"ХА - ТХА". Написание на санскрите
Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы
-
- Сообщения:39
- Зарегистрирован:Ср мар 23, 2005 3:03 pm
- Откуда:Ростов\Дон
Кто знает, как на санскрите пишутся термины "ха" и "тха"? И где можно это посмотреть?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- *
- Сообщения:89
- Зарегистрирован:Пт окт 29, 2004 2:36 pm
- Откуда:Москва
"Ха" и "Тха" - две буквы (символа) санскритского алфавита. "Ха" - последняя, "Тха" - где-то в середине, не помню. Посмотреть их можно в любом санскритском словаре. Или набрать в яндексе что-нибудь вроде "санскритский алфавит".
Не получится - могу, конечно, нарисовать и отправить. Но скорее всего получится.
Не получится - могу, конечно, нарисовать и отправить. Но скорее всего получится.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Сообщения:39
- Зарегистрирован:Ср мар 23, 2005 3:03 pm
- Откуда:Ростов\Дон
Egan, спасибо за совет! попробовала поискать в яндексе, не нашла
Если тебя не сильно затруднит, пришли, пожалуйста, эти буквы )
Буду очень благодарна:)
Если тебя не сильно затруднит, пришли, пожалуйста, эти буквы )
Буду очень благодарна:)
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- *
- Сообщения:89
- Зарегистрирован:Пт окт 29, 2004 2:36 pm
- Откуда:Москва
-
- Сообщения:1
- Зарегистрирован:Ср ноя 09, 2005 3:01 pm
- Откуда:Киев
-
- Сообщения:39
- Зарегистрирован:Ср мар 23, 2005 3:03 pm
- Откуда:Ростов\Дон
Спасибо большое!:)
только я не совсем поняла, где "ха", а где "тха" извиняюсь за неграмотность )
egan, мой mail _vseLennaya_@mail.ru
только я не совсем поняла, где "ха", а где "тха" извиняюсь за неграмотность )
egan, мой mail _vseLennaya_@mail.ru
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Сообщения:19
- Зарегистрирован:Вс апр 20, 2003 7:07 pm
Первый слог - это "Ха". Он напоминает русскую букву С или серп Луны. Является символом канала Ида-нади.только я не совсем поняла, где "ха", а где "тха"
Второй слог - "Тха". Если в центре круга поставить точку, получится известный символ Солнца. Ему соответствует канал Пингала-нади.
Иногда в йоге используют стиль Ха (лунный, мягкий) и стиль Тха (солнечный, энергичный). А "Ха-Тха" в названии йоги означает "Луна-Солнце", хотя довольно часто их переставляют наоборот (Солнце-Луна). Но, как мы видим, начертание этих слогов говорит само за себя...
.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- **
- Сообщения:121
- Зарегистрирован:Вт авг 02, 2005 4:17 pm
- Откуда:Москва
Ммм...да, надо же, первый раз слышу. А можно ещё какие-нибудь аргументы привести в пользу вашего истолкования ха-тхи?
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Сообщения:19
- Зарегистрирован:Вс апр 20, 2003 7:07 pm
Вот что об этом пишет Т.К.В.Дешикачар ("Сердце йоги", София, 2003, стр.170):А можно ещё какие-нибудь аргументы привести в пользу вашего истолкования ха-тхи?
"Канал «ида» проходит через левую ноздрю, а канал «пингала» — через правую. У них есть другие названия: ха и тха. Это два слога, из которых составлено слово «хатха». Ха представляет канал «ида» и прохладную энергию луны (чандры), а тха представляет канал «пингала» и горячую энергию солнца (сурьи)".
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Сообщения:19
- Зарегистрирован:Вс апр 20, 2003 7:07 pm
А вот фрагмент из книги «Хатха-йога прадипика» (комм. Свами Муктибодхананды Сарасвати). М. Ишвара-Саттва, 2002.
(стр. 32) «Сватмарама далее объясняет, что хатха-йога предназначена для использования в качестве средства подготовки себя к раджа-йоге. Слово «хатха» составлено из двух санскритских корней – ха и тха. Ха означает «луна», а тха – «солнце». Это символическое обозначение пары энергетических сил, присутствующих во всем. Это понятие представляет собой силу разума и прану, или жизненность, жизнеспособность, жизненную силу, которые составляют тело и разум. Луна представляет собой ментальную энергию читты. Это тонкая сила, которая имеет отношение к ментальным слоям. Праническая сила, прана, подобна солнцу; она динамична и активна. Эти две энергии порождают две крайности интроверсии и экстраверсии. И именно практика хатха-йоги позволяет флуктуациям между этими двумя энергиями стать гармоничными и объединиться в одну силу.
В теле имеются специфические пути для канализации этих двух сил. Точно так же, как в электрической цепи имеются специально созданные проводники для проведения потоков положительной или отрицательной электрической энергии, в структуре человеческого тела имеются энергетические каналы. Они известны как нади. Над означает «поток, течение». Ментальная энергия перемешается по каналу ида, который управляет левой стороной тела. Праническая энергия движется по каналу пингала, который управляет правой стороной тела».
.
(стр. 32) «Сватмарама далее объясняет, что хатха-йога предназначена для использования в качестве средства подготовки себя к раджа-йоге. Слово «хатха» составлено из двух санскритских корней – ха и тха. Ха означает «луна», а тха – «солнце». Это символическое обозначение пары энергетических сил, присутствующих во всем. Это понятие представляет собой силу разума и прану, или жизненность, жизнеспособность, жизненную силу, которые составляют тело и разум. Луна представляет собой ментальную энергию читты. Это тонкая сила, которая имеет отношение к ментальным слоям. Праническая сила, прана, подобна солнцу; она динамична и активна. Эти две энергии порождают две крайности интроверсии и экстраверсии. И именно практика хатха-йоги позволяет флуктуациям между этими двумя энергиями стать гармоничными и объединиться в одну силу.
В теле имеются специфические пути для канализации этих двух сил. Точно так же, как в электрической цепи имеются специально созданные проводники для проведения потоков положительной или отрицательной электрической энергии, в структуре человеческого тела имеются энергетические каналы. Они известны как нади. Над означает «поток, течение». Ментальная энергия перемешается по каналу ида, который управляет левой стороной тела. Праническая энергия движется по каналу пингала, который управляет правой стороной тела».
.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- *
- Сообщения:89
- Зарегистрирован:Пт окт 29, 2004 2:36 pm
- Откуда:Москва
Как-то вот не "закрывается" у меня эта тема...
Да, Сватмарама писал о том, что хатха-йога является лестницей к раджа-йоге, но ни про солнце, ни про луну он не писал ни слова.
Gem,
Свами Муктибодхананда Сарасвати и Т.К.В.Дешикачар - наши современники. А какие-нибудь "проверенные временем" источники есть у этой версии?
Да, "ха" напоминает с некоторой натяжкой серп луны. Но, например, буква "та" напоминает его гораздо больше.
Да, если в центр круга "тха" вставить точку... Но ведь никто никогда ее туда не вставлял и не вставляет.
Ни "ха", ни "тха" отдельными существительными не являются, "хатха" имеет значения: сила, принуждение, необходимость. (Ни планет, ни ноздрей, ни каналов.)
Кто-нибудь, проясните ситуацию, пожалуйста!
Да, Сватмарама писал о том, что хатха-йога является лестницей к раджа-йоге, но ни про солнце, ни про луну он не писал ни слова.
Gem,
Свами Муктибодхананда Сарасвати и Т.К.В.Дешикачар - наши современники. А какие-нибудь "проверенные временем" источники есть у этой версии?
Да, "ха" напоминает с некоторой натяжкой серп луны. Но, например, буква "та" напоминает его гораздо больше.
Да, если в центр круга "тха" вставить точку... Но ведь никто никогда ее туда не вставлял и не вставляет.
Ни "ха", ни "тха" отдельными существительными не являются, "хатха" имеет значения: сила, принуждение, необходимость. (Ни планет, ни ноздрей, ни каналов.)
Кто-нибудь, проясните ситуацию, пожалуйста!
