка: не стоит нагружать область брюшной полости, т.к. это может спровоцировать открытие язвы, а это очень опасно, т.к. если язва с открытым кровотечением, то человек может умереть. При заболеваниях щитовидной железы: советовать хорошо питаться крахмалами за 2-3 часа до занятия. Диабет: тоже рекомендован сахар-рафинад, если начинает себя плохо чувствовать на занятии. Заболевания нервной системы: неврологические и психические. С «психами» нужно быть максимально осторожными, т.к. они обычно трактуют практику по-своему и могут сильно мешать практике остальных учеников. Эпилепсия: если случился припадок, то нужно убедиться, что человек не прикусил и не проглотил язык, разжать челюсти и вставить между зубов что-то, что не даст человеку сжать челюсти и травмировать себя. Лучше перевернуть человека на бок, можно также сильно защемить (своими пальцами) ему оба мизинца, это может уменьшить время приступа. После приступа накормить сахаром и снабдить:) свежим воздухом.

В общем, заболеваний очень много, главное, дать понять человеку, что он может практиковать йогу в любом случае, но с некоторыми ограничениями, в зависимости от заболевания и его стадии.

Огромное спасибо Сергею за познавательные, интересные и живые занятия, надеемся, что встретимся еще и не только на экзамене…и не на пересдаче…:) Будьте здоровы!

23 апреля. Утро. Теория и Практика.

На занятие 22 апреля к Мише мне попасть не удалось из-за того, что не хотелось пропускать семинар Кайли Рей, вечный выбор...Но в общем, с утра 23 апреля мы собрались снова, и Миша рассказал о чакрах и о некоторых очистительных процедурах.

Про чакры Миша рассказывал, взяв за основу книгу «Крия йога» Сатьянанды Сарасвати. Сарасвати постарался объединить такие понятия, как чакра, прана, коши и грандхи, но Миша отметил, что это не всегда будет верно.

Чакра – место, где прана собирается в вихрь. Выделяют 6 основных чакр, 7я – Сахасрара, которую не совсем к чакрам относят. Чакры преобразуют прану.

Муладхара – корневая чакра, является генератором энергии всех остальных чакр. Связана с физическим телом, здоровьем, с бессознательным. Таттва (элемент) – Земля, Бинджа-мантра – «Лам», из пран связана с Апаной. В Муладхаре также располагается одна из 3х грандх (психических узлов): привязанность к бессознательным рефлексам. Сама-майя коша. Располагается в месте мула-бандхи.

Свадхистана – Обитель «я»/ собственное жилище/ обитель существования. Основа самоотождествления ума с телом, хранилище основного запаса проявленных самскар. Получение удовольствий от пищи и секса, привязанность к инстинктивным удовольствиям. Таттва- Вода, Бинджа-мантра «Вам», Прана-маю-коша, располагается в районе копчика.

Манипура – Город сокровищ, пранический центр в теле, распределяет прану во всем теле, отвечает за жизнедеятельность, активность, сознательную деятельность (воля, целеустремленность). Таттва- Огонь, Прана - Сомана, Бинджа-мантра «Рам», располагается в районе пупка.

Анахата – Нетронутая, непревзойденная. Сердечная чакра. Анахата-нада – самый тонкий перворожеднный космический звук. Центр эмоций, любви. Эмоции транспормируются в поклонение, в бхакти. Таттва - Воздух, Прана- Прана ваю, Бинджа-мантра «Йям». Здесь располагается второй грандхи – Вишну грандхи – привязанность к тонким ощущениям (людям, тонким удовольствиям). Если чакра открыта, то развивается чистая любовь ко всем без привязанности.

Вишудха – Центр очищения, источник юности. Качества преобразования негативного опыта в позитивный. При раскрытии появляется способность читать мысли других, ощущать звуковые вибрации, четко излагать свои мысли, убеждать. Бинджа-матра «Хам», таттва- Акаша (эфир). Располагается в районе горла.

