ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Выбрать один из семи мастер-классов, идущих параллельно в разных йога-залах, - ох как непросто! К тому же на второй день Конференция набирает обороты: если поначалу преподаватели делали вводные, больше теоретические классы, то теперь больше практики.

Эх, почему я не могу разложиться на Кали, Дургу, Лакшми, Раду и еще парочку богинь, чтобы одновременно побывать везде! Но таков уж мой человеческий удел, и приходится делать выбор. Итак, просканировав расписание, пускаю слюнки на Чакра-йогу Александра Таишева , Тайное знание Кундалини Александра Куликова и Балансы на руках Ольги Булановой и Владимира Зайцева… И тут мой взгляд падает на Гвоздестояние.

 Вот это я вряд ли попробую в йога-центре в обычный день… Тут как раз возникает хрупкая маленькая девушка, несущая деревянную доску с нешуточной длины гвоздями – сантиметров эдак по семь-восемь. Выясняется, что это Галина Ларина, ведущая на Конференции колюще-режущие мастер-классы (сегодня будет еще стеклохождение!) Пока народ собирается, она рассказывает, как пришла к этой весьма аскетической практике. Галина частенько болела всякими простудами и подхватывала на лету каждую бактерию. Был у нее слабый иммунитет, если зрить в медицинский корень. И врачи предложили ей пореже выходить из дома. Но Галину это не устроило, и она начала искать альтернативные пути. И вот, два года назад попала на мастер-класс по гвоздестоянию. И подсела, вернее, подвстала на эту практику. Потому как гвозди нажали на нужные кнопочки в ее стопах и включили иммунитет.

Дело в том, что когда человек встает на гвозди, организму кажется, что его сильно ранят. И он запускает активные процессы заживления – происходит выброс нужных для этого веществ. Но раны-то нет, и как только человек сходит с гвоздей, всю эту биохимию надо куда-то девать. В итоге организм распределяет ее по самым нуждающимся местам, где живут болячки. Причем контролировать ничего не надо, тело само все сделает, нужна только воля, чтобы встать на гвозди и простоять хотя бы минуту. И не один раз, конечно. Хотя, по словам Гали, был случай, когда у девушки зрение скакнуло на одну диоптрию вверх после одного лишь сеанса!

А теперь о том, как проходит практика… Самому с первого раза бодренько вскочить на гвозди не получится, нужны как минимум два поддерживающих человека. Да и вообще группа помогает собраться с духом. Сначала мы встали в круг и взялись за руки. На фоне играли песенки «Капитан, капитан, улыбнитесь!», и сначала все действительно посмеивались. Потом начался проход по гвоздям. Человек встает на гвозди, остальные по кругу считают «И раз», и после этого он сходит. Когда очередь дошла до меня, вся лихость схлынула, и ладошки вспотели. Одна нога, вторая – и вот я уже, кажется, на гвоздях! Кажется – потому что в этот момент соображать трезво перестаешь. Сознание становится другим – наверно, как у антилопы, которая бежит от тигра… Не чувствуешь, как вцепился в руки соседей по бокам, не видишь себя – есть только обжигающая боль, идущая снизу и пронизывающая все тело… Сходить еще сложнее, чем вставать на гвозди: хотя это момент облегчения, можно по неосторожности пораниться. Отрывать ноги нужно очень мягко и только вверх. В нашей группе первая кровь полилась после «пробного» круга – благо, у Гали была аптечка. На втором круге мы увеличили время, а потом вообще стали считать про себя и только передавали очередь соседу, сжимая ему руку. Здесь суть в том, что стоящий на гвоздях не слышит счета и, соответственно, не знает, когда его экзекуция закончится. Впрочем, лично на меня это никак не повлияло: я не улавливала ничего извне как в первый раз, так и потом.

Еще мы лежали на гвоздях спиной. После стояния это просто шавасана! Конечно, есть некоторый дискомфорт – но не больше. Можно даже улыбнуться и расслабиться.

А под конец Галя устроила мне настоящее испытание: поставила на гвозди и дала читать скороговорки! Вот это, я вам скажу, серьезная вещь! Про гвозди забываешь, ибо приходится распознавать непонятные бредовые фразы, да еще и произносить их вслух! При этом задним числом все-таки понимаешь, что тебе как-то жутко неудобно! Зато сойдя с гвоздей, чувствуешь себя Жанной д’Арк, которую чуток подожгли, но потом передумали и отпустили…

Итак, гвоздестояние впечатлило. Очень хочется обзавестись такой же досочкой, как у Гали. Кстати, она инструктор в «Пране» и периодически проводит семинары по гвоздестоянию, а еще стеклохождению и хождению по углям! Так что вэлкам!

Потом я пошла на акро-йогу. Максим Катерин и его тонкая Оксана собрали полный зал народу, среди которого были даже Ольга Буланова с Владимиром Зайцевым и кое-кто еще из опытных йогов. Максим рассказал о том, что их с Оксаной акро-йога – это результат собственный проб и ошибок, потому как американская и канадская системы им не приглянулись, а в Ярославле, откуда ребята приехали, своей школы, конечно, нет. Особенность их метода в том, что это именно йога – а никак не акробатика. То есть профессиональному гимнасту делать все эти поддержки и стойки легче легкого – за счет силы. Но Максим озадачился освоить те же формы, но в духе йоги, втекая в них через расслабление (ох уж эти йоги, ни за что их напрячься не заставишь!) И деться он никуда не мог: весь Оксанин опыт – это четыре года йоги, и никаких гимнастическо-цирковых школ! А когда они пришли в акробатическую школу и попросили их немного поднатаскать, учителя отвернулись от них, сказав, что Оксана слишком тяжелая – аж 48 кг! У них такие девочки не занимаются… В общем, пришлось все делать самим.

И нам тоже пришлось. Работа здесь идет в парах, и, в отличие от американского метода, третий человек, страхующий, не предусмотрен. Это и хорошо, ибо он всегда скучает. Первая базовая поза – это просто поддержка, когда один партнер лежит внизу, а другой «летает», опираясь тазовыми косточками на его прямые ноги. Причем оба должны быть расслаблены, иначе начинается разброд-шатание, и баланс теряется. Хитрость – в прямых ногах и прижатой пояснице нижнего партнера. Дальше все позы, поддержки и скрутки строятся на этой базе. Описывать это сложно и скучно, надо пробовать. Единственное, отмечу, что для начинающих значение имеет вес партнеров, и мне, например, мелкой, сложновато быть снизу. Зато полетать удалось ой как хорошо, и даже часть сурья-намаскар в паре мы с моей партнершей Ксюшей сделали на ура!

После гвоздей и полетов я отправилась погружаться внутрь себя – на мастер-класс Виктора Ван Кутена «Анатомия Энергетического тела». Нидерландский гуру с более чем сорокалетним стажем практики йоги рассказывал о природе нижней чакры – муладхары. Он называет ее «хвостом» и учит чувствовать ее. Этот самый «хвост» можно увидеть на изображениях индийских божеств в виде лотоса, лепестки которого направлены вниз. Анатомически наш хвост – это копчик, и потому, говорит Виктор, мы постоянно уходим от ощущения «здесь и сейчас». Наш хвост направлен вверх, вжат и устремляет нас вперед и ввысь. Чтобы возвращаться к текущему моменту и, подобно животным, существовать в этой точке времени и пространства, не уносясь мыслями куда-то далеко, надо научиться чувствовать этот хвост.

И мы попробовали. Я села в позу полулотоса, с раскрытыми бедрами, мой партнер – позади. И для начала мы просто пытались ощутить присутствие друг друга. Это тоже одно из животных ощущений, давно утерянных. Затем мой партнер надавил руками мне на бедра у самого их основания, а я расслабилась и ушла в дыхание. И начала чувствовать свою корневую чакру: промежность, пространство между бедрами и немного «додумывала» себе хвост – продолжение позвоночника, уходящее в землю. Затем мой партнер сместил давление с одного бедра на другое,

медленно и плавно, а я в это время пыталась уловить движения своего «хвоста»: вправо, когда левое бедро пассивно, под давлением рук партнера уходило вниз, и влево – когда опускалось к земле правое бедро… Затем партнер снова надавил равномерно на оба бедра и отпустил. А мое тело запомнило это давление.

Практика муладхара-чакры проста и сложна одновременно. Сложна потому, что нужно погружаться внутрь и обращаться к тонким ощущениям тела, которые мы в своем обычном состоянии не улавливаем. Для этого тело должно быть очищено от блоков с помощью регулярной практики асан.

Один из присутствующих спросил Виктора, как не перепутать в такой работе реальность с собственным воображением. На это Виктор ответил, что для начала нужно подключать свое воображение – представлять «хвост». Однако потом, со временем, вы начинаете действительно чувствовать его, и энергетическое тело целиком.

От себя нескромно добавлю: ребята, давайте практиковать асаны, дабы прочистить хорошенько тело! А после сорока лет практики посмотрим – может, и хвост вырастет!