Яма и нияма
Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы
Яма и нияма.
Помолчим немного об удобных и неподвижных, достаточно наговорили за много лет. Обратим взор на то, что согласно старику П им предшествует. И почему, собственно, предшествует, тогда как у натхов, например, вовсе и не предшествует
Собственно, есть несколько подходов к реализации ямы/ниямы.
Вариант "сектантский", предполагающий моральное изнасилование себя ямами и ниямами, в расчет не берется. Насилиев мы не приемлем.
Вариант натховский, сторонником которого я бы назвал т.Сидерского, являет собой воплощение ямы и ниямы естественным путем благодаря корректной практике. Почему Сидерский - только потому, что у него первого я прочел, что для начинающего йога яма-нияма не посильны и нереализуемы, а полностью реализовать их возможно только закоренелому и кондовому йогу.
Вариант классический, сторонником и основателем которого был и остается старик П, предусматривает освоение я/н до практики асан. Однако, поскольку это не сектантский вариант, то тут как-то тоже само должно образоваться.
Как я это понимаю, яма-нияма это не свод правил и ограничений, а описание состояния адепта практикующего йогу. Состояние сознания, в котором естественным образом выполняются ямы/ниямы есть единственное состояние, в котором действительно достижима йога.
Другими словами, нужно попасть в состояние, результатом которого будет поведение, естественным образом согласующееся с описанными правилами и ограничениями. Но ни в коем случае не ломать свое обычное поведение под данные правила.
Помолчим немного об удобных и неподвижных, достаточно наговорили за много лет. Обратим взор на то, что согласно старику П им предшествует. И почему, собственно, предшествует, тогда как у натхов, например, вовсе и не предшествует
Собственно, есть несколько подходов к реализации ямы/ниямы.
Вариант "сектантский", предполагающий моральное изнасилование себя ямами и ниямами, в расчет не берется. Насилиев мы не приемлем.
Вариант натховский, сторонником которого я бы назвал т.Сидерского, являет собой воплощение ямы и ниямы естественным путем благодаря корректной практике. Почему Сидерский - только потому, что у него первого я прочел, что для начинающего йога яма-нияма не посильны и нереализуемы, а полностью реализовать их возможно только закоренелому и кондовому йогу.
Вариант классический, сторонником и основателем которого был и остается старик П, предусматривает освоение я/н до практики асан. Однако, поскольку это не сектантский вариант, то тут как-то тоже само должно образоваться.
Как я это понимаю, яма-нияма это не свод правил и ограничений, а описание состояния адепта практикующего йогу. Состояние сознания, в котором естественным образом выполняются ямы/ниямы есть единственное состояние, в котором действительно достижима йога.
Другими словами, нужно попасть в состояние, результатом которого будет поведение, естественным образом согласующееся с описанными правилами и ограничениями. Но ни в коем случае не ломать свое обычное поведение под данные правила.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Вариант экстремальный: яма и нияма как характеристика ученика, пригодного для обучения йоге
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Яма/нияма – это божественные (истинные) принципы, поэтому и идут впереди. Они аналогичны десяти заповедям Нового Завета. При их нарушении и возникают соответствующие вритти (флуктуации ума) или возмущения в окружающем человека жизненном пространстве (круги по воде). Если они не впитываются с молоком матери, в течение жизни они познаются путем приближения/отдаления (как практикуются и асаны). При отдалении возникает пропорциональная обратная связь (страдание), указывающая направление возврата к божественным принципам. Если что-то принимается сердцем – это не насилие, а любовь. А самадхи – это божественное состояние, замыкающее круг (змея, кусающая свой хвост ).
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
--Вообще-то даже Ахимса (см.Яма, п.1) в полном (абсолютном) своём выполнении, как сказано в священных книгах, свойственна разве что Брахману...alanbel писал(а): для начинающего йога яма-нияма не посильны и нереализуемы, а полностью реализовать их возможно только закоренелому и кондовому йогу..
