ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала

 

Глава 3. Мудры

 

1. Как Ананта, бог змей, поддерживает всю все-ленную с горами и лесами, так и Кундалини является главной энергией всех практик Йоги.

2...3. Когда пробужденная Кундалини поднима-ется, тогда пронзаются все лотосы и Грантхи. Прана проходит по королевскому пути - Сушумне. Тогда разум подавляется и йог обманывает смерть.

4. Сушумна - великая пустота, Брахмарандра -великий путь, горящая земля, Шамбхави и срединный путь - все это относится к одной и той же вещи.

5. Поэтому йогу следует тщательно практико-вать различные Мудры, чтобы поднять великую боги-ню Кундалини, которая спит у входа в Сушумну.

6...7. Маха-Мудра, Маха-Бандха, Маха-Ведха, Кхечари, Уддияна, Мула- и Джаландхара-Бандха, Випарита-Карани, Ваджроли и Шакти-Чалана - это десять Мудр, которые разрушают старость и смерть.

8. Они были изложены Шивой и даруют восемь Сиддх. К ним стремятся все йоги и их трудно достичь даже Дэвам.

9. Их следует хранить в глубокой тайне, как шкатулку с бриллиантами, и не следует раскрывать их никому, так же как недозволенную связь с замуж-ней женщиной из благородной семьи.

10. Прижмите к анусу левую пятку и, вытянув правую ногу, ухватитесь руками за пальцы этой ноги.

11...12. Затем практикуйте Джаландхара-Бандху, втягивая дыхание через Сушумну. Тогда Кундалини выпрямляется подобно тому, как внезапно вып-рямляется свернувшаяся кольцами змея, задетая посо-хом. Тогда две другие Нади становятся безжизненны-ми, поскольку дыхание уходит из них.

13. Затем следует выдыхать очень медленно и никоим образом не быстро. Мудрецы называют ее Маха-Мудра.

14. Маха-Мудра разрушает смерть и многие боли. Так как она была изложена великими Сиддхами, она называется Маха-Мудра, или великая Мудра, за свою исключительность.

15. Вначале ее следует практиковать на левой стороне, затем на правой до тех пор, пока число обе-их не станет равным.

16. Нет ничего несъедобного. Переваривается все, какой бы вкус оно ни имело или вовсе не имело вку-са. Даже яд оказывается подобным нектару.

17. Практикующий Маха-Мудру преодолевает туберкулез, проказу, геморрой, гульму, несварение и т.д.

18. Описанная таким образом Маха-Мудра мо-жет наделять людей великими Сиддхи. Ее следует хра-нить в глубокой тайне и не раскрывать всем и каждо-му.

19. Прижав анус левой лодыжкой, поместите правую ступню на левое бедро.

20. Втянув дыхание, упритесь подбородком проч-но в грудь, сократите анус и зафиксируйте разум на Сушумне.

21. Задержав дыхание как можно дольше, следу-ет затем медленно выдохнуть. Вначале нужно практи-ковать на левой стороне, а затем - на правой.

22. Некоторые полагают, что здесь не следует выполнять Джаландхара-Бандху и что язык следует твердо прижимать к основанию передних зубов.

23. Эта Маха-Бандха, придающая великие Сид-дхи, перекрывает ток дыхания, направленный вверх через Нади, кроме Сушумны.

24. Благодаря этому йог освобождается от вели-кой петли бога Ямы и достигается объединение трех Нади: Иды, Пингалы и Сушумны. Это также дает воз-можность удерживать разум фиксированным на точке между бровями.

25. Как прекрасная и грациозная женщина не имеет ценности без мужа, так и Маха-Мудра и Маха-Бандха не имеют ценности без Маха-Ведхи.

26. Приняв позу Маха-Бандха, йог должен, скон-центрировав разум, втянуть дыхание и при помощи Джаландхара-Бандхи остановить движения Праны, направленные вверх и вниз.

27. Упершись ладонями в землю, обопритесь о них и мягко ударяйте о землю ягодицами. Благодаря этому Прана, выходящая из Иды и Пингалы, проходит через Сушумну.

28. Тогда происходит единение Луны, Солнца и Огня (Иды, Пингалы и Сушумны), которое ведет к бессмертию. Тело приобретает аспект бессмертия. Затем следует сделать выдох.

