Итак, наступила зима. Это уже ни от кого не скроешь. И снег на улице, и минус на градуснике, и декабрь на перекидном календаре. А в метро все настолько навьюченные, что в вагон по статистике зимой влазит меньше народу:) Это, правда, неофициальная статистика, а моя собственная:) Но зато уже скоро можно будет одевать модные брюки и кататься на снежных досках с горы. Еще можно встретить новый год огненной собаки и загадать желание:) Ну и напоследок, можно будет скоротать длинный зимний вечер, выискивая какие-нибудь полезности на yogin.ru, а заодно и навестить мой дневник:)
3 декабря. Теория. Утро.
Сергей Агапкин продолжает курс анатомии и физиологии для юных йогинов. Кстати, отмечу, что к нему очень часто заходят люди, которые с нами не учатся, что показывает особенный интерес к его тичерским заслугам:) Респект. Мы повторили тему предыдущего занятия по пищеварению и оказалось, что я в прошлый раз «летала» где-то совсем не на занятии. Но и отлично, что так все повторили. В завершении для меня совершенным откровением было, что 70% каловых масс – это трупы отмерших бактерий. Упс, извините...не смогла удержаться и не рассказать:) Но основной темой занятия на этот раз была сердечно-сосудистая система. Которая состоит из сердца и сосудов:) Сердце- особенный орган, который сокращается сам по себе. Состоит из 4х камер: левая и правая часть предсердий, левый и правый желудочек ну и клапаны между ними. Из левой части сердца кровь, обогащенная кислородом, поступает в аорту. И далее по артериям, артериолам и капиллярам доставляется во все ткани. После этого кровь, отдавшая кислород и присоединившая углекислый газ, отправляется верх по венам. Венозная кровь поступает в правую часть предсердия и далее через правый желудочек отправляется в легкие, где насыщается кислородом и поступает снова в левую часть предсердия и дальше по кругу. Работа сердца стимулируется симпатической и парасимпатической нервной системой, также гормонами. Ну и еще, что удивительно, у сердца есть своя система кровоснабжения. Так что берегите сердце! И почки. Они, как выяснилось, потребляют большую часть кислорода – 25% артериальной крови!
3 декабря. Практика. Вечер.
Погода была унылая, но я все равно нашла в себе силы и приехала на занятие Александра Никитина. Он сам путь проделал к нам аж из Питера, так что мне нечего жаловаться:) Тем более, что занятие было супер! Александр ввел в курс дела и показал нам на примерах, что такое cукшма-вьяяма. Практика эта относится к школе Дхирендры Брахмачарьи и, вобщем, с помощью нее осуществляется тонкая проработка тела. Сукшма-вьяяма часто используется не как отдельная практика, а как разминка. Если весь комплекс практикуется полностью, то после него необходимо выполнить шавасану. Комплекс хорош для развития тела, разминки суставов, нормализует общий гормональный фон, работу желез внутренней секреции. Особенно прикололи упражнения, когда в течении 5 минут нужно было удерживать положение с вытянутыми вперед и напряженными руками (например). Нужно либо очень хорошо сосредотачиваться, либо слушать веселые истории. Конечно, настоящие йогины выбирают сосредоточение, но мы пару раз попросили рассказов от Александра, т.к. удерживали много и по-разному так что сосредоточения на все не хватило:) Комплекс большой и в первый день мы не успели, поэтому...
4 декабря. Практика. Утро.
С утра в воскресение мы доделали упражнения из комплекса Сукшма-вьяямы. Итак, мы сделали их все. Очень сложно-переплетенные названия асан – такое ощущение, что по 5-7 составляющих одно название слов. В оставшееся время Александр показал как безопасно помогать другим в выполнении мостов, наклонов вперед, растяжках передней поверхности ног. Полезная инфо. В конце после шавасаны, кстати, очень позитивно спели «Ом» и после, вытянув руки над головой, согласно инструкции Саши, сделали следующее: он считал до 3х, а мы с каждым разом делали хмурые лица, а на счет 3 все стали громко гомерически смеяться. Забавное и очень позитивное завершение практики:) Советую попробовать:)
4 декабря. Практика. Вечер.
На вечернем занятии Денис Заенчковский объяснил систему и методику подхода к практике асан с прогибами назад. Прогибы для меня – тема достаточно сложная, поэтому и очень актуальная. Для практики:) Если мы хотим достичь какого-то результата, то очень важно будет составить системную последовательность тренировок по индивидуальной программе. Необходимо иметь определенный алгоритм. Важная задача – это стабилизация практики в принципе. Можно практиковать 2-3 асаны в режиме статики, затем делать шавасану, затем снова именно эти асаны. Очень важно удерживать асану на пограничном состоянии, не доводить до травм, осуществлять постоянный контроль за изменениями в теле. Особенно такой подход заметен в школе Айенгара и в школе Брахмачарьи. Т.е. в любой асане ты чувствуешь себя относительно комфортно плюс осуществляешь работу изнутри. Эта работа не для новичков:) И именно такой подход рекомендует Денис в освоении прогибов. И главное, понять самому – за счет чего я гнусь? Прогиб осуществляется за счет двух опорных точек (руки и ноги, например) и почти полностью расслабленных мышц спины. Прогибы по необходимости компенсируются наклонами, шалабхассаной или ардха-навасаной (когда поясница прижата полностью к полу). Удержание Ардха-чандрасаны, кстати, Денис предложил как тест на то, что прогибы мы делаем корректно. Т.е. если мы принимаем спокойно эту асану, значит большая вероятность того, что проблем с прогибами у нас нет:) Представляете? Вот попробуйте! (Это когда одноименные нога и рука стоят на полу, а оставшиеся без дела руку и ногу – вверх.) В общем, мы в тот день попробовали прогибы из положения стоя, а потом особенно попрактиковали мосты с разным положением ног. На следующий день я обнаружила у себя то, что все же далеко не всегда расслабляла мышцы спины, опираясь только на руки и ноги:)) А для развития гибкости в чакрасане Денис рекомендовал шагать руками и ногами вперед-назад. Ну и вообще, если хотите развить гибкость позвоночника в прогибах назад, то чаще их задействуйте в практике и сурья намаскара, и вирабхадрассаны, и вообще, при любом удобном случае. Ну и не забывайте, что цель – не показательная поза, а то, что мы понимаем принципы работы. Все остальные эффекты – дело регулярной практики.
17 декабря. Теория. Утро.
Алексей Раев рассказал нам про йогу Свами Шивананды. Мы сделали буквально несколько приветствий солнцу в стиле школы Шивананды и после этого услышали небольшой рассказ. Свами Шивананда родился 8 сентября 1887 года в семье брахмана. (Дева – наверяка строгий был учитель!:)) С детства отличался широтой души и гибкостью восприятия. После окончания медицинского колледжа, Шивананда отправился работать врачом в Малайзию. Он всегда старался помогать обездоленным людям. Начинает там же издавать журнал, но чувствует в себе гораздо больший потенциал, возвращается домой (а жил он в Тамилнаду), но дома не остается. После двух лет странствий Шивананда встречает учителя Свами Вишьянанду и принимает посвящение в орден Сарасвати, после чего на 7 лет углубляется в суровую практику. Одновременно умудряется построить больницу для садху (отшельников). Постепенно практика Свами Шивананды привлекает к нему все больше и больше людей и в 1932 году в Ришикеше открывается первый Ашрам Шивананды. Также открывается госпиталь для помощи больным и Лесная Академия по изучению «Адвайты Веданты» (Недвойственного знания). Основные принципы в работе Академии: Служить, Любить, Давать, Очищать, Медитировать, Реализовывать. Да и вся жизнь Свами Шивананды – пример Карма йоги. Он написал около 200 книг (в том числе на хинди – языке простого народа) и рассылал их по всяческим организациям. Любил отправить и лидерам крутым, к примеру, Сталину вот отправлял. Ну и не только:) Итак, что же было написано в его книгах? Основной принцип учения – это развитие определенного ряда качеств, без которых невозможно продвинуться по пути. 1) Viveka – различие между тем, что реально и существенно, а что нет. 2)Vairagia – бесстрастность. 3) Shatsampat - шесть божественных качеств: sama – сбалансированный ум, dama – контроль чувств, uparati – следование долгу, titiksha – характер, воля, shradha - вера, samadhana – развитие концентрации однонаправленного ума. В конце занятия мы посмотрели нарезку из документальных фильмов, в которых Свами Шивананда, такой полный мужчина окруженный огромной толпой учеников и последователей, принимает участие в каких-то празднествах. Его почитают как Бога и поклоняются как абсолютно реализованному существу. Интересные кадры. Даже были кадры, после смерти Шивананды (засняты определенные ритуалы). Шивананда оставил свое тело в 60е, но до сих пор его учение имеет очень много последователей. Сейчас ашрамы Шивананды находятся по всему миру. В них можно приехать, пожить и попрактиковать за определенную плату.
17 декабря. Практика. Вечер.
По программе мы добрались до йоги в стиле Ха с Михаилом Константиновым. Если помните, то я описывала практику в стиле Тха? Так вот этот стиль – совершенная противоположность. Ха – динамическая практика с использованием силовых асан, направленная на пробуждение тела. Заниматься в таком стиле нужно уже подготовленным людям, чтобы включится в практику, например, если по какой-то причине не занимались продолжительное время (типа затяжной уход в лентяйство:)). Стиль хорош для раскрытия каналов, раджаса, бодрости. Практику можно делать и без сложных асан, но нужно быть очень бдительным, т.к. разогретое тело легко травмировать. Для регулярной тренировки данный стиль не подходит. Мы позанимались бодрячком, но я лично свои способности давно знаю, поэтому старалась где могла и где могла не старалась:) В конце занятия подышали капулабхати и легли в шавасану. Состояние действительно бодрое – уснула только к часу ночи:)
18 декабря. Практика. Утро.
Продолжаем тему Шивананда йоги с Алексеем Раевым. Наше второе занятие началось с шавасаны. Спели «Ом» три раза. Далее капулабхати. Затем Сурья Намаскар, после нескольких раз мы выполнили 12 асан с шавасанами в промежутках. 5 принципов Шивананда-йоги: правильные асаны, правильное дыхание, релаксация (шавасана), правильная диета (подразумевается лакто-вегетарианская), позитивное мышление (медитация). Практика асан хатха йоги используется для продления молодости, для очищения тела. Чистое тело помогает ощутить свободную циркуляцию энергии, а ощущение энергии помогает работе с умом. И уже умение работать с умом дает способность сделать его однонаправленным. Основной метод работы с умом в школе Шивананды- медитация. На медитации особенный аспект, в общем. Ученик Свами Шивананды – Свами Вишну Девананда – отправился на Запад примерно 50 лет назад. Он был очень яркий активист и распространял учение на листовках прямо с самолета:) Свами Девананда создал организацию True World, которая занимается распространением и популяризацией йоги, борьбой за мир и помощью нуждающимся. Также, что было любопытно узнать нам, эта организация занимается подготовкой учителей йоги (проводятся тренинги). В школе Шивананды имеется несколько заметок для учителей: 1) не опаздывать на занятия; 2) Не делать асаны вместе с занимающимися; 3) Говорить спокойно, связанно, немного; 4) Не сидеть во время занятия; 4) Не разрешать смотреть на занятие людям, которые не занимаются с группой; 5) Отвечать на вопросы только в конце занятия; 6) Постоянно отмечать, что йога – это не соревнование; 7) поощрение учеников и позитивный настрой. Очевидно, что все эти условия можно поддерживать только самостоятельной и регулярной практикой.
18 декабря. Практика. Вечер.
21 января. Теория. Утро.
Длительный отдых и затянувшиеся выходные пагубно отразились на моих нейронных цепочках:) С утра Сергей Агапкин постарался оживить тонкие сцепления и вызвал катастрофу мозг взорван – все забыто и стало стыдно. Пришлось создавать новые. Сергей, пожалуйста, дайте ссылочку на сайт или инфо, где на должном уровне описаны такие темы, как устройство пищеварительной и кровеносной системы. Что где как расщепляется и до каких соединений. Может есть какой-то справочник? (школьный учебник давно в библиотеке) Уверена, что не только мне одной пригодится. Или что-нибудь на русском вроде вот такого ресурса: http://www.medtropolis.com/VBody.asp (там даже есть игрушка - создай скелет! :))) Так… это я отошла от темы. А темой нашего первого занятия в январе стала Дыхательная система. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и обладает вспомогательной функцией согревания и увлажнения воздуха. Воздух движется через нос; носовые ходы; глотку; трахею, которая разделяется на 2 части и доводит по бронхам воздух до легких. Каждая бронха делится до бронхиол – очень мелких воздухоносных сосудов. Эти пузырьки нужны для того, чтобы увеличить общую суммарную площадь газообмена. Она в среднем составляет примерно 80 квадратных метров! С давлением крови, поступившей в легкие из правого предсердия, углекислый газ выделяется в пузырьки бронхиол, а заодно гемоглобин захватывает свежий кислород, кровь направляется в левое предсердие, и далее продолжает свой круг по всему организму. Легкие также приспособлены к перепадам давления: в атмосфере примерно 20% кислорода, а в легкие попадают лишь 15%, остальное - вакуум. Но вот, например, за счет изменения давления при удджайи пранаяме, кислород более интенсивно усваивается; длительный выдох способствует более интенсивному выходу углекислого газа из легких. При повышении внутреннего давления углекислый газ уходит интенсивнее, а кислород не успевает проникать. То же самое происходит при подъеме в горы и при выполнении холотропного дыхания. В йоге вообще нет пранаям, которые гипервентилируют (перенасыщают кислородом) легкие. При частом дыхании резко падает давление углекислого газа в легких и достигается отсутствие вакуума в легких. При недостатке углекислого газа в крови повысится кислотность. При гипервентиляции кровь ощелачивается. Чем более щелочная кровь, тем дыхание будет более редким. И наоборот. Эти же свойства достигаются диетой: молочно-растительная диета ощелачивает кровь, а шоколадно-мясная окисляет. Также интересно было узнать о связи дыхания с кровообращением. Капиллярное русло при отсутствии нагрузок находится в спавшемся состоянии, некоторые капилляры включаются в работу только при перенасыщении крови углекислым газом. Т.е. капиллярная система при повышенных нагрузках (по сравнению с обычной деятельностью) начинает нуждаться в дополнительных питательных веществах, и все капилляры оживают. Асаны хатха йоги позволяют нарушать кровообращение органов избирательно. Так что практикуйте на здоровье! :) Вот мы, например, в конце занятия выполнили небольшой комплекс, который начинался со всеми любимой рудрасаны. Комплекс небольшой, минут на 20, но греет классно:) Внимаение, внимание!здесь в описаниях есть ошибки, вызванные неправильным пониманием, поэтому, пожалуйста, см. комментарии:)
21 января. Практика. Вечер.
По программе универсальная йога Андрея Лаппы. Занятие вел один из известных инструкотов йоги и учеников А. Лаппы – Юрий Швец. Перед занятием прозвучали некоторые теоретические пояснения: у нас много оболочек, но с помощью хатха йоги мы прежде всего воздействуем на физическое тело. За основу взяты Аштанга-виньяса и Айенгар-йога. Практика должна быть выстроена очень индивидуально, но есть некоторые общие ключи в ее построении. В идеале с помощью практики йоги мы должны оказать воздействие на все суставы во всех направлениях. По методу А. Лаппы воздействие производится от перифирии к центру. Практика строится примерно так: 1) Сосредоточение 2) Практика для сборки: Сурья намаскар или Танец Шивы, или Танец Зверей 3) Позы стоя 4) Балансовые позы 5) Наклоны 6) Перевернутые позы. Также важны принципы компенсации: наклон/ прогиб. Обязательно необходимо укреплять свой мышечный корсет, а для этого особенно полезными позами Юрий, как мануальный терапевт, назвал саранчу и лодку. Далее мы перешли непосредственно к практике. Юрий показал танец Шивы (я его уже ранее выполняла, но когда руками и ногами двигаю вместе начинается каша). Вообще, в последнее время в «прессе» как-то имя Лаппы сразу связывается с Танцем Шивы. Он круто пропогандирует сейчас этот компекс, но надо отметить, что и другие малоизвестные нераскрученные учителя его давно успешно практикуют. Например, мои первые учителя, Александр Коровин и Владимир Карпинский. Запомнить то, что показал Юрий на занятии, если видишь это в первый раз, вообще нереально, но заинтересоваться можно:) Мы тогда разучивали движения рук и ног отдельно на протяжении, наверное, месяцев двух. А тут за одно занятие что-то запомнить – нереально!:) В общем, на протяжении выполнения Танца Шивы получается так, что мы соединяем 8 точек справа и слева все время разными медодами, организовывая энергию пространства вокруг нас определенным образом. Также Юрий поделился по-цигунски эффектным Танцем Зверей. Все классно, но тоже следует потратить время, чтобы разучить. В исполнении Юрия выгялит, конечно, великолепно:) Практику продолжили достаточно активно, в конце шавасана, небольшая медитация и «ом». Второе занятие на следующий день вечером я с большим сожалением пропустила, но основной подход и методы построения универсальной йоги Андрея Лаппы, надеюсь, были восприняты верно.
22 января. Практика. Утро.
Перевернутые позы с Олей Булановой. Зал холодный, кондишн на тепло не работает. Брр!:) После субботнего занятия нереально почему-то потянула спину. Мы сделали несколько Приветсвий, далее комплекс Халасана/Саравангасана. Эти асаны полезны при повышенном давлении (понижают давление), при запорах. Качественному выполнению способствует хороший наклон и наоборот. Также при выполнении березки меняется ток праны и апаны, поэтому не следует выполнять эти асаны женщинам в период менструаций (если вы не собираетесь стать аскетом и оставшуюся жизнь практиковать в горах:)). Випарита карани мудра – мудра, как упрощенная березка с опорой на логти (без прогиба в пояснице!). В последнее время А. Сидерский, который сам придумал эту мудру с прогибом, отмечает, что выполение с сильным прогибом (практически заломом) в пояснице почти всем вредно. Оля отметила, что везде в классических книгах поза описана без такого сильного прогиба, так что А. Сидерский сам придумал и сам забраковал:) Далее мы выполнили комплекс ширшасаны. Подготовке и хорошему выполению ширшасаны способствует практика навасаны (лодки), а также динамическое опускание ног на пол в саравангасане (березке). Выполняя ширшасану, нужно принимать такую позу, чтобы позвоночник и шея оставались на одной прямой линии. Вес тела нужно держать на руках (для новичков пропорции 70% веса на руках и 30% на голове). У Айенгара указано, что вес тела надо удерживать больше на голове. Соотвественно, нужна сильная шея. Тут оставлю эту тему, т.к. для меня пока актуален 100% вес на руках. Ну и после освоения ширшасаны уже можно усложнять тему прогибами назад, различному положению рук и ног, скрутками. Противопоказания для выполения: детям до 14-15 лет, т.к. у них очень хрупкая шея (зависит от ребенка), не стоит выполнять людям с повышенным внутречерепным давлением и при отслоениях сетчатки глаза. А вообще, ширшасана благотворно влияет на зрение. После ширшасаны самые стойко-рукие попрактиковали стойку на логтях и стойку на руках. Я тоже попробовала:), но для меня пока что выход в стойку на руках является развивающим, поэтому тут пришлось только послушать и запомнить на будущее. Сперва позы осваиваются возле стены. Например, встать лицом к стене на логти таким образом, чтобы подшагнуть ногами по стене под прямым углом. И перенести вес больше на руки, спина при этом вытягивается прямо, а ладони лежат на полу параллельно. Вообще, как я заметила, у народа чаще случается страх перед подобными позами, и они предпочитают на занятии их вообще пропустить. А повисеть так дома, на самом деле, опираясь на стенку, очень даже поможет развить плечи, стать более выносливым и искоренить страх перед казалось бы невыполнимым.
11 февраля. Теория. Утро.
Печки и почень:) То есть почки, мочевыделительная и эндокринная системы, стали темами нашего утреннего занятия с Сергеем Агапкиным. Как всегда на занятии много слушателей, несмотря на ранний час. Почки, как известно, фильтруют кровь от всяких разных выделений организма и излишних гормонов. Кровоток почек очень интенсивный и артериальная кровь, попадая в почку, проходит две стадии очищения. Система фильтрации непростая. Почка состоит из небольших делений. Эти деления состоят из нефронов (около миллиона нефронов в 1й почке). Нефрон состоит из мальпигиева клубочка, который находится в капсуле и канальцев. В клубочек кровь поступает под высоким давлением и происходит первичная очистка крови. Но в крови при этом еще остаются полезные в-ва, которые могут понадобиться организму. Эта жидкость поступает в канальцы, а их функция - ре-сорбция, т.е. все полезные в-ва всасываются обратно. Далее моча собирается в лоханках и затем поступает в мочеточник, откуда уже попадает в мочевой пузырь. Грустная новость – клетки почек не восстанавливаются. Обе почки работают абсолютно одинаково. Мочевой пузырь имеет свойство растягиваться. Его стенки достаточно толстые – 1,5 см в нерастянутом виде. Сигнал о заполнении мочевого пузыря поступает в спинной мозг и далее регулирующий сигнал идет в головной мозг. Сергей также рассказал о наиболее распространенных заболеваниях, которые могут возникать в мочевыделительной системе. Поражение мальпигиевого клубочка ведет к накоплению отходов. Выделения продуктов белкового обмена накапливаются в крови и приводят к отравлению. В этом случае нужны чистки крови и определенная диета, которая подразумевает в основном сокращение приема белковой пищи. Камни в почках (я не знала) бывают разного типа, образованные уратами, фосфатами и оксалатами. Т.е. природа камней бывает кислотная и щелочная, соответственно, лечение при разных видах камней будет разным. Еще одно распространенное заболевание – цистит. На фоне сниженной иммунной системы происходит бактериальное поражение мочевого пузыря. Так что занимайтесь йогой и поддерживайте иммунную систему! Кстати, такие позы, как бхуджангасана, дханурасана, шалабхасана – это позы, которые особенно влияют на кровоток в почках.
