ГЛАВА 17. СВЕДАВИДХИ
Сейчас мы поведаем главу Сведавидхи (потение), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Потение бывает четырех видов: прогрев, припарки, горячий пар (парная) и горячие ванны.
Прогрев может делаться путем наложения на тело горячей ткани, металлических пластин, ладоней и т.д.
Припарки готовятся из аира болотного, кедра гималайского, дрожжей, Anetum sowa и др., всех видов бобовых, субстанций, имеющий приятный запах, корней клещевины обыкновенной и Pluchea lanceolata, мяса; причем каждый из них смешивается с большим количеством соли, масел, уксуса, сливочного масла или молока при увеличении Вата доша. При совместном увеличении Вата и Капха доша используются травы категории сурасадигана (см. главу 15), а при одновременном увеличении Вата и Питта доша – категории падмакадигана. Эта припарка называется Сальвана и может использоваться достаточно регулярно.
После наложения припарки, тело должно быть перебинтовано мягкой кожей, не имеющей дурного запаха и хорошо промасленной. Она должна быть разогретой и иметь завязки. Если нет возможности наложить кожаную повязку, то вполне подойдут листья растений, уравновешивающих Вата доша, шелковая или шерстяная перевязь. Если припарка установлена на ночь, то утром она должна быть снята, а если установлена утром, то должна быть снята вечером.
Пар можно получать при варке семян, бобов, клубней и т.д. и направлять на соответствующие части тела. Помимо этого можно накладывать на тело разогретые различными способами камни, гальку, грязи, резаные листья, пасту из бобовых, сушеный навоз животных (коровий, овечий и др.), песок, скорлупу и т.д., в зависимости от больного места и сезона.
Горячий отвар, приготовленный из листьев клещевины, базилика, Бамбузы тростниковидной, калотропа процера, калозантеса индийского, сантала, адхатоды, понгамии (Pongamia glabra), Moringa pterygosperma, Ceasalpinia crista, Orthosiphon pallidus или Aganosma dichotoma, совместно с растениями категории вачадигана (глава 15), мясом болотных или водных животных, Дасамулой или травами, входящими в нее, в смеси с маслами, в зависимости от пораженной доша; пивом, ферментативными препаратами, водой или молоком. Отвар наливается в специальную кастрюлю с носиком (похожую на чайник), а из нее медленно льется на больной участок, накрытый тканью.
При Вата нарушениях этот отвар может наливаться в трубку, на которую сажают больного. Этот метод применяется при геморрое, дизурии и других заболеваниях.
Потение особенно показано тому, кто промаслен как изнутри (путем питья масла), так и снаружи (путем втирания масла), кто находится в палате, защищенной от сквозняков, а также после полного переваривания пищи в желудке.
Потение может быть слабым, средним и сильным, в зависимости от типа болезни, конституции и силы больного и сезона.
Человеку, страдающему болезнями Капхи, потение делается сухое (без наружного и внутреннего применения масла) и “сухой” жидкостью (не содержащей масел). При совместном Вата и Капха дисбалансе делается сухое потение, однако в отвар масло добавляется.
Если Вата находится в желудке, а Капха в прямой кишке, то потение должно сопровождаться подсушивающими и смазывающими методами лечения, воздействующими на ту дошу, которая занимает не свое положение.
Прогревание крестца, глаз, мошонки и сердца должно быть средней силы и выполняться очень осторожно. Одновременное воздействие на эти органы противопоказано.
Проявления холода, боли и сухости в том или ином органе лечатся прогреваниемпотением. После процедуры тело необходимо медленно и глубоко промассировать, принять теплую ванну и принять комфортное положение, как это предписано для успокаивающих процедур.
Накопление Питты и крови, жажда, потеря сознания, слабость тела и голоса, головокружение, боли в суставах, жар, темные и красные высыпания на коже, а также рвота – эти симптомы возникают при слишком интенсивном прогревании потении. Лечение – прекращение процедуры, а также сходное с лечением отравления, ожогов, поноса, рвоты и потери сознания.
Обычно тяжелые, проникающие и горячие по Вирйа субстанции вызывают потение, тогда как субстанции, обладающие противоположными качествами, его останавливают. Жидкие, статичные, подвижные, маслянистые, шершавые и проникающие препараты вызывают потение, тогда как гладкие, сухие, тонкие, подвижные, водянистые, горькие, вяжущие и сладкие его останавливают.
После останавливающего потение лечения человек приобретает силу, а вышеперечисленные симптомы исчезают.
Сжатие кожи и сухожилий, тремор, давление в области сердца, дрожание голоса, челюстная судорога, потемнение ног, боков, кожи и рук – эти симптомы возникают при слишком интенсивной процедуре остановки потения.
Потениепрогревание противопоказано человеку, который очень толст, сух и ослаблен, потерявшему сознание, тому, кто проходит противоположные процедуры, ослабленному ушибами груди, истощенному, алкоголику или пьяному, страдающему кровотечениями, опухолями, герпесом, лепрой (и другими кожными болезнями), чахоткой, подагрой, принявшему молоко, йогурт, жиры или мед, кто принимает слабительное, страдающему выпадением или жжением прямой кишки, истощенному, боящемуся, разгневанному, озлобленному, очень голодному или страдающему жаждой, желтухой, анемией, диабетом, болезнями Питты, беременным и кормящим женщинам. При тяжелых и опасных заболеваниях оно должно проводится со средней силой.
Для людей, страдающих одышкой, кашлем, насморком, икотой, запорами, хрипами, болезнями Ваты, Капхи и Амы, параличами, чувством тяжести в теле, болями, режущей болью в боках, конечностях, спине, животе и других частях тела, набуханием мошонки, переломами, титанизмом, растяжениями, дизурией, раком, опухолями, закупоркой моче и семявыводящих протоков, ригидностью мышц – к процедуре прогреванияпотения надо подходить только хорошо продумав и подобрав необходимые травы.
Прогреваниепотение без использования огня применяется в случаях нарушения активности Вата доша за счет жира и Капхи. При этом подходит нахождение в хороша обдуваемой теплым воздухом комнате, физическая нагрузка, накрывание (например, шерстяным одеялом), бинтование, гнев, страх, пребывание в боксе, питье вина, голод и солнечные ванны.
Доша, смазанные маслом в ходе промасливания организма, через каналы проникают в кишечник, ткани и т.д., и, разжижаясь за счет прогревания, скапливаются в кишечнике и полностью выводятся из организма с помощью очистительных процедур.
Так заканчивается глава Сведавидхи (потение), семнадцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.