Когда говорят об индийской медицине, обычно имеют в виду Аюрведу. Однако, аюрведа – лишь одна из четырёх официально признанных медицинских систем в Индии. Помимо неё существуют аллопатия (именуемая в индии «английской медициной»), унани (мусульманская медицина, основанная на достижениях греко-персидской школы) и сиддха-медицина (которая считается прародительницей аюрведы и распространена на юге Индии). Следует отметить, что Тамил Наду, где в основном распространена сиддха-медицина – это своего рода государство в государстве, со своим языком, письменностью, историей и культурой. Кроме того, тамилы, являясь потомками дравидов (аборигенного населения Индии), до сих пор придерживаются активной антибрахманской и антихинду-позиций, не желая ассимилироваться в «дружную семью» населения Индостана.
Сиддха-медицине обучаются по интенсивной четырехлетней программе в правительственном колледже сиддха-медицины в городе Палаямкоттай (округ Тинневели), выпускникам которого присваивается степень доктора сиддха-медицины. Другой колледж был недавно открыт в Палани (Тамил Наду).
Большая работа по расшифровке медицинских рецептов, содержащихся в древних текстах сиддхов, проводится в правительственном исследовательском центре медицины сиддхов в Арумбаккаме (Ченнай), а также в правительственном колледже сиддха-вайдья в Палаямкоттае. Тексты сиддхов, а их насчитываются сотни, находятся в распоряжении этих двух организаций, а также в частных коллекциях и у многих сиддха-вайдьев, практикующих традиционную медицину в Южной Индии. Выдающийся исследователь тамильской культуры Каммил Звелебил обнаружил большое количество неопубликованных работ сиддхов в Британском музее и в Королевскской копенгагенской библиотеке. Работа по переводу тамильских текстов ещё только начинается. Работа эта трудная и кропотливая, т.к. большинство текстов написано «сумеречным» (сандхья) языком, т.е в виде метафор и иносказаний, истинный смысл которых открывает ученику его Гуру. Кроме того, один и тот же текст может иметь несколько смысловых слоёв в зависимости от данных ученику «ключей».
Когда мы были в Индии, нам посчастливилось познакомиться с доктором Моханраджем, практикующим сиддха-медиком, который любезно ответил на наши вопросы. Объём информации, которую мы получили за время общения очень велик, поэтому мы приводим лишь выдержки из наших бесед.
Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах о сиддха-медицине. Что это и откуда она произошла?
МОХАНРАДЖ: Сиддха-медицина была основана сиддхами. В Тамил Наду почитаются восемнадцать сиддхов, все они пришли из разных мест. Их Гуру был господь Шива. Шива научил всем премудростям медицины свою жену Шри Парвати Дэви, она передала учение Нанди Девару, от Нанди Девара оно перешло к Тирумулару. А у него была группа учеников, среди которых семнадцать были самыми преуспевающими; как говорят, это и были сиддхи. Восемнадцатым сиддхом был сам Тирумулар.
Также есть еще одна линия, которая идет от Муругана – сына господа Шивы. Эта линия называется Агастьяр-варгам. Господь Муруган поведал все секреты сиддха-медицины сиддху Агастьяру. А у того была группа учеников-последователей – на тамильском варгам. Их он научил всему, что знал сам. Таким же образом Тирумулар поведал все, что знал, своим ученикам. Отсюда и взяла свое начало сиддха-медицина.
Каковы основные различия между сиддха-медициной и аюрведой, которая уже достаточно широко распространена в западных странах?
МОХАНРАДЖ: Да, хороший вопрос, так как сиддха-медицину и аюрведу люди часто путают. Сиддха-медицина была основана сиддхами, а аюрведа – риши. В Индии много разных видов святых. Люди, которые могут приготовить эликсир – лекарство, дарующее долгожительство и бессмертие, – называются сиддхами. Они бессмертны и могут принимать любую форму, обитая в любой из пяти стихий (земле, воде, огне, воздухе и пространстве). Риши же, в отличие от сиддхов, смертны. Это обычные люди, ведущие жизнь святых. Они выглядят как нормальные люди. Сиддхи же выглядят как безумные, и обычный человек не может отличить сиддха от сумасшедшего. Хотя при этом сиддхи несказанно умны! Сиддхи – это реинкарнация господа Шивы, а риши – их ученики.
Таким образом, сиддха-медицина происходит от сиддхов, и аюрведа – от риши. В аюрведе, в отличие от сиддха-медицины, изначально использовались только травы, а прочие препараты (например, абхрака бхасма, лоха бхасма, шиладжит) уже позже были переняты из сиддха-медицины. Часть препаратов, пришедших в аюрведу из сиддха-медицины, сохранили свои прежние тамильские названия, а некоторые, по сути являясь теми же препаратами, получили новые названия на санскрите. Например, препарат, называвшийся на тамильском айм, в аюрведе получил санскритское название лоха. В сиддха-медицине мы не прибегаем к санскритским названиям, а пользуемся старыми названиями на тамильском – красивом древнем языке.
Таким образам, все минералы, яды и экстракты животных, применяемые сейчас в аюрведе, изначально принадлежали сиддха-медицине.
Какие препараты используются в сиддха-медицине?
МОХАНРАДЖ: Сиддха-препараты приготовляются из трех типов сырья: трав, минералов (например, фосфора) и солей (в том числе и ядовитых). А также из различных обычных солей, которые также используются и в аюрведической медицине, и в западной медицине. Однако в приготовлении они очень сложны. Например, если мы возьмем сырой материал – он может вызвать сильную диарею, но если обработать его с помощью определенных травяных отваров, то лекарство можно использовать для прекращения диареи. Почувствуйте разницу...
Помимо этого мы используем экстракты животных, например, экстракт овечьей селезенки. Все это мы используем в сиддха-медицине. Но некоторые вещи приходится держать в секрете. Полное знание мы можем раскрыть только по-настоящему верному ученику, и впоследствии он должен пройти определенное испытание. Но это тоже секрет J. И беремся за обучение мы только в том случае, если уверены, что человек будет использовать знание на благо другим людям, а не для набивания собственного кармана.
Таким образом, в сиддха-медицине мы используем следующее сырье: травы, минералы и экстракты животных.
Очищая яд, мы превращаем его в лекарство. Примерно так же, как вы делаете это с пчелиным ядом (смеется). (Стоит отметить, что в рамках обмена опытом по марма-массажу Сергей Агапкин продемонстрировал на докторе активизацию марм мазью с пчелиным ядом, что произвело на того неизгладимое впечатление.) У меня в клинике вы можете видеть и яды – сырой материал, и лекарства – очищенные препараты. Если вы примете маленький кусочек неочищенного сырья, вы умрете в течение нескольких минут, но если незамедлительно съесть сырое яйцо, вы будете спасены.
Какое количество препаратов используется в сиддха-медицине и насколько сложно их приготовить?
МОХАНРАДЖ: Огромное количество препаратов, и в приготовлении многие из них очень сложны. К примеру, если мы хотим приготовить препарат из трав, прежде всего мы должны найти то место, где растут эти травы, набрать их, промыть и высушить в закрытой, но хорошо проветриваемой комнате, избегая попадания солнечного света. Затем сырье нужно превратить в порошок и очистить (например, несколько раз отварив в коровьем молоке, разведенном водой в определенной пропорции). Это что касается трав. Но если мы говорим о ядах, то превращение их в лечебные препараты может потребовать гораздо больше времени, вплоть до нескольких месяцев. Однако есть и такие препараты, которые в приготовлении очень просты, несколько часов – и Вы имеете готовое лекарство.
Может ли человек принимать те или иные препараты не по предписанию врача, а по показаниям?
МОХАНРАДЖ: Нет, ни в коем случае. Мы всегда должны консультироваться с хорошим специалистом по сиддха-медицине. К примеру, я в колледже не учился, свои знания я имею благодаря традиции, их дал мне гуру. Он учился у своего гуру, а тот – у своего. Такой способ передачи знания называется гуру-парампара. Он не основан на семейной передаче, знание передается от учителя к ученику.
Так вот, когда человек чувствует недомогание, он не должен принимать сиддха-лекарство только потому, что у него возникли какие-то симптомы. Подбор сиддха-препаратов никогда не основывается на признаках и симптомах, он основывается на знании о тридоше – вате, пите и капхе. Сиддха-медицина ориентируется не на симптомы, а на первопричину заболевания. К примеру, если у вас болит шея, этому может быть множество причин: мышечная боль, шейный остеохондроз, головная боль, невралгия… То есть причин, по которым может болеть шея, огромное количество. Таким образом, сиддха-медицина ориентируется не на симптомы, а на первопричину, на состояние дош. Вот почему обычный человек не должен принимать сиддха-препараты, желая избавиться от какого-то симптома. Он может причинить себе вред.
Что представляет из себя диагностика в сиддха-медицине?
МОХАНРАДЖ: Основными диагностическими методами сиддха-медицины являются диагностика по пульсу и исследование мочи. Исследование мочи представляет собой следующее: в емкость с мочой помещаются определенные травы, и затем все это оставляется на солнце. Через какое-то время с мочой начинают происходить изменения, которые позволяют нам судить о состоянии больного.
Как выглядит лечение в сиддха-медицине?
МОХАНРАДЖ: Прежде всего, мы должны диагностировать пациента, а начинается диагностика прямо с порога. Когда пациент заходит в комнату, врач должен наблюдать за своим дыханием, если воздух свободнее проходит через правую ноздрю, значить лечить этого пациента будет легко, если же через левую – будут определенные трудности. На тамильском это называется сарайохам (санскр. – сварайога).
Итак, нужно продиагностировать пациента, затем рассказать ему о его состоянии, какие лекарства мы собираемся ему дать, какую диету он должен будет соблюдать и о прочих ограничениях. Например, если человек принимает расасиндур (препарат из ртути, золота и серы), он должен ограничить время пребывания на ярком солнце, если пациент болен астмой или другими легочными заболеваниями, он должен меньше бывать на холоде. Диета также очень важна, так как некоторые продукты могут снижать целебный эффект определенных лекарств. И затем мы наблюдаем пациента примерно раз в неделю, а после – раз в месяц, отмечая изменения его состояния, и, если надо, изменяя предписания.
Как выглядит обучение сиддха-медицине? Сколько времени занимает? Существуют ли государственные программы?
МОХАНРАДЖ: В древние времена сиддх отбирал несколько истинно преданных учеников и передавал им свое знание. Он никогда не обращался с ними как учитель с учениками, но исключительно как с сыновьями: на первом месте были доброта, любовь и привязанность. Сиддх отбирал мальчиков в возрасте пяти лет, поселял их в саду – на тамильском языке мы называем такое место гурукулам – давал им кров, еду, одежду – все, воспитывал и обучал как родных сыновей. До пяти лет родители заботились о мальчиках сами, а в пять лет отправляли их в гурукулам, и дальше обо всем уже заботился гуру. Когда ученики подрастали (примерно до возраста 20-ти лет), гуру предлагал им испытание, которое должно было показать, насколько они освоились в поиске и подборе трав и во всех остальных премудростях сиддха-медицины. Так было в прежние времена.
Теперь обучением сиддха-медицине занимаются государственные сиддха-колледжи, каких много в Чинае и Палем Поти.
Насколько качественное образование предлагают сиддха-колледжи?
МОХАНРАДЖ: Об этом никто не задумывается. Главное, чтобы у студента были хорошие отметки по предметам, и все. По моему мнению, качество государственного образования оставляет желать лучшего. Мой гуру учил меня восемь лет, и до сих пор я еще учусь, я еще не знаю всего. Только вчера я был у своего гуру, и сегодня, с его благословения, я работаю над лекарством. Без совета гуру я не берусь за приготовление ни одного лекарства.
Что будет, когда Вашего гуру не станет?
МОХАНРАДЖ: Гуру знает, когда он уйдет. Не знаю, достоин ли я даже говорить о нем. Он святой. Очень хороший святой. Он мой отец, он мой Бог. Не знаю, какими еще словами я могу его описать. Он мой единственный Бог и единственный учитель. Он никогда не умрет, он всегда будет со мной. Сейчас он жив, и он знает, когда умрет, и я тоже знаю, когда это произойдет, знаю день и час. И я верю, что прежде чем он уйдет, он научит меня всему. И даже после кончины душа моего гуру будет со мной, вдохновляя и благословляя меня. (Смеется) Наши отношения не похожи на отношения отца и сына, Бога и верующего. Это нечто-то большее. Наши души неразделимы. Это высшая форма любви (смеется).
Назовите, пожалуйста, основные тексты по сиддха-медицине.
МОХАНРАДЖ: Сложно выделить тексты, посвященные именно сиддха-медицине. Труды восемнадцати сиддхов включают в себя более десяти тысяч книг. В нашем распоряжении есть всего лишь некоторые из них. К тому же многие травы, на которые ссылаются сиддхи, теперь уже недоступны (например, леса, где произрастали определенные травы, теперь отданы под земледелие), поэтому нам приходится выбирать те препараты, которые возможно приготовить в нынешних условиях. Таким образом, мы должны читать все доступные тексты, а затем адаптировать полученную информацию под нынешние условия.
Могли бы Вы назвать три основные книги?
МОХАНРАДЖ: Не три, гораздо больше. У меня больше десятка книг, например, Богар «Семь тысяч» (Богар – один из сиддхов, и он написал семь тысяч стихов по медицине), Тирумулар «Ньяна Виджняна», Карура «Варахавиям», Агастьяр «Панирайрам» (панирайрам означает двенадцать тысяч, то есть из названия видно, что Агастьяр написал двенадцать тысяч стихов по медицине), помимо этого Агастьяр писал о хирургии, книга называется «Ранавейдиям», что означает «О хирургии». И многие другие.
Совмещаете ли Вы в своей практике аюрведические, аллопатические, гомеопатические и прочие методы, или практикуете чистую сиддха-медицину? И если да, то почему?
МОХАНРАДЖ: Я использую все вышеперечисленные методы. Все зависит от состояния пациента. Предположим, ко мне попадает пациент в состоянии эпилептического припадка. Я должен оказать ему немедленную помощь, чтобы остановить конвульсии. В выборе лекарства я ориентируюсь на соотношение его дош, а также на то, какие лекарства в данный момент есть в моем распоряжении. Если в данный момент у меня нет необходимого сиддха-препарата, я прибегаю к гомеопатии. Таким образом, все зависит от состояния пациента и от наличия препаратов. Например, если посреди ночи ко мне придет пациент с сильной болью в спине, я дам ему аллопатический препарат, чтобы остановить боль, а уже утром приступлю к варма-массажу.
Что Вы думаете о развитии индийских методов исцеления в других странах, где другой климат, другая пища, другие растения, травы?
МОХАНРАДЖ: Вы задали мне очень хороший вопрос. Здесь необходимы исследования. Например, российские условия очень отличаются от индийских. В России температура может опускаться сильно ниже нуля, я прав? Здесь же, в Индии, температура часто превышает тридцать градусов по Цельсию. Поэтому необходимо проводить исследования местных жителей, так как отличие климатических условий непременно скажется на дошах. Это первое. Второе – это еда. Здесь мы едим очень острую пищу, о том, что принято есть у вас, я не знаю, поэтому сказать ничего не могу. И третье – это привычки, образ жизни. Например, если мы знаем, что человек привык питаться нерегулярно, мы понимаем, что тем самым он повышает вату; если он ведет малоподвижный образ жизни, повышая уровень холода в организме, он повышает капху; частое употребление чая, кофе и пр. повышает питу. У меня нет опыта работы за границей, мои пациенты – это жители Карура. Но несмотря на это я считаю, что сиддха-медицина должна быть известна во всем мире. Она должна быть доработана и известна каждому, так как европейская аллопатическая медицина очень опасна, она очень токсична, а о побочных эффектах я и не говорю. В то время как тщательно приготовленный сиддха-препарат абсолютно безвреден и не имеет никаких побочных эффектов. Поэтому я считаю, что люди во всем мире должны использовать такие прекрасные медицинские системы, как аюрведа и сиддха-медицина, и применять их в повседневной жизни. К сожалению, чтобы действительно добиться этого, нужны очень большие деньги, нужна команда и поддержка правительства. Один человек не сможет сделать этого.
Чтобы Вы могли бы пожелать нашим читателям?
МОХАНРАДЖ: Российским читателям я бы хотел пожелать регулярно заниматься йогой, сохраняя прекрасное здоровье на протяжении долгих лет. Это первое. И второе – отказаться от аллопатической медицины, которая опасна и имеет множество побочных эффектов, и обратиться к аюрведе и сиддха-медицине, самому могущественному способу исцеления!
В апреле этого года состоится семинар доктора Моханраджа в Москве. Семинар будет посвящен сиддха-медицине, а также варма-традиции и применению навыков работы с вармами в процессе практики йоги. Комментировать д-ра Моханраджа будет Сергей Агапкин.
По вопросам относительно семинара пишите на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.