Второй темой занятия была эндокринная система. Система желез, выделяющая продукты в кровеносное русло. Гормоны – регуляторы функций организма. В эндокринную систему входит гипоталамус (часть цнс), гипофиз, эпифиз (шишковидная железа), щитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, семенники, яичники. Про вилочковую железу я не до конца поняла. Вроде как железа, но особенная. Все железы выделяют гормоны. «Главная» железа – гипоталамус выделяет гормоны либирины, которые имеют рецепторы, определяющие, сколько гормонов необходимо в крови. Этот процесс идет постоянно, и гормональная регуляция происходит вместе с циркуляцией крови. Вегетативная нервная система также участвует в регулировке функций организма, например, деятельность поджелудочной железы не регулируется гипофизом. Железа сама оценивает уровень глюкозы в крови и выделяет инсулин. Он способствует накоплению белков, жиров и углеводов. Инсулин проносит глюкозу к клеткам. Щитовидная железа вырабатывает тетра-йод-теранин и три-йод-теранин. Железа выделяет йод в кровь в составе гормонов для процесса внутриклеточного окисления. Если йода недостаточно, то происходит замедление жизненных функций организма (напр., полнеть начинает человек и ухудшается состояние психики). Гормоны надпочечников стимулируют процессы жизнедеятельности в каких-то критических ситуациях, когда необходимо подстегнуть организм к активному действию. Типа стресса физического или еще какого. Адреналин, норадреналин, минералы, кортикостероиды – эти гормоны стимулируют сердцебиение, усиливают давление, происходит распад жиров, расширение зрачков. Продукты из жирных кислот – кортикостероиды, также выделяются надпочечниками и вегетативной нервной системой. Они выделяются в стрессовой ситуации, подавляют воспаления, обезболивают, но неблагоприятно складываются на функции организма в целом. Так что имейте ввиду - атрофия коры надпочечников приводит к повышенному синтезу жировой ткани:) !
11 февраля. Практика. Вечер.
Из Киева к нам в гости приехал Эдуард Жарук. Очень славный инструктор, который был заявлен с темой «Гимнастика йогов Андрея Сидерского», но у меня сложилось впечатление, что о Сидерском он не сказал ни слова:) Эдуард сразу попросил, чтобы мы ничего не записывали, а лучше послушали и заценили на себе. Т.е. мы совмещали практику с объяснениями что, для чего и почему. Основная тема: работа всегда ведется из центра и задействуются внутренние мышцы. Цель – живой, гибкий позвоночник, а не закачка внешних мышц. Работать с внутренним слоем мышц намного комфортнее, т.к. они рассчитаны на длительное удержание, но при этом они не так поддаются растяжению, как внешние мышцы. И, кроме того, добраться до понимания, когда внешняя мышца не включена в работу, а внутренняя начинает задействоваться, не всегда так просто. Для этого нужно понять и попробовать. Особенно тяжело объяснить это начинающему, т.к. человек привык прилагать усилия внешних мышц для какого-то действия. Мы выполнили небольшой комплекс очень «легкий», пропитанный цигуном и внимательным наблюдением за своим телом и окружающим пространством. В общем-то, не всегда удавалось отключить работу внешних мышц или не напрягать то, что не задействуется. Так что, есть куда стремиться:)
12 февраля. Практика. Утро.
Оля Буланова поделилась опытом, комплексным подходом и объяснениями по теме «Раскрытие бедер». Мы выполняли все асаны, которые я достаточно часто включаю в свою практику. Были рассмотрены варианты и более легкие для начинающих, и более продвинутые. Мои рабочие варианты – все для начинающих:) Особенно стоит быть внимательным к компенсационным вариантам: лотос-вирасана/хануманасана. Основная цель и смысл хорошо раскрытых бедер (кроме очевидного оздоравливающего эффекта) – удобная поза с прямым позвоночником для практики пранаямы и медитации.
12 февраля. Пратика. Вечер.
Второе занятие Эдуарда Жарука. В начале занятия обязательный вопрос «как самочувствие после вчерашнего?». Конечно, все отлично! Такая мягкая, отстроенная практика:) Занятие иногда прерывается любопытными рассказами из личной практики или вообще заметками «по теме», прикольными сравнениями и юмором. Эдурад сочетает разумный подход к йоге, который полностью пропустил через себя. Отметил, что работу с новичками считает более сложной, чем работу с кем-то вроде нас. Внешне движения напоминают восточные техники, танцы и йогу. Такой красивый микс, который реально работает с теми областями, которые должны работать. И успеваешь отследить. Советую побывать на занятиях Эдурада: как я поняла, он приезжает в Мск с тренингами регулярно. Вот здесь можно найти более подробную инфо: http://www.hathavideo.com/training
25 февраля. Теория. Утро.