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Сообщения:19
- Зарегистрирован:Вс апр 20, 2003 7:07 pm
Вообще-то Т.К.В.Дешикачар продолжает традицию своего отца Т.Кришнамачарьи. А это вполне "проверенный временем" учитель. К сожалению, сам автор текста, Сватмарама, давно оставил этот мир.Свами Муктибодхананда Сарасвати и Т.К.В.Дешикачар - наши современники. А какие-нибудь "проверенные временем" источники есть у этой версии?
В принципе, слово "йога" тоже можно перевести как "узда, обуздание", а кто-то предпочитает "единение, единство", - кому что ближе.Ни "ха", ни "тха" отдельными существительными не являются, "хатха" имеет значения: сила, принуждение, необходимость. (Ни планет, ни ноздрей, ни каналов.)
"Солнце-Луна" – здесь имеются в виду не планеты, а скорее "день и ночь", то есть пары противоположностей, как Ян и Инь, (+) и (-) и т.д. В этом смысле "хатха-йога" можно перевести как "единство противоположностей". (Это подразумевает работу с полушариями мозга, каналами и т.д). Конечно, тут уже более тонкий смысл, так сказать, намек. Намек есть намек, он не обязан быть на 100% очевидным. То же и с начертанием слогов. Кстати, у Сватмарамы в тексте (шлока 2 и др.) написано "хатха видья", то есть "хатха-знание".
Что касается самих слогов, ха и тха, скорее всего, они ассоциируются с какими-то санскритскими словами, которые связаны с парой противоположностей (возможно, с именами Луны и Солнца). Это уже вопрос к специалистам по санскриту. Попробуйте спросить в соотв. форуме.
Кстати, в одном из словарей я нашел такой комментарий к слогу "тха": "От слова титтхати - стояние как противоположность лежанию или движению".
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- *
- Сообщения:89
- Зарегистрирован:Пт окт 29, 2004 2:36 pm
- Откуда:Москва
БКС Айенгар, тоже продолжатель традиции Кришнамачарьи, называет хатха-йогу "искусством воли".Gem писал(а):Вообще-то Т.К.В.Дешикачар продолжает традицию своего отца Т.Кришнамачарьи. А это вполне "проверенный временем" учитель.
Согласитесь, Gem, такое понимание ближе к "словарному" значению слова, нежели к символическому.
Собственно, в том, что оба значения имеют право жить, нет никаких сомнений. Какое из них первично - вот вопрос.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- Сообщения:19
- Зарегистрирован:Вс апр 20, 2003 7:07 pm
Конечно, для занятий йогой требуется немалая воля. Однако, если воля перевешивает, то начинает страдать тело, ведь оно живет скорее в мире ощущений и эмоций. Вот тут мы и приходим к идее равновесия противоположностей и целостности (иногда через целительство).egan писал(а):БКС Айенгар, тоже продолжатель традиции Кришнамачарьи, называет хатха-йогу "искусством воли".
Да, согласен. Но согласитесь, Egan, что "словарное" значение, лежащее на поверхности, вряд ли может быть глубже скрытого, символического значения.egan писал(а):Согласитесь, Gem, такое понимание ближе к "словарному" значению слова, нежели к символическому.
Собственно, в том, что оба значения имеют право жить, нет никаких сомнений. Какое из них первично - вот вопрос.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- *
- Сообщения:89
- Зарегистрирован:Пт окт 29, 2004 2:36 pm
- Откуда:Москва
Какая разница, какой смысл глубже?
Я же не санскритолог. И не хатхавед. (А Вы?)
Первичный смысл в названии технологии содержит ключ к пониманию ее практической составляющей. Даже если он неглубокий и плоский, как доска.
Что является изначальным инструментом хатхи - усилие или уравновешивание - можно понять, выяснив изначальное значение слова.
И красота образов здесь не имеет вообще никакого значения, так же как, например, не имеет никакого значения для результата красота прически футболиста.
Я же не санскритолог. И не хатхавед. (А Вы?)
Первичный смысл в названии технологии содержит ключ к пониманию ее практической составляющей. Даже если он неглубокий и плоский, как доска.
Что является изначальным инструментом хатхи - усилие или уравновешивание - можно понять, выяснив изначальное значение слова.
И красота образов здесь не имеет вообще никакого значения, так же как, например, не имеет никакого значения для результата красота прически футболиста.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |