The Japan Times © Каори Сёдзи
В основе чайной церемонии, воплотившей дух дзэн, лежат четыре принципа:
- гармонии,
- почтительности,
- чистоты и
- спокойствия
(вакэй-сэйдзяку).
Чайный дом — не только обитель простоты и покоя, но и обитель справедливости.
Здесь нет высоких и низких, знатных и незнатных.
Все равны перед красотой, все равны перед природой.
Другое дело, что идеалы дзэн неосуществимы в реальном мире социальных разграничений.
Чайная церемония — это попытка отвлечься от текущей жизни, найти красоту и утешение в искусственно созданных условиях.
Мастера дзэн надеялись восполнить отсутствие внешней свободы свободой внутренней.
Но внутреннее и внешнее нераздельны, связаны, как инь — ян, — одного нет без другого.
Правильно сказал Макото Уэда:
«Можно ли в самом деле найти абсолютное успокоение духа в чайной церемонии?
Можно ли действительно обрести полный покой вне земной жизни, оставаясь по сю сторону смерти?
Словом, можно ли относиться к жизни как к искусству?
Печально, но факты говорят об обратном.
Рикю умер трагической смертью, получив от могущественного правителя Японии, своего бывшего покровителя, указ покончить с собой.
Содзи умер еще более мучительно: ему перед казнью отсекли уши и нос.
Можно строить разные догадки по поводу столь тяжелого наказания.
Но ясно одно: их насильственная смерть явилась следствием глубокого непонимания человеческой жизни – политической, деловой, семейной.
Чайные мастера не должны были пренебрегать жизнью во имя искусства, потому что искусство есть часть самой жизни».
Японская художественная традиция © Т.П. Григорьева