На главную страницу сайта  FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Мифы об АВЙ -- 3/4

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хатха-йога на "Йогине". -> Теория и практика хатха йоги
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ABC



Зарегистрирован: 29.03.2006
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Пт Авг 31, 2007 4:18 pm    Заголовок сообщения: Мифы об АВЙ -- 3/4 Ответить с цитатой

Предварительно:

краткий психофизиологический очерк
http://vinyasa.ru/theory/15/#psychophysiology
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сергей Агапкин
****


Зарегистрирован: 13.03.2002
Сообщения: 2256
Откуда: Рязань

СообщениеДобавлено: Пт Авг 31, 2007 11:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
я не стал бы, по крайней мере на текущий момент, связывать выполнение асан и виньяс с развитием процессов мышления и творчества. Если только не рассматривать это через призму улучшения общего физического и психического состояния в процессе практики. А вот насколько важную роль в этих процессах играет, например, теменно-затылочная ассоциативная кора — это вопрос

Я смотрел на этот вопрос с позиций стимуляции ретикулярной формации потоком афферентной информации и усиление её неспецифического активирующего воздействия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
ABC



Зарегистрирован: 29.03.2006
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Сб Сен 01, 2007 1:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сергей Агапкин писал(а):
Я смотрел на этот вопрос с позиций стимуляции ретикулярной формации потоком афферентной информации и усиление её неспецифического активирующего воздействия.


Пусть так. Лобная кора в которой волокон ретикулярно-таламо-кортикальных путей больше всего? За исключением сенсомоторных зон, остаются мотивационные, психоэмоциональные, волевые зоны (принятие решений, анализ результата...). Творчество и мышление? Нет.

Да что говорить -- все робкие попытки картирования внутрикорковых взаимодействий (ПЭТ, ЭЭГ, фМРТ) выполняются на таких задачках, которые к высшей интеллектуальной деятельности ну никак не отнести.

Даже если согласится с Павловым и "теорией прожектора", то это механизмы внимания, концентрации/деконцентрации. Может быть. Но как только все это будет достоверно притянуто к мышлению -- можно звонить в нобелевский комитет Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сергей Агапкин
****


Зарегистрирован: 13.03.2002
Сообщения: 2256
Откуда: Рязань

СообщениеДобавлено: Сб Сен 01, 2007 11:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Александр, ты сам понимаешь, что без должного энергетического обеспечения со стороны ретикулярной формации любая творческая и мыслительная деятельность невозможна по определению.
Если же оперировать к исследованиям, то роль ретикулярной формации рассматривается в работе В.С. Ротенберга "Психофизиологические аспекты изучения творчества". Учитывая сильное вляние эмоций на процесс творчества и сильное взаимодействие ретикуляной формации с лимбической системой не стоит забывать активационную теорию Линдсея-Хебба.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Александр Новиков
***


Зарегистрирован: 16.09.2005
Сообщения: 287
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: Сб Сен 01, 2007 12:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Думаю так:
При правильной практике "физкультурной" части йоги стимулируется общий тонус ,в т.ч. подкорковых структур, как правильно заметил Сергей во-первых за счет повышенным выделением СО2, т.к. идет интенсивное дыхание (уджджайи) в сочетании с работой медленных мышечных волокон (аэробных). Таким образом происходит гиперкапния, и хотя СО2 быстро выводится, это успевает оказывать различные адаптативные эффекты ,в т..ч повышение тонуса ретикулярной формации и др.
Но такой же эффект можно добиться и циклическими нагрузками до анаэробного порога.

Но в йоге есть еще фактор продолжительного поддержания импульсации мышечных волокон, что непривычно и так же тренирует эфферентные и афферентные пути и следовательно - продолговатый мозг и соответствующие отделы коры. Лично я применяю такую схему тренировки - разминка/растяжка в разнообразных позах с коротким удержанием для стимуляции максимального числа зон с повышенным содержанием рецепторов (примерно по Ш.Ремету) в течении получаса - а затем силовая статика (1,5-3,5 мин на асану) в течение около часа, т.к. мощность импульсации там максимальна.

Сочетание всех вышеописанных факторов стимулирует неспецифический тонус коры в течении дня у занимающихся - что говорит об активности и тренировки ретикулярной формации (РФ).
Об этом также свидетельствует отсутствие повышенной симпатической активности, если только занимающийся не имеет индивидуальной предрасположенности, и понижение уровня психического стресса, который до занятий возникает частично благодаря перенапряжению неспецифических отделов мозга.
Т.е. - РФ справляется - психического напряжения нет.

Замечу, что испльзуемая мною схема разминка с разнообразными влиянием на рефлекторные зоны/ статика почти не меняется мной года полтора, т.к. дает очень позитивные результаты как по вышеописанным параметрам, так и по тренировке медленного мышечного волокна и общей системной адаптации.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ABC



Зарегистрирован: 29.03.2006
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Сб Сен 01, 2007 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сергей Агапкин писал(а):
Александр, ты сам понимаешь, что без должного энергетического обеспечения со стороны ретикулярной формации любая творческая и мыслительная деятельность невозможна по определению.


Это понятно. В данном случае речь шла бы о какой-нибудь патологии или крайнем случае физического истощения. Но ты так и не прокомментировал тот факт, что большинство ученых ничего тяжелее ручки в руках не держало и никакой позы, кроме сидя на стуле, не принимало. Так вот, как они обходились без "стимуляции РФ афферентной информацией"? И почему спортсменов, например, гимнастов, у которых такой стимуляции выше крыши, так редко посешает творческое и научное озарение?

Сергей Агапкин писал(а):
Если же оперировать к исследованиям, то роль ретикулярной формации рассматривается в работе В.С. Ротенберга "Психофизиологические аспекты изучения творчества". Учитывая сильное вляние эмоций на процесс творчества и сильное взаимодействие ретикуляной формации с лимбической системой не стоит забывать активационную теорию Линдсея-Хебба.


Пусть так, хотя известно, что характер кривой индивидуален, а вот насколько эмоциональный оптимум определяется индивидуальными различиями, и насколько текущим психофизиологическим состоянием? Понятно же, что этот оптимум для "творческого" йога должен быть гораздо ниже, чем для какого-нибудь экзальтированного художника.

Но даже если на этот вопрос будет дан ответ, то согласись, связь между эмоциями и творческим или научным озарением только косвенная.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сергей Агапкин
****


Зарегистрирован: 13.03.2002
Сообщения: 2256
Откуда: Рязань

СообщениеДобавлено: Сб Сен 01, 2007 5:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ABC писал(а):
Но ты так и не прокомментировал тот факт, что большинство ученых ничего тяжелее ручки в руках не держало и никакой позы, кроме сидя на стуле, не принимало. Так вот, как они обходились без "стимуляции РФ афферентной информацией"? И почему спортсменов, например, гимнастов, у которых такой стимуляции выше крыши, так редко посешает творческое и научное озарение?

Ты игнорируешь полимодальность нейронов РФ и то что сигналы к ним поступают не только от соматических рецепторов, но и от других органов чувств. Это не говоря уже о гуморальных факторах, которых при физической нагрузке предостаточно - катехоламины, СО2, тироксин и пр. Также следует учитывать и влияние коры на РФ.
Что касается физ.нагрузки у учёных - по-моему ты утрируешь. Многие из них физ.нагрузкой занимаются - от зарядки до тениса.
Да и спортсмены спортсменам рознь - по-моему Дельгадо проводил исследования на цирковых акробатах и гимнастах и показал, что сохранность интелектуальных функций в старости у них заметно выше, нежели у контрольной группы. Не стоит также забывать, что практически нет видов спорта, имеющих основным инструменов удержание статического положения в течении длительного времени. Только в последнее время стали включать изотонические упражнения в тренировочный цикл в циклических видах спорта.
ABC писал(а):

Понятно же, что этот оптимум для "творческого" йога должен быть гораздо ниже, чем для какого-нибудь экзальтированного художника.

Не уверен... С одной сторны этих исследований никто не проводил по причине отсутствия добровольцев, с другой стороны мы имеем массу описаннных случаев нестандартного и эксцентричного поведения реализованных мастеров.
ABC писал(а):
Но даже если на этот вопрос будет дан ответ, то согласись, связь между эмоциями и творческим или научным озарением только косвенная.

Конечно соглашусь! Вообще у меня в мыслях не было объяснять просветление только с помошью асан. Есть пранаяма, есть самъяма - там методы становятся всё более специфическими.
В любом случае, спасибо, за интересную дискуссию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Хатха-йога на "Йогине". -> Теория и практика хатха йоги Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы НЕ можете прикреплять файлы в этом форуме
Вы НЕ можете загружать файлы из этого форума

Powered by phpBB 2.0.20 © 2001,2002 phpBB Group

 
-->