Передо мной три тетрадных листа мелко исписанных после лекции Агапкина Сергея. Но я записывала совсем немного, а только самое основное:) Как всегда на лекциях Сергея слушать было интереснее, чем зависать над тетрадкой. В общем, тема занятия: Аюрведа и тибетская медицина.
Для начала историческая справка. Аюрведа базируется на медицинской системе тамильских сидхов и мягком климате Индии. Так сложилось, что сидхи изначально в своей практике использовали минеральные природные препараты. И вот давным-давно на Индию напал кочевой народ с Урала – это были арии, которые не только напали, но еще и так вышло, что принесли в Индию знания об анатомии, хирургии. В итоге происходит слияние систем сидхов и ариев, появляется общая система - Аюрведа. Понятно, что поначалу было противостояние и разделение на хирургическую и терапевтическую системы, но в общем, аюрведа развивалась достаточно благополучно до вторжения мусульман. Они вырезали медиков, сожгли тексты, но разрешили практиковать врачам, поэтому система не погибла, а даже обогатила мусульманскую культуру. Врач, окончивший аюрведический университет (15-20 лет) мог лечить всё. Но вот, наконец, в первой половине 19 века Индию захватили англичане, которые практически и уничтожили аюрведу. Так что те знания, которые сейчас имеются – это реконструкция знаний за последние 50-60 лет. В Тибете обучение медицины в основном происходило в монастырях. Мальчики обучались с целью стать гражданскими врачами. Врач лечил бесплатно, но полностью был на обеспечении крестьян. Государство выделяло деньги на покупку лекарственного сырья, которое тибетский врач не мог сам собрать. После второй мировой войны государство не поддерживает эту практику, и на данный момент тибетская медицина умирает.
Индо-тибетская медицина не лечит ни болезни, ни больного, она основывается на понятии Пустоты, в которой могут присутствовать какие-то нарушения. Человек – это целая совокупность процессов, но из-за климата, образа жизни, питания, психологических состояний, что-то может выйти из равновесия. Индо-тибетские медики занимаются оценкой и последующей коррекцией расстройств и отклонений организма и психики. Для оценки состояния выясняются: 1)Баланс жара и холода 2) Уровень 3х регуляторных систем: центральной, симпатической, парасимпатической 3) Уровень 7 тхату (тканей) + 12 органов.
Далее в лекции Сергей рассмотрел эрготропную и трофотропную системы организма (жар и холод). Энерготропная затрачивает энергию для обогрева систем организма, активизируется при стрессовых ситуациях - жар. А трофотропная – энергия на восстановление систем, накопление, восстановление, поглощение - холод. Мы также рассмотрели варианты и последствия преобладания той и другой системы. А я для себя поняла, что вроде как трачу больше, чем получаю…так что надо греться:) Но реально никаких градусников мы себе под мышки не ставили, поэтому стоит проверить. Надеюсь, мы это сделаем на дальнейших занятиях. В общем, способов измерить много, основной – это измерить частоту дыхания и сердечных сокращений. В идеале 5 ударов пульса приходятся на 1 дыхательный цикл. Меньше пяти – холод, больше – жар. Также можно определить по моче, по содержанию глюкозы в крови, по уровню холестерина, по жизненной емкости легких. При преобладании холода помогут спец. диета (белковые продукты, жиры, острое, кислое, соленое); лекарства (наверно какие-то специальные и минеральные); нормальный образ жизни; смена климата. Виньясы в практике, агнисара-дхаути, вьяяма. Если много жара, то больше употреблять углеводов, сладкого, масло, овощи, зелень, крупы. Практиковать больше шавасану, йога-нидру.
P.S. Сейчас замерила, у меня выходит ровно 5 ударов пульса за 1н вдох и выдох:)
25 февраля. Теория. Вечер.
Расписание немного изменилось, и занятие провела инструктор аштанга-йога центра, жизнерадостная Юля Черкасская. Она поделилась познаниями о системе Трай Йоги Кайли Рэй (Юле посчастливилось побывать на семинаре Кайли Рэй). Кайли, американка, с раннего возраста она была необычным ребенком, в итоге всё в ее жизни складывалось чудесным образом и сейчас она всемирно известная йогиня, свами и брахмачарьи. Ее учитель-гуру Свами Ганопати. Кайли испытала опыт криявати – неосознанные движения в состоянии глубокой медитации, которые оказались асанами. Кайли систематизировала свою практику и организовала школу йоги, а свой стиль, назвала Трай йога. Трай йога – это триединство. Асана. Пранаяма. Дхарана. Символизирует 3 шакти: Сарасвати, Лакшми и Кали. SAT SHIT ANANDA - божественное проявление, существование/ ум, знание / блаженство. Система содержит много уровней (от basic до 7го), а уровень студента зависит от его знаний, а не от гибкости тела. Практика Кайли включает строгую вегетарианскую диету, джняна-йогу, бхакти-йогу, нада-йогу, карма-йогу, садханой является практика хатха-йоги. Также большое внимание уделяется мудрам, пранаяме и медитации. Практика хатха-йоги выполняется в едином потоке (flow), но на начальном этапе обычно используется строгий подход в выстраивании асан. Учитель старается больше помогать словами. В общем, трай-йога полноценная и очень саттвичная практика, которая вопреки частым заблуждениям, не является женским или легким видом практики. Мы с группой выполнили несколько связок из системы трай-йоги, чтобы прочувствовать на себе ее позитивное влияние. Мне вот лично захотелось побывать на семинаре Кайли, думаю, что вы тоже были бы не против, если она к нам приедет:) В Мск в стиле трай йоги преподают Наталья Шувалова и Ольга Бакулина.
26 февраля. Практика. Утро.
Дикий день, вызванный безумным решением правительства поработать в воскресенье:) В общем, я решила-таки отпроситься с работы и приехать на занятие Оли Булановой. Тема была – балансовые позы на руках. Они хороши для практики в зимнее время, помогают при легкой простуде и насморке. Не следует особенно напрягать руки в период менструации женщинам. Вообще позы эти больше должны быть балансовыми, а запястья хорошо растянутыми. Мы на практике рассмотрели два уровня выполнения балансовых асан. Для начала необходимо уметь отжиматься на коленях, отжиматься без колен, делать чатурангу дандасану и бакасану в разных вариациях. Далее мы выполнили эка-хаста- вакрасану (баланс на руках, одна нога над логтем, вторая выпрямлена); ашта-вакрасану, после нее лучше сделать что-то расслабленное вроде джану ширшасаны; бхуджангасана без скрещенных и со скрещенными лодыжками; титибхасана, которую Оля отнесла все же ко 2му уровню; Васиштхасана и Вишумистрасана (подъем туловища с опорой на одну руку и сложенные вместе ноги); каундиасана; маюрасана – хороша для компенсации после прогибов, можно выполнять вариант, сгибая ноги в коленях, а сложенные вместе пятки приближать к тазу, это может помочь легче оторвать пятки от пола. Ко второму уровню Оля отнесла по порядку: отжимания в чатуранге, прыжки в чатуранге, бакасану, двипада каундиасану (обе ноги прямые), титибхасану, эка-пада-бакасану, ашта-вакрасану (выход из бхуджангасаны), эка-пада-каундиасану, вишумистрасана в полном варианте (с захватом выпрямленной вверх ноги), полный вариант маюрасаны (в т.ч. на пальцах), балансы с полулотосом, балансы с падмасаной, а также многочисленные связки и переходы, которые в исполнении Оли и некоторых моих одногруппников выглядели просто чарующе:)
26 февраля. Теория. Вечер.
Юля Черкасская поделилась знаниями об особенностях работы с начинающими. Во-первых, в начале занятия необходимо дать максимальную инфо о том, чем группа будет заниматься, рассказать дыхании, донести до группы идею об ахимсе, ненасилии, в т.ч. по отношению самим к себе. Для инструктора необходимо выяснить, кто пришел на занятия, сделать соответствующую обстановку в зале: музыка, благовония, картинки, чистота, свет. Юля неоднократно упоминала про работу из сердца. Таким образом, занятие с новичками следует начинать со сбора их внимания, дальше обязательно делать разогревающие практики, в т.ч. сурья намаскар. Инструктору необходимо уметь пользоваться пропсами, уметь поправлять в асанах, делать компенсации, следить за усталостью группы (особенно обращать внимание на их дыхание). Важно оказывать психологическую помощь и поддержку, уметь различать потребности группы и их способность усваивать инструкции. Немножко затронули тему о полных людях и об особенностях практики женщин в период менструации. Также мне показалось отличным, что Юля упомянула такую тему, как помогать народу сублимировать высвободившуюся энергию после занятия.
Продолжение заметок в весеннем периоде:)
P.S. Все фотки взяты из интернета.