Прошло достаточно времени с момента опубликования моей статьи "Кайя-Кальпа – система продления жизни". За это время накопилось достаточно вопросов и критических замечаний. Виктор Бойко любезно упорядочил это многообразие в своей статье "Еще одна точка зрения на бессмертие". В рамках данной статьи я хотел бы ответить на вопросы, объяснить недопонятое и по возможности обсудить несколько вопросов, которые кажутся мне спорными. Для этого в некоторых местах придётся цитировать статью Виктора, дабы читатель не терял нить повествования.
На первый и основной на мой взгляд вопрос “..а был ли мальчик???” (в смысле - существовала ли подобная практика в действительности, или ВСЕ народы мира поголовно сговорившись придумали её на пустом месте) можно ответить первым постулатом квантовой психологии – “Ничто не возможно, но всё реально”. Знатоки народного фольклора (которые иногда встречаются на ЙОГА-РУ) несомненно вспомнили бы десяток выражений типа ”Нет дыма без огня” и т.д. Я же, как наверно понятно из моей предыдущей статьи , этот факт допускаю.
На вопрос “Что связывает ордена древности с протоиндийской цивилизацией?” можно сослаться на авторитетное мнение М.Элиаде , который считал капаликов, натхов, сиддхов и агхоров последователями культов аборигенной Индии. Быть может он и другие исследователи ошибочно отождествляют изображение на харрапской печати с Пашупати – признанным божеством тамильских сидхов. Могу лишь констатировать что подобной точки зрения придерживается большинство современных исследователей алхимиии (Powell;Redgrove;Shepard). “Что связывает орден с психоэнергетическими спекулятивными концепциями Тантры, возникшей на много тысяч лет позже” – ответ краток – ЛИНИЯ ПРИЕМСТВЕННОСТИ.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Что касается М.Говиндана – чем он плох в качестве источника? Что касается его НАУЧНЫХ публикаций, то у большинства российских йогов их вообще нет.И это не говоря уже о Горакхнатхе, Гхеранде и Патанджали не успевших защитить диссертаций при жизни. Также несколько удивляют сведения Виктора о нарушении авторских прав на данную книгу. Насколько мне известно (а мне известно точно ) что издательство “САТТВА” в подобных вещах не замечено. Напротив , они добросовестно переводят книги, составляющие золотой фонд современной аюрведы.
Что касается утверждения Виктора что “Все вопросы с долголетием тысячи лет решала и успешно разрешает сегодня традиционная йога, основы которой изложены Патанджали, все остальное, включая и сами религии, и их вариации, к которым принадлежат пресловутые сиддхи, было сочинено позже” – остаётся просто сравнить время написания “Йога-сутры” и хотя бы “Бхагават-гиты” , а также найти в “Йога-сутре” слово “долголетие”.
Вопрос о влиянии поздней Тантры на китайскую алхимию – скорее неверная интерпретация .Речь шла о тамильских сидхах, таких как Агастьяр (7 в. до н.э) и о их же алхимических трактатах. Истоки же даосизма относятся к 5 в. до н.э., а появление рассматриваемых мной орденов (Шан Цин и Линбао) к 4в. н.э. Следовательно, утверждение ”Кайя-Кальпа не имеет никакого отношения к древности и есть продукт, полностью соответствующей временным рамкам сегодняшней цивилизации “ - НЕВЕРНО. К моменту написания “Йога-сутры”(2-4вв н.э) алхимия ситаров существовала не менее тысячи лет.
“В статье также имеет место дикое смешение древнейшей практики асан с поздними тантрическими концепциями, - чакры, энергетические каналы и т.п., о чем нет ни слова у Патанджали и дотантрических комментаторов.” ну это как раз навряд ли.... “Набхичакре кайявьюхаджнанам”(ЙС 3-29) , “Курманадьям стхарьям “(ЙС 3-31), ”Мудраджьётиши сиддхадаршанам”(ЙС 3-32) - это Йога-Сутра Патанджали! Или вот "Вьяса-бхашья" - “концентрация есть фиксация сознания – по способу деятельности – на пупочной чакре, на лотосе сердца,на лучезарном центре в голове, на кончике носа и на прочих подобных местах на теле…”? А вот где у Патанджали “древнейшая практика асан” ? “Асана есть неподвижная и удобная поза” – это о сиршасане,гхерандасане,маюрасане? “Сев неподвижно в удобную позу , расслабься и сосредоточься на бесконечном - тогда прекратится действие противоположностей”(ЙС 2 ,46-48).Читая же о “психоэнергетических спекулятивных концепциях Тантры” остаётся надеятся ,что академик Смирнов не перевернулся в гробу ,узнав что он при жизни научно обосновывал.
“Что же до ртути, к сожалению не нашедшей достойного применения в фармакологии , то, очевидно, невозможность ее микродозировки оказалась в древности столь явной, что этот факт со временем исключил данный металл из сферы непосредственного интереса человека” – ну просто замечательно….Только вспомним, что именно ей цивилизованная Европа обязана остановкой эпидемий сифилиса и туберкулёза, а в аюрведе ртуть применяется до сих пор.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Читая статью Виктора, практически перед каждым абзацем хочется вставить небольшие поправки – как то “вероятно,кажется ,по моему мнению,можно подумать что…”.Так например его пассаж - “непосредственная цель йоги как раз активация парасимпатики, ведущая к глубокому расслаблению тела и сознания.” – входит в явное противоречие с мнением Р.С.Минвалеева(человека в йоге известного, и физиолога с научными публикациями). Вот и думай кому верить….
Ещё один большой кусок “личного мнения” Виктора я цитировать не буду , статья "Еще одна точка зрения на бессмертие" доступна для чтения.Позволю себе пересказать основную суть. Поскольку ,”являясь открытой самоорганизующейся системой (диссипативной структурой, рассеивающей энергию) организм человека не может быть бессмертным, для этого он должен стать системой полностью закрытой, замкнутой, что есть недостижимая идеализация, ибо не обмениваясь с окружающей средой энергией, информацией и веществом живая система необратимо деградирует, распадаясь в итоге на простые биохимические соединения”.Жаль что Виктор не жил в одно время с Патанджали – они бы здорово подискутировали о проблемах кайвальи(обособленности).Уж больно она подходит по описанию под “недостижимую идеализацию”.”Людвиг фон Берталанфи впервые cформулировал понятие живого организма как открытой, самоорганизующейся системы, для которой неприменим второй закон термодинамики, гласящий, что энтропия со временем возрастает до своего максимального значения, что означает неминуемый распад любой структуры и тепловую смерть cтационарной модели Вселенной” – не знаю, что Виктор подразумевал , цитируя этого достойного человека, но рассуждая логически следует, что смерть необязательна для организма (в силу его неподверженности второму закону термодинамики.С другой стороны ряд авторов (Бауэр Э.С., Зотин А.И, В.Н. Крутько, В.И. Донцов) считает , что “старение согласно второму закону термодинамики можно однозначно и количественно определить как процесс накопления энтропии со временем, то есть самопроизвольное увеличение хаоса, что является, в общем, отражением наиболее общих закономерностей существования нашей Вселенной в целом и единственным противодействием такому процессу сомопроизвольного накопления хаоса является поступление энергии извне”.В таком случае старение нельзя отменить (как нельзя отменить второй закон термодинамики) однако можно ввести в сложный процесс другой, противоположный по направленности - процесс накопления негэнтропии в результате притока извне материи, энергии и вещества, обеспечивающий восстановление путем замены структур, разрушаемых в ходе старения. Оставим на совести автора “лежащий на поверхности факт, а именно: традиционная практика асан и пранаям, описанная Патанджали на уровне концепции, ведет к созданию и возможности многократного воспроизведения практикующим условий тотальной регенерации психосоматики”.Ни на одной из поверхностей “Йога-сутры” этого факта замечено не было . Несколько портят эффект и слова В.И.Донцова - “Самоподдержание некоторой структуры - сохранение системы с тем же уровнем энтропии в целом, возможно, в принципе, только за счет привлечения ВНЕШНЕЙ энергии (а также вещества и информации), а не за счет каких-либо изощрений во ВНУТРЕННЕЙ структуре.”
Однако “ поток вещества через систему сопровождается всегда неконтролируемыми изменениями внутри системы с неизбежным накоплением в ней со временем отложений самой разнообразной природы, то есть всегда идет старение организма по типу “ загрязнения”. Никакие естественные системы “очистки” организма принципиально не способны полностью противостоять этому механизму старения”. Следовательно снижение ОТКРЫТОСТИ системы (как на вход , так и на выход) - наиболее характерный признак старения, проявляющийся в снижении адаптационных возможностей организма со временем.
ВЫВОД
С позиций системного подхода Кайя-кальпа – это:
- Стимуляция притока извне материи, энергии и вещества, обеспечивающий восстановление путем замены структур, разрушаемых в ходе старения(диета, применение составов из различных лекарственных растений и минералов и др.)
- Выведения продуктов метаболизма, стимуляции функций органов и клеток, повышения уровня обмена веществ(использование физических упражнений (асан) и дыхательных практик (пранаям) и очистительных процедер (крий) хатха-йоги)