Набралось нас человек 30 на этот курс. С чем нас поздравила зам. директора, сообщив, что подобного прецедента у них еще не было. Поэтому специально под нашу группу была подобрана программа обучения, привлечены лучшие преподаватели и специально согласовано с группой наиболее удобное для всех время обучения.
Действительно, контингент преподавателей выглядел внушительно – все с научными званиями и многолетним стажем обучения соответствующим дисциплинам. Нашу группу взяла под свое могучее крыло профессор, Председатель какого-то общества фитнеса и аэробики России Татьяна Соломоновна Лисицкая. Но объединяет весь этот внушительный корпус предоставленных в наше распоряжение преподавателей и ученых, как оказалось, все-таки мистическая жилка – от легкой акцентуации до почти религиозного фанатизма…
10.02.2005 ----------------------------------
Всего обучение должно занять 2 месяца и 100 часов теории и практики. В конце следует написать реферат на любую произвольно выбранную тему по йоговской и околойоговской тематике и получить свидетельство государственного образца, в котором будет отмечено, что мы прошли курс повышения квалификации и являемся специалистами по лечебной физкультуре с использованием техник йоги.
Первой была очень спокойная тетенька, которая рассказала нам про анатомию. Вдумчиво и со знанием дела. Упор был сделан на особенности опорно-двигательного аппарата. Узнал для себя весьма любопытный факт. Оказывается, мышечные клетки не размножаются. Т.е. количество мышечных клеток как было у младенца, так и сохраняется до самой смерти. Это связано с той особенностью, что каждая мышечная клетка иннервируется своим собственным нервом. Т.е. эта вот нервно-мышечная конституция жестко количественно задана от рождения. А за счет чего же растет сила и объем, спросите вы? А за счет толщины клетки и количества в ней специальных белковых структур, отвечающих за сокращение клетки. Был, оказывается проведен жесткий опыт, в котором крыс бросали в ванну и они там плавали, пока не тонули. Тогда их вытаскивали, они отходили, потом снова их бросали в ванну… В общем, когда они, наконец, отмучались, то выяснилось, что количество клеток мышц увеличилось. Но они не были иннервированы и, таким образом, оказались совершенно бесполезными и даже мешали. Было еще много разных открытий относительно устройства суставов, строения костей и факторов, влияющих на развитие всяких болезней и травм.
16.02.2005 ----------------------------------------
Следующей изучаемой дисциплиной была психология. Доцент Сопов сумел убедить учащихся, что они являются не кеми иными, как ментальными консультантами (МК). Соответственно, были рассмотрены психологические характеристики миссии МК и требования к его поведению в отношении пациентов (учеников). Надо сказать, вполне адекватный оказался психолог, не без шарма. Прежде всего, мы померили степень нашего возбуждения/торможения с помощью микроамперметра, присоединенного к гальванопаре – медной и алюминиевой пластинкой. Далее последовал еще ряд тестов на характеристики нервной системы и нахождение оптимального соотношения тормознутости и интереса к тренировке – для достижения максимальной эффективности процесса обучения. Кроме того, мы узнали массу интересных аспектов психической организации адептов цигун и йоги и прошли несколько условно-групповых тренингов по выявлению и кристаллизации собственной позиции в качестве инструкторов йоги.
Практические занятия по субботам у нас ведет Татьяна Соломоновна Лисицкая. Очень подвижная и даже темпераментная гимнастка 50-ти лет. Для своего возраста в великолепной физической форме, такая же стройная, как была в 16. Конечно, взгляд на йогу у нее своеобразный, она очень большое внимание уделяет фитнесс или, скорее, оценочно-спортивным составляющим: плавности переходов, совершенству и точности положения тела в каждой точке траектории, оттянутости носочков и параллельности плеч. Тем не менее, у нее есть чему поучиться – разминки, тесты оценки физического состояния, да и просто личный оптимизм и живость.
Ей ассистируют ее ученицы - акробатки, гимнастки, танцовщицы. Одна девушка раньше даже в цирке выступала и, для примера, запросто продемонстрировала стойку на одной руке с поперечным шпагатом. Но вот, правда, выполнить заурядную экападабакасану она так и не смогла, хотя я ей подробно объяснил технику выполнения J Вообще, статические позы вызывают у ассистенток проблемы – они все хорошо делают в динамике, но вот фиксация позиции вызывает у спортсменок большие сложности. Видно, что они сильно напрягаются в статике, не могут расслабиться и отключить двигательный рефлекс.
24.02.2005----------------------------------------
Занятия текут своим чередом. Изучили детскую йогу, потом познали терапевтический подход. На в конце занятий так или иначе - хорошее настроение и, я бы сказал, творческий задор. То ли само пространство огромного зала располагает к игривости, то ли таким образом пытается себя оформить "групповой поток", как сказали бы киевские йогические мастера, но, так или иначе, этот самый задор мы пытаемся выразить доступными нам методами... :) Фотографии это иллюстрируют.
31.03.2005----------------------------------------
Ну, собственно, вот и все. Все лекции, практические занятия, тесты и прочие атрибуты обучения позади. Написан Реферат по выбранной теме и успешно защищен от вдумчивого любопытства руководства института. Хотя, прямо скажем, защита реферата была скорее беседой о пользе йоги как для каждого отдельно взятого человека, так и для конкретно взятого учебного заведения :) Потому как в предмете обучения, не говоря уже о теме реферата, ученики явно были подкованнее экзаменующего состава. Спасибо РГУФК за гибкость подхода и снисходительность к особенностям обучаемых, в том числе привычку никуда не торопиться, особенно на занятия, легкую ребячливость и нелегкую компетенцию.
Надеемся на продолжение сотрудничества с главным ВУЗом страны по части физической культуры, спорта и туризма!