Полное йогическое дыхание и его применимость
Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы
-
- ****
- Сообщения:677
- Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
- Откуда:Минск
Дыхание уджджайи в процессе практики - не усложняет жизнь, а облегчает, повышая давление в легких и способствуя усвоению кислорода. А посему пранаямой считаться не может.
А вот уджджайи сидя, от 40с за цикл- с одной стороны способствует усвоению кислорода, но за счет удлинения дыхательного цикла и повышения нагрузки на дыхательную мускулатуру приводит к легкой гипоксии, что уже пранаяма.
А вот уджджайи сидя, от 40с за цикл- с одной стороны способствует усвоению кислорода, но за счет удлинения дыхательного цикла и повышения нагрузки на дыхательную мускулатуру приводит к легкой гипоксии, что уже пранаяма.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Хотелось бы понять окончательно с какой целью мы практикуем пранаяму?
Если почитать книжки Лисбета, Айенгара, Дас Гупты и пр. получается что все это относится к прана-вьяяме. Ну разрабатываем дыхательный аппарат, уравновешиваем нади-шодханой активность полушарий, удлиненный выдох активирует парасимпатику (или наоборот активируем бхастрикой), удджайи повышает потребление кислорода при пониижении зависимости дыхания от напряжения углекислого газа в крови - все здорово и все для здоровья, а где мистицизм? Ну, при длительной практике ведет это к медитативному эффекту (а что бы к нему не привело?), но уж больно громоздкий способ. Согласен с Эбертом, развивается вегетативное сознание (и очень хорошо), так же и то, что равномерное дыхание признак равномерного течения мыслей (но, зачем это все мне?)
А, может, суть пранаямы в том, что в процессе длительных тренировок преодолевается химическая регуляция дыхания по СО2 и соответственно падает потребление О2, что ведет к снижению энергообмена и склонности к спонтанной медитации вследствии урежения дыхания, что соответсвенно подавляет вритти ума.
С другой стороны Эберт пишет, что при исполнении пранаям требуется некоторая психическая дистанция к процессу дыхания в смысле пассивной концентрации - не я дышу - оно дышится, (т.е. говоря языком Фроули, действие совершается в состоянии "Пуруши") через рассмотрение объекта само собой раскрывается ощущение собственной сущности, так что познающий субъект все более и более становится просто зрителем... .
Кришнамурти написал по этому поводу: "Я отделяет себя от своих свойств в качестве наблюдающего, который следит, контролирует с целью сохранить себя, создать для себя непрерывность, длительность среди непостоянства. Переживание процесса в его целостности и единстве освобождает ум от двойственности."
Я хотел сказать всем этим, что может пранаяма нужна нам для медитативного состояния после, а не во время ее.
Извиняюсь за длинный пост и путанность мысли.
Если почитать книжки Лисбета, Айенгара, Дас Гупты и пр. получается что все это относится к прана-вьяяме. Ну разрабатываем дыхательный аппарат, уравновешиваем нади-шодханой активность полушарий, удлиненный выдох активирует парасимпатику (или наоборот активируем бхастрикой), удджайи повышает потребление кислорода при пониижении зависимости дыхания от напряжения углекислого газа в крови - все здорово и все для здоровья, а где мистицизм? Ну, при длительной практике ведет это к медитативному эффекту (а что бы к нему не привело?), но уж больно громоздкий способ. Согласен с Эбертом, развивается вегетативное сознание (и очень хорошо), так же и то, что равномерное дыхание признак равномерного течения мыслей (но, зачем это все мне?)
А, может, суть пранаямы в том, что в процессе длительных тренировок преодолевается химическая регуляция дыхания по СО2 и соответственно падает потребление О2, что ведет к снижению энергообмена и склонности к спонтанной медитации вследствии урежения дыхания, что соответсвенно подавляет вритти ума.
С другой стороны Эберт пишет, что при исполнении пранаям требуется некоторая психическая дистанция к процессу дыхания в смысле пассивной концентрации - не я дышу - оно дышится, (т.е. говоря языком Фроули, действие совершается в состоянии "Пуруши") через рассмотрение объекта само собой раскрывается ощущение собственной сущности, так что познающий субъект все более и более становится просто зрителем... .
Кришнамурти написал по этому поводу: "Я отделяет себя от своих свойств в качестве наблюдающего, который следит, контролирует с целью сохранить себя, создать для себя непрерывность, длительность среди непостоянства. Переживание процесса в его целостности и единстве освобождает ум от двойственности."
Я хотел сказать всем этим, что может пранаяма нужна нам для медитативного состояния после, а не во время ее.
Извиняюсь за длинный пост и путанность мысли.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:677
- Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
- Откуда:Минск
Цели "внешней"пранаямы:
1. Физиологический - тренировка кислородзависимых тканей путем гипоксии. Среди прочего тренируется нервная система. Ее выносливость повышается. Внимание и и память улучшается. Увеличивается продолжительность жизни.
Также увеличивается способность к КЕВАЛА-кумбхаке.
2. Психофизиологический - происходит торможение "необязательных" процессов работы сознания. Т.е. уже решаются задачи раджа-йоги.
- Но раджа-йога в конце концов практикуется в состоянии кевала-кумбхаки (свободной задержки).
Т.е. - "внешняя" пранаяма - более тренировочная, кевала- сугубо "раджа-йогическая".
1. Физиологический - тренировка кислородзависимых тканей путем гипоксии. Среди прочего тренируется нервная система. Ее выносливость повышается. Внимание и и память улучшается. Увеличивается продолжительность жизни.
Также увеличивается способность к КЕВАЛА-кумбхаке.
2. Психофизиологический - происходит торможение "необязательных" процессов работы сознания. Т.е. уже решаются задачи раджа-йоги.
- Но раджа-йога в конце концов практикуется в состоянии кевала-кумбхаки (свободной задержки).
Т.е. - "внешняя" пранаяма - более тренировочная, кевала- сугубо "раджа-йогическая".
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
--Интересная точка зрения!Александр Новиков писал(а):Дыхание уджджайи в процессе практики - не усложняет жизнь, а облегчает, повышая давление в легких и способствуя усвоению кислорода. А посему пранаямой считаться не может.
По-твоему, пранаяма всегда должна "усложнять жизнь"? Мне - так наоборот облегчает!
Если уж говорить принципиально, то пранаяма вообще всего одна - кевала кумбхака. Самопроизвольная остановка дыхания. Всё остальное - прана-вьяяма, ты это знаешь.
И, опять же, любая дыхательная техника, связанная с контролем дыхания, обычно именуется пранаямой. Соответственно, во всех источниках, где она описана - уджджайи отнесна к ним.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Лео, насчёт того, что сначала, а что после - напоминаю ЙС:
"2.49. При нахождении в ней (в асане) [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]."
Вот и всё.
Никакого мистицизьма, никакого абстракционизьма! ("Сохраняет стены от холода, вас - от ревматизма!" ) А то, что сознание успокаивает - несомненно.
А что для кого асана - это уже другой вопрос
"2.49. При нахождении в ней (в асане) [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]."
Вот и всё.
Никакого мистицизьма, никакого абстракционизьма! ("Сохраняет стены от холода, вас - от ревматизма!" ) А то, что сознание успокаивает - несомненно.
А что для кого асана - это уже другой вопрос
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Спрашиваете где мистицизм?
Обычно, где-то на седьмой минуте задержки он сам приходит
Главное его дождаться, и он въедет на белом верблюде изменённого сознания
Обычно, где-то на седьмой минуте задержки он сам приходит
Главное его дождаться, и он въедет на белом верблюде изменённого сознания
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:677
- Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
- Откуда:Минск
Цели "внешней"пранаямы: ....Также увеличивается способность к КЕВАЛА-кумбхаке ... раджа-йога в конце концов практикуется в состоянии кевала-кумбхаки (свободной задержки).
Т.е. - "внешняя" пранаяма - более тренировочная, кевала- сугубо "раджа-йогическая".
Если уж говорить принципиально, то пранаяма вообще всего одна - кевала кумбхака. Самопроизвольная остановка дыхания. Всё остальное - прана-вьяяма, ты это знаешь.
..."2.49. При нахождении в ней (в асане) [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха]."
Я собственно и хотел к этому подвести. Из всех известных книг по пранаяме мы не узнаем как прийти к кевала кумбхаке, единственная книга в которой это освещено в какой-то мере "Третий глаз" Б.Сахарова (но возможно я мало читал). Та, самая, йога возможна только в состоянии кевала кумбхаки. Хотелось бы узнать мнение практиков о ней. Можно делать диафрагменное легкое удджайи с концентрацией на звуке дыхания и войти в измененное состояние сознания, но кевалы мы не получим - это я бы отнес к циклической медитации (мантра, звук дыхания - жвачка для ума).Обычно, где-то на седьмой минуте задержки он сам приходит Twisted Evil
Я немного эксперементировал с кевала кумбхакой. Просто начинаешь маятниковое дыхание - вдох-выдох через определенное место в теле (я использовал центр живота) и постепенно замедляешь и в конце-концов останавливаешь маятник (в моем случае не надолго) и получаешь интересные эффекты - а что будет если кевала-кумбхака станет настоящей?
С другой стороны практика пранаям ведет к уменьшению зависимости дыхания по СО2 и приводит к спонтанной остановке дыхания при сосредочении на чем либо (я часто себя ловлю на мысли что не дышу).
Хотелось бы узнать у продвинутых практиков в первом и втором случаях это разная кевала-кумхака или это вообще ерунда какая-то. А так же как кто приходил к кевала-кумбхаке в личной практике, если это не большой секрет.
Кстати, источники по разному трактуют термин "пранаяма" одни - прана - яма, другие прана-аяма со всемы вытекающими выводами.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:677
- Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
- Откуда:Минск
Можно войти в кевала-кумбхаку с помощью выполняемой вами техники.
А может она наступать спонтанно.
Вроде как будет она одна и та же, но отличаться устойчивостью во времени.
Мой опыт говорит, что для максимально эффективной кевалы есть смысл практиковать внешние задержки и медитации.
А может она наступать спонтанно.
Вроде как будет она одна и та же, но отличаться устойчивостью во времени.
Мой опыт говорит, что для максимально эффективной кевалы есть смысл практиковать внешние задержки и медитации.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
А можно так::
Наблюдение за обычным дыханием.
Удлинение его до полного.
Выход на соотношение 1:2.
Введение антар-кумбхаки: 1:2:2.
Когда не сложно - переход к 1:4:2.
Через сто восемь лет практики - введение бахир-кумбхаки 1:4:2:1. Собственно, самавритти-пранаяма. (Другой её вариант - т.н. "квадрат пранаямы" 1:1:1:1. Но лично мне нравицца меньше )
Потом спокойно (и как бы самопроизвольно) убираете волевое начало в каждой фазе цикла - дыхание стихает и практически останавливается.
Всё. Т.к. ум уже давно стал спокойным и однонаправленным, а ткани насыщены О2.
Наблюдение за обычным дыханием.
Удлинение его до полного.
Выход на соотношение 1:2.
Введение антар-кумбхаки: 1:2:2.
Когда не сложно - переход к 1:4:2.
Через сто восемь лет практики - введение бахир-кумбхаки 1:4:2:1. Собственно, самавритти-пранаяма. (Другой её вариант - т.н. "квадрат пранаямы" 1:1:1:1. Но лично мне нравицца меньше )
Потом спокойно (и как бы самопроизвольно) убираете волевое начало в каждой фазе цикла - дыхание стихает и практически останавливается.
Всё. Т.к. ум уже давно стал спокойным и однонаправленным, а ткани насыщены О2.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:677
- Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
- Откуда:Минск
Я лично практикую более жесткий вариант:
Сейчас:
5/0/5/23
в течение 20 минут.
Сейчас:
5/0/5/23
в течение 20 минут.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:677
- Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
- Откуда:Минск
-
- ****
- Сообщения:677
- Зарегистрирован:16.09.2005, 16:06
- Откуда:Минск
Ну ты дашь!
1. Гипоксия. Приводит к увеличению митохондрий в нервной ткани и внутренних органах, что уменьшает производство свободных радикалов и увеличению микроциркуляции.
2. Гиперкапния. По последним данным СО2 - самый сильный эндогенный антирадикал. И опять же повышает микроциркуляцию.
Таким образом оба этих фактора предотвращают значительные повышения состояния жара и холода клеток организма одновременно.
Применяемый мной тип пранямы - задержка на выдохе дает самый жесткий вариант гипоксии из йогически доступных (на суше
).
1. Гипоксия. Приводит к увеличению митохондрий в нервной ткани и внутренних органах, что уменьшает производство свободных радикалов и увеличению микроциркуляции.
2. Гиперкапния. По последним данным СО2 - самый сильный эндогенный антирадикал. И опять же повышает микроциркуляцию.
Таким образом оба этих фактора предотвращают значительные повышения состояния жара и холода клеток организма одновременно.
Применяемый мной тип пранямы - задержка на выдохе дает самый жесткий вариант гипоксии из йогически доступных (на суше
).
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |