ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00

Содержание материала


Вступление.

Вообще говоря, терапия не является областью Йоги в ее обычном толковании. Но, несмотря на это, в Йоге присутствуют оздоровительные упражнения. Ниже мы постараемся все это описать.
Термин “Йога” используется для обозначения как “Цели”, так и “Средства”. В смысле “Цели” слово “Йога” означает “Единение” на самом высочайшем уровне. Все средства, служащие для достижения этой цели, также составляют Йогу, в смысле “Юкти” – средство или техника. Все практики, высокого или низкого уровня, способствующие достижению этой цели, составляют то, что называется “Йогой”. Таким образом, Йога является дисциплиной, в которой человек рассматривается как единое целое. Она не разделяет его на такие отдельные непересекающиеся составляющие как тело, ум, душа и т.д.

В процессе достижение единения необходимо найти пути и способы для противодействия тому, что способствует “разъединению”. К противодействующим факторам относятся больные ум и тело. Здоровое тело и здоровый ум являются, фактически, важнейшими условиями для высших ступеней Йоги. Для приведения тела и ума в порядок, Йога Шастра (Наука Йоги) выдвигает основные гигиенические методы, как для ума, так и для тела. Это составляет Крийя Йогу. Считается, что каждый, ставший на путь Йоги и не достигший сбалансированного состояния (здоровья тела и ума), прежде чем приступать к более высоким йогическим практикам, должен пройти курс Крийя Йоги. Учеников предупреждают, что не приведших свои тело и ум в сбалансированное состояние, но приступивших к высшим йогическим практикам ожидает большое число ловушек, могущих привести к повреждению как тела, так и ума. Зафиксировано множество случаев, когда поспешный переход к высшим практикам Йоги, пренебрегая правилами, изложенными в Йога Шастре, приводил к плачевным результатам.
Слово “Крийя” или “Карма” (дословно – действие) имеет в Йоге специальное значение. Оно означает процесс очищения и восстановления. Даже в Бхагавадгите термин Карма Йога, как кажется, имеет тот же смысл; проявляется игра слов, построенная на слове “Карма”. Здесь имеется в виду, что обычное служение в жизни, честное выполнение своих обязанностей могут привести к очищению ума и способствовать продвижению вперед. В Аюрведе слово “Карма” имеет то же назначение, т.е. “Шодхана Карма” – очистительный процесс – хорошо представленный в известном лечебном аюрведическом направлении, называемом “Панча-Карма-Чикитса”. Также и в Йоге, слово “Карма” или “Крийя” используется для обозначения различных очистительных процедур, производимых с помощью воды, воздуха и т.п. Таким образом, словосочетание “Крийя Йога” в целом означает подготовительную ступень, на которой происходит полное восстановление ума и тела, таким образом, значительно расширяются границы адаптации и повышается уровень реактивности.
Возможно, это станет понятнее после более подробного объяснения. В Крийя Йоге большое внимание уделяется влиянию внешней обстановки и внутреннего состояния на физические и ментальные процессы. Это делается для того, чтобы выработать сильный иммунитет, способный эффективно защищать как тело, так и ум от внешних и внутренних негативных воздействий. Такая защита тела и ума во многом зависит от ровного, сбалансированного поведения и устойчивого характера, к которым стремятся все истинные йогины.
Сейчас уже установлено, что и здоровье, и хорошее самочувствие имеют свои уровни и ступени, хотя на данный момент это нельзя описать точными терминами. Крийя-Йога стремится поднять уровень здоровья и хорошего самочувствия как можно выше. Для достижения этого существуют определенные принципы относительно диеты, места жительства, сознательной культивации полезного и здорового положительного отношения ко всему окружающему. Цель – создание подходящей атмосферы в период занятия высшей Йогой. Это достижимо при условии выполнения предписанных психофизических упражнений, способствующих восстановлению тела и ума. В случае, когда система сильно загрязнена ненужными шлаками, обязательно назначаются специальные очистительные процедуры (Крийи). Все это предназначено не только для равновесия всех систем организма, но и для равновесия между телом и умом. Таким образом, любая из практик Крийя Йоги обязательно приводит человека к такому образу жизни, который способствует организации его психосоматических свойств таким образом, чтобы развивать способность противостоять гораздо более широкому спектру внешних изменений без нарушений процессов адаптации. Это, по всей видимости, достигается за счет такого изменения сопротивляемости тканей, формирующих различные системы и органы, при котором даже травмирующие воздействия не будут вызывать функциональных расстройств или патологических изменений.
Вегетативные и проприорецептивные нервно-мышечные реакции, похоже, имеют важное значение в достижении таких изменений, наряду с явными изменениями секреции эндокринных желез. Изменения, возникающие в результате регулирования диеты, дыхания, культивирования положительного настроя, показывают, что первоначальная цель – привести в порядок метаболизм всего тела. Эти метаболические изменения с помощью телесных жидкостей оказывают влияние на различные системы организма: эндокринную, сердечно-сосудистую, нервную, выделительную и др., и практически полностью изменяют личные свойства человека прежде чем он приступит к изучению высших ступеней Йоги. Таким образом, Йоготерапия не ограничивается только очистительными процедурами и оздоровительными упражнениями. Это напряженная работа по контролю над своей диетой, над отношением к социальному окружению, над своими привычками для того, чтобы произвести большие положительные изменения в процессе общего метаболизма. Это целостный подход, лечащий человека в целом, и, следовательно, он должен приносить гораздо лучшие результаты в отличие от систем, акцентирующих свое внимание лишь на явных симптомах болезни, игнорируя незначительные сопутствующие изменения, которые на самом деле не менее важны.

 


 

Предисловие

Эта книга написана по заказу Министерства Здравоохранения Индии для того, чтобы ознакомить общество и в особенности медиков с идеей, основными принципами и методами йоготерапии.
С каждым днем йоготерапия становится все более популярной. Страна наполнена большими и маленькими учреждениями и личностями, пытающимися излечивать болезни “йогическими” методами, и большинство из них кажутся весьма преуспевающими в этом. Однако не все из них добросовестны. Но это вполне объяснимо, потому что не существует официальных стандартов, которые должны быть обязательно установлены для такой новой разновидности терапии как “йогическая”. Просто большое число практикующих не может свидетельствовать об эффективности системы, она должна достигнуть большой популярности и пройти проверку временем. Надо отметить, что многие практикующие медики, изначально относившиеся к этой терапии со скептицизмом и подозрением, оценили ее по заслугам после применения на практике. Медики, специализирующиеся в психосоматике, и особенно в психиатрии, как в нашей стране, так и за рубежом, проявляют большой интерес к йоготерапи, так как они убедились в том, что Йога помогает устранять психо-физическую напряженность, не покидающую пациентов даже после устранения у них ментальных и нервных расстройств. Многие профессиональные медики пришли к выводу, что Йоготерапия по праву может занять свое место в области психотерапии и реабилитации больных, страдающих хроническими заболеваниями. Следовательно, будет весьма легкомысленно пракиковать эту терапию поверхностно или обвинять ее в ненаучности.
Для нас отнюдь на достаточно любить эти методы до безумия только потому, что они пришли к нам от наших предков или потому что они принадлежат к классу “святых людей”, у которых в сердце из всех испытываемых к людям чувств присутствует только любовь. Просто хорошие пожелания сторонников этой терапии, или наши национальные или расовые чувства по отношению к ней не позволяюс слепо в нее верить. Мы обязаны подтверждать результаты и использовать точные психофизиологические механизмы для того, чтобы эти результаты получить. Вызывает радость то, что быстро растущие большие достижения современной науки во всех областях помогут поглубже проникнуть в суть процессов Йоготерапии.
Авторы этой книги являются приверженцами йоги, однако это не является поводом к необъективному отражению фактов. Цель книги – объективный взгляд на Йоготерапию. Большая часть текста в основном посвящена фундаментальным концепциям, основанным на официально установленных результатах биологических исследований, и следовательно, не требует обширного документального подтверждения. Всякий раз, когда представляется теория или отдельная школа или автор или дискуссионный материал, они сопровождаются либо именами авторов, либо точными выдержками. Изредка авторы осмеливаются приводить новые интерпретации, основанные на персональных исследованиях и личном опыте.
Также при работе над различными темами учитывались опыт, теоретическое знание и склонности авторов. Каждый вносил больший вклад в ту область, в которой он был наиболее силен. Текст в основном был подготовлен молодым автором под непосредственным руководством вашего слуги.
Цель данного труда, как говорилось выше, состоит в том, чтобы объяснить непрофессиональной аудитории, а также медикам, принципы, на которых основаны различные процедуры йоготерапии (принципы, объясненные в свете достижений современной науки), очертить область применения этой терапии, и, последнее, но не менее важное – сформулировать ее ограничения и противопоказания. Иными словами, насколько это возможно, представить наиболее полную, научную и логически обоснованную картину Йоготерапи, изложенную доступным языком. Но в текстах, подобных этому, невозможно обойтись без специальных терминов, поэтому для удобства понимания в конце книги находится глоссарий.
Мы хотим выразить благодарность Министерству Здравоохранения (Union Health Ministry), особенно Шри Д. П. Кармаркару, Министру Здравоохранения Правительства Индии, за оказанную нам высокую честь по предоставлению этой интересной информации широкой публике. Мы также благодарим Кайвальядхаму С.М.У.М Самити (Kaivalyadhama S.M.Y.M. Samiti) за поддержку, помощи и конструктивную критику, а также за подготовку диаграмм, графиков и эскизов, представленных в этой книге.
Кувалаянанда (KUVALAYANANDA)
С.Л.Винекар (S.L. VINEKAR),
28 октября, 1961

 


 

1. Представление о болезни в йоге и принципы йоготерапии

Принято считать, что  йога имеет отношение только к уму и душе.  Но усердное прочтение «Йога-Сутр»  Патанджали  убедят всякого, что йога излечивает и тело и ум.

В них описаны такие основные “физические” упражнения как асаны и пранаямы, предваряющие высшие психологические практики. Все это, по словам Патанджали, служит для объединения психофизиологических процессов, что является первым шагом на пути достижения “самадхи”, (“Samadhibhavanarthah” – P.Y.S.  II-2). Эти практики направлены на стабилизацию психофизиологических механизмов для того, чтобы повысить порог устойчивости к  внешним и внутренним воздействиям. Таким образом, йога не разделяет тело и ум непроницаемой границей, а наоборот, признает их тесное взаимодействие.

Концепция Йоги относительно работы тела и ума такова, что и у тела, и у ума существует   гомеостатический механизм, который способствует сбалансированному, целостному  функционированию (“самадхи”) даже при обычных внешних и внутренних воздействиях (“клеша”), т.е. что у человека имеется врожденная энергия адаптации. В то же время, благодаря тенденции тела и ума стремиться к функциональному балансу, каждое раздражение или воздействие, как извне, так и изнутри (будь оно механическим, химическим, электрическим, биологическим или психологическим), приводит к определенномым психофизиологическим отклонениям (“викшепа”). Как долго эта “викшепа” будет сохраняться, зависит, с одной стороны, от относительной силы воздействия, а с другой стороны, от адаптационных возможностей тела и ума. Йога (в смысле “средства” – “юкти”) стремится определить пути и способы помощи телу и уму для удержания их в состоянии равновесия, при различных воздействиях, или для быстрейшего восстановления равновесия, если оно все же было нарушено.

“Вьядхи” - болезнь – считается одним из таких психофизиологических отклонений или “викшепа”. (H.Y.S. I-30). Мы уже говорили, что слово “Йога” как “Цель”, означает “объединение” или “самадхи” (от сам+а+дха – слиться+ вместе воедино); “вьядхи” (от ви+а+дхи – выходить из себя, расстраивать) противостоит этому, означает разъединение; оно вызывает неприятное чувство “страдания” (“дуккха”) , нарушение покоя (“dis-ease” – нарушение покоя ). Следовательно, “disease” – болезнь, является “викшепа”.

При остром заболевании поврежденная часть тела говорит не только о встрече с определенным повреждающим фактором, оно ещё и о том, что оно успешно “борется” с повреждающим элементом, стремясь уничтожить или нейтрализовать его.  Это справедливо лишь при временном нарушении, и, как считает Йога,в таком лучше оставить тело в покое. Тело само о себе позаботится. В этом случае самой лучшей помощью телу в его борьбе будет не напрягать его лишней работой. Таким образом кажется, что Йога соглашается с современной “натуропатией”, но она  не против применения некоторых специфических методов уничтожения повреждающих факторов,  помогающих в этой борьбе и не приносящих вреда телу и уму. Например, попавшую в тело и нарушившую “равновесие” колючку лучше вынуть, а не полагаться на Природу. Если человек совершенно точно знает вещество, излечивающее определённое заболевание, и уверен что сможет излечить болезнь без побочных эффектов и осложнений, так чтобы организм в далнейшем нормально и самостоятельно функционировал - тогда и только тогда есть основания вмешиваться в естественный ход событий. Вопреки общероинятому мнению, Йога не против таких подходящих и осмысленных методов лечения острых заболеваний. Фактически, большинство йогинов  использует в таких случаях травяные и аюрведические средства, хороший запас которых обычно всегда у них под рукой.

Однако, неострые и хронические заболевания – это совершенно другое дело. Это подпадает под другую категорию. Они показывают, что тело терпит поражение в своей борьбе, оно недостаточно подготовлено к ней. Хроническое заболевание – это знак, говорящий нам, что адаптационные резервы нашего организма нарушены. Йога считает, что причины этого:

1) – нарушение циркуляции крови и лимфы, приводящее к застойным явлениямю и интоксикации;

2) – нарушение системы нервно-мышечных и нервно-гормональных реакций.

Эти две причины  - хронический застой и нарушение нервно-мышечно- гормональных реакций, взаимосвязаны. Так, нарушение нервного контроля приводит к нарушению ритма расширения-сжатия сосудов, усиливая нарушение циркуляции, общей или локальной; когда нервы, мышцы и железы недостаточно снабжаются кровью, они также впадают в соответствующую реакцию, таким образом, порочный круг замыкается, одно нарушение влечет за собой другое. Следовательно, если мы хотим исправить этот процесс, нам необходимо установить причины, приведшие к этим двум нарушениям. Среди таких причин могут быть следующие: плохой душевный настрой или плохие привычки, несбалансированная или неконтролируемая диета, или определенные психологические нарушения, т.е. внутренние конфликты. Всему этому надо уделять должное внимание и следить за тем, чтобы все было в пределах нормы. В  Йоге, рассматривающей человека как единое целое, считается, что лечебные упражнения, или только изменение диеты или психологического настроя, хотя и приведут к некоторым изменениям, но не приведут к полному оздоровлению.

Острые заболевания также остаются в теле и уме, не смотря на то, что нет никаких  видимых симптомов.  Они оставляют после себя некоторые нарушения, которые иногда почти невозможно полностью исправить и восстановить тело.  Обязанность врача – не оставлять пациента на произвол судьбы, а дать ему соответствующие реабилитационные практики, которые необходимо выполнять в течение длительного времени в зависимости от природы болезни и степени повреждений, нанесенных этой болезнью. Человек может считаться “вылеченным”, когда он полностью освобожден от всех, даже малейших, признаков болезни. Грустно сознавать, что в сегодняшней рутине повседневных забот реабилитационные процедуры настолько упрощены, что в результате человек, несмотря на видимое здоровье и подвижность, не способен адекватно противостоять большинству стрессов современной жизни. Это формирует предрасположенность к различным острым либо хроническим заболеваниям. Очень немного людей могут назвать себя полностью “устойчивыми” перед атакой острых заболеваний. Поэтому Йога рекомендует выполнять по крайней мере некоторые процедуры для поддержания “абсолютного” здоровья и “жизнеспособности”.

В лечении болезней существует два подхода к лечению болезней:

первый – это исследование повреждающих факторов, помощь в их устранении и оставление тела для самостоятельного восстановления после избавления его от рук “агрессоров”;

второй – это помощь телу в его успешной и самоотверженной борьбе и победе над повреждениями его собственными силами.

Тело имеет внутреннюю энергию для того, чтобы выработать определенный иммунитет и имеет общую способность успешно противостоять различным повреждающим воздействиям.

С тех пор, как были обнаружены “микробы” и выявлена их роль как возбудителей заболеваний, ортодоксальная медицина по большей части сконцентрировала свое внимание на первом подходе. Нельзя сказать, что второй подход полностью игнорируется, но большинство практикующих врачей уделяют второму подходу гораздо меньшее внимание. После вылечивания острого заболевания наблюдение за пациентом заканчивается, в лучшем случае ему рекомендуется прием витаминов или общеукрепляющих средств. В результате тело, с ослабленными и неэффективно работающими органами оставлено один на один с разрушениями, нанесенными болезнью. Конечно, эта новая идея о том, что каждого пациента надо держать под наблюдением даже после исчезновения остро протекающих болезней, медленно завоевывает популярность, но с ней соглашается все больше и больше врачей, особенно в области физической медицины. Однако, на сегодняшний день физическая медицина больше занята проблемой реабилитации физических  травм, особенно двигательных нарушений, нежели реабилитацией после функциональных расстройств, произошедших в результате либо острых расстройств, либо в результате других нарушений.

Отношение Йоги к проблеме заболеваний такое же, как и ко всему остальному. Йога считает, что лучше заблаговременно укрепить себя, чем впоследствии тратить время на искоренение болезни или  избавление от вызванных ей повреждений. Если вам надо пройти по лесу, усеянному колючками, вы можете идти и собирать по одной все колючки, встречающиеся на вашем пути, но гораздо умнее и легче будет просто надеть подходящую крепкую обувь. “Человеку, надевшему обувь, поистине, вся земля покажется покрытой мягкой выделанной кожей” (Йога Васиштха). Одно из значений слова “Йога” – “Sannahana”, - быть защищенным или хорошо подготовленным. Таким образом, йога больше представляет собой физиологический (умеренный) стресс, укрепляющий механизмы адаптации тела и ума сильнее, а не  искоренение отдельных повреждающих факторов. При лечении болезней усилия Йоги также направлены на развитие внутренних естественных возможностей тела и ума, для того, чтобы помочь им восстановить гомеостатический баланс. В процессе этого, Йога уделяет особое внимание различным естественным очистительным и восстановительным процессам, развивая тем самым собственные адаптационные и регенерационные способности . В йогической терминологии это известно как “нади сиддхи” (‘nadi siddhi’) (особенно в Хатха Йоге) : очищение всех каналов – циркуляции и коммуникации. “Нади” в Йоге обычно означают нерв, но это слово используется также для обозначения какой-либо трубчатой структуры, например, “шактинади” (‘saktinadi’): толстый кишечник, и иногда какой-либо другой канал коммуникации. “Мала-сиддхи” – от корня “мала” – это еще одно имя этого процесса. Слово “Мала”(отходы) в Йоге означает какой-либо фактор, нарушающий сбалансированную работу тела и ума.

Одна из целей Йоги – это соблюдение гигиены и поддержание хорошего здоровья. Хорошее здоровье означает не только отсутствие болезней, но и ощущение энергии и счастья бытия наряду с общей сопротивляемостью организма и способностью легко противостоять вредоносным воздействиям. Это не означает способность работать как-нибудь, это делает человека неспособным быть медлительным и ленивым. “Стьяна” и “аласья” – медлительность и леность – в Йоге называются одним словом – “викшепас”.  Оно подразумевает слабое здоровье, физический либо психологический дисбаланс, и к этому надо подходить со всей серьезностью. К сожалению, такой подход к хорошему здоровью редко встречается в современных ортодоксальных медицинских системах. На сегодняшний день гигиена и ее методы направлены в основном на оздоровление, предотвращение болезней путем уничтожения переносчиков болезней с помощью различных инсектицидов и т.д., предотвращения загрязнения воздуха и воды, соблюдения общей гигиены, усиливая иммунитет посредством применения вакцин и сывороток, и т.д. Все это в высшей степени необходимо с точки зрения общепринятых взглядов на оздоровление, но, при всем уважении к устремлениям современной медицины, можно сказать, что это – “отрицательные меры”. Предотвращая развертывание различных болезней, они делают организм все более хрупким и неспособным “стоять на своих ногах” и активно бороться с болезнью, полагаясь на врожденные защитные силы организма. Постепенно внутренние защитные силы настолько ослабевают, что человек вынужден изучать все больше и больше внешних способов, способных защитить его от повреждающих факторов. В результате тело вообще не может “научиться” противостоять “нападению” и, застигнутое врасплох, полностью капитулирует. Таков закон Природы – неработающий орган постепенно атрофируется и в конце концов отмирает. Человек в своем стремлении ко все большему “комфорту” постепенно утрачивает сопротивляемость организма и здоровье, доставшееся от предков.

В “Велико Войне”, идущей сегодня между человеком и микробами, человек, выигрывая битвы, проигрывает войну! Известно, что микробы постоянно мутируют и хорошо приспосабливаются к новым лекарственным средствам, изобретенным или найденным людьми. В результате человек вынужден каждые несколько лет искать новые способы борьбы. Так что сейчас еще очень рано говорить о том, кто выиграет эту войну. До сих пор человек явно берет верх в этой “гонке вооружений”. Но, ведя эту борьбу с одной стороны,  с другой он теряет свои собственные защитные механизмы по причинам, указанным выше. В добавление ко всему, растущая индустриализация, ускоренные изменения в социальной среде и т.д. ставят человека перед более сложными ситуациями, нежели  его предков, и он оказывается неподготовленным к этому.

Хорошо известно, что, не смотря на то, что общественные оздоровительные мероприятия улучшаются, снижается заболеваемость инфекционными болезнями, но учащаются случаи психосоматических болезней и болезни обмена веществ. Это хронические болезни адаптации.  Наука старается разделить на группы внешние виды помощи – замещающая терапия, транквилизаторы и т.д., но все больше и больше принимается во внимание мнение, что надо искать подход с другой стороны, т.е. тренировать внутренние системы человека для того, чтобы он мог справляться с непредвиденными ситуациями и обстоятельствами. Другими словами, человек должен быть тренирован настолько, чтобы быть способным адаптироваться и приспосабливаться с помощью внутренних сил.

Все, что было сказано выше, было сказано не с целью осуждения общепринятых методов оздоровления, но для того, чтобы взглянуть на проблему с другой стороны. Наряду с вредным влиянием, исходящим от внешнего окружения человека, давно пора также уделять все большее внимание методам развития и расширения области влияния этих внутренних сил, которые присущи внутренней среде человека, для того, чтобы он мог наслаждаться не только отсутствием болезней, но и хорошим здоровьем. Надо отметить, что Йога придает большое значение этому аспекту. Она подразделяет это на три важных шага:

1) – создание правильного психологического настроя,

2) – перестройка нервно-мышечной и нервно-гормональной систем – фактически, всего тела – для того, чтобы иметь способность противостоять бОльшим  стрессам и напряжениям, и, в то же время,

3) – придание большого значение оздоровительной диете и поддержание естественных процессов очищения, при необходимости прибегая к специальным очистительным промываниям и ваннам.

Это составляет три основные направления Йоготерапии.

В Йоге существуют также определенные требования к различным системам организма. В этой книге лишь вкратце сформулированы и логически обоснованы основные требования к проведению процедур Йоготерапии. В отдельной главе указаны ограничения этой терапии и перечислены области, где она может быть наиболее полезна, сформулированы ее показания и противопоказания.

 


2. Создание правильного психологического настроя.

 

*материал готовится...