Привет всем и спасибо, что решили заглянуть в мой дневник! :)
Надеюсь, что кому-то будет интересно узнать про тренинг для учителей хатха-йоги, который организовал Аштанга-Йога Центр в Москве. По крайней мере мне это стало настолько интересно, что я решилась принять в нем участие:) Ну и конечно, здесь последуют всякие субъективные впечатления, которые уже начали меня переполнять настолько, что взялась их здесь немного описать.
Особенно хочу отметить, что все мои впечатления исключительно субъективные. Информация, которую Вы здесь найдете не претендует на абсолютную корректность. Если Вас заинтересуют какие-либо темы, то более подробно Вы можете с ними ознакомиться только на занятиях квалифицированных инструкторов АЙЦ. Я только учусь!:)
Итак, исходная субстанция: девушка 25 лет, нерегулярная практика хатха-йоги и медитации с учителями и самостоятельно в течении 5ти лет, абсолютное отсутствие практики занятий аштанга-йогой! (ух!). Работа в офисе, за компьютером с 9 до 18. Цель – в общем...цель...конечно, важная штука, у меня было какое-то впечатление, что мне это нужно. Вот нужно и все тут:) Но точно, что стать учителем йоги для меня не было целью. А основные задачи - наладить регулярную самостоятельную практику, а для этого приобрести базис знаний о техниках йоги, чтобы не бегать по семинарам и учителям, а уже выбрать наконец что-то одно хотя бы на ближайшие 5 лет, чтобы практиковать, не нанося себе вред. Короче, научиться, чтобы практиковать правильно, регулярно и самостоятельно.
17 сентября. Установочное занятие.
Все желающие пройти курс собираются в зале на Маяковке. Занятие ведет сам Михаил Константинов. Все, кроме меня занимались аштангой, что у меня вызывает легкую тревогу:) Перед началом нужно заполнить анкету с простыми вопросами, хотя некоторые у меня вызывают затруднения. Типа цели моего желания. Хотя, этот вопрос всегда смущает. В общем, занятие проводится для того, чтобы выяснить уровень всех участников. Начало - Сурья Намаскар. И затем, похоже первый уровень аштанга-йоги. Умираю на первой половине занятия. Стараюсь сохранить осознанность во время практики. Михаил создает какую-то удивительную атмосферу, но я все равно не могу плавно двигаться в таком режиме. 50% асан просто не выполняю из-за сложности или своего правого колена. После занятия спрашиваю у Михаила, что же он обо всем этом думает, а конкретно обо мне. Ответил, что препятствий для практики ни у кого не выявил, а у меня лично проблемы с балансовыми позами. Надо работать. Принимаю решение работать. Михаил производит очень позитивное впечатление.
24 сентября. Теория. Утро.
Занятие ведет Илья Журавлев, который одним своим суровым взглядом дает понять, что мы все встали на путь воина. Я лично чувствую себя очень особенно - первая неделя без выходных началась. Но тема увлекает. Понятие "йоги", тексты Вед, упанишады, ветви йоги. Все эти сведения мне в общем-то частично известны. Но на занятии все встает на свои места. Все становится просто и ясно.
24 сентября.Практика. Вечер.
Сурья Намаскар. Приветствие солнцу. Оля Буланова очень красиво все показывает. Разные школы, разные приветствия. Но я ничего не запоминаю и начинаю путаться в разных приветствиях...Все так быстро. В моей голове появляется каша из шивананда-школы и аштанговского намаскара А и В. С трудом под конец занятия что-то выполняю правильно. Руки...слабые руки - Чатуранга подкашивает, в конце занятия халявлю и плюхаюсь на живот:) Задумываюсь. А готова ли я?
25 сенября.Практика. Утро.
Позы стоя. Катя Сивакова явно ожидала от нас большего. Занятие начинается с разминки, потом работа с ногами - элементы земли и огня. Ставит всех к стенке, чтобы мы проверили себя. Расстроена уровнем нашей физической продвинутости. Думаю, я в ее впечатлениях сыграла не последнюю роль. Замечает, что для преподавателей некоторые из нас еще очень слабенькие, советует заниматься аштангой регулярно. У меня депр. Странно выходит. Супер - люди, которые уже преподают, как мне кажется, скучали бы на этом тренинге. А люди, вроде меня, которые хотят упорядочить и систематизировать свои знания, не могут все так как-то резво посещать центр по 4 раза в неделю, чтобы научиться отжиматься. Я очень стараюсь. Но у меня как-то сложилось такое понимание йоги, что главное в йоге гармония и асана готовит практика для дальнейших медитативных техник. Ну и что, что кто-то не может сесть в лотос? Он же осознанно тянет ногу в нужном направлении, следит, чтобы не травмировать колено? Старается же. И тело у всех разное...После утреннего занятия все тело трещит и я даже руку вверх не могу поднять. Явно перестаралась, но выше головы не прыгнешь. Жаль, конечно, что я не обращала внимание на развитие рук в своей предыдущей практике. Усталость за пару дней такого интенсива у меня просто тотальная...Занимаюсь дома каждый день, стараюсь больше задействовать руки. Еще Катя делает акцент на коленях, постоянно упоминает про то, что их надо подтягивать, растягивая заднюю поверхность ног. Отличный совет, раньше я не настолько сильно его придерживалась. Спасибо ей за это.
25 сентябряря.Теория.Вечер/1октября.Теория.Утро.
Отдых, наконец! Илья рассказывает об основных понятиях буддийской философии и индуизма. Понятия Атмана, Брахмана, Пуруши, Кармы и Мокши. Направления индуизма: Шиваизм, Вишнаизм, Кришнаизм, Шактизм, Сикхизм, Джанизм. Ну, понятно, что все направления называются в честь проявлений божеств, которым поклоняются. Но особенно меня прикололи Сикхихм и Джайнизм. До этого не знала об этих направлениях индуизма. Сикхизму не очень много лет выходит - зародился в 15-16 веках на севере Индии. Основал направление Гуру Нанак, решив примирить разногласия в своем штате Панджаб, он отменяет касты и направляет объединенные усилия народа на защиту от мусульман. В связи с таким местоположением, штат Панджаб, похоже, сильно трясло от конфликтов с соседями-мусульманами. В итоге, путь каждого религиозного сикхиста - это путь воина. Сикхи не признают мантры и авторитет вед, не едят мясо, не курят, не пьют (и наркотики тоже не принимают!:)), женятся только в Панджабе и должны работать на честной работе (вот это класс!). Основателем Джайнизма считают Св.Махавиру, который жил в одно время с Буддой. Они поклоняются безличному Абсолюту, а идея ненасилия у них возведена в максимальную степень. Дигамбары - (представляете!) отреклись от мира и ходят полностью голые, игнорируя внешний мир (интересно, как бы он практиковали в Москве...). Швитамбары - носят белые одежды и марлевые повязки, чтобы случайно не убить насекомых. По той же причине они отказываются от занятий сельским хозяйством, предпочитая ювелирное дело или что-то типа. Лекция мне очень нравится, наконец-то я узнаю что к чему. По книжкам так не позанимаешься - вечно времени нет и вопрос книжке тоже не задашь. Хотя Илья настоятельно рекомендует "Энциклопедию йоги" Г.Ферштейна (изд.Гранд). Мне пока не удалось ее найти в магазинах, но народ говорит, что можно заказать в интернете.
1 октября. Практика. Вечер.
Тема занятия - наклоны вперед. Ведет Оля Буланова. Понятно, что наклоны вперед компенсируются прогибами назад и поехали...практика в динамичном ритме. В общем-то ничего нового, кроме практики в тот день не получила. Отлично попотели:)
2 октября. Практика. Утро.
Катя Сивакова. Балансы стоя. Да...про свои балансы я все помню. Катю очень интересно слушать. Гармоничный образ серьезного практика и красивой женщины:) Как она интересно рассказывала нам в предыдущий раз про позы стоя, так и в этот раз ненавязчиво через разминку и наклоны мы пришли к балансам...В этот раз меня срубил интенсив и душный зал. Что там со мной было, уже и не помню точно, но дышалось мне фигово и закружилась голова. Гарудаасана совсем срубила. Соседи по коврику принимали позы одну другой интереснее, а я пошла остывать в раздевалке, чтобы сохранить баланс хотя бы на двух ногах. Вернулась - снова духота. Вроде бы старалась дышать ровно, но почему-то мне стало плохо. Благо, занятие уже подошло к концу и я вышла на свежий воздух. Наверное, это накопившееся напряжение...
2 октября. Теория. Вечер.
Илья рассказал про современные школы хатха-йоги. Очень интересно! Даже как-то стыдно, что я раньше не знала, кто чей учитель, а кто чей ученик. Как-то все были отдельно в моем понимании, а теперь объединились в одну дружную семью:) Основателем Аштанга-Виньяса Йоги считается Шри Кришнамачарьи, его ученики и последователи: Паттабхи Джойс, Б.К.С.Айнгар, Десикачар (сын Кришнамачарьи), Манджру Джойс (сын П. Джойса), Индра Деви, Шарат Рангасвами. Другое направление - монашеское (орден Сарасвати). Свами Шивананда Сарасвати - основатель, его ученики: Свами Вишну Девананда, Свами Сатьянанда, Свами Сачьятананда, Свами Ниранджананда (он сейчас руководит центром, а Свами Сатьянанда ушел в отшельничество и живет в специальном ашраме, он появляется в бихарской школе только по праздникам, наверное тортики любит:)). Третья школа, про которую нам рассказали - это школа Свами Тхиренда Брахмачарьи. Основатель - Махариши Картикея, который по преданию жил 300 лет! Бал Мукунд Сингх в настоящее время преподает в Дели этот стиль йоги. И, кстати, он приезжает с семинаром с 10 по 13 ноября 2005 года к нам в Москву!!!:) Вот, я собираюсь к нему пойти, уже отпуск взяла в четверг. Инфо на самом деле проверенная и семинар даже бесплатный. По произведенной мной разведке, его привозят ученицы Сергея Кулыгина:)) Такие вот дела...С именами учителей могла напутать, так что не пугайтесь, мне нелегко на слух даются сложные сочетания согласных звуков, а если я неправильно переписала их имена, то со временем постараюсь про них все дотошно узнать и исправить свои ошибки:)
8 октября. Утро. Практика.
Ура! Долгожданная практика пранаямы. Стоим на улице перед нашим подвальчиком, ждем Мишу Баранова. Гадаем, что же будет. Миша прибежал откуда-то непонятно – как будто из пространства материализовался...Сразу думается, вот они, сидхи! Он пытается открыть двери зала на Маяковке, но почему-то ему этого не удается. То ли ключа не оказалось, то ли сидхи потратились на дорогу:) В рядах возникают разногласия, но Миша все берет под контроль и мы едем в зал на Кропоткинской. По дороге выспрашиваю Мишу про шоколад и узнаю, что он вообще его не ест. Задумалась. Сама практика была интересной. Т.к. я занималась пранаямой время от времени и никогда самостоятельно, оказываются очень полезными подробные описания базовых техник и теоретических аспектов. Прана – жизненная сила. Посредством дыхательных техник мы тренируем способность усваивать и преобразовывать эту энергию. Теория 5ти элементов и особенности проявления праны в них. Дыхание – наш инструмент, осознанно управляя которым, мы воздействуем на сознание. Делая вдох короче, а выдох длиннее, мы становимся способны аккумулировать прану. Очень важно иметь мотивацию, а также знать, что есть некоторые противопоказания для практики пранаямы. Все техники выполняем пока что без задержек: Уддияна – Симхасана – Кайя Пранаяма (Крик ворона) – Анапана – Полное дыхание + уджаи – Капулабхати – Нади шодхана. Состояние после практики наполненное и такое прям высокодуховное:) Очень хорошее состояние. Напоследок Миша говорит, что без регулярной практики прогресса не будет. Ну да...а кто сомневался...
8 октября. Вечер. Практика.
Аштанга виньяса йога – 1я серия. Занятие ведет Михаил Константинов. Замечательный учитель, который всегда может приободрить какой-нибудь фразой, типа: «ну а представьте, что вы прям сейчас уже все умеете делать, что тогда?». Хардкор, вобщем:) Еще Миша рассказал про то, что Кришнамачарьи разделил практику на 2 части, а Джойс после разделил их еще на две. Во время практики используют уджаи, бандхи, дришти. Full Vinyasa (полная виньяса) – все начинается с самастхити и заканчивается в тадасане. Во время практики стараюсь не забывать про уджаи. Выполняю только то, что могу, остальное пытаюсь. В голове во время выполнения асан горит восклицательный знак «Не перенапрягаться! Расслабляться! Ощущения в теле!». Но это практически не сработало - занятие началось около 6 вечера и закончилось часов в 11. Это стиль Миши, он фанат своей работы, я его глубоко уважаю, но все же все обломались из-за того, что так поздно закончили – кому-то далеко ехать, а завтра снова практика в 9 утра. После занятия голова пустая и ум прозрачный, не цепляет ваще ничего.
9 октября. Утро. Пратика.
Катя преподносит скручивающие позы. Рассказывает немного, предпочитает позаниматься. В общем, делали скрутки. После занятия накануне самое то. Но я все равно немного сонная.
9 октября. Вечер. Теория.
Йога Нидра с Ильей. Бихарская школы йоги. На западе появилась в 60 гг. 20го века -Свами Сатьянанда Сарасвати адаптировал ее для всех. Йога Нидра использует в практике состояние между сном и бодрствованием, благодаря чему образовывается связь с подсознанием. Практикующий ложится в шавассану и голос ведущего задает порядок движения внимания. Состояние близкое к медитативному. Первоначально йогин визуализировал Божество и произносил мантру. Но Сатьянанда убрал это и оставил только порядок наблюдения. Ньяса- перемещение внимания в определенном порядке. Порядок этот не случайный. Вообще, отличная практика. Я ей уже занималась до этого пару раз. После практики почти ни у кого не остается вопросов. В заключении Илья говорит, что практика йогического сна не будет работать на низком уровне подготовки ученика. Короче, асаны до практики только приветствуются:) при этом йога нидру практиковать можно каждый день. Еще Илья собирался сделать запись на дисках с этой техникой. Я этой темой буду интересоваться, когда с ним встречусь в следующий раз, так что если вам тоже интересно - спрашивайте. *Кст, нельзя записывать свой голос и под него практиковать!:)
15 октября. Утро. Практика.
Баранов Миша – второй урок пранаямы. Тема занятия 5 пран, 5 кош, функционирование с различных уровней. Прана, Самана, Вайяна, Удана, Апана – направление их движений и что за что отвечает. Наша цель – контроль дыхания (= ума), отстройка правильных паттернов дыхания, реализация состояния пратьяхары. Терминология: Речака – вдох, Пурака- выдох, Кумбакха - задержка. Начинаем делать Кумбакху и выполняем последовательность: Уддияна – Симхасана - Кайя Пранаяма – Анапана – Полное дыхание + уджаи – Капулабхати (3 подхода) – Сурья Пхедана (вдох через правую, выдох через левую ноздрю + задержка на вдохе, 20 циклов) – Брамори – Нади Шодхана. Я сама на неделе пратиковала раза два – три, но все равно чувствую небольшой намек на прогресс и более уравновешенное дыхание.
15 октября. Вечер. Пратика.
К нам пришел Сергей Кулыгин. Стиль, который он нам показал называется shadow-yoga, его основатель – Шандор Ремете. Шандор в 6 лет начал практиковать йогу под руководством своего отца, а в 44 года у него случился обморок, когда он стал наклонятся вперед, представляете? В поиске причины столь странных проблем со здоровьем, Шандор Ремете отправляется в Индию. У тех учителей, которые ему попадаются он не находит ответа на свои вопросы, изучает Аюрведу и Ситхомедицину, в тексте Йога Яджнавалка находит такую фразу: «Пока йогин не узнает мармы, вайю и нади, ему не следует заниматься психотехникой». В общем, после этого он погружается в систему Марма-Садхана - расположение марм в теле. Мармами считаются препятствия и блоки для течения энергии. Задача – очистить эти блоки. Цель практики – растворение пяти теней, пяти кош и обретение равновесия благодаря этому. Прежде чем переходить к свободному стилю практики, следует пройти 5 этапов, которые начинаются с терапевтической последовательности и заканчиваются Космическим Танцем Шивы. В общем, конечно, до пятого этапа мы не дошли:), но все дружно заценили марма-самомассаж! Сергей показал точки на теле, определенным образом массируя которые, мы можем повлиять на тонус и свое энергетическое состояние. Потом мы повторили за ним последовательность асан, соединенную вьямами (плавные движения между асанами). Внешне некоторые движения напоминали цигун, а акцент практики основывался на проработке ног. Были наклоны и прогибы из шпагатов (делали и продольный и поперечный!). Еще очень важный аспект техники – выполнение уддияны на выдохе в течении всей последовательности. Иногда у меня не получалось сделать уддияну в прогибе... Стиль очень интересный, достаточно мягкая последовательность, состояние после практики не убитое и активное, что порадовало:) Напоследок Сергей дал пару адресов, я побывала только на одном пока: shadowyoga.com и yogasadhana.ru - Сайт самого Сергея Кулыгина, посмотрите, может быть интересно.
16 октября. Утро. Практика.
Катя Сивакова показала всевозможные позы скруток, как продолжение предыдущего занятия. Важный момент – всегда скручиваемся сперва вправо, потом влево. У меня все выходило уже намного лучше, хотя на занятии Катя обратила внимание всего зала и показала, что я делаю неправильнее всех:) После занятия я к ней, конечно, подошла и Катя предположила, что я неглубоко делаю скрутку из-за недостаточно растянутой задней части бедер. Показала, как надо это дотягивать. Дотягиваю:)
16 октября. Вечер. Теория.
Очень важная и интересная мне тема. Илья комментировал Йога Сутры Риши Патанджали. Слушала во все уши и записывала во все тетрадки:)
Сутры – конспектированные записи, которыми человек, получивший знания от учителя, пользовался как заметкой в своей практике. Сложно вообще установить авторство и век создания сутр (примерно 2 в до н.э.), т.к. в Древней Индии не было концепции авторства. Йога Сутры относят к Раджа йоге, они разделены на 4 главы, но не факт, что это деление не произошло позже, когда их переписывали множество раз, поэтому некоторые аспекты перетекают из одной главы в другую. Итак, 4 главы: Самадхи Пада - «О сосредоточении», Садхана Пада - «О пути, о методе», Випхути Пада - «О сверхспособностях», Кальвайя Пада - «Об освобождении ума». Сутры имеют множество комментариев, первый из них – Вьяса Пхашья (на 4 века позже Йога Сутр). В первой главе описаны 5 способов активности ума, упоминается состояние Самадхи (высшая степень сосредоточения, объединение наблюдаемого и наблюдателя), говорится о Клешах (препятствиях на пути), Пуруши (высшем «Я», Душе, Атмане), Ишваре (Высшем Пуруше, Боге), Ом (как первозвук). Вторая глава – описан 8миричрый путь, 8 звеньев йоги Патанджали. Яма – Нияма- Асана – Пранаяма- Пратьяхара – Дхарана – Дхьяна – Самадхи. Подробнее рассматриваются 5 омрачений ума: невежество, эгоизм, привязанность к удовлетворению, отвращение/неприязнь, жажда к жизни... эх! Третья глава – причины возникновения сидх: меня порадовало, что их можно получить от рождения (ну понятно, что этот фокусник в прошлом трудяга, который таким родился только здесь):). Потом еще можно получить сидхи от использования определенных средств и трав (расаян). Третий способ – это бхакти-йога – пение мантр, налаживая связь с божеством. И четвертый способ – это аскетизм и йога. Четвертая глава Йога Сутр затрагивает уже совсем крутые аспекты: высшие состояние Самадхи, Карму и бессознательные впечатления. Упоминаются 3 гуны, которые определяют формы, создаваемые природой: Саттва, Раджас и Тамас. Самое последнее желание, которое у нас с вами будет, когда все это постигнем – желание просветления. И вот от него избавиться сложнее всего. В конце занятия мы еще быстро пробежались по современным школам хатха-йоги и рассмотрели несколько западных направлений: Power yoga – упрощенная степень аштанга-виньясы без уджаи, бандх и дришти, нет такой философской нагрузки. Анусара йога – за основу взята йога Айнгара, но все более динамично и просто. Бикрам йога – в условиях высокой температуры и влажности практикуются 24 простых асаны. И представляете, эта последовательность запатентована!:)) У меня был шок:) Трай йога – авторская школа Кайли Рей, мягкая динамическая последовательность с виньясами. Shadow yoga Шандора Ремете – тоже авторская школа, ну про нее я уже писала частично. Авторские школы украинских учителей А. Сидерского и А. Лаппы тоже вызывают уважение, но про них вы все знаете лучше меня.
22 октября. Утро. Практика.
Перед практикой Миша рассказал нам про каналы (нади), по которым циркулирует энергия. В нашем энергетическом теле более 72 тысяч каналов, но некоторые источники указывают даже большее количество. Два канала являются управляющими к общей сети нади - это Ида и Пингала Нади. Ида Нади – женское, лунное начало: ощущения, воображение, интуиция, холод, белый цвет. Пингала Нади – букв. «красный», солнце, мужское начало: рационализм, мышление, интеллект, осознание, различение, анализ. В большинстве случаев каналы эти загрязнены и нам потребуется их очищать для включения в работу Сушумна Нади – центрального канала, по которому течет энергия Кундалини (без активизации Иды и Пингалы не получится:)). Подавление эмоций, недостаточная или чрезмерная физическая активность, некачественная пища, чрезмерный секс, употребление химических и лекарственных препаратов плохо воздействуют психику и загрязняют наши нади. Но не стоит грустить! Соблюдая умеренность в перечисленных выше рекомендациях и с помощью практики пранаямы мы можем их очистить и добиться весьма позитивных результатов. Также Миша обмолвился о дошах и их связи с каналами нади. Капху связывают с Ида Нади – стабильностью тканей в теле, а Питту с Пингалой – внутренним огнем. Мы услышали о функциях праны и ее свойствах: тонкие двойники Ваты, Питты и Капхи – Оджас, Теджас и Прана. Оджас- первичная энергия и жизнеспособность. Теджас – энергия огня, внутреннее сияние. Прана – первопричинная управляющая энергия. Наша цель – баланс в надлежащем количестве и все способы накопления разного вида энергии тесно взаимосвязаны. Без одного не будет наполняться копилочка другого. Способы Бхакти, Джняна и Раджа йоги помогут накопить энергию во всех проявлениях праны. Соответственно, есть некоторые техники пранаямы, чтобы сбалансировать Иду и Пингалу в необходимой нам в данный момент пропорции: Чандра Пхедана Пранаяма (Ида) – вдох через левую ноздрю и выдох через праву - наработка оджаса, работает во благо при гиперактивности. Сурья Пхедана Пранаяма (Пингала) – вдох через правую ноздрю и выдох через левую – усиление Теджаса, помогает избавиться от депрессии, лени, апатии и проблем с капхой. Ну и, конечно, Нади Шодхана Пранаяма, которая нам всем успела особенно полюбиться, уравнивает течение энергии в Ида и Пингала Нади, нормализует Вату, усиливает Прану и гармонизирует Читту. Ну и неужели я вас еще не соблазнила попрактиковать пранаяму?:) Что касается меня, то после такого вступления, настроение для практики было очень даже подходящим. Занятие завершилось Траттакой и ОМом...поверьте, было волшебно:)!
22 октября. Вечер. Практика.
Сергей Кулыгин показал более хитрую практику shadow-йоги. Разминочный комплекс – Балакрама. После занятия приятные ощущения и бодряк. Немножко жалко, что это последний визит Сергея, он уже к нам немножко привык, даже проявил инициативу и подошел к каждому, показав нам наши мармы:) Слово это мне очень понравилась, я даже родителей, совершенно скептически настроенных людей, научила делать марма-самомассаж. Правда папа не достал рукой до лопатки, что ж, бывает, он не расстроился:) Хм, получается уже практикую тичерство?:) Вот так прогресс!:)
23 октября. Утро. Практика.
Катя Сивакова снова нас грамотно размяла, а потом речь пошла о Кундалини Йоге. Народу почему-то было мало - я удивилась, т.к. тема интересная. Кундалини йога – сикхская традиция. Сикхи - это и нация и конфессия. Крия – действие. (*Не путать с традицией Свами Сатьянанда Сарасвати). Йоги Бхаджан (1929 г.р.) был первым, кто вынес секретную практику на Запад, а точнее в США. В 60 -70 годах он приехал в США и его занятия раскрутились на волне популярности ЛСД. Йоги Бхаджан на занятиях учил стимулировать внутреннюю химию, не прибегая к психоделикам, чем вызвал среди молодежи большой интерес. В кундалини йоге есть крии, которые успокаивают ум, есть, которые его стимулируют и возбуждают, много техник на работу с гормональной системой, техники с элементами огня, воды, ветра и т.п. Сперва выполняется некий однообразный динамический комплекс. Несколько однообразных движений, каждое из них практикуется минут по 10-12. Используется много мантр. Есть Садхана, которая включает: подъем в 5:30 утра, чтение Гранд Сахиба, 7 песнопений и выполнение крии. Все это растягивается на 2,5 часа. Мы так усердно не практиковали, просто попробовали одну последовательность, что оказалось совсем нелегким делом – ритмично поднимать прямые ноги, лежа на спине, на протяжении 2,5 минут довольно напряжно:) Но не сомневаюсь, что может кто-то в группе это и выполнил - я пару раз сплутовала:)) Удивительно, но ум после десятка однообразных движений уже не успевает делать какой-то анализ, ты просто выполняешь что-то и не задумываешься - включается автопилот, который вводит в характерное состояние. Мы выполняли крии на протяжении 2 -3 минут, а не по 10 минут, как написано (это было бы почти нереально!:))), но все же эффект ощутили все – это очевидно. Представляю, что было бы после часовой практики. Но тут надо быть очень осторожным, т.к. практика для неподготовленного может вылиться в очень неожиданные эффекты. Короче, «крышу» рвет, тока наблюдай!:) Вообще, реально практиковать кундалини йогу стоит только с опытным учителем, у которого есть передача, а таких, как я поняла, в Москве нету. Еще новостью для меня было то, что Яков Маршак (внук Маршака) в своей клинике лечения наркомании и алкоголизма использует элементы кундалини-йоги. Но это полностью скрыто и не рекламируется, т.к. вызывает в нашем обществе нежелательный резонанс. Такие вот подробности:)
23 октября. Вечер. Практика.
Тха-йога с Михаилом Константиновым. Прекрасная практика йоги, самое то! Хотя Михаил постоянно упоминал, что в таком стиле нельзя заниматься часто, что Тха - йога - это практика расслабления, мягкая комплексная тренировка...сознание наконец-то успевало за моими действиями. Практика с закрытыми глазами, куча времени, чтобы отследить свои движения – мой вариант!:) В общем, хатха-йога, без гонки и в постоянном текучем режиме. Все плавно, протяжно, без всплесков и борьбы. Красота! Только закончилось все снова ужасно поздно и дома я оказалась в 00:20....а на следующий день в 6 подъем на работу. Ну, не грустите за меня так сильно, я отоспалась в следующий четверг:)
29 октября. Утро. Практика.
Перед практикой пранаямы Миша рассказал о бадхах. Бандха – держать, сжимать, запирать. Без бандх практика пранаямы получается недостаточно полноценной, мы используем уже имещийся потенциал и просто перераспределяем его более гармонично. Значение бандх – накопить и усвоить прану в теле с помощью осознанного контроля более совершенным образом. В течении практики ум оттачивается и ставится под контроль. Бандхи, которые мы используем: мула, джаладхара и уддияна. В результате происходит стимуляция определенных гормонов, воздействие на ЦНС и на симпатическую/парасимпатическую нервную систему. Основные задачи, которые достигаются за счет праткики бандх и пранаямы: распределение контроля с физического уровня на пранический; наработка иммунитета; гармонизация работы нервной системы; подчинение сознания нашей воле. В результате мы можем оптимально быстро адаптироваться к новым условиям, наладить обменные процессы и улучшить усвоение энергии. Практика бандх имеет некоторые противопоказания, одно из основных – бандхи нельзя практиковать человеку, который не занимается йогой и шаткармами, т.е. для практики должен быть накоплен определенный уровень здоровья. Загрязненные энергетические каналы (нади), сердечная недостаточность, язва желудка, повышенное давление и многое другое. В общем, бандхи, как и йога только для здоровых:)))! Более точное описане противопоказаний можно найти в книге, которую Миша настоятельно рекомендовал: "Прана Пранаяма Пранавидья" Свами Ниранджанананда Сарасвати. От себя добавлю, что книгу надо читать постепенно по мере нарастания собственного опыта. Залпом она не читается или читается, но информация не усваивается. Книга очень практичная, в общем, чем и хороша. Еще на занятии Миша показал правильное выполнение Бхастрики. Впечатляет! Мы попробовали сделать, но у меня мало что получилось. Вообще, Бхастрику без блестящего выполнения Капулабхати сделать правильно удается мало кому. Итог и мораль всех предыдущих занятий, которые у нас были по пранаяме можно сформулировать одной фразой: только регулярная практика без превышения своих возможностей может принести положительный результат и стабильный прогресс. Хотя это применимо ко всем практикам и ко всему вообще по-жизни:)
29 октября. Вечер. Практика.
Аштанга виньяса йога с Михаилом Константиновым. 2 серия. Как в кино!:) А без шуток, освоение первой серии постепенно готовит практикующего к правильному выполнению асан второй серии. Ну, как всем стало известно по моим записям, я сама не чувствую себя особенно готовой даже к первой серии, но это мой личный опыт:) В основном, конечно, мне не удается бодро и осознанно принимать стойки на руках, хотя я допускаю возможность, что это со мной когда-нибудь случится:) Во время практики было сказано и показано много полезного, например, как поправлять или помогать ученику в некоторых асанах. Интересно было узнать о соответствии стихий и асан. Блок из Сурья Намаскара + стоячие позы – элемент Земли; блок, выполняемый сидя – связывают с элементом Воды; балансы (в т.ч. на руках!) – элемент Огня; мост и завершающая серия – элемент Воздуха; лотос и асаны, выполняющиеся из него – связывают с Эфиром. Это соответствие общее, каждую конкретную асану нужно рассматривать отдельно и она может быть связана с несколькими стихиями в разном соотношении. Еще Михаил обратил наше внимание, что всегда в нашей учительской практике будут ученики, выполняющие какую-то асану лучше нас. Задача учителя – всегда показать эту асану качественно и осознанно, чтобы продемонстрировать внутреннюю «глубину» асаны.
30 октября. Утро. Практика.
По расписанию с утра была практика Кундалини йоги. В этот раз мы сделали пару комплексов из кундалини йоги, первый из них был с активным использованием рук. Особенно запомнилось забавное упражнение в самом начале: надо было лупить ладонями об коврик на полу с отчаянным криком «Хар». Душу вложили все, несмотря на ранний час:)) После практики остальных асан казалось, что если я дотронусь до чего-нибудь, то оно загорится – такая вот была внятно ощутимая энергия :). После небольшого теста на проверку знаний %), мы выполнили еще один комплекс, который уже делали на первом занятии. В общем, мне практика принесла довольно ощутимый результат. Надеюсь, если Катя читает эти строчки, то она простит мою скромность: меня смутило повышенное внимание и я не решилась подойти к ней после занятия с тем, чтобы выявить свои ошибки, которые здесь по ее словам допустила. И вообще, хочу еще раз уточнить, что я описываю занятия исключительно в общих чертах, а не пишу протокол собрания:) Занятия намного насыщеннее и информативнее, и узнать все подробно вы сможете только сами, отважившись пройти подобный курс.
30 октября. Вечер. Практика.
Просто мечтаю разместить «скан» своих записей с просьбой к Вам подчеркнуть главное:) Тема была мистической! А точнее «Санскрит сакральных текстов». Читал лекцию Денис Заенчковский. Я его видела в первый раз и знала о нем только понаслышке. Еще мы с его мамой занимались вместе у моего первого учителя Владимира Карпинского. Сказать, что лекция была не по теме нельзя, но сказать, что у меня что-то прояснилось после занятия, тоже не скажешь. Усвоилось, что существует 2 традиции: Текстовая и Исполнительская. Текстовая – фиксация знаний для следующих поколений. Исполнительская – описание того, что можно сделать (руками, ногами и т.п.). Практики передаются по линии традиции, вместе с которыми передаются и тексты. Далее, вперемешку с довольно любопытными историями из личной практики, мое внимание довольно сложно вытаскивало из общего потока понятия Праны, Васаны, Санскары. Не было четкой лекции для «школьников», все было довольно сложно систематизировать. Но, наверное, нужно просто самой читать тексты и комментарии…В красивом потоке слегка обозначились Веды, Упанишады, Пураны, Йога Шастры, Сутры. Денис прочитал пару шлок из Хатха Йога Прадипики на санскрите – впечатлил:) Также рассказал, что санскрит может быть разным. Например, ведический санскрит произносится нараспев. Немного рассказал о мантрах. Напоследок мы перерисовали согласные и гласные буквы санскритского алфавита. Довольно забавное занятие, если бы не занимало столько времени. Мне кажется, что алфавит нам могли бы раздать на листочках, что сэкономило бы время для больших подвигов:) Но вообще, санскрит – тема любопытная…
12 ноября. Утро. Теория.
Сергей Агапкин очень порадовал тем, что пришел во время:) К 9ти утра приехать – это подвиг для настоящего йогина, хоть он нам и заявил, что якобы йогой не занимается вовсе, а что только учит:)) Знаем мы таких скромников, но они при этом в поперечный шпагат сходу не садятся:)) Лекция началась с просьбы послушать и понять, а не записать и вызубрить. Ну, в общем, слушать было интересно, я сразу вспомнила, как на городской олимпиаде по биологии заняла второе место когда-то давным-давно…с чего бы это? А просто слова попадались такие родные и школьно-далекие..:) Сергей напомнил про строение клеток организма, про строение костной ткани, суставов и позвоночника. Показал на примере несколько асан, в которых точным знанием строения тела можно избежать нежелательных травм. Особенно мне понравилась шутка про колени:) Типа у наших йогинов как у десантников – количество значков по количеству травм коленей. В общем, как бы ни было грустно, у меня, считай, значок есть:)) Но я буду стараться больше их не заработать…
12 ноября. Вечер. Практика.
Ой, я так кайфанула на занятии Валентины Бебутовой…:)Тема была «Особенности групп старшего возраста». Очень все похоже на тот стиль практики, в котором я занимаюсь дома. Я пока не старушка, но полезно бывает так потренироваться:). Сама Валентина очень мягкая женщина, которая прямо-таки обволакивает своим состоянием и голосом сознание, что помогает максимально расслабиться и успокоить ум. Очень умиротворяет и настраивает. Что мы узнали: основное, о чем инструктор должен предупредить практикующих на занятии - избегать боли, не позволять дыханию срываться, не допускать боли в сердце и учащения сердцебиения, шума в ушах. Если данные проблемы возникают, то просто выйти из асаны и расслабиться. Первоочередная цель занятия – снять напряжение, блоки в теле, освободить ум от ненужных мыслей, отдохнуть. Также Валентина отметила некоторые наиболее распространенные заболевания и проблемы, возникающие с возрастом, ну и вкратце рассказала, какие особенности практики асан с этим связаны. Еще мы немного позанимались. Я для себя обнаружила, что не все асаны могу удерживать в статическом режиме. Короче, есть над чем работать!:)
13 ноября. Утро. Практика.
Около 8 утра в метро я встретила людей, которые говорили о йоге. Приятно, однако:) Занятие было снова под руководством Валентины и мы его посвятили полностью выполнению асан. Начали с перевернутых, что было для меня не вполне привычно. Но потом втянулись и в конце сделали маюрасану. А потом я побежала на семинар Б.М. Синкха:), но про него тут не буду рассказывать.
13 ноября. Вечер. Теория.
Счастливая, но опоздавшая я появилась на занятии Дениса Заенчковского. Он нам показал мандалы, которые символизируют чакры (ну, в книжке, конечно, а не в пространстве:)), рассказал, что за буковки в каком лепестке и как произносятся. Еще мы записали и повторили несколько раз Аштанга Йога мантру и общую мантру Шиве. Потом выполнили очень мощную медитацию с использованием мантры «Ом Нама Шивая» - до сих пор в голове крутится:) Веселый выдался денек…
26 ноября. Утро. Теория.
Занятие Сергея Агапкина было пронизано анти-вегетарианским настроением:) Думаю, что посетителям этого сайта давно знакомо отношение Сергея к данному предмету, но в нашей группе народ был удивлен его критичностью и бескомпромиссностью. В общем, такие смятения полезны, чтобы нам вновь задуматься над давно пришедшим выбором, но все же фиг знает…Столько народа, в том числе медиков, приводят убедительные и безапелляционные примеры в пользу и того и другого, что больше и больше хочется полагаться на интуицию и собственные ощущения. Вторая тема еще была про Вата-тип...(ну это так, по ходу дела). В общем, чувствуется, что Сергею часто приходится сталкиваться и с теми и с другими… в смысле и с вегетарианцами, и с ватами, что наболело:)) Мне вот, к сожалению, приходится чаще встречаться с людьми, которые «сидят» на колбасе, картина тоже безрадостная. Из полезного мы узнали про воздействие рудрасаны на ват’ное состояние и вообще, для «сугреву». Сделали агнисару-тхаути (подтягивание живота несколько раз на выдохе), которую я принимала до сих пор за уддияну:)) На самом деле, я знала, что это не уддияна, но названия точно не помнила. Кстати, забыла спросить про то, чем отличается воздействие агнисары от уддияны…:( Еще мы разглядели симпатичные картинки скелета, мышечной ткани человека и пищеварительного тракта. Про все это тоже подробно поговорили и я даже что-то записала…а то мало ли я окажусь вата-типом и все забуду на экзамене:)
26 ноября. Вечер. Теория.
По-моему, было бы классно, если бы занятие Юлианы Жаворонковой организаторы переместили на первые дни. Юля психолог (одно из образований, все я не упомнила) и заодно ведет занятия йоги в питерском аштанга йога центре. Мы сели в кружок и, наконец, познакомились друг с другом. Каждый уточнил, зачем он стал заниматься йогой и вообще как здесь оказался. Затем выяснили вопросы, которые нас особенно интересуют для того, чтобы с оптимальной пользой провести время занятий. Меня интересовали вопросы коммуникации инструктора и ученика и еще вопрос, как себя позиционировать на собеседованиях, например, в финтесс-клубах. Также мы обсудили некоторые особенности работы с людьми в группе. Нарисовали пирамиду «видения». Короче, это такая пирамида, которая помогает понять «видение» себя через какое-то время (10 лет), свою миссию, цели, задачи, конкретные шаги и ресурсы, которые приближают нас к «видению». Другими словами, к мечте. Ну, меня это не очень удивило, т.к. я постоянно себе такие картины в голове рисую, нас подобными рисунками и интегралами еще в универе грузанули, так что спокойно себе что-то подобным образом планирую уже давным-давно. С другой стороны, именно в этот раз графическое воплощение моего любимого рационализма, который все ленилась себе нарисовать, помог расставить все на свои места. Оказалось, что для воплощения мечты, банально, пока не хватает ресурсов. Что ж, будем искать:)
27 ноября. Утро. Теория.
Второе занятие с Юлей Жаворонковой. Мы провели его более активно. Прямо на занятии мы сами попробовали устроить разминку. Каждый предлагал сделать что-то и все вместе это повторяли. Юля рассказала, как работать с растяжками, как поправлять учеников, именно с точки зрения приемчиков психолога. Еще было здорово, что мы наконец начертили таблицу, в которой расписали по минутам примерную схему йожского занятия, взяв 40 минут за пример. У нас вышло примерно так: 1,5 минуты на настройку, дальше разминка, сурья намаскар, позы стоя – на каждый блок по 7 минут, в середине занятия позы сидя, затем позы лежа, перевернутые позы – тоже по 7 минут примерно и в самом конце, конечно шавасана. Юля отметила, что за настоящее мастерство инструктора сама принимает умение держаться и умение управлять временем. Но наше время стремительно уходило и не из-за отсутствия мастерства, а просто всего за 3 часа не успеешь. Уже в конце занятия Юля быстро ответила на вопросы, которые мы задали ей накануне. Остались без комментариев две темы «йога и социум» и «групповая динамика», надеюсь, что в следующий раз Юля расскажет про это поподробнее, т.к. интерес, конечно, остался.
27 ноября. Вечер. Теория.
В начале занятия Денис Заенчковский рассказал про дыхание, про прану, но я ничего не записывала, т.к. записать практически невозможно, то особенно запомнился из рассказа факт того, что находясь с людьми с замкнутом помещении (типа вагона метро), мы обмениваемся друг с другом информацией с помощью дыхания на уровне праны. Как-то меня это навело на раздумья…Последние 40 минут мы посвятили медитации. Было что-то вроде траттаки, но не траттака. Концентрация внимания на дыхании с определенными ментальными действиями, при этом нужно смотреть на свечу. В конце расслабление лежа на спине, но не шавасана. Сама я после этого вида медитации не смога определить, как мое сознание поменялось. То есть, какие-то изменения произошли, но я не смогла понять что. Наверное, мне еще нужно развивать свою осознанность:) Но вообще, классно, я раньше такого не практиковала.
Судя по совершенно различным отзывам, оказалось, что этот дневник нашел неожиданно много заинтересованных читателей. И в среде моих учителей, в том числе. Местами неожиданно и приятно!:) Всем спасибо за здорОвую критику, за пожелания и разъяснения! Буду стараться стать лучше, понять больше и рассказать интереснее:) Еще я попрошу вас продолжать держать обратную связь, чтобы всем от этого только польза была, благо возможности для полноценных комментариев очень даже ничего. Интернет на проверку проявил себя пространством вполне востребованным современными йогинами...так что... до встречи зимой!:)
Продолжение заметок в зимнем периоде:)
P.S. Все фотки взяты из интернета.