--Махариши Патанджали вряд ли был "основателем". Он первым (как считается) изложил это в письменном виде.alanbel писал(а): Вариант классический, сторонником и основателем которого был и остается старик П, .
--хм, это, наверно, как различение значений термина "йога": 1) йога как состояние слияния с Абсолютом и 2) йога как процесс достижения состояния йоги. То же и с ямой\ниямой. Изначально для большинства людей для постижения ямы\ниямы, скорее всего, приходится накладывать на себя некие ограничения, хочешь- не хочешь, а приходится влазить "в рамки". Вопрос- до какой степени. И каждый решает сам. (Даром, что ли, термин "йога"- от корня "юдж" : одно из многих значений- смысл принуждения.) И через некоторое время ты оказываешься в состоянии, когда уже НЕвыполнение требований ямы\ниямы (потеря состояния) приводит к осложнению практики и жизни вообще.alanbel писал(а): Как я это понимаю, яма-нияма это не свод правил и ограничений, а описание состояния адепта практикующего йогу. Состояние сознания, в котором естественным образом выполняются ямы/ниямы есть единственное состояние, в котором действительно достижима йога. .
[/quote]
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Сколько людей, столько подходов. Вариации бесконечны, ты прав. Кому-то влезать нужно, кому-то обходные пути искать.
Я тут не то что модель связную изложил, скорее нечто интуитивно понятое.
На всеохватность не претендую, на четкость формулировок тоже. Спасибо, что поправил насчет Патанджали, не хотел никого обидеть
Абсолют, о котором ты говоришь, такая же ментальная модель как и любая другая. Мне достаточно повседневных ментальных построений, чтобы еще думать об абсолюте Поэтому не будем сейчас говорить об абсолютной ахимсе, брахмачарье и прочих ишварапранидханах
Говоря о йоге, я говорю о процессе интимного безмолвного общения с собой, когда обнаруживается общность всего сущего, когда обнажается наблюдатель. Это мое понимание, можете бить меня палками, но когда это есть, не нужны никакие Веды Собственно, если практикуешь так, яма/нияма выполняются естественным образом.
Вот.
Я тут не то что модель связную изложил, скорее нечто интуитивно понятое.
На всеохватность не претендую, на четкость формулировок тоже. Спасибо, что поправил насчет Патанджали, не хотел никого обидеть
Абсолют, о котором ты говоришь, такая же ментальная модель как и любая другая. Мне достаточно повседневных ментальных построений, чтобы еще думать об абсолюте Поэтому не будем сейчас говорить об абсолютной ахимсе, брахмачарье и прочих ишварапранидханах
Говоря о йоге, я говорю о процессе интимного безмолвного общения с собой, когда обнаруживается общность всего сущего, когда обнажается наблюдатель. Это мое понимание, можете бить меня палками, но когда это есть, не нужны никакие Веды Собственно, если практикуешь так, яма/нияма выполняются естественным образом.
Вот.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Еще одна любопытная деталь - нет какого-либо уважаемого труда, излагающего принципы, противоположные принципам ямы/ниямы. А если они и практикуются кем-то в жизни, осознанно или неосознанно, это не приносит таким практикам счастья.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ***
- Сообщения:213
- Зарегистрирован:27.05.2003, 18:27
- Откуда:Ленинградская область
Рискну высказать некогда пришедшее в голову определение ямы-ниямы. Точнее, назначение её.
Яма-нияма - это техника безопасности.
alanbel хорошо сказал про безмолвное общение, про обнажение наблюдателя, про естественное выполнение ямы-ниямы в ентом случае.
Но, имхо, при практике йоги такое состояние может придти позже, чем начнёт проявляться пресловутая Сила. Начнёшь замечать, что все стало как-то складываться, людей стало проще убедить, повести за собой; увеличивается личная сила, короче говоря. И вот тут можно наломать дров. Купиться на мелкие сиддхи (чего уж говорить про крупные! ).
И следование принципам ямы может уберечь от подобных покупок.
Дело тут не в моральных установках, конечно, а в том, что выполнение "Инструкции по технике безопасности йога" может уберечь от неумелого использования собственных возможностей.
Яма-нияма - это техника безопасности.
alanbel хорошо сказал про безмолвное общение, про обнажение наблюдателя, про естественное выполнение ямы-ниямы в ентом случае.
Но, имхо, при практике йоги такое состояние может придти позже, чем начнёт проявляться пресловутая Сила. Начнёшь замечать, что все стало как-то складываться, людей стало проще убедить, повести за собой; увеличивается личная сила, короче говоря. И вот тут можно наломать дров. Купиться на мелкие сиддхи (чего уж говорить про крупные! ).
И следование принципам ямы может уберечь от подобных покупок.
Дело тут не в моральных установках, конечно, а в том, что выполнение "Инструкции по технике безопасности йога" может уберечь от неумелого использования собственных возможностей.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Можно и по другому взглянуть на яму-нияму.
Все мы воспитаны в определённой системе ценностей и забита в нас эта система ой как глубоко... И если мы начинаем совершать поступки этой системе противоречащие - у нас начинаются проблемы. Мы начинаем сомневаться, волноваться, переживать, вытеснять и перерабатывать. Конфликт формируется и либо причиняет беспокойство явно, находясь в сфере сознательного, либо давит подспудно, будучи перемещён в области бессознательного. Психическому здоровью это не способствует. А это уже препятствие для практики и источник "психотравматического материала".
Удревних индусов была своя система ценностей, у индейцев майя - своя. Совсем не факт, что классическая яма сейчас в средней полосе России столь замечательна. Та же ахимса даже в Индии трактовалась ой как широко - достаточно вспомнить апогей ахисы, поле Куру.
Нияма - тоже вещь объяснимая. Что бы тело не напрягало своими потребностями - покорми, помой и справь прочие естественные надобности. Чтоб не страдать о том, чего нету - довольствуйся тем, что есть. Что бы понимать о чём и как медитировать надо самообучаться. Что бы не волноваться по поводу духовного прогресса - знать, что всё в руце Господней.
Правда с этой позиции и остальные анги весьма неплохо просматриваются, так что раджа-йога как на ладони.
Все мы воспитаны в определённой системе ценностей и забита в нас эта система ой как глубоко... И если мы начинаем совершать поступки этой системе противоречащие - у нас начинаются проблемы. Мы начинаем сомневаться, волноваться, переживать, вытеснять и перерабатывать. Конфликт формируется и либо причиняет беспокойство явно, находясь в сфере сознательного, либо давит подспудно, будучи перемещён в области бессознательного. Психическому здоровью это не способствует. А это уже препятствие для практики и источник "психотравматического материала".
Удревних индусов была своя система ценностей, у индейцев майя - своя. Совсем не факт, что классическая яма сейчас в средней полосе России столь замечательна. Та же ахимса даже в Индии трактовалась ой как широко - достаточно вспомнить апогей ахисы, поле Куру.
Нияма - тоже вещь объяснимая. Что бы тело не напрягало своими потребностями - покорми, помой и справь прочие естественные надобности. Чтоб не страдать о том, чего нету - довольствуйся тем, что есть. Что бы понимать о чём и как медитировать надо самообучаться. Что бы не волноваться по поводу духовного прогресса - знать, что всё в руце Господней.
Правда с этой позиции и остальные анги весьма неплохо просматриваются, так что раджа-йога как на ладони.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
В принципе, яма-нияма по Патанджали - частный случай, эта система запретов и предписаний - явление общеиндийское, и называется это "самайя" - характерно, что энта самая самайя у каждого - своя - у буддистов своя, несколько отличная "самайя", у вайшнавов-кришнаитов - "регулирующие принципы", в каждой уважающей школве эти правила регламентированы и соблюдаются неукоснительно.
Вообще же - явление вневременное и надпространственное - у мусульман ТО ЖЕ называется "адат" или "шариат", у христиан - "десять заповедей", у наших родителей - "моральный кодекс строителя коммунизма"...
"Все течет - ни фига не меняется!"
Вообще же - явление вневременное и надпространственное - у мусульман ТО ЖЕ называется "адат" или "шариат", у христиан - "десять заповедей", у наших родителей - "моральный кодекс строителя коммунизма"...
"Все течет - ни фига не меняется!"
HRIM
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Хе-хе, прям девиз московского "Водоканала"Kalidasa писал(а): "Все течет - ни фига не меняется!"
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Не хочется ни с кем спорить. И не буду Однако я бы не сводил яму и нияму к простым ограничениям и предписаниям.
Ежели мы конечную цель йоги определим как самадхи, а путь к нему одим выражением читтавриттиниродха, то все семь предшествующих самадхи ступеней можно воспринять одновременно, как единую практику.
Адепт в состоянии сознания, естественно и непроизвольно выполняющем я/н, садится в неподвижную и удобную позу, осуществляет остановку дыхания, отсекает все внешние раздражители, направляет ум на объект и сливается с ним полностью, тем самым достигая конечной цели. Я/н - необходимый элемент для осуществления раджи.
Ежели мы конечную цель йоги определим как самадхи, а путь к нему одим выражением читтавриттиниродха, то все семь предшествующих самадхи ступеней можно воспринять одновременно, как единую практику.
Адепт в состоянии сознания, естественно и непроизвольно выполняющем я/н, садится в неподвижную и удобную позу, осуществляет остановку дыхания, отсекает все внешние раздражители, направляет ум на объект и сливается с ним полностью, тем самым достигая конечной цели. Я/н - необходимый элемент для осуществления раджи.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
А я о чём? Именно об этом -о целостной практике раджа-йоги. Просто если совесть мучит или кишечник пучит - дальнейшие этапы не пойдут...
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Поле Куру – это внутренний мир человека, а два противоборствующих лагеря родственников – это его низшая и высшая природа, отрицательное и положительное, материальное и духовное.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Stern вы что называется выкручиваетесь Трактовка мифологии как описания внутренних психических процессов имеет место быть но далеко не так прямолинейно как у вас. Древние по своему менталитету сильно отличались от современного интеллегента и до многих вещей (например сложно говорить о простых вещах) попросту бы не додумались по причине отсутствия привычки к многоходовым и многослойным смысловым построениям. Они были более прагматичны чем мы ибо больше имели дела с реальными событиями а не виртуальной информационной средой.
and nothing else matters
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Высшее и низшее говорите? А как быть с тем, что Гуру Пандавов сражался на стороне Кауравов? А Кришна неудачно повозглавляв мирные переговоры отрядил свою гвардию сражаться за одних, а сам пошёл за других? И советовал совестливому царевичу не колебаться при убийстве своих родственников и наставников? Это насколько же противоречивой должна быть личность?
Я бы осторожнее подходил к трактовке мифов. Мне больше импонирует трактовка мифотворчеста Гумилёвым-мл. Была свара, была бойня. КТо и за что бился - уже неясно. Наполним дела давно минувших дней новым содержанием.
Была у одного моего приятеля идея изложить Бхагават Гиту для "конкретных пацанов" - подумал и не стал воплощать из-за банальности сюжета. "Братки", карточные долги, передел сфер влияния, "стрелки", разборки, поход в церковь - краткое содержание 18 книг.
Я бы осторожнее подходил к трактовке мифов. Мне больше импонирует трактовка мифотворчеста Гумилёвым-мл. Была свара, была бойня. КТо и за что бился - уже неясно. Наполним дела давно минувших дней новым содержанием.
Была у одного моего приятеля идея изложить Бхагават Гиту для "конкретных пацанов" - подумал и не стал воплощать из-за банальности сюжета. "Братки", карточные долги, передел сфер влияния, "стрелки", разборки, поход в церковь - краткое содержание 18 книг.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |