Гербология: Восток и Запад
Травы как на Востоке, так и на Западе были главным средством традиционной медицины. На Востоке, особенно в Индии и в Китае, сложилась весьма развитая и сложная наука о травах.Возникнув как концепция, созданая теми, кто нёс духовные знания, лечение травами в последующем было усовершенствовано на основе опыта, насчитывавшего тысячелетия. В этом плане Аюрведа включает в себя очевидно наиболее древнюю, наиболее проникнутую интуитивным видением, наиболее совершенную науку о траволечении. Такая полностью развитая система не требует совершенствования, а нуждается лишь в переводе и адаптации. Эта книга начинается с попытки поставить на службу потребностям современного человека древнюю науку гербализма Аюрведы.
Некоторые считают, что траволечение Индии утратило сегодня для нас актуальность. Поскольку эта система является древней и традиционной, проникнутой религией и верованиями, то легко возникает ощущение, что она утратила свой смысл. Приходит на ум и соображение, что соответствующие травы имеют своим источником тропические растения, которые нам недоступны, или же, что эти растения не представляют ценности в нашем климате, в наших конкретных условиях. С другой стороны, многие из нас осознают необходимость использовать, наряду с лечением, духовный и психологический подход к соответствующему лечению. По аналогии с тем, что физические болезни обычно проистекают из эмоциональных дисбалансов, мы можем ожидать, что духовный способ использования трав, характерный для индийской традции, окажется исключительно важным в условиях нашего, проникнутого дисбалансом общества. Иными словами, Аюрведическоетраволечение далеко не утратило своей актуальности в современном мире, а, напротив, этот мир нуждается в нём больше, чем когда бы то ни было.
Хотя некоторые травы, широко используемые в Аюрведе, не имеют аналогов в западной науке о травах, тем не менее многие распространенные на Западе травы - такие, как восковница и барбарис, аир тростниковый в Индии также находят широкое применение, и в Аюрведе имеется много полезной информации об этих растениях. Даже растения, специфичные для Аюрведы, такие как ashwagandha и haritaku могут быть включены в западную практику траволечения, подобно тому, как женьшень и дудник пришли из китайских источников, а gotu kola, которая первично пришла из Индии, теперь широко используется в нашей стране. Многие травы, используемые в Аюрведе, являются обычными пряностями - имбирь, куркума, кориандр и пажитник. Солидная фармакология на основе растений Аюрведы может быть составлена исключительно из растений и специй, обычно использующихся в Америке.
Аюрведа означает “наука жизни”. Это слово не означает индуистскую медицину; не следует также отождествлять гербализм Аюрведы с индийским гербализмом. Аюрведа означает “наука о жизни”, включающее все ее стороны и, в частности, ту, которая увязывает жизнь отдельного человека с таковой мироздания. В силу этого она открыта всем формам жизни и включает ее во всех ее проявлениях; равно как и все подходы, которые делают нас более гармоничным элементом жизни, как целого.
Аюрведа не может быть отождествлена с Востоком или Западом, с древним или современным миром. Она - неотъемлемый элемент всей жизни, знание, которое принадлежит всему сущему; причем не как система, которая ему навязана, но как источник, из которого можно свободно черпать и который может быть приведен в соответствие с уникальными потребностями отдельного человека в его или ее конкретных условиях.
Гербализм Аюрведы дает нам не только те или иные конкретные растения, но путь к познанию всех растений. Аюрведа приветствует устранение барьеров, разделяющих людей. Прежде, чем настанет новая эра, нам придется существенно продвинуться по пути объединения знаний о лечении человека. Однако в нашем мире сегодня этот процесс уже должен найти свое место. Этой задаче и должна служить данная книга.
Сущность Земли-Вода.
Сущность Воды-заключается в Растениях.
Сущностью Растений является Человек”.
Сhandogya Upanishad 1.1.2.
Три гуны
Пракрити состоит из трех основополагающих качеств, трех главных характеристик (в санскрите называемых гунами): саттва, принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии; раджас, принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса, принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.
Хотя каждое из этих трех качеств является необходимым элементом природы, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество сознания. Раджас и тамас-напротив, являются чуждыми, “загрязняющими” элементами сознания, которые снижают нашу способность к восприятию.
Индивиды с превалированием саттвы придают особое значение таким качествам как правда, честность, скромность и общее благо. Лица же, у которых наиболее представлен раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и возможности править. Те же люди, у которых доминируует тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.
Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни, соответствующему главным образом, саттвическому типу. Поскольку эти три качества существуют во всей природе, важно использовать виды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу. В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указанным трем гунам.
Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому и таматсическому типам, вообще не должны использоваться. Поскольку саттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, то травы раджастическогго типа могут находить применение в целях коррекции тамастических состояний, и наоборот. Однако, травы саттвического характера обладают самостоятельной
Пять Элементов.
Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы, состоящей из ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего из энергии, возникает огонь, из тамаса, состоящего из инерционного начала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако подвижный элемент, -- воздух. Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.
Эти элементы представляют собой пять состояний материи: твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они характеризуют пять видов плотностей, исчерпывающее все вещества, всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют свои психологические соответствия, которые демонстрируют состояния сознания и качества эмоциональных переживаний.
Пять частей растений, согласно Аюрведе, панчагам, показывают, каким образом строение растений соотносится с соответствующими пятью элементами. Корневая система соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения, которая связывает его с землей. Стебли и ветви соответствуют воде, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения. Цветы коррелируют с огнем, которому присущи свет и цвет. Листья же соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводит растение в движение. Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути растения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весь потенциал, которым растение обладает.
Три доши.
Основу Аюрведы составляет представление о трех дошах, или трех различных основных типах конституции человека. Из эфира и воздуха формируются вата, за счет огня и воды возникает питта; и, наконец, вода в сочетании с землей дает капху. По соответствующим элементам, или присущим различным лицам дошам мы определяем основную природу соответствующих лиц и устанавливаем направление лечения, специфически отвечающего их потребностям.
Соответствующие три доши распознаются по характерным их атрибутам: вата-сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая и грубая, подвержена переменам и ясная. Это -- наиболее мощная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее мощной в формировании болезней. Эта доша управляет всем движением и несет как питту, так и капху.
Питта-горячая, легкая, с качествами флюида, субтильная и острая, с неприятным запахом, мягкая и ясная. Именно она управляет жаром, температурой и всеми химическими реакциями. Капха же - холодная, мокрая, тяжелая, медленная, лишенная живости и жизни, она статична, обладает большой плотностью и, как бы затуманена облаками. Именно функцией капхи является поддержание материального начала организма, его веса и взаимной увязанности, взаимного баланса.
Вата в ее естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей, остроту органов чувств. Будучи увеличенной, она вызывает сухость, очаги избыточной пигментации, потребность в теплоте, тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы, бессонницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органов чувств, бессвязность речи и быструю утомляемость.
Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение, теплопродукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, за хорошее состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество, а также “мягкость” тела. Будучи увеличенной, питта вызывает желтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызывает ощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.
Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость и стабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела (биологических жидкостей), “смазку” суставов и такие положительные эмоции, как умиротворенность, любовь и прощение. Будучи увеличенной, она приводит к утрате пищеварительного потенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувству изнеможения и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости, утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель и повышенную сонливость.
Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковой части тела, костях и органах тактильного восприятия.
Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена.
Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте, отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительного восприятия. Ее главной локализацией является тонкий кишечник, где она накапливается и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.
Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове, поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и в языке. Ее основным центром является желудок, где она накапливается и вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.
Определение индивидуальной конституции.
Индивидуальная конституция обретается в момент рождения и остается постоянной на протяжении всей жизни. Хотя существуют три основных типа конституции, согласно превалирующей в организме доше, тем не менее существуют комбинации и вариации конституций. Например, две доши могут сосуществовать при равном соотношении сил. Приводимые ниже характеристики не имеют целью создать стереотипы, они лишь призваны иллюстрировать типичные ситуации и тенденции к какому-либо превалированию.
Вата.
Люди, относящиеся к этой конституции, склонны к недостаточному физическому развитию. Их грудная клетка уплощена, у них видны вены и сухожилия мышц. Кожа имеет коричневый оттенок, зачастую она холодная, грубая, сухая или несет трещинки. Обычно у них есть несколько родимых пятен, которые имеют темную окраску.
В общем, люди с конституцией вата имеют либо большой, либо малый рост. Они астеничны, у них выделяются суставы в связи со слабым развитием мускулатуры. Зачастую их волосы вьются и недостаточно густы. Ресницы тонкие. Глаза, скорее, маленькие, активные, могут быть запавшими и лишены яркости; конъюктива отличается сухостью и темной окраской. Их ногти наклонны к хрупкости и могут иметь грубую структуру; нос искривлен или может быть охарактеризован как вздернутый кверху.
В физиологическом плане, аппетит и пищеварение подвержены значительным флюктуациям. Иногда они в состоянии с легкостью принять обильную еду, а в иное время они вообще не имеют никакого аппетита. Они предпочитают горячее питье. Мочеотделение у них скорее скудное, фекалии сухие, твердые или же небольшого объем, отмечается тенденция к запорам. Лишь в редких случаях у них обильное потоотделение. Их сон легкий, легко нарушается или непродолжительный по времени. Зачастую их руки и ноги холодные.
Такие люди обычно относятся к творческому типу, они активны, быстро воспринимают, быстро схватывают и отличаются беспокойным характером. Они говорят быстро. Движения и походка энергичны, однако они легко утомляются.
В психологическом плане для них характерны быстрота восприятия, однако часто их отличает короткая память и рассеянность. Они легко адаптируются к переменам, однако наклонным к нерешительности и нетерпеливости. Им обычно следует развивать такие качества как выдержка, уверенность в себе и смелость. Они наклонны к рефлексии и беспокойству, зачастую они нервозны и подвержены таким чувствам, как страх и беспокойство.
Питта.
Люди, относящиеся к конституции питта, обычно имеют средний рост и вес, умеренное развитие скелета и мускулатуры. Их грудная клетка не так плоска, как у людей с конституцией вата, и у них можно видеть лишь умеренное число вен и мышечных сухожилий. У них могут наблюдаться родимые пятна или веснушки, которые имеют синеватый или темно-красный цвет. Кости выделяются в меньшей степени, чем у людей с конституцией вата.
Общий тип пигментации у людей с конституцией пита-с медным отливом, желтоватый, либо рыжеватый, либо светлый. Кожа отличается мягкостью. Она теплая и менее наклонна к морщинам, нежели у людей с конституцией вата. Кожа имеет хороший цвет и зачастую имеет розовую окраску. Волосы тонкие, шелковистые, рыжеватые или темные, причем отмечается тенденция к раннему поседению или облысению. Глаза могут быть серыми, зелеными или медно-коричневыми. Глазные яблоки выступают в умеренной степени; зрение зачастую снижено. Коньюктива обычно увлажнена и имеет медный оттенок, ногти мягкие; нос имеет острые контуры, а кончик носа зачастую оказывается покрасневшим. В физиологическом плане люди, относящиеся к конституции питта, отличаются активным метаболизмом, хорошим пищеварением и хорошим аппетитом, обычно они принимают большие количества пищи и жидкости, и отдают предпочтение холодным напиткам. Сон у таких людей обычно умеренной продолжительности, однако, непрерывный; каловые массы желтоватого цвета, мягкой консистенции и обильные. Они обычно сильно потеют. Температура тела повышенная, а руки и ноги обычно теплые. Они легко переносят теплый и жаркий климат и не боятся быть на солнце.
В психологическом плане для конституции питта характерно быстрое и хорошее восприятие; они имеют хороший интеллект и остроту реакций, могут быть хорошими ораторами. В отношении эмоциональных характеристик для них характерна наклонность к гневливости, к гневу, ревности, и, пожалуй, к ненависти. Зачастую они честолюбивы и любят, стремятся быть лидерами.
Капха.
Для конституции капха обычно характерно хорошо развитое тело. Однако эти люди склонны к полноте. Их грудная клетка объемная и широкая, вены и сухожилия не просматриваются из-за толстого кожного покроя. Мышечная система хорошо развита и кости не выделяются.
Для пигментации капха характерны светлые тона, белая или бледная окраска. Кожа отличается мягкостью, известной маслянистостью, она влажная и холодная. Волосы густые, темные, мягкие и волнистые. Глаза у людей этой конституции интенсивно черные или голубые, белок глаза обычно яркий, большой и привлекательный. Коньюктива лишь редко имеет красноватый оттенок.
В физиологическом плане типа капха отличаются небольшим аппетитом, однако он стабилен; для их пищеварения характерна замедленность и обычно их потребность в пище снижена по сравнению с другими типами. Для них типична замедленная двигательная активность, их экскременты обычно мягкой консистенции и могут быть несколько обесцвечены, причем эвакуация кишечника замедленна. Потоотделение умеренное. Сон у них крепкий, продолжительный, либо избыточный. Для них характерны сильная резистентность и большая жизненная сила; они обычно пребывают в хорошем здоровье и довольны жизнью. Психологически они терпимы, спокойны, легко прощают, любящегося темперамента. В части негативных характеристик отмечается наклонность к жадности, привязанность, зависть и нетерпимость. Их восприятие замедленно, однако отличается четкостью. Хотя уяснить себе что-то у людей этого типа зачастую требует времени, однако приобретенные знания удерживаются прочно.
Характеристики |
Вата |
Питта |
Капха |
Телосложение |
Астеничное |
Умеренное |
Плотное |
Вес тела |
Низкий |
Средний |
Большой |
Кожа |
Сухая, грубая, холодная, смуглая, темная |
Мягкая, маслянистая, теплая, рыжая, желтая |
Толстая, маслянистая, холодная, бледная, белая |
Волосы |
Черные, густые, курчавые |
Мягкие, маслянистые, желтые, рано седеют, рыжие |
Густые, маслянистые, вьющиеся, темные или светлые |
Зубы |
Выступающие, редко поставленные, искривленные, слабые десны |
Среднего размера, мягкие или кровоточащие десны |
Крепкие, белые, хорошей формы |
Глаза |
Маленькие, сухие, активные, карие, черные |
Быстрые, пронзительные, зеленые, серые, желтые |
Большие, привлекательные, синие, густые ресницы |
Аппетит |
Изменчивый, плохой |
Хороший, обостренный, избыточный |
Умеренный, но стабильный |
Наклонность к болезням |
Нервные нарушения, боли |
Перегрев, инфекции, воспаления |
Избыток воды, слизи |
Жажда |
Изменчива |
Избыточная |
Умеренная |
Экскременты |
Сухие, твердые, запоры |
Мягкие, маслянистые, легкий стул |
Плотные, маслянистые, обильные, дефекация медленная |
Физическая активность |
Активны очень |
Умеренно активны |
Летаргичны |
Психика |
Непоседливы, активны, любопытны |
Агрессивны, умны |
Спокойные, замедленные, восприимчивые |
Эмоциональные отклонения |
Пугливые, чувство неуверенности, беспокойства |
Агрессивные, раздраженные, ревнивые |
Жадные, привязчивые, самодовольные |
Верность |
Колеблющиеся, непостоянные |
Целеустремленные |
Стабильные, верные |
Память |
Короткая память—хорошая, отдаленная—плохая |
Острая |
Медленная, но надежная |
Сон |
Скудный, прерывистый |
Непродолжительный, но крепкий |
Тяжелый, избыточный |
Речь |
Быстрая, хаотичная, без пауз |
Острая, четкая, отточенная |
Медленная, монотонная, мелодичная |
Отношение к расходам |
Расходуют быстро, импульсивно |
Расходуют умеренно и методично |
Расходуют мало, копят |
Пульс |
Нитевидный, слабый, змееобразный |
Умеренный, прыгающий как лягушка |
Полный, медленный, подобный движениям лебедя |
Доша, фигурирующая наиболее часто, будет указывать на первичную конституцию соответствующего лица. Доша, частота которой при маркировке стоит на втором месте, является его вторичной дошей. Возможна ситуация, когда обе доши представлены в примерно равной степени, т.е., когда конституция оказывается двойственной /вата/питта, вата/капха, питта/капха. Иногда все три типа могут быть представлены в примерно равной степени, так что наблюдается тип тридоши.
Три доши и растения.
Три доши существуют и среди растений, аналогично тому, как они существуют во всей природе. Капха-растение- характеризуется буйным ростом, обильной листвой и соком; они плотные, тяжелые, сочные, с высоким содержанием воды. Вата -- растение (типа вата) отличается скудной листвой, оно грубое, с потрескавшейся корой, искривленное, с уродливыми ветвями, неравномерным характером роста и содержит лишь небольшое количество сока. Растение типа питта отличается яркой окраской и яркими цветами; они умеренны в отношении своей силы и содержания сока, причем сок может быть ядовитым или оказывать обжигающее действие.
Почвы, климаты, географические зоны и страны могут быть аналогичным образом распределены по типам дошей. Благодаря такой классификации, мы лучше понимаем присущие им формы жизни и каким образом адаптироваться к ним.
Корневая система и кора растений (представляющие такие элементы как земля и вода) действуют, главным образом, на состоянии типа капха. Цветы (как огонь) оказывают действие на состояние питта. Листья и плоды (как воздух и эфир) преимущественно действуют на состояние типа вата.
Три доши и лечение болезней.
Для эффективного лечения травами, равно как и успешного применения других видов лечения, необходимо знать уникальную конституцию соответствующего индивида, равно, как и характер заболевания, которым он страдает. Западная медицина также, как и в определенной степени западный гербализм не располагает этой наукой индивидуальной конституции.
Одна и та же болезнь может встречаться у людей разной конституции и в таких случаях она должна лечиться по-разному. Например, астма может быть обусловлена нарушением капха, то есть заключаться в избыточном содержании влаги в легких; нарушением ваты, иными словами, нервной сверхчувствительностью легких; нарушением питты, в таком случае она обусловлена накоплением влажного тепла в легких. Одно и то же лечение не будет эффективным в каждом случае. Знать только то, что определенное растение "действует" на определенное заболевание еще не обязательно открывает путь к излечению.
С другой стороны, та же проблема конституции, та же увеличенная доша могут обусловить развитие разных заболеваний и в таком случае все они могут лечиться аналогичным образом, а именно умеряя увеличенную дошу. Повышенная вата, например, может проявляться в виде люмбаго, артрита, запора, головных болей, сухой кожи, газоотделения и несварения кишечника, причем излечение всего симптомокомплекса достигается лишь за счет терапии одного профиля.
Информация о том, на какое заболевание действует та или иная трава, дает нам одну линию отсчета. Сведения же о том, на какую конституцию соответствующая трава воздействует дает другую, комплиментарную к ней линию отсчета. Учитывая обе эти линии, мы располагаем значительно большими возможностями для того, чтобы определить подлинно эффективный вид лечения.
Семь дхату и оджас.
Аюрведа систематизирует растения в соответствии с теми дхату, или тканями, на которые эти травы воздействуют. Аюрведа также содержит сведения о тех травах и веществах (минералах и металлах), которые воздействуют на более тонко организованные ткани, включая нервную и репродуктивную.
Сперма или репродуктивная ткань является основой всех тканей организма и содержит в себе не только способности к репродукции, но и способность к омоложению. Главным элементом спермы, являющейся “сливками” организма, является оджас, что означает “то, что придает силу”. Та им образом, оджас является главным элементом организма, веществом, входящим во все гормональные выделения организма. Оджас поддерживает иммунную систему.
Растение, подобно человеку, да и всей вселенной, состоит из семи дхату, или семи уровней. Сок растения является его плазмой. Смола растения-его кровь. Его древесина-это мышцы. Камедь-это аналог жира. Кора растения-это его кости. Листья-это костный мозг и нервная ткань. Цветы и плоды-это репродуктивная ткань. Цветущее дерево демонстрирует эти ткани в их наиболее развернутом состоянии. По отношению к растительному царству дерево представляет собой аналог человеческого существ в царстве животном.
Дхату растения воздействует на соответствующие дхату организма человека. Его сок воздействует на нашу плазму, его смола-на нашу кровь, его древесина-на наши мышцы; камедь-на наши жировые отложения, кора-на наши кости, а листья-на наш костный мозг/нервы. Тогда как цветы/плоды -- на наши репродуктивные органы. В результате семена растений оказывают лечебный эффект на врожденные заболевания и дисфункции в силу того сродства, которое им присуще в отношении спермы и конгенитальных корней человека.
Растения, подобно человеку, также обладают своей оджас-энергией и любовью, содержащихся в их системе. И они могут передавать оджас, если их используют с любовью. Лекарства, которые приготовляются с любовью, даже если они не оказываются “терапевтически адекватными” могут оказывать поистине феноментальное действие. Именно любовь является подлинно исцеляющей силой. Травы и другие средства являются лишь носителями.
Имеются специальные травы, такие как ashwagandha, которые содержат высокие концентрации оджаса; имеются также специальные методы, позволяющие приготовлять травы таким образом, чтобы оджас передавался непосредственно. Мантра и медитация являются частью соответствующего процесса.
Пять пран.
Концепция жизненной силы занимает центральное положение во всех древних традициях врачевания, подобно концепции ци в китайской медицине. В Аюрведе-эта жизненная сила, называемая прана, представлена пятью функциональными вариантами. Травы классифицируются в зависимости от того, на какую из этих пран они оказывают свое действие.
1. Прана: прана сосредоточена в мозгу, она движется вниз, регулируя вдох и глотание. Она имеет отношение к интеллекту, к сенсорным и моторным функциям, и в первую очередь к деятельности нервной системы и органам дыхания.
2. Вьяна: сосредоточена в сердце; ее действия охватывают весь организм, поскольку она управляет циркуляцией крови и движениями суставов и мышц.
3. Самана: сосредоточена в тонком кишечнике, управляет системой пищеварения.
4. Удана: сосредоточена в горле, управляет речью, энергией, волей, усилием, памятью, выдохами.
5. Апана: сосредоточена в нижней части живота и управляет всеми функциями, ответственными за удаление из организма кала, мочи, соляной жидкости, менструальных выделений, а также-изгнанием плода.
Эти пять пран обычно называют пятью ваю (ваю означает ветер или жизненную силу). Они представляют собой пятичастное деление жизненной силы и ее функциональную дифференциацию в части энергизации нервной системы.
Системы организма (шроты).
Согласно представлениям Аюрведы, организм человека состоит из огромного количества каналов. Они обеспечивают метаболизм различных тканей, управляя процессами ассимиляции(поглощения) и элиминации(удаления из организма). С этих позиций заболевание представляет собой нарушение тока через эти каналы: избыточный ток, недостаточный ток, ток в неправильном направлении, ток, идущий по неадекватному каналу, блокирование соответствующего тока. Главным фактором болезни являются блокирование тока через каналы. Это может вызываться жизненными соками различных дош, либо накоплением токсических веществ (ама). Поддержание должного тока в каналах является существенным фактором здоровья и предотвращения заболеваний.
Некоторые из этих систем идентичны системе западной физиологии, тогда как другие сходны с концепцией меридианов китайской медицины. Травы классифицируются соответственно системам каналов, на которые они воздействуют. Они представлены:
1. Пранаваха шроты: каналы, которые несут дыхание или прану. Они сходны с дыхательной системой.
2. Аннаваха шроты: каналы, которые несут пищу, которые, по существу, идентичны пищеварительной системе.
3. Амбуваха шроты: каналы, которые транспортируют воду или которые регулируют водный обмен, что представляет собой другой аспект пищеварительной системы.
Первые три системы каналов регулируют поступление веществ в организм. Следующие семь обеспечивают (питают) семь дхату, или семь тканей организма.
4. Расаваха шроты: каналы, которые транспортируют плазменный компонент крови и ткани. Они специфически связаны с лимфатической системой, однако также и с некоторыми элементами системы кровообращения.
5. Рактаваха шроты: каналы, которые транспортируют кровь, особенно гемоглобиновый компонент крови, а также часть кровеносной системы.
6. Мамсаваха шроты: каналы, которые питают мышечные ткани, или мышечную систему.
7. Медаваха шроты: каналы, которые питают жировую ткань или жир, которые управляют жировыми обменом организма; жировой системой.
8. Астиваха шроты: каналы, которые питают костную систему, или костную систему.
9. Маджаваха шроты: каналы, которые питают костный мозг, нервную ткань мозга, особенно нервную систему.
10. Шукраваха шроты: каналы, которые управляют спермой или репродуктивной системой мужчины.
Следующие три системы, или группы каналов, управляют выделением отработанных веществ из организма.
11. Пуришаваха шроты: каналы, которые несут фекальные массы, -- экскреторная система.
12. Нутхаваха шроты: каналы, которые транспортируют мочу или-мочевая система.
13. Сведаваха шроты: каналы, которые транспортируют пот или система потоотделения.
В организме женщины имеются две других системы.
14. Артаваха шроты: каналы, которые транспортируют менструальные выделения, или репродуктивная система женщины, которая соответствует шукраваха сротас в организме мужчины.
15. Станьяваха шроты: каналы, которые транспортируют молоко, или ответственны за лактацию, что представляет собой другой элемент женской гормональной системы.
Наконец, имеется специальная система каналов для мозга. Они связаны, главным образом, с мажжаваха шроты, с нервной системой, а также с системой репродукции.
16. Мановаха шроты: каналы, которые обеспечивают мозг, или транспортируют ментальную энергию-психологическая система.
В нашей классификации трав соответствующая функциональная система может и не упоминаться, то есть, мы можем ограничиться указанием на ткани. Например, если мы знаем, что та или иная трава действует на костную систему, то нет необходимости упоминать, что она действует на костную систему.
Агни и растения.
Согласно представлениям Аюрведы, здоровье организма является проявлением функционирования биологического огня, управляющего обменом веществ. Он называется агни. Агни- это не просто символ пищеварительного потенциала. В более широком смысле - это творческий огонь, который является основой жизни, созидающий вселенную путём поэтапного саморазвитие, что заключает в себе ключ ко всем преобразованиям.
Агни содержится не только в человеке, но и во всей природе. Особым средоточием агни являются растения, которые содержат агни фотосинтеза.
Когда агни являются мощными, то переваривание пищи совершается правильным образом, а различные токсины, возникающие главным образом из непереваривающихся частиц пищи (в Аюрведе называемых ама), не накапливаются в организме и не приводят к заболеванию.
Растения содержат агни, посредством которых они переваривают солнечный свет и создают жизнь. Травы могут переносить свою агни к нам; передавать нам свою способность к перевариванию и трансформации. А это может усилить нашу собственную способность к пищеварению или дать нам способность переваривать вещества, которые обычно мы не можем утилизировать. Таим образом агни растений может питать наш агни. Благодаря этому взаимодействию мы приобщаемся к Космическому Агни, к созидательной силе жизни и исцеления.
Агни растений подобно магниту притягивается к противоположной ему отрицательной силе, аме(различным токсическим отложениям в нашем организме). Результатом является нейтрализация амы и восстановление гармонии.
Травы могут применяться с тем, чтобы восполнить агни и, тем самым, восстановить нашу иммунную систему. Это восстанавливает мощность нашей ауры, которая является не чем иным, чем свечением нашего Агни.
Благодаря своим природным свойствам правильно избранные растения и пряности могут подпитывать агни, тем самым непосредственно усилия основные энергии тела и ума, обеспечивая хорошее усвоение не только пищи, но и жизненного опыта.