ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

На третий день Конференции все как-то устаканилось – в отличие от первого, когда в «Пране» витал легкий дух праздничного адреналина и люди носились из зала в зал с горящими глазами, теперь здесь стало тихо. Похоже, все превратились в настоящих йогинов и, не разбрасываясь на пестрое множество мастер-классов, каждый выбрал свое, «по потребности».

Каюсь, ко второму по звездности после Ван Кутена гуру – Андрею Лаппе, основателю киевской школы йоги, - я так и не попала. Хотя именно туда люди устремлялись потоками… Ну что ж, будет за чем съездить в Киев.

Зато побывала я на занятии с заковыристым названием «Чакра-йога Вришчикасану» Александра Таишева. Сам учитель (как, впрочем, и все другие учителя такого уровня) – личность весьма притягательная. Крепкий и темпераментный, он вроде бы не вписывается в привычный образ йогина. Однако насколько он захвачен практикой и даже по-детски увлечен ей – станет понятно в конце занятия.

А пока мы гнемся туда-сюда в сурья-намаскар с акцентированно мощным дыханием. И, основательно размявшись, «вскрываем» сердечную чакру, анахату: распахиваем грудь, отводя руки широко в стороны, старательно вытягиваемся в собаке лицом вверх, опять же выпячивая грудь как можно дальше, гнемся в мостах и скручиваемся, как полотенца в руках опытной прачки. Во время всего этого меняем дыхание: то глубокое диафрагмальное, то капалабхати, то задержка.

Асаны Александр использует достаточно простые, посильные для новичков, так как цель этой практики – не разработать тело как следует, а подготовить его для финальной медитации. «Если вы перестараетесь и с вас семь потов сойдет, к концу практики вы просто сдуетесь, и мозг уже не захочет никаких тонких ощущений. Скажет, дайте мне поспать и поесть!» – говорит Александр. Поэтому акцент делается на дыхание.

Итак, после полутора часов верчений-кручений, прогибов и растяжек мы усаживаемся в любимую позу – сиддхасану. И уж готовимся блаженно порелаксировать, да не тут-то было. Самое главное – впереди. Итак, медитация для раскрытия анахаты. Рецепт. Садитесь с прямой спиной, руки разводите в стороны на уровне плеч, сгибаете их в локтях под прямым углом, а пальцы складываете в «мудру жизни» - как у протопопа Аввакума и его старообрядцев, два перста вверх, остальные сложены. Ладони развернуты вперед, по направлению взгляда. Ну вот и все, собственно. Засекайте одиннадцать минут и сидите не двигаясь. Мне эта медитация напомнила что-то из кундалини-йоги. Поза простая, но нужны выдержка и воля, чтобы не опустить руки – в буквальном смысле! – как только наступает первая усталость. И держать, держать, держать, хотя напряжение и боль в плечах кажется нестерпимой. Ну все, говоришь, я пас – и тут главное не поддаться этому голосу-искусителю. На себе испытано: если перетерпеть некий пик напряжения, становится легко, как будто руки уже не принадлежат мне. Я просто есть, а они просто «парят» по сторонам. А если еще и концентрировать внимание в сердечном центре, да не забывать про глубокое дыхание – так вообще одно удовольствие! А какой кайф наступает, когда эти руки (которые уже немного крылья) опускаешь! В груди эйфория, да и только: этакая приятная пустота, и четко чувствуется не только биение сердца, но и его границы. А легкость – ну просто невыносимая! И шавасана – вполне заслуженная.

После практики Александр с воодушевлением рассказывает о своих внутренних путешествиях. И тут проявляется, насколько человек обожает йогу. И это не аскетизм, когда весь мир сужается до

пары мудр и тройки асан, а, напротив, наполненность жизни, любопытство к ней и творчество. В качестве постскриптума мы получаем совет по борьбе с депрессией: сорок минут пасчимоттонасаны. И мир снова радужен и улыбчив!

С этакой раскрытой анахатой грех не пойти на стеклостояние. Солнце внутри, море по колено! И стекла под пятками вовсе не страшат. Эта практика по сравнению с гвоздестоянием более медитативна, на мой взгляд. Все участники садятся в круг, посреди которого разложен большой мешок. В углу стоит еще один мешок, полный тщательно отмытых бутылок от водки, шампанского, детского сока и прочих питейных материй. Из них нам предстоит набить стеклогорку. Каждый по очереди выбирает милую его сердцу бутылку, заворачивает ее в полотенце, чтобы никаких порезов, и, придерживая за горлышко, разбивает молотком. Затем все, что получилось, высыпает в центр круга, на полотно. Это уже вхождение в практику. Каждое действие здесь несет оттенок магичности, и даже разбить бутылку – своего рода ритуал. Многим это не так просто дается, уже на этом этапе проявляются страхи.

Когда образуется порядочная горка стекла, Галя Ларина (ведущая этого мастер-класса) очищает его свечой: проводит круг по часовой стрелке, и мы приступаем к знакомству со стеклом. Каждый выбирает самый опасный, на его взгляд, кусок, и зажимает его в руке. Затем садимся в удобную позу, как в йоге перед настройкой, закрываем глаза и концентрируемся на ощущениях в руках. Нужно полностью оказаться в своих ладонях, осознать поверхность стекла, изучить его кожей: где острые края, где гладкость, отследить, как оно перенимает тепло рук, «плавится» под руками и становится более понятным и нестрашным.

Затем мы открываем глаза, возвращаем свои осколки в общую горку. Вставать на стекло пока еще страшно, и мы пробуем опереться руками. Поднимаемся на четвереньки перед стеклянной россыпью, аккуратно опускаем ладони и медленно переводим вес тела в руки. Те, кто посмелее, перетекает в чатуранга-дандасану. Сойти со стекла сложнее, нужно очень аккуратно отнимать руки, не двигаясь резко, чтобы не пораниться. Итак, проходим круг. Теперь пора пощекотать ноги. Все точно так же, медленно и чутко, с легкостью и концентрацией на процессе. Если есть страх – будет порез или боль. Если его нет, стекла будто принимают тебя, и стоять легко, есть только мелкое покалывание в подошвах.

Признаюсь, я немного опасалась идти на стекла после гвоздестояния, да и стопы еще побаливали. Но это оказалось совсем другой, для меня – более легкой и приятной практикой. Гвозди бескомпромиссно впиваются в подошвы, они торчат из доски на равном расстоянии друг от друга и одинаково остры. В стеклах же есть элемент спонтанности, они разбиваются и ложатся как им вздумается, и где-то есть острый край, где-то неприятные мелкие стеклышки, которые создают незаметные порезы, а где-то – гладкий бок бутылки… Они как будто дают шанс на помилование: ну так и быть, тебя мы сегодня не порежем. Вставая на гвозди во второй раз, ты уже знаешь примерно, чего ожидать. Здесь же ощущения могут быть совершенно другими. Может, то, что я сейчас пишу, кажется надуманным, но именно так я почувствовала эту практику.

Галя никогда не хитрит и не идет на компромиссы на своих семинарах. Она не просеивает стекла, как это делается на некоторых психотренингах, не отбирает осколки, которые считаются наиболее опасными – горлышки и донышки бутылок. Она использует стекло как оно есть – и это считается третий уровень сложности. Ну так йога – это ведь единение. Почему бы не со стеклом?

Итак, после стояния на стеклах мы на них ложимся. Это настолько приятно, что можно уснуть! Кстати, сама Галя как-то раз, усталая не в меру, так и сделала. И проснулась только через три часа,

посреди ночи, когда телу захотелось повернуться на бок… Вообще, на стеклах можно делать много чего: балансы на ногах и на руках, стойку на голове – тут уже все зависит от вашего уровня и степени свободы. Но! Напоследок предупреждаю: не пытайтесь повторить эти «трюки» самостоятельно дома, если вы ни разу не пробовали делать это в группе! Потешить родных, может, и хорошо, но вот исполосованное лицо – это вовсе некрасиво. К чему мы идем в йоге? Праааавильно, к осознанности.

На этом Конференция для меня закончилась. Побывать везде не удалось, и все же спасибо «Пране» за эту возможность – познакомиться хотя бы вкратце с такими мощными нашими йогинами, как Зенченко, Дидык, Лаппа, Константинов, побывать на столь необычных практиках и вообще оказаться в одном пространстве со столькими действительно светлыми людьми. И главное – это зажигает свежую искру внутри и заряжает энтузиазмом развиваться самому!

Так что если вы не поленились, не успели купить билет или просто вовремя не узнали про Конференцию «Наша йога» в этом году, готовьте коврики к следующему! Кстати, эти самые коврики, а также настоящие индийские аромапалочки, аюрведические масла, чайнички для джаланети и прочую йоговскую утварь можно купить в обеих «Пранах» и магазинчиках Yogin.