ул. Ленинский проспект дом 37 корпус 1 Москва, Россия
8 (495) 023-65-00
увеличитьУ вас есть немного времени?
Тогда "отя-ни симасё" - "попьем чаю"!
Эта фраза является одной из самых популярных и самых древних в японском языке.
Она "ломает лед" и сокращает дистанцию между людьми...(читать дальше)

The Japan Times © Каори Сёдзи

 

 

 

В основе чайной церемонии, воплотившей дух дзэн, лежат четыре принципа:
- гармонии,
- почтительности,
- чистоты и
- спокойствия
(вакэй-сэйдзяку).

Чайный дом — не только обитель простоты и покоя, но и обитель справедливости.
Здесь нет высоких и низких, знатных и незнатных.
Все равны перед красотой, все равны перед природой.

Другое дело, что идеалы дзэн неосуществимы в реальном мире социальных разграничений.
Чайная церемония — это попытка отвлечься от текущей жизни, найти красоту и утешение в искусственно созданных условиях.

Мастера дзэн надеялись восполнить отсутствие внешней свободы свободой внутренней.
Но внутреннее и внешнее нераздельны, связаны, как инь — ян, — одного нет без другого.
Правильно сказал Макото Уэда:
«Можно ли в самом деле найти абсолютное успокоение духа в чайной церемонии?
Можно ли действительно обрести полный покой вне земной жизни, оставаясь по сю сторону смерти?
Словом, можно ли относиться к жизни как к искусству?
Печально, но факты говорят об обратном.
Рикю умер трагической смертью, получив от могущественного правителя Японии, своего бывшего покровителя, указ покончить с собой.
Содзи умер еще более мучительно: ему перед казнью отсекли уши и нос.
Можно строить разные догадки по поводу столь тяжелого наказания.
Но ясно одно: их насильственная смерть явилась следствием глубокого непонимания человеческой жизни – политической, деловой, семейной.
Чайные мастера не должны были пренебрегать жизнью во имя искусства, потому что искусство есть часть самой жизни».

Японская художественная традиция © Т.П. Григорьева