Зеддикус писал(а): Что в индийской цивилизации мы имеем из произведений искусств, творчества? В то-же время, вряд ли нужно упоминать многочисленные имена европейской цивилизации последних 2000лет, чтобы показать сколь разнообразно и благодатно было развито искусство и творчество.
Простите, здесь, думаю, не совсем корректно поставлен вопрос - скорее - что мы
знаем об индийской литературе, живописи, музыке, театре? Мы знаем о том, что "Натья-шастрой" и "Дхваньялокой" зачитывались Станиславский, Немирович-Данченко и другие?
Если наследие западной культуры нам ближе - так это, скорее, сила привычки. Большинство людей интеллектуальных и разносторонних, как раз, сталкиваясь с восточным искусством, поражаются как раз его глубине и разнообразию, несравнимым с той самой западной культурой.
Я намеренно не беру сейчас в рассмотрение "деяния" религиозного характера, поскольку: 1. Их было достаточно как с одной, так и с другой сторон; 2. Не могу в полной мере согласиться с определением творчества Ганешем как :"Проявление и выявление Божественного в любой области деятельности".
В том-то и дело, что невозможно судить о восточной культуре в целом, вне контекста восточного образа мысли, которое, в свою очередь, является результатом определенного философско-религиозного мировоззрения. Не отделено на Востоке искусство от религии, так же, как и средневековое искусство Европы невозможно вне контекста христианства - "Глаз не зрит ничего, кроме Бога".
Если не брать в рассчет крайние проявления творчества, например таких как Боговидение, то следует рассмотреть остальные его виды: живопись, литература, музыка, поэзия, архитектура, скульптура.
ИМХО, именно эти виды творчества (разве что, может быть за исключением архитектуры и религиозной поэзии) сравнительно слабо представлены в Индии.
Как я уже писал выше - представлены, и еще как... Скорее, беда наша в том, что наше самодовлеющее "Я" не особо настроено видеть что-либо, кроме привычного, а любые попытки обратить внимание "на Восток" встречают бурное возмущение в духе "да вы своей родной культуры толком не знаете!"...
Я могу на несколько страниц перечислять имена и произведения искусств Индии - только, боюсь, это никому ничего не скажет, за исключением узкого круга специалистов и энтузиастов. Нам известны только набившие всем оскомину "тадж-махалы" и "кама-сутры" - на этом наши познания об индийской культуре заканчиваются. Но, поверьте, в Карнатаке, например, Бах и Шопен не пользуются всеобщей известностью и любовью, а вот Мутхусвами Дикшитар...
Не является ли тому причиной то самое пресловутое "бