ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

 

1. Представление о болезни в йоге и принципы йоготерапии

Принято считать, что  йога имеет отношение только к уму и душе.  Но усердное прочтение «Йога-Сутр»  Патанджали  убедят всякого, что йога излечивает и тело и ум.

В них описаны такие основные “физические” упражнения как асаны и пранаямы, предваряющие высшие психологические практики. Все это, по словам Патанджали, служит для объединения психофизиологических процессов, что является первым шагом на пути достижения “самадхи”, (“Samadhibhavanarthah” – P.Y.S.  II-2). Эти практики направлены на стабилизацию психофизиологических механизмов для того, чтобы повысить порог устойчивости к  внешним и внутренним воздействиям. Таким образом, йога не разделяет тело и ум непроницаемой границей, а наоборот, признает их тесное взаимодействие.

Концепция Йоги относительно работы тела и ума такова, что и у тела, и у ума существует   гомеостатический механизм, который способствует сбалансированному, целостному  функционированию (“самадхи”) даже при обычных внешних и внутренних воздействиях (“клеша”), т.е. что у человека имеется врожденная энергия адаптации. В то же время, благодаря тенденции тела и ума стремиться к функциональному балансу, каждое раздражение или воздействие, как извне, так и изнутри (будь оно механическим, химическим, электрическим, биологическим или психологическим), приводит к определенномым психофизиологическим отклонениям (“викшепа”). Как долго эта “викшепа” будет сохраняться, зависит, с одной стороны, от относительной силы воздействия, а с другой стороны, от адаптационных возможностей тела и ума. Йога (в смысле “средства” – “юкти”) стремится определить пути и способы помощи телу и уму для удержания их в состоянии равновесия, при различных воздействиях, или для быстрейшего восстановления равновесия, если оно все же было нарушено.

“Вьядхи” - болезнь – считается одним из таких психофизиологических отклонений или “викшепа”. (H.Y.S. I-30). Мы уже говорили, что слово “Йога” как “Цель”, означает “объединение” или “самадхи” (от сам+а+дха – слиться+ вместе воедино); “вьядхи” (от ви+а+дхи – выходить из себя, расстраивать) противостоит этому, означает разъединение; оно вызывает неприятное чувство “страдания” (“дуккха”) , нарушение покоя (“dis-ease” – нарушение покоя ). Следовательно, “disease” – болезнь, является “викшепа”.

При остром заболевании поврежденная часть тела говорит не только о встрече с определенным повреждающим фактором, оно ещё и о том, что оно успешно “борется” с повреждающим элементом, стремясь уничтожить или нейтрализовать его.  Это справедливо лишь при временном нарушении, и, как считает Йога,в таком лучше оставить тело в покое. Тело само о себе позаботится. В этом случае самой лучшей помощью телу в его борьбе будет не напрягать его лишней работой. Таким образом кажется, что Йога соглашается с современной “натуропатией”, но она  не против применения некоторых специфических методов уничтожения повреждающих факторов,  помогающих в этой борьбе и не приносящих вреда телу и уму. Например, попавшую в тело и нарушившую “равновесие” колючку лучше вынуть, а не полагаться на Природу. Если человек совершенно точно знает вещество, излечивающее определённое заболевание, и уверен что сможет излечить болезнь без побочных эффектов и осложнений, так чтобы организм в далнейшем нормально и самостоятельно функционировал - тогда и только тогда есть основания вмешиваться в естественный ход событий. Вопреки общероинятому мнению, Йога не против таких подходящих и осмысленных методов лечения острых заболеваний. Фактически, большинство йогинов  использует в таких случаях травяные и аюрведические средства, хороший запас которых обычно всегда у них под рукой.

Однако, неострые и хронические заболевания – это совершенно другое дело. Это подпадает под другую категорию. Они показывают, что тело терпит поражение в своей борьбе, оно недостаточно подготовлено к ней. Хроническое заболевание – это знак, говорящий нам, что адаптационные резервы нашего организма нарушены. Йога считает, что причины этого:

1) – нарушение циркуляции крови и лимфы, приводящее к застойным явлениямю и интоксикации;

2) – нарушение системы нервно-мышечных и нервно-гормональных реакций.

Эти две причины  - хронический застой и нарушение нервно-мышечно- гормональных реакций, взаимосвязаны. Так, нарушение нервного контроля приводит к нарушению ритма расширения-сжатия сосудов, усиливая нарушение циркуляции, общей или локальной; когда нервы, мышцы и железы недостаточно снабжаются кровью, они также впадают в соответствующую реакцию, таким образом, порочный круг замыкается, одно нарушение влечет за собой другое. Следовательно, если мы хотим исправить этот процесс, нам необходимо установить причины, приведшие к этим двум нарушениям. Среди таких причин могут быть следующие: плохой душевный настрой или плохие привычки, несбалансированная или неконтролируемая диета, или определенные психологические нарушения, т.е. внутренние конфликты. Всему этому надо уделять должное внимание и следить за тем, чтобы все было в пределах нормы. В  Йоге, рассматривающей человека как единое целое, считается, что лечебные упражнения, или только изменение диеты или психологического настроя, хотя и приведут к некоторым изменениям, но не приведут к полному оздоровлению.

Острые заболевания также остаются в теле и уме, не смотря на то, что нет никаких  видимых симптомов.  Они оставляют после себя некоторые нарушения, которые иногда почти невозможно полностью исправить и восстановить тело.  Обязанность врача – не оставлять пациента на произвол судьбы, а дать ему соответствующие реабилитационные практики, которые необходимо выполнять в течение длительного времени в зависимости от природы болезни и степени повреждений, нанесенных этой болезнью. Человек может считаться “вылеченным”, когда он полностью освобожден от всех, даже малейших, признаков болезни. Грустно сознавать, что в сегодняшней рутине повседневных забот реабилитационные процедуры настолько упрощены, что в результате человек, несмотря на видимое здоровье и подвижность, не способен адекватно противостоять большинству стрессов современной жизни. Это формирует предрасположенность к различным острым либо хроническим заболеваниям. Очень немного людей могут назвать себя полностью “устойчивыми” перед атакой острых заболеваний. Поэтому Йога рекомендует выполнять по крайней мере некоторые процедуры для поддержания “абсолютного” здоровья и “жизнеспособности”.

В лечении болезней существует два подхода к лечению болезней:

первый – это исследование повреждающих факторов, помощь в их устранении и оставление тела для самостоятельного восстановления после избавления его от рук “агрессоров”;

второй – это помощь телу в его успешной и самоотверженной борьбе и победе над повреждениями его собственными силами.

Тело имеет внутреннюю энергию для того, чтобы выработать определенный иммунитет и имеет общую способность успешно противостоять различным повреждающим воздействиям.

С тех пор, как были обнаружены “микробы” и выявлена их роль как возбудителей заболеваний, ортодоксальная медицина по большей части сконцентрировала свое внимание на первом подходе. Нельзя сказать, что второй подход полностью игнорируется, но большинство практикующих врачей уделяют второму подходу гораздо меньшее внимание. После вылечивания острого заболевания наблюдение за пациентом заканчивается, в лучшем случае ему рекомендуется прием витаминов или общеукрепляющих средств. В результате тело, с ослабленными и неэффективно работающими органами оставлено один на один с разрушениями, нанесенными болезнью. Конечно, эта новая идея о том, что каждого пациента надо держать под наблюдением даже после исчезновения остро протекающих болезней, медленно завоевывает популярность, но с ней соглашается все больше и больше врачей, особенно в области физической медицины. Однако, на сегодняшний день физическая медицина больше занята проблемой реабилитации физических  травм, особенно двигательных нарушений, нежели реабилитацией после функциональных расстройств, произошедших в результате либо острых расстройств, либо в результате других нарушений.

Отношение Йоги к проблеме заболеваний такое же, как и ко всему остальному. Йога считает, что лучше заблаговременно укрепить себя, чем впоследствии тратить время на искоренение болезни или  избавление от вызванных ей повреждений. Если вам надо пройти по лесу, усеянному колючками, вы можете идти и собирать по одной все колючки, встречающиеся на вашем пути, но гораздо умнее и легче будет просто надеть подходящую крепкую обувь. “Человеку, надевшему обувь, поистине, вся земля покажется покрытой мягкой выделанной кожей” (Йога Васиштха). Одно из значений слова “Йога” – “Sannahana”, - быть защищенным или хорошо подготовленным. Таким образом, йога больше представляет собой физиологический (умеренный) стресс, укрепляющий механизмы адаптации тела и ума сильнее, а не  искоренение отдельных повреждающих факторов. При лечении болезней усилия Йоги также направлены на развитие внутренних естественных возможностей тела и ума, для того, чтобы помочь им восстановить гомеостатический баланс. В процессе этого, Йога уделяет особое внимание различным естественным очистительным и восстановительным процессам, развивая тем самым собственные адаптационные и регенерационные способности . В йогической терминологии это известно как “нади сиддхи” (‘nadi siddhi’) (особенно в Хатха Йоге) : очищение всех каналов – циркуляции и коммуникации. “Нади” в Йоге обычно означают нерв, но это слово используется также для обозначения какой-либо трубчатой структуры, например, “шактинади” (‘saktinadi’): толстый кишечник, и иногда какой-либо другой канал коммуникации. “Мала-сиддхи” – от корня “мала” – это еще одно имя этого процесса. Слово “Мала”(отходы) в Йоге означает какой-либо фактор, нарушающий сбалансированную работу тела и ума.

Одна из целей Йоги – это соблюдение гигиены и поддержание хорошего здоровья. Хорошее здоровье означает не только отсутствие болезней, но и ощущение энергии и счастья бытия наряду с общей сопротивляемостью организма и способностью легко противостоять вредоносным воздействиям. Это не означает способность работать как-нибудь, это делает человека неспособным быть медлительным и ленивым. “Стьяна” и “аласья” – медлительность и леность – в Йоге называются одним словом – “викшепас”.  Оно подразумевает слабое здоровье, физический либо психологический дисбаланс, и к этому надо подходить со всей серьезностью. К сожалению, такой подход к хорошему здоровью редко встречается в современных ортодоксальных медицинских системах. На сегодняшний день гигиена и ее методы направлены в основном на оздоровление, предотвращение болезней путем уничтожения переносчиков болезней с помощью различных инсектицидов и т.д., предотвращения загрязнения воздуха и воды, соблюдения общей гигиены, усиливая иммунитет посредством применения вакцин и сывороток, и т.д. Все это в высшей степени необходимо с точки зрения общепринятых взглядов на оздоровление, но, при всем уважении к устремлениям современной медицины, можно сказать, что это – “отрицательные меры”. Предотвращая развертывание различных болезней, они делают организм все более хрупким и неспособным “стоять на своих ногах” и активно бороться с болезнью, полагаясь на врожденные защитные силы организма. Постепенно внутренние защитные силы настолько ослабевают, что человек вынужден изучать все больше и больше внешних способов, способных защитить его от повреждающих факторов. В результате тело вообще не может “научиться” противостоять “нападению” и, застигнутое врасплох, полностью капитулирует. Таков закон Природы – неработающий орган постепенно атрофируется и в конце концов отмирает. Человек в своем стремлении ко все большему “комфорту” постепенно утрачивает сопротивляемость организма и здоровье, доставшееся от предков.

В “Велико Войне”, идущей сегодня между человеком и микробами, человек, выигрывая битвы, проигрывает войну! Известно, что микробы постоянно мутируют и хорошо приспосабливаются к новым лекарственным средствам, изобретенным или найденным людьми. В результате человек вынужден каждые несколько лет искать новые способы борьбы. Так что сейчас еще очень рано говорить о том, кто выиграет эту войну. До сих пор человек явно берет верх в этой “гонке вооружений”. Но, ведя эту борьбу с одной стороны,  с другой он теряет свои собственные защитные механизмы по причинам, указанным выше. В добавление ко всему, растущая индустриализация, ускоренные изменения в социальной среде и т.д. ставят человека перед более сложными ситуациями, нежели  его предков, и он оказывается неподготовленным к этому.

Хорошо известно, что, не смотря на то, что общественные оздоровительные мероприятия улучшаются, снижается заболеваемость инфекционными болезнями, но учащаются случаи психосоматических болезней и болезни обмена веществ. Это хронические болезни адаптации.  Наука старается разделить на группы внешние виды помощи – замещающая терапия, транквилизаторы и т.д., но все больше и больше принимается во внимание мнение, что надо искать подход с другой стороны, т.е. тренировать внутренние системы человека для того, чтобы он мог справляться с непредвиденными ситуациями и обстоятельствами. Другими словами, человек должен быть тренирован настолько, чтобы быть способным адаптироваться и приспосабливаться с помощью внутренних сил.

Все, что было сказано выше, было сказано не с целью осуждения общепринятых методов оздоровления, но для того, чтобы взглянуть на проблему с другой стороны. Наряду с вредным влиянием, исходящим от внешнего окружения человека, давно пора также уделять все большее внимание методам развития и расширения области влияния этих внутренних сил, которые присущи внутренней среде человека, для того, чтобы он мог наслаждаться не только отсутствием болезней, но и хорошим здоровьем. Надо отметить, что Йога придает большое значение этому аспекту. Она подразделяет это на три важных шага:

1) – создание правильного психологического настроя,

2) – перестройка нервно-мышечной и нервно-гормональной систем – фактически, всего тела – для того, чтобы иметь способность противостоять бОльшим  стрессам и напряжениям, и, в то же время,

3) – придание большого значение оздоровительной диете и поддержание естественных процессов очищения, при необходимости прибегая к специальным очистительным промываниям и ваннам.

Это составляет три основные направления Йоготерапии.

В Йоге существуют также определенные требования к различным системам организма. В этой книге лишь вкратце сформулированы и логически обоснованы основные требования к проведению процедур Йоготерапии. В отдельной главе указаны ограничения этой терапии и перечислены области, где она может быть наиболее полезна, сформулированы ее показания и противопоказания.