“Многие непосвящённые, стоящие вне традиции духовной преемственности, и полагающиеся на своё никчёмное мнение, следуя ложным знаниям, занимаются только подражанием и искажением каула- дхармы. Если питьём вина можно достичь совершенства, тогда все пьяницы должны достичь сиддхи. Если поеданием мяса обретается духовная чистота, тогда все хищники в мире достигли бы святости.
Если секс с женщиной приносит освобождение, тогда все люди достигли бы его через привязанность к женщине. Я не осуждаю пути каулов, но осуждаю тех, кто отвергает предписание соответствующей ачары.”
Шива, “Куларнава-тантра”
Эта статья посвящена практике использования ритуала пяти сущностей, также известного под названиями панчамакара или 5М. Сразу оговоримся, во всех практиках Тантра делает особый акцент на уровне развития практикующего, т.е. одна и та же практика для трёх различных людей будет иметь совершенно различный вид. В Тантре эти три состояния человека обозначаются как Пашу, Вира и Дивья. Пашу – человек животного типа ( подразумевается именно низший тип людей, практикующих Садхану, чаще в школах “правой руки”). Кстати, само название “путь правой руки” - Пашвачара – происходит именно от обозначения этого типа людей. Пашу может принадлежать к любой религии, но непременно должен быть религиозен. Вира – “герой”, он интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа. Бесстрашен, целеустремлён, разумен, энергичен, деятелен. Может быть допущен в школы левой руки. Дивья – редкий тип, идеально уравновешенный, может быть сразу посвящён в сиддхачару или в каулачару.
Это разделение имеет исключительно важное значение. Все тантрические методы и практики применяются с учётом этого разделения.
Итак, Панчататтва. Ритуал пяти сущностей или элементов. Другое часто употребляемое название – 5М, связано с применением в ритуале мадья – вина, мамса – мяса, матсья – рыбы, мудра – поджаренных зёрен, майтхуна – секса. Чтобы понять, что это означает для “правоверного” индуса, достаточно вспомнить слова Джаганмохана Таркаланкара (одного из основных комментаторов тантр): ”…что более всего способствует падению человека, заставляет забыть свой долг, ввергая в грех, и приводит к ранней смерти. Первыми среди таких вещей стоят вино и женщины, рыба мясо и мудра.” Дело в том, что любая религия (экзотерического типа), предлагая путь и методы совершенствования, устанавливает для человека “потолок развития” – некий идеал духовной эволюции. Тантра же (точнее, её эзотерические школы – рахасья), подобные ограничения не признает, ставя своей целью полное освобождение. Именно для пробивания этого “потолка” и предназначены тантрические ритуалы. По словам Свами Вималананды, “5М преодолевают посредством стимуляции тупость ума. Если человек готов, эта усиленная ритуалом энергия способствует его развитию.” Панчататтва является той тонкой гранью, которая отделяет практику левой руки от практики правой. Для практикующего – это “сжигание мостов”. Это – первичная, наиболее грубая интерпретация ритуала, предназначенная для практики людей типа Пашу.
Для людей типа Вира необходимость буквального понимания пяти М уже отсутствует (ограничения и предписания для них уже не важны). Изменяется сущность ритуала и способ проведения. Элементы ритуала заменяются на имбирь (вместо мяса), редис (вместо рыбы), варёное зерно, кокосовое молоко (вместо вина) и цветы (вместо секса). Панчататтва понимается как пять элементов человеческого тела, последовательно расположенные в пяти нижних чакрах, т.е. речь идёт о подготовке к подъёму кундалини. Основная проблема, связанная с подъёмом – это то, что дисбаланс этих пяти элементов блокирует прохождение кундалини вверх. Ритуал же приводит эти элементы в состояние равновесия. Именно эта интерпретация ритуала наиболее часто упоминается в йогических текстах (Гхеранда Самхита - Панчадхаранимудра, Йогататтваупанишада – Панчадхарана и др.). В результате практики становится возможным выполнение Шатчакрабхедан, ритуал пронзания шести чакр (кундалини беспрепятственно поднимается по позвоночнику).
Для Дивья нет необходимости в ритуале как таковом, они используют мясо молчания (мамса – язык, поедание языка – кхечари-мудра), рыбу дыхательных упражнений (матсья – дыхание, входящее и выходящее, и его остановка – поедание рыбы), зерно концентрации (мудра – один из йогических способов сохранения энергии), опьянение Богом (мадья – состояние эйфории) и слияние с Богом (майтхуна – растворение).
В современных условиях применение панчататтвы по первому варианту малоэффективно в силу того, что вино, мясо, секс уже не являются табу для большинства человечества.
Более эффективным является применение панчататтвы по второму варианту, в том числе и адаптированных техник таких, как: таттва-шуддха садхана, разработанная Свами Сатьянандой Сарасвати и применяемая в Бихарской школе йоги, сандхья-вандана, применяемая в тантрических школах.
Применение же третьего варианта …