Аджна – Управляющий центр энергии, с ее помощью можно сознательно распределять энергию по остальным центрам. Отвечает за развитие видения праны, чакр и проч. Прана- Вьяма, Виджана-майя-коша, Бинджа-мантра «Ом», 3я грандхи – Рудра грандхи (привязанность к психическим силам). Район межбровья.

Сахасрара – нельзя почувствоать с помощью человеческих органов чувств:) Область макушки.

Затем мы обсудили некоторые очистительные процедуры (крии) и их влияние на доши.

А совсем в конце мы позанимались вместе с группой асанами и пранаямой. Кстати, у Миши довольно прикольный комплекс, с элементами шедоу-йоги, в целом очень позитивно.

 

 

 

23 аперля. Вечер. Теория.

Наконец, в Москву заехал наш Михаил Константинов (но скоро пообещал...уехать), мобильник которого работает в режиме нон-стоп:) В таком же режиме мы позанимались просмотром хатха-йога видео. Миша достал из рюкзака буржуйские накопления VHS-ок, просмотр которых занял бы, наверное, все время наших предыдущих занятий с сентября. И это только сотая часть его запасов:) Мы просматривали каждый фильм не больше 10 минут, чтобы просто иметь представление о современных учителях и направлениях хатха-йоги. Из ярких впечатлений: знаменитые записи Айенгара и Кришнамачарьи 1938года. Также мы посмотрели более поздние записи тренировок Айенгара перед его домом в Пуне, а особенно порадовали записи Айенгара в Лондоне в клетчатых трусах:) Посмотрели видео занятий, которые вел Джойс, записи европейский учеников (имен всех не помню). Также запись Йоги Хари, Ричарда Фримана, Бэрона Баптиста, Power-йогу, школу Шивананда-йоги и многих других. В основном, это записи американцев. Конечно, всё мы не посмотрели и уже просто умоляли Мишу оставить на потом, т.к. всем рано вставать и далеко ехать. В итоге, в половину 11го он сжалися. На самом деле очень хочется все это посмотреть повниматтельнее, многие отличия стией и учеников видны сразу, но очевидно, что за одно занятие этого не успеть, а видео местами очень любопытные...

 

20 мая. Утро. Теория.

 

Занятие с Мишей Барановым, тема обсуждения - шаткармы - очистительные процедуры, которые влияют на очищение тела от избытка деятельности дош и также косвенно очищают тонкие элементы (таттвы, всего их 24). Шаткармы также влияют на очищение тонких оболочек - кош, оздоравливая физические оболочки, мы воздействуем на пранамаю кошу, что помогает контролировать все органы чувств, сделать восприятие более ясным. В «Хатха-Йога Прадипике» описано 6 основных шаткарм: Дхаути, Басти, Нети, Траттака, Капалабхати, Наули. Мы их разобрали более подробно. Здесь на сайте в разделе «техники йоги» и «шаткармы» многие основные хорошо описаны, так что смысла перечислять их не вижу:)

 

20 мая. Вечер. Практика.

 

Бакулина Ольга, Трай йога Кали Рэй. Эх, что-то устала я сильно и не пришла на это занятие, уснула. Жалею, что так вышло, народ говорит, что было интересно, так что планирую восполнить пробел посещением занятия Ольги. С другой стороны, мне посчастливилось побывать на семинаре Кали Рэй, поэтому все заметки об ощущениях от семинара можно почитать в отдельно выделенной статейке.

 

21 мая. Утро. Теория.

 

«Питание» с Мишей Барановым. И в самом деле, в конце все ушли довольные коктейлем из пророщенной пшеницы, которым добрый Миша всех накормил, приготовив за 15 минут прямо на занятии:) Очень саттвично. Ну а до этого, рассказ о йогическом питании в условиях средней и не очень средней полосы:) Йогин Сватмарама описывает диету, как: «молочная сладкая пища, посвященная Шиве и оставляющая четверть желудка свободной <...> Пусть йогин ест укрепляющую пищу- сладкую, приготовленную с топленым маслом и молоком - (такая пища) повышает настроение, (улучшает состояние) тела, соответствуя его желаниям». Ну там по теме кое-что еще есть, а для вас "домашка" – выяснить и заучить наизусть:) Шутка.

Пища имеет воздействие в соответствии с 3мя гунами: тамас (притупляющее), раджас (возбуждающее), саттва (уравновешивающее). Всего различают 6 вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, горький, вяжущий), каждый из них в сочетании с другим также дает свой вкус. В общем, идея такая, что пищу йогин рассматривает не как услаждение чувств, а как метод контроля ума и чувств, исходя из свойств своего организма и из условий окружающей среды. Особенно мы разобрали некоторые злаковые и крупы: рис (стихия воды, охлаждающие св-ва), просо/пшеница (сухость, самая горячая их круп, следует добавлять масло, сладости), овес (слизеобразующий, питательный, огненный, много белка), гречка (самая сухая крупа, много воздуха), пшеница (очень питательная, тяжелая, стоит употреблять со специями), ячмень/перловка (стихия воды, холодная, слизеобразующая, тяжелая для усвоения, убирает излишек кислоты). Если у вас избыток вата доши, то стоит перед варкой слегка прокалить крупу на сковороде без масла до потрескивания (особенно рис, гречка). В общем, практически все крупы увеличивают вату, поэтому их стоит употреблять со специями, но для разных дош это могут быть разные пропорции. Для капхи сухие специи: острые, кислые, может быть вяжущие; для питты: мягкие специи, горькие, сладкие, меньше острого и кислого вкуса; для ваты нельзя горький, вяжущий и острый, можно сладкий, кислый, соленый. Полезные, если говорить в целом – это свежие, только что приготовленные, простые, с умеренным количеством специй, нерафинированные продукты. Если это растения, то это самые верхушки, а не корнеплоды. Если брать все молочные продукты, то молоко, а не творог. Если животного происхождения, то рыба, а не говядина. Такая вот иерархия:) Также не лишне будет упомянуть о том, что любую пищу стоит принимать в хорошей и приятной атмосфере.

Bon appetit!

21 мая. Вечер. Теория.

 

Михаил Константинов затрагивает основополагающую тему йоги: Яма и Нияма. Пять ям: ахимса - ненасилие, сатья - правдивость, астейя - не присвоение чужого, апариграха - отказ от даров, брахмачарья - «божественная чистота» или воздержание. 5 ниям: шауча – чистота, сантоша – удовлетворенность, тапас – огонь практики, желание измениться, свадхьяя – саморазвитие, ишвара пранитхана – посвящение всех своих действий чему-то высшему. Эти две первые ступени - основа и проверка любого йогина. Основной текст для особо заинтересованных - «Йога-Сутра» Патанджали. Я начала читать книгу комментариев к «Йога-Сутрам» Свами Сатьянанды Сарасвати (Изд. «Ведантамала», 2006 г.). Там есть очень полные и доступные для понимания определения Ямы, Ниямы (и многого другого). Но в любом случае, каждый из нас все эти вещи постоянно переосмысливает и переживает, постоянно примеряет к возникающим ситуациям в жизни, каждый приходит к своему пониманию и, конечно, каждый в таких вещах сам себе судья.

 

Занятие окончилось как всегда очень поздно, и нас всех начинает окутывать предэкзаменационный мандраж. Предстоит сдать 4 экзамена за 2 дня:

 

Суббота, 27 мая

09:00 - 12:00 Комплекс с включением обязательных асан - список на сайте аштанги

18:00 - 21:00 Теоретический экзамен (закончили в 23:00)

 

Воскресенье, 28 мая

09:00 – 12:00 Своя практика, комплекс – произвольная программа

18:00 – 21:00 Тичинг - ведение одной из частей занятия (закончили в 00:00)

 

 

 

P.S. Все фотки из интернета.