29. Это Маха-Ведха, практика которой придает великие Сиддхи. Она устраняет морщины и седину, сопутствующие старости. По этой причине ее ценят очень высоко.

30. Эти три Бандхи, отодвигающие смерть и ста-рость, усиливают пищеварительный огонь, даруют Сиддхи, и их следует хранить в глубокой тайне.

31. Они выполняются ежедневно восемь раз в сутки, каждую Йаму. Они даруют хорошие качества и разрушают плохие.

32. Когда язык обращен назад в отверстие в че-репе, а глаза твердо устремлены на точку между бро-вями, это Кхечари.

33. Подрезая язык, встряхивая и доя его, необ-ходимо увеличивать его длину, пока он не коснется брови. И тогда Кхечари-Мудра будет успешной.

34. Взяв чистый блестящий нож, чрезвычайно острый, подрежьте на ширину волоса уздечку языка - мягкую мембрану, соединяющую язык с нижней час-тью рта.

35. Затем вотрите в этот участок состав из из-мельченной соли и куркумы. Через семь дней снова сделайте надрез на ширину волоса.

36. Таким образом следует практиковать ежед-невно в течение шести месяцев. После этого мембра-на, соединяющая язык с нижней частью рта, отделяет-ся.

37. Затем, поворачивая язык, следует направить его в место соединения трех Нади, т.е. в отверстие в небе. Это называется Кхечари-Мудра.

38. Йог, который хотя бы в течение полминуты остается в положении, когда его язык повернут вверх, освобождается от болезней, старости и смерти.

39. Для того, кто знает Кхечари-Мудру, не су-ществуют болезни, смерть, интеллектуальная апатия, сон, голод, жажда или затуманивание интеллекта.

40. Тот, кто знает Кхечари-Мудру, не подвержен никаким заболеваниям: он не подвержен влия-нию Кармы, и время не имеет над ним власти.

41. Эта Мудра называется Кхечари, поскольку разум и язык на некоторое время остаются в Акаше.

42. Если благодаря Кхечари-Мудре закрывается отверстие у основания неба, семенная жидкость не выделяется даже в объятиях молодой и страстной жен-щины.

43. Даже если эта жидкость поступила к дето-родному органу, ее можно все же при помощи практики Йони-Мудры подтянуть вверх, с тем чтобы на-править ее на свое место.

44. Тот, кто, сконцентрировав разум и направив язык вверх, пьет Сому, несомненно победит смерть через пятнадцать дней.

45. Если йог ежедневно наполняет свое тело нектаром, истекающим из Луны, то, даже если его укусит змей Такшака, яд не распространяется по его телу.

46. Как огонь не прекращается до тех пор, пока есть дерево, как свет в лампе не угасает до тех пор, пока есть масло и фитиль, так и Джива остается в теле до тех пор, пока оно оживляется лучами Луны.

47. Он может ежедневно есть мясо коровы и может пить вино, но я считаю его рожденным в благо-роднейшей из семей.

48. Слово "го" означает язык. Есть мясо (коро-вы или языка) означает заставить язык войти в отвер-стие в небе; и это разрушает великие грехи.

49. Когда язык входит в отверстие неба, в теле возбуждается великий жар. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы заставить амброзиальный поток истекать из Луны. Это называется Амараваруни – вино бессмертия.

50. Если язык, получающий лучи нектара, име-ющего солоноватый, острый и пикантный вкус с при-вкусом молока, меда и топленого масла, остается вжа-тым в отверстие неба, все болезни и старость разру-шаются. Это дает йогу возможность познать все Веды и науки, оградить себя от всех видов оружия, награж-дает его бессмертием и восемью Сиддхами.

51. Тот, кто с обращенным вверх лицом и язы-ком, закрывающим отверстие в небе, размышляет о Кундалини и пьет чистые волны потока нектара, те-кущего из Луны в 16-лепестковый лотос (Вишуддхи) благодаря контролю над Праной во время практики Хатха-Йоги, освобождается от всех болезней, живет долго, сохраняет тело нежным и красивым, подобно волокнам стебля лотоса.

52. Внутри верхней части Меру, то есть Сушумны, нектар выделяется в ее отверстие. Тот, кто обла-дает интеллектом типа чистой Саттвы, незатемнен-ным Раджасом и Тамасом, видит в нем Истину (свою собственную Атму). Это (отверстие) есть устье, через которое вытекают реки. Из Луны истекает нектар, сущность тела, и отсюда смерть смертных. Поэтому следует практиковать полезную Кхечари-Мудру. Без этого не может быть Кайя-Сиддхи(то есть тело не наделяется красотой, грацией, силой и алмазной твер-достью).

53. Сушумна и, в особенности, имеющееся в ней отверстие, которое является местом встречи пяти рек, дает Священное Знание. В пустоте этого отверстия, которое свободно от влияния Авидьи, печали и обма-на, Кхечари-Мудра становится совершенной.

54. Имеется только один источник (Зародыш) эволюции - ОМ; имеется только одна Мудра - Кхечари; только один бог, не зависящий ни от чего, и толь-ко одна Авастха, или духовное состояние, - Маномани.

55. Уддияна-Бандха называется так йогами, по-скольку при ее практике Прана пролетает через Су-шумну.

56. Поскольку благодаря этой Бандхе великая птица Прана непрерывно летит через Сушумну, она называется Уддияна-Бандха.

57. Подтягивание участков кишечника выше и ниже пупка, с тем чтобы он мог прижиматься к спине до высоты грудной клетки, называется Уддияна-Банд-ха. Это лев, который убивает слона смерти.

58. Те, кто постоянно практикует Уддияна-Бандху в соответствии с указаниями Гуру и у кого она следует естественно, тот, даже будучи старым, стано-вится молодым.

59. Кишечник следует подтягивать выше и ниже пупка. Нет никакого сомнения, что смерть будет по-беждена через шесть месяцев.

60. Уддияна превосходит все Бандхи. После ов-ладения ею естественно следует Мукти, или освобож-дение.

61. Прижимая йони лодыжкой, сократите анус и подтяните Апану вверх. Это Мула-Бандха.

62. Поскольку при сокращении Муладхары Апана, которая направлена вниз, принуждается двигаться вверх (через Сушумну), это называется йогами Мула-Бандхой.

63. Прижимая анус лодыжкой, с силой постоян-но сжимайте воздух до тех пор, пока дыхание не бу-дет направлено вверх.

64. При помощи Мула-Банхи объедините Прану с Апаной, Наду с Биндой и достигните совершенства в Йоге - в этом нет никакого сомнения.

65. При объединении Праны и Апаны выделе-ния значительно снижаются. Благодаря практике Мула-Бандхи йог, даже будучи старым, становится моло-дым.

66. Когда Апана поднимается вверх и достигает области огня, тогда его пламя становится длинным и ярким, будучи раздуваемо Апаной.

67. Когда Апана и огонь соединяются с Праной, которая естественно является горячей, тогда огонь в теле становится очень ярким и мощным.

68. К тому времени Кундалини, чувствуя чрез-вычайный жар, просыпается ото сна, как змея, заде-тая посохом, шипит и выпрямляется.

69. Затем она направляется в отверстие, т.е. внутрь Сушумны. Поэтому йоги должны всегда прак-тиковать Мула-Бандху.

70. Сожмите горло и твердо прижмите подборо-док к груди. Это Джаландхара-Бандха, разрушающая старость и смерть.

71. Это называется Джаландхара-Бандхой, по-скольку она сжимает Нади и останавливает направ-ленный вниз поток нектара, текущего из отверстия в небе. Эта Бандха разрушает болезни, возникающие в горле.

72. Когда выполняется Джаландхара-Бандха и горло сжимается, ни одна капля нектара не попадает в пишеварительный огонь, и дыхание не направляется по неправильному пути, т.е. по промежуточному про-странству между Нади.

73. При сильном сжатии горла две Нади умерщ-вляются. Здесь, в горле, расположена срединная Чакpa - Вишудцхи. Она прочно связывает 16 Адхара, или жизненных центров.

74. Сжимая анус, практикуйте Уддияна-Бандху. Плотно сожмите Иду и Пингалу (при помощи Джаландхара-Бандхи) и заставьте дыхание течь по верх-нему пути, т.е. по Сушумне.

75. Таким образом дыхание становится погло-щенным (остается неподвижным в Сушумне); и тогда нет болезни, старости и смерти.

76. Йоги знают эти три великолепные Бандхи, которые практиковались Матсиендрой, Васиштой и которые придают Сиддхи.

77. Каждая частица нектара (Сатрави), текущая из амброзиальной Луны, поглощается Солнцем. По-этому тело становится старым.

78. Имеется непревзойденный способ, при по-мощи которого обманывают Солнце. Его следует изу-чить от самого Гуру. Теоретическое изучение множества Шастр не может пролить на это никакого света.

79. Он известен под именем Випарита-Карани и состоит в том, чтобы заставить Солнце и Луну принять совершенно обратное положение: Солнце, кото-рое выше пупка, Луна, которая выше неба, меняются местами. Этот способ необходимо изучать от Гуру.

80. У человека, ежедневно практикующего его (этот способ), усиливается пищеварительный огонь, поэтому практикующий должен всегда располагать большим количеством готовой еды.

81. Если он ограничивает питание, то огонь сжи-гает тело. В первый день он должен простоять мгно-вение на голове с пятками в воздухе. Это называется Випарита-Карани.

82. Практикуя этот способ, постепенно ежед-невно увеличивайте продолжительность. Через шесть месяцев исчезают морщины и седина. Тот, кто прак-тикует ежедневно в течение Йамы, т.е. трех часов, побеждает смерть.

83. Йог, если он основательно знает Ваджроли, даже и без предписанной Ниямы, сам по своему ус-мотрению приобщится к восьми Сиддхам.

84. О двух вещах, которых не каждый может достичь, я напомню в этом месте; одна из них - моло-ко, а вторая - приносящая усладу йогиня.

85. Пусть йог во время коитуса спазмом заста-вит Бинду медленно подняться, благодаря чему оба они могут достичь Ваджроли.

86. Пусть йог старательно и медленно с помо-щью удобного стебля дует в отверстие лингама, чтобы дать путь дыханию.

87. Пусть заставит соответствующим приемом возвратиться Вирья, упавшее в йони, и сохранит его.

88. Сберегая таким образом Шукру, йог сохра-няет жизнь; ведь как упавшая капля свидетельствует смерть, так удержанная свидетельствует жизнь.

89. Благодаря сбереженной капле в теле возни-кает приятное ощущение; откуда быть страху перед смертью, пока Теджас сохраняется в теле?

90. Мужское семя зиждется на жизненном нача-ле (на духе), жизнь зиждется на семени; поэтому дух и семя должны тщательно оберегаться.

91. Кто хорошо освоит этот прием, пусть оба секрета вбирает и сохраняет.

92. Сахаджоли и Амароли, поскольку они ведут к одному и тому же результату, есть фактически два вида Ваджроли.

93. Хорошо перемешав с водой пепел от сгорев-шего коровьего навоза, оба они после Майтхуна-Ваджроли должны втереть его и после этого некоторое время сидеть расслабившись в излюбленной позе.

94. Это всегда надежное упражнение называется у йогов Сахаджоли; оно придает красоту и, несмотря на то, что оно связано с удовольствием, ведет к Осво-бождению.

95. Да достигнет этот йог самого заслуженного стойкого, тех, кто видит правду, независтливого и доб-рожелательного.

96. Первый поток Сомы выпускают, поскольку он слишком горячий, выпускают и последний, поскольку он слишком сухой, напротив отдают с прохладным средним потоком. Это Амароли.

97. Если постоянно пить Амари, ежедневно уп-ражняться в Насья и правильно выполнять Ваджроли, то это называется Амароли. Благодаря Насья через дыхание Амари приносится в нос.

98. Выступившую при выполнении упражнения Чандри необходимо смешать с пеплом от сожженно-го коровьего навоза и нанести смесь на верхнюю часть туловища; это придает ясновидение.

99. Женщина, постигшая способ мужчины вби-рать Бинду, если она таким же образом может сохра-нить собственный секрет, называется йогиней.

100. Несомненно, она ничего не потеряет, ибо в ее теле соединяются Нада и Анушвара.

101. Когда Ретас и секрет соединятся в теле, йогиня способом, который называется Ваджроли, до-стигает всех Сидцх.

102. Та, которая, заставив истекающий секрет подняться, сможет, сверх того, его сохранить, являет-ся йогиней; она знает прошлое и будущее; она дей-ствительно становится совершенной.

103. Посредством Ваджроли достигается также совершенство тела. Эта исцеляющая Йога ведет к ос-вобождению, сочетаясь одновременно с удовольстви-ем.

104. Теперь опишем Шакти-Чалана Крийю. Кутиланги, Кундалини, Бхуджанги, Шакти, Ишвари, Кундали и Арундхати, это все имена одной и той же Шакти.

105. Как дверь открывается ключом, так и йог должен открывать дверь Мокши при помощи Кунда-лини.

106. Парамешвари (великая богиня) спит, зак-рыв своим ртом отверстие, через которое нужно пройти в Брахмарандхру, где нет ни боли, ни несчастья.

107. Кундалини спит над Кандой (место возле пупка, где соединяются и разделяются Нади). Она дает Мукти йогу и рабство неразумным. Тот, кто знает ее, знает и Йогу.

108. Кундалини описывается свернувшейся, как змея. Тот, кто заставляет эту Шакти двигаться (от Муладхары вверх), освобождается несомненно.

109. Между Гангом и Джамуной сидит молодая вдова, вызывающая жалость. Ее следует взять насиль-но, поскольку это приводит к верховному трону Виш-ну.

110. Ида - это священный Ганг, а Пингала -Джамуна. Между Идой и Пингалой сидит молодая вдова Кундалини.

111. Следует разбудить спящую змею, взяв ее за хвост. Эту Шакти пробуждают от сна и направляют вверх насильно.

112. Вдохнув через Солнце, следует задержать дыхание в соответствии с правилами. Затем следует умело воздействовать на Шакти в течение полутора часов в сумерках - как утром, так и вечером.

113. Канда расположена примерно на расстоя-нии 30 см над анусом и имеет протяженность в обоих направлениях по 10 см. Согласно описанию она име-ет круглую форму и покрыта как будто белым мягким куском материи.

114. Сев в Ваджрасану, крепко возьмитесь за ступни ног возле лодыжек и медленно прижимайте ими Канду (ступнями ног).

115. Приняв Ваджрасану, йог должен заставить Кундалини двигаться, а затем выполнить Бхастрика-Кумбхаку. Таким образом он вскоре разбудит Кунда-лини.

116. Затем необходимо сократить Солнце (ко-торое возле пупка) и заставить Кундалини двигаться. Даже если йог находится в пасти смерти, он не дол-жен бояться этого.

117. Безбоязненно двигая Кундалини в течение примерно полутора часов, добиваются, что она не-много подтягивается вверх через Сушумну.

118. Благодаря этому процессу Кундалини не-сомненно оставляет открытым отверстие в Сушумну, и Прана естественно направляется через него.

119. Поэтому необходимо ежедневно двигать Арундхати, которая спокойно спит. Двигая ее, йог освобождается от болезней.

120. Йог, двигающий эту Шакти, становится обладателем Сиддх. Какой смысл много говорить об этом? Он легко покоряет время (смерть).

121. Только йог, ведущий жизнь Брахмачари и соблюдающий умеренную и питательную диету, дос-тигает совершенства в обращении с Кундалини в те-чение сорока пяти дней.

122. Придав Кундалини движение, необходимо постоянно практиковать Бхастрика-Кумбхаку. Достиг-ший совершенства в Яме и практикующий это никог-да не должен бояться Смерти.

123. Наряду с практикой Кундалини какие дру-гие способы имеются для очищения от шлаков 72000 Нади?

124. Эта срединная Нади (Сушумна) выпрямля-ется посредством практики Кундалини, а также при помощи Асан, Пранаям и Мудр.

125. Тот, кто твердо сконцентрировав свой ра-зум, практикует это без лени, достигает - посредством Шамбхави или любой другой Мудры - различных Сиддх.

126. Нет Притхви (земли) без Раджа-Йоги, нет Ночи без Раджа-Йоги, и различные Мудры становятся бесполезными без Раджа-Йоги.

127. Все процессы, касающиеся дыхания, долж-ны выполняться при концентрации разума на предме-те. Мудрые не должны позволять своему разуму от-влекаться в это время.

128. Так были описаны Адинатхой десять Мудр. При помощи любой из них соблюдающий. Яму может достигнуть великих Сиддх.

129. Тот, кто обучает секрету этих Мудр, как они передаются от Гуру к Гуру, есть истинный Гуру, и его можно называть Ишварой в облике человека.

130. Йог, тщательно выполняющий указания Гуру и практикующий Мудры, достигает Сиддх, а также постигает искусство обмана смерти.