С точки зрения современного человека, занимающегося йогой, тантра – в лучшем случае склад мантр, медитативных техник и ритуалов непонятного назначения (а обычно – древнеиндийская книжка по сексопатологии). В действительности же тантра – это древнейшая духовная традиция, накопившая за время своего существования богатейший арсенал практических методов самореализации человека. В ней традиционно различают семь основных путей (ачар). С одной стороны, это система классификации различных духовных направлений и уровня развития учеников, с другой – семь совершенно чётко очерченных и систематизированных школ.
Информация об этих школах исключительно важна, т.к. различные техники и ритуалы используются или не используются в различных ачарах. И наоборот, один и тот же ритуал, используемый в разных ачарах будет иметь совершенно разные формы и значения.
1. Ведачара. (Путь Вед) – состоит из ежедневной практики ведических обрядов. Её последователи почитают многочисленных богов. Практика в основном носит внешний и ритуальный характер, (рецитация Вед, огненное жертвоприношение и т.д.). Медитативные практики отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Она также именуется “тропой действия” (крийамарга).
2. Вайшнавачара. (Путь Вишну) – уже теплее. С количеством богов уже разобрались, оставили одного, самого хорошего (обычно Вишну – он добрый), с одной маленькой загвоздкой – у этого бога с десяток различных воплощений (тоже хороших).Рама, Кришна, Нарайана – далеко не полный список. Веры много, любви ещё больше, а вместо ума – большая куча ограничений, высказанных когда-то одним, самым любимым. Основная практика – поклонение, зачастую в свободной форме, избранной форме божества. Медитативные практики иногда вылупляются. Она также называется “тропой преданности” – бхактимарга.
3. Шайвачара. (Путь Шивы) – наконец-то вера и преданность подкрепляются чем-то более значительным, а именно знанием. Практикующие обретают решимость и также склонность к интенсивному тапасу (методу увеличения внутреннего огня). Покровителем шайвачары является Шива. Большое значение предаётся йогическим практикам и медитации, хотя всё ещё сохраняются ведические ритуалы. Она также называется “тропой знания” – джнянамарга.
4. Дакшиначара. (Благоприятный путь), обычно называемый тантрой правой руки. На первый план выходит почитание Шакти, сознательной и активной силы, женской ипостаси Шивы. Шакти почитается в духе объединения карма, бхакти- и джняна-йоги. Кроме того, дакшиначара включает в себя элементы тантры левой руки: поклонение в ночное время, использование в ритуалах вина и мяса, и т.д. Она также называется “тропой единства” или “тропой возвращения к истоку” – нивриттимарга.
5. Вамачара. (Неблагоприятный путь), также именуемый тантрой левой руки. Шакти так и остаётся объектом поклонения, но активно используются сексуальные обряды и таинства (панчататтва, чакрапужда, бхайравичакра). Правом на обучение в вамачаре обладают тщательно избираемые люди. Здесь исключительно важное значение предаётся руководству со стороны гуру. Её также называют “тропой любви и блаженства” – преманандамарга.
6. Сиддхантачара. (Путь сиддхов). Подразделяется на две упа-ачары: йогачара и агхорачара, путь йога и путь бесстрашия соответственно. Поклоняются Шиве в его ипостаси Махешвары, великого творца. На этом этапе панчататтва в натуральном виде не практикуется. Сиддхантачара имеет огромнейший арсенал йогических техник, в том числе и легендарную кайа-кальпу (технику радикального продления жизни). Агхорачара, плюс ко всему, практикует малоизвестные техники работы со смертью, как своей, так и чужой. Именно агхори в своё время разработали ритуалы оживления мёртвых и медитации на кладбище.
7. Каулачара. (Путь семьи) – наименее известный путь. Отношение к богам как к таковым панибратское (Шива, Шакти, я – дружная семья). Не имеет своих ритуалов, но знает об истинном значении всех ритуалов и практик. Никакой религиозной принадлежности, "по виду – шайвы, в собраниях – вайшнавы, в сердце – шакты; под различными формами странствуют каулы по земле". "Для него нет ни правил времени, ни места. На его действия не влияют ни фаза луны, ни положение звёзд. Каул совершает земное странствие в различных формах. Для него нет разницы между грязью и сандаловой пастой, сыном и врагом, домом и кладбищем.” Он становится прижизненно освобождённым (дживанмукти) и волен заниматься чем хочет, хотя обычно предпочитает “нести культуру в массы”, делая это анонимно. Зная все ритуалы и их истинную сущность, может находиться в любой ачаре, будучи незамеченным.
Тантра говорит, что необязательно проходить все эти стадии в течение одной жизни. И если ты родился каулом, значит это результат прежних заслуг. Следуя этой классификации, не составит труда вычислить принадлежность той или иной школы к соответствующей ачаре (пути).