Составление рецептов
Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff
Уважаемый Сергей!
Можно ли поинтересоваться? Из каких соображений вы составляете тот или иной рецепт из трав? В качестве исходных данных вы обычно запрашиваете соотношение дош, результаты анализов, поставленные диагнозы и т. д., а на выходе даете конкретный рецепт до 10 компонентов в определенных пропорциях. Если это не профессиональный секрет, то каков алгоритм составления сборов?
Борис.
Можно ли поинтересоваться? Из каких соображений вы составляете тот или иной рецепт из трав? В качестве исходных данных вы обычно запрашиваете соотношение дош, результаты анализов, поставленные диагнозы и т. д., а на выходе даете конкретный рецепт до 10 компонентов в определенных пропорциях. Если это не профессиональный секрет, то каков алгоритм составления сборов?
Борис.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Отчего же не поинтересоваться?
Алгоритмы составления многокомпонентных сборов неоднократно описывались, к примеру в книгах "Растения тибетской медицины. Опыт фармакогностического исследования.", "Лекарствоведение в тибетской медицине". Также весьма интересны в этом плане работы Олега Дмитриевича Барнаулова, "Фармакотерапия с основами фитотерапии" Пастушенкова и Лесиновской.
Базовый алгоритм индо-тибетской медицины: жар-холод - доши - органы и ткани. Теоретически возможен подбор одного растения, идеально "вписывающегося" в картину заболевания, хотя конёк данной традиции - оперирование блоками растений. Также есть некоторое отличие в сборах "очищающих" и "успокаивающих" - первые ближе к изложенному алгоритму и применяются чаще в стадии ремиссии, вторые допускают более вольное сочетание и применяются в острых стадиях.
Алгоритмы составления многокомпонентных сборов неоднократно описывались, к примеру в книгах "Растения тибетской медицины. Опыт фармакогностического исследования.", "Лекарствоведение в тибетской медицине". Также весьма интересны в этом плане работы Олега Дмитриевича Барнаулова, "Фармакотерапия с основами фитотерапии" Пастушенкова и Лесиновской.
Базовый алгоритм индо-тибетской медицины: жар-холод - доши - органы и ткани. Теоретически возможен подбор одного растения, идеально "вписывающегося" в картину заболевания, хотя конёк данной традиции - оперирование блоками растений. Также есть некоторое отличие в сборах "очищающих" и "успокаивающих" - первые ближе к изложенному алгоритму и применяются чаще в стадии ремиссии, вторые допускают более вольное сочетание и применяются в острых стадиях.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Большое спасибо, Сергей, за ответ и ссылки на хорошие книги.
У меня еще вопрос по этой теме. Судя по ряду книг ("Чжуд Ши" напр.), болезнь, с которой сталкивается врач редко бывает одной природы, чаще на одну наслаивается другая. Например холод породил жар (простуда). Т. е. имеем клинику болезней жара (или избыток питты). С каким свойством траву (или травы), по-вашему, надо дать холодным или горячим? И как отличить истинную болезнь жара (холода) от сочетанной?
С уважением.
Борис.
У меня еще вопрос по этой теме. Судя по ряду книг ("Чжуд Ши" напр.), болезнь, с которой сталкивается врач редко бывает одной природы, чаще на одну наслаивается другая. Например холод породил жар (простуда). Т. е. имеем клинику болезней жара (или избыток питты). С каким свойством траву (или травы), по-вашему, надо дать холодным или горячим? И как отличить истинную болезнь жара (холода) от сочетанной?
С уважением.
Борис.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Борис, не заставляйте меня переписывать Чжуд-ши, у меня так красиво не получится
Перечитайте главы "Глава 11. Признаки болезней ", "Глава 24. Обследование, помогающее выявить суть болезни " и "Глава 27. Общие методы лечения ", Второй Тантры.
Если попроще, то методы лечения, как Вы знаете, бывают "успокоительные" и "очищающие". Первые применяются для "разделения" (дифференцирования) заболеваний чаще путём воздействия на более активную болезнь, вторые уже собственно для конечной "доводки", уравновешивания дош и улучшения функций органов.
В описанном Вами случае разумно будет сначала вылечить "жар", а затем разобраться с "холодом".
Перечитайте главы "Глава 11. Признаки болезней ", "Глава 24. Обследование, помогающее выявить суть болезни " и "Глава 27. Общие методы лечения ", Второй Тантры.
Если попроще, то методы лечения, как Вы знаете, бывают "успокоительные" и "очищающие". Первые применяются для "разделения" (дифференцирования) заболеваний чаще путём воздействия на более активную болезнь, вторые уже собственно для конечной "доводки", уравновешивания дош и улучшения функций органов.
В описанном Вами случае разумно будет сначала вылечить "жар", а затем разобраться с "холодом".
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Все это так, Сергей, но читая главу "Краткая суть жара и холода" Чжуд-Ши я нашел следующее:
"Однако у жара и у холода бывают схожие признаки:
ветер сушит рот и язык, вызывает колющие боли;
слизь неизмененная тоже может вызвать сильные
колющие боли в верхней части тела;
желчь, раздутая ветром, вызывает головную боль;
от ма-жу, занявшего место желчи, желтеют глаза;
остатки жара, раздутые ветром, превращаются
в пустой жар — в этих случаях внешние признаки
показывают на жар, тогда как болезнь по сути своей — холод.
Если назначишь лечение исходя из этих признаков,
на холод прибавишь холод и погубишь больного."
Собственно с трудностью дифференцировки жара и холода я и столкнулся и мне интересен был преже всего Ваш практический опыт.
С Уважением, Борис.
"Однако у жара и у холода бывают схожие признаки:
ветер сушит рот и язык, вызывает колющие боли;
слизь неизмененная тоже может вызвать сильные
колющие боли в верхней части тела;
желчь, раздутая ветром, вызывает головную боль;
от ма-жу, занявшего место желчи, желтеют глаза;
остатки жара, раздутые ветром, превращаются
в пустой жар — в этих случаях внешние признаки
показывают на жар, тогда как болезнь по сути своей — холод.
Если назначишь лечение исходя из этих признаков,
на холод прибавишь холод и погубишь больного."
Собственно с трудностью дифференцировки жара и холода я и столкнулся и мне интересен был преже всего Ваш практический опыт.
С Уважением, Борис.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Приятно, что кто-то так въедливо штудирует классику...
В той же 13 главе Тантры Наставлений написано следующее:
"Но если обследовать десять других — причины,
условия, сезон, местность, телосложение, возраст,
время болей, место болей, привычная пища, моча,
можно безошибочно отличить жар от холода.
"
Я эти данные в экселевскую табличку забиваю, большое подспорье.
Ну и как крайняя мера - "пробное лечение" с отслеживанием динамики состояния больного, но это требует постоянного присутствия, а не консультационной работы.
В той же 13 главе Тантры Наставлений написано следующее:
"Но если обследовать десять других — причины,
условия, сезон, местность, телосложение, возраст,
время болей, место болей, привычная пища, моча,
можно безошибочно отличить жар от холода.
"
Я эти данные в экселевскую табличку забиваю, большое подспорье.
Ну и как крайняя мера - "пробное лечение" с отслеживанием динамики состояния больного, но это требует постоянного присутствия, а не консультационной работы.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Хорошая книга "Чжуд-ши", про все там написано, далеко не все только пока использовать получается.
Как вам например такой рецепт, Сергей?
"Если старый череп, кости дракона и сверцию отварить, пока треть не испарится, и дать в холодном виде — излечат болезни головы."
Очень много из указанных компонентов в "Чжуд-Ши" нам, к сожалению, не доступно. Скажите, Сергей, есть ли какие нибудь принципы из фармакологических, "древнетибетских" или др. соображений по которым можно найти замену этих компонентов на доступные? Может есть соответсвующие таблицы, книги?
Как вам например такой рецепт, Сергей?
"Если старый череп, кости дракона и сверцию отварить, пока треть не испарится, и дать в холодном виде — излечат болезни головы."
Очень много из указанных компонентов в "Чжуд-Ши" нам, к сожалению, не доступно. Скажите, Сергей, есть ли какие нибудь принципы из фармакологических, "древнетибетских" или др. соображений по которым можно найти замену этих компонентов на доступные? Может есть соответсвующие таблицы, книги?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Ну, дык, не в Тибете живём.
Проблема замены лекарственного сырья, надо сказать была всегда. Столь любимая в Тибете облепиха - тоже способ избежать транспортировки лимонов из Индии.Тибетцы придумывали замены индийским травам, монголы - тибетским, буряты - моногольским. Наиболее близкой к нам является бурятская ветвь индотибетской медицины.
Изменение рецептур можно проследить по "Онцар гадон дэр дзод", можно покопаться в "Дзэйцхар мигчжан". В более концентрированном виде информация есть в книгах "Растения тибетской медицины" и "Лекарствоведение в тибетской медицине". Весьма, весьма подробно эту проблему рассматривается в книге Базарона и Асеевой "Вайдурья онбо - трактат индо-тибетской медицины." По сути идеальным вариантом является изучение жоров. Но агинский ещё только собираются издать, а "Забайкальский травник" Драгчёва, который по сути является Читинским жором адаптированным к современным медицинским понятиям, стал библиографической редкостью сразу после выхода.
Проблема замены лекарственного сырья, надо сказать была всегда. Столь любимая в Тибете облепиха - тоже способ избежать транспортировки лимонов из Индии.Тибетцы придумывали замены индийским травам, монголы - тибетским, буряты - моногольским. Наиболее близкой к нам является бурятская ветвь индотибетской медицины.
Изменение рецептур можно проследить по "Онцар гадон дэр дзод", можно покопаться в "Дзэйцхар мигчжан". В более концентрированном виде информация есть в книгах "Растения тибетской медицины" и "Лекарствоведение в тибетской медицине". Весьма, весьма подробно эту проблему рассматривается в книге Базарона и Асеевой "Вайдурья онбо - трактат индо-тибетской медицины." По сути идеальным вариантом является изучение жоров. Но агинский ещё только собираются издать, а "Забайкальский травник" Драгчёва, который по сути является Читинским жором адаптированным к современным медицинским понятиям, стал библиографической редкостью сразу после выхода.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Спасибо, Сергей.
Не просвятите, пожайлуста, что в данном контексте называется жором?
Не просвятите, пожайлуста, что в данном контексте называется жором?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Жорами или джорами в Бурятии называют рецептурные справочники.Наиболее известен "Большой агинский жор".Тибетским аналогом может служить "Онцар гадон дэр дзод".
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
В ряде тибетских рецептов используется борец, разные виды и указывается на множество полезных его свойств, назвали его даже "великим лекарством". А недавно я купил неплохую, по-моему книгу "Царь-зелье Аконит" А. Н. Алефиров, уже с современными исследованиями по которым борец(аконит) способен излечивать широкий спектр болезней вплоть до рака.
Интересно было бы узнать, нет ли у кого-нибудь опыта использования этого интересного растения?
Интересно было бы узнать, нет ли у кого-нибудь опыта использования этого интересного растения?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Замечательная книга, замечательный автор! У него, кстати, сайт есть - http://phyto.boom.ru/. Тоже очень недурственный.
Что касается аконита, то тут есть 2 момента на которые Вы уже наверняка обратили внимание
- виды его бывают как ядовитые, так и неядовитые
- специфика заготовки такова, что позволяет принимать большое количество корня без побочных эффектов. Скажем в китайском "спасительном напитке", применяемом при раке, доза на день - 16,5 гр.8O Объясняется это тем, что при термической обработке происходит отщепление от аконитина сначала уксусной кислоты (с образованием бензоилаконина), а затем бензойной кислоты (с образованием аконина), из-за чего токсичность сильно снижается и антитоксические свойства уравниваются с цитостатическими.
В наших условиях такого количества корня нет (это же одному больному на месячный курс - полкило), и потому чаще применяется спиртовая настойка из необработанного корня, у которой цитостатический эффект выражен сильно, а вот антитоксический - нет.
Последний можно усилить за счёт дополнительных растений с детоксицирующим эффектом, например специй.
Что касается аконита, то тут есть 2 момента на которые Вы уже наверняка обратили внимание
- виды его бывают как ядовитые, так и неядовитые
- специфика заготовки такова, что позволяет принимать большое количество корня без побочных эффектов. Скажем в китайском "спасительном напитке", применяемом при раке, доза на день - 16,5 гр.8O Объясняется это тем, что при термической обработке происходит отщепление от аконитина сначала уксусной кислоты (с образованием бензоилаконина), а затем бензойной кислоты (с образованием аконина), из-за чего токсичность сильно снижается и антитоксические свойства уравниваются с цитостатическими.
В наших условиях такого количества корня нет (это же одному больному на месячный курс - полкило), и потому чаще применяется спиртовая настойка из необработанного корня, у которой цитостатический эффект выражен сильно, а вот антитоксический - нет.
Последний можно усилить за счёт дополнительных растений с детоксицирующим эффектом, например специй.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Большое спасибо, Сергей, за ответ и ссылку. Найти аконит действительно является сложностью.
Какие травы вы бы рекомендовали добавлять в спиртовою вытяжку для увеличения антитоксического деяствия? И как влияет аконит на баланс дош? Нет ли у него побочных действий (при терапевтических дозах)?
Какие травы вы бы рекомендовали добавлять в спиртовою вытяжку для увеличения антитоксического деяствия? И как влияет аконит на баланс дош? Нет ли у него побочных действий (при терапевтических дозах)?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Да, тут его мало и он мелкий, а я на Урале кусты видел под два метра высотой! Ими весь лес зарос. А в Перми продают мало - копать тяжело.
Разные виды аконита на доши действуют по разному - неядовитые уменьшают питу, ядовитые - вату.
Побочных эффектов в терапевтической дозе практически нет, разве что лёгкое онемение на языке и кончиках пальцев, но это скорее от небольшой передозировки или сильном парасимпатическом тонусе.
Что касается дополнительных трав то в оригинальную китайскую рецептуру входят помимо аконита:
Дудник
Пион
Сюсерея
Гвоздика
Имбирь
Из вышеперечисленного мы в любом отделе специй с лёгкостью найдём имбирь и гвоздику, а где имбирь, там и солодка - вместе они усиливают действие друг друга.Можно также добавить кардамон и корицу, обладающие детоксикационными свойствами, улучшающие аппетит и модулирующие настроение - получив таким образом детоксикационный блок, известный ка "йоговский чай"
При некоторой настойчивости можно отыскать корень пиона и дудника, а вот с сюсереей у нас туго, но не беда. "Незаменимых у нас нет..."(С) Скажем в тибетской медицине в сборах аналогичной направленности большой популярностью пользовалось сочетание аконита с аиром (мощнейший детоксикант!) и миробаланом хебула (санскр. -харитаки), который в Бурятии заменяют на ягоды рябины, притом с немалою пользою. Причём последнюю можно использовать как самостоятельный компонент, так и в составе блока "Три плода"(санскр.-трипхала) - амалаки, харитаки и бабхитаки в аюрведическом варианте, в бурятском - плоды рябины, боярышника и яблони ягодной (боле известной в народе как китайка).
Скажем такой сбор-минимум:
Имбирь
Гвоздика
Пион
Аир
Дудник.
Или вот сбор-максимум, состоящий из 3 блоков:
Имбирь
Гвоздика
Корица
Кардамон
Пион
Солодка
Аир
Рябина
Боярышник
Яблоко
Применять травы лучше в виде отвара, запивая им н-ку аконита. Возможны и другие варианты, всё зависит от доступности сырья.
Разные виды аконита на доши действуют по разному - неядовитые уменьшают питу, ядовитые - вату.
Побочных эффектов в терапевтической дозе практически нет, разве что лёгкое онемение на языке и кончиках пальцев, но это скорее от небольшой передозировки или сильном парасимпатическом тонусе.
Что касается дополнительных трав то в оригинальную китайскую рецептуру входят помимо аконита:
Дудник
Пион
Сюсерея
Гвоздика
Имбирь
Из вышеперечисленного мы в любом отделе специй с лёгкостью найдём имбирь и гвоздику, а где имбирь, там и солодка - вместе они усиливают действие друг друга.Можно также добавить кардамон и корицу, обладающие детоксикационными свойствами, улучшающие аппетит и модулирующие настроение - получив таким образом детоксикационный блок, известный ка "йоговский чай"
При некоторой настойчивости можно отыскать корень пиона и дудника, а вот с сюсереей у нас туго, но не беда. "Незаменимых у нас нет..."(С) Скажем в тибетской медицине в сборах аналогичной направленности большой популярностью пользовалось сочетание аконита с аиром (мощнейший детоксикант!) и миробаланом хебула (санскр. -харитаки), который в Бурятии заменяют на ягоды рябины, притом с немалою пользою. Причём последнюю можно использовать как самостоятельный компонент, так и в составе блока "Три плода"(санскр.-трипхала) - амалаки, харитаки и бабхитаки в аюрведическом варианте, в бурятском - плоды рябины, боярышника и яблони ягодной (боле известной в народе как китайка).
Скажем такой сбор-минимум:
Имбирь
Гвоздика
Пион
Аир
Дудник.
Или вот сбор-максимум, состоящий из 3 блоков:
Имбирь
Гвоздика
Корица
Кардамон
Пион
Солодка
Аир
Рябина
Боярышник
Яблоко
Применять травы лучше в виде отвара, запивая им н-ку аконита. Возможны и другие варианты, всё зависит от доступности сырья.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Уважаемый Сергей! Большое спасибо за подробную и ценную для меня информацию! У меня есть ряд уточняющих вопросов.
Какой вид рябины используется в этих сборах? Что называется рецептурным блоком и каковы принципы его построения?
Какой вид рябины используется в этих сборах? Что называется рецептурным блоком и каковы принципы его построения?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |