Вчера стартовало знаковое в российском мире йоги действо – трехдневная Конференция «Наша йога». Великие и ужасные (в смысле масштаба своего величия) учителя, отцы-основатели йоги на тогда еще советском пространстве собрались в центре «Прана» на Тимирязевской. 
Лично я не знала, чего и ожидать. Лечу в Прану на всех парах, открываю дверь и попадаю в тепло-светлый утопический мир, где угощаешься вегетарианскими вкуснятинами и то и дело оказываешься лицом к лицу с человеком-легендой вроде Анатолия Зенченко или Виктора Ван Кутена…
Михаил Галаев, владелец «Праны», который и сгенерировал идею этой Конференции, рассказывает о своей «скромной» миссии:
«В России многие знают иностранных преподавателей, но не имеют представления о наших, российских и украинских учителях, которые прошли огромный путь в йоге и достойны не меньшего внимания. Поэтому на Конференции мы хотели познакомить с ними наших учеников. Конференцию мы проводим второй год, и на этот раз хотелось пригласить «особенных» гостей, и нам это удалось: к нам в гости приехали Андрей Лаппа и Виктор Ван Кутен. Встретиться с учителями йоги такого масштаба – это действительно уникальная возможность. Все мастер-классы идут параллельно, и это тоже хорошо. Людям приходится делать осознанный выбор, к кому именно пойти – а это уже йога . Но мы понимаем, что хочется попасть и к Лаппе, и к Ван Кутену – поэтому расписание позволяет побывать на занятиях и того, и другого».

Йоги – народ, не особо любящий формальности, но Конференции надо дать какой-то запуск. И вот организатор Юля дает отмашку, и вот оно – Открытие. В центре зала появляется пара, представляющая пока еще экзотический, но набирающий популярность вид йоги – акройогу. Ребята предупреждают: даже в этом парном стиле главное – собственная практика каждого. Как ни странно, взаимодействие и «чувство партнера» - это еще не все: чтобы гармонично войти в контакт телом другого человека, надо для начала как следует разобраться со своим. И все же когда ребята приступают к демонстрации, становится очевидным, что понимают они друг друга без слов и сливаются в единое целое. Мускулистый Антон Катерин так и эдак вертит свою миниатюрную партнершу, которая в это время перетекает из одной асаны в другую «в невесомости». Ну да что слова – это видеть надо. А лучше – пробовать.


 

После столь красивого «пролога» на подиум по очереди выходят учителя, чтобы представить свои мастер-классы. Собственно, все их можно увидеть в расписании. И все ж поделюсь услышанным. Андрей Дидык, приехавший из Киева, проведет три семинара: на первом – знакомимся с собственным телом, его неровностями и неисправностями, и узнаем, как оно должно быть в оптимальном варианте; на втором – чувствуем различие между напряжением и расслаблением в асане и учимся входить в поток, на третьем – познаем равновесие формы.
Анатолий Зенченко, тоже прибывший из Киева, интригует обещанием раскрыть тайны своего авторского стиля – Ишвара-йоги. «Многое из того, что вы узнаете, перевернет вас с ног на голову». Любопытство подогрето не на шутку, хотя лично я бы предпочла быть поставленной на голову.

Артем Фролов из Петербурга посвятит свои семинары йогатерапии (ибо, по его признанию, именно она-то многим из нас и нужна!): он расскажет о межпозвоночной грыже – что, почему и как с этим справиться, а затем о варикозе. Отнюдь не мифические темы.

Дмитрий Демин, преподаватель из самой же «Праны», обещает беседу о «Йога-сутрах Патанджали» - веками читаемом и почитаемом йоговском тексте. «Я расскажу вам, почему это не сказки из далекой страны, написанные древним дядей. Этот текст актуален для нас с вами, здесь и сейчас», - говорит Дмитрий явно искренне, ибо вторая яма йоги – правдивость.
Максим Цугуй, приехавший тоже из Киева, вызывает ассоциации с гламурными журналами (не в обиду ему будет сказано): слишком уж много красивых мускул в его теле. Собственно, один его семинар посвящен эстетике тела и коррекции фигуры, а второй – питанию. Ну так не единой философией сыт человек. 

На десерт - Виктор Ван Кутен. Это один из самых заслуженных учителей в мире, практикующий йогу с 1966 году. Когда-то он преподавал в традиции Айенгара, но после тяжелой травмы отошел от нее и взялся за поиски собственного метода. Сегодня он ведет семинары по всему миру, и в Россию приехал второй раз. На Конференции его занятие посвящено работе с энергетическим телом. Виктор сказал буквально пару слов, и суть их сводилась к простой истине: слова – это пустое, а истинная йога – это практика.
После этого грех к ней не приступить, и мы расходимся по залам. Я попадаю на занятие Андрея Дидыка. Оно длится два часа, однако все это время мы учимся… Стоять! Простая стойка прямо, тадасана – то, с чего начинается сурья-намаскар. То, с чего начинается наше утро, когда мы поднимаемся с кровати. Оказывается, если разобрать по деталям то, как вы стоите, обнаружится куча неполадок – слишком прогнута вперед грудь, чересчур вытянута вперед шея, залом в пояснице, оттопырена попа. В общем, у каждого своя «изюминка», а с нее-то и начинаются все «шаблоны тела» - неправильные (а значит, неэффективные) позы, которые мы принимаем неосознанно и которые порождают болезни. Все дело в неправильной работе мышц: одни перенапрягаются, другие вообще не работают. И чтобы жить с прямой спиной, надо все это выявить и перераспределить мышечное напряжение… 
После занятия Андрей говорит: «Я работаю с сознанием через тело. Можно назвать это хатха-йогой, хотя ни к какой школе я себя не приписываю. С тела все начинается. В простых позах, как тадасана, легче понять основу, без которой невозможна йога, невозможен поток. И только после этого можно идти дальше».
Затем я отправляюсь к Анатолию Зенченко, дабы познать его Ишвара-йогу. Однако как он сам признается, ничего сверхъестественного в его методе нет. Это результат 20-летней практики. «Я пытаюсь все делать так, чтобы и асана получалась, и мне было хорошо. Суть метода – постоянно сохранять внутреннюю целостность, когда в любой асане счастлива каждая часть моего тела. Если этого счастья нет, мы изнутри разделены на куски, которые не знают, как им взаимодействовать в пространстве. Чтобы стать целостным, нужно прийти в состояние воды – когда подвижность максимальна, и в то же время собранность тоже максимальна». Анатолий просит забыть нас понятие «рабочая боль». «Ваше тело не может говорить, зато может болеть. И если вы упорно пыхтите и говорите ему «терпи!», однажды оно порвется». Внутреннюю целостность же он учит достигать через работу «из центра», который, не мудрстуя лукаво, можно найти где-то в середине между головой и пятками. То бишь на уровне пупка. А еще одна хитрость – держать во время практики три бандхи – три внутренних «замка».

А потом мы пытаемся все это ощутить и встаем в чатуранга-дандасану без опоры на руки. Левитировать не получается, зато приходится как следует втянуть в себя пупок – и вот она родимая, удийяна-бандха! И действительно, когда руки мы все-таки возвращаем на место, они оказываются не так чтобы и нужны: удийяна забирает с них напряжение, честь ей и хвала!
В том же духе мы делаем еще пару-тройку асан: скрутки в стиле маричи-асаны без опоры на руки, собака мордой вниз и пр. и пр. Обнаруживается неизведанные прежде мышцы и ощущения – причем самые что ни на есть безболезненные!
Под занавес Анатолий Зенченко приглашает всех в Индию на свой семинар, который будет проходить в январе на берегу океана! Весьма и весьма заманчиво…
Итак, первый день Конференции насыщен, и впереди еще множество мастер-классов. А чтобы успеть на них и не пропустить самое интересное, я заканчиваю свой рассказ и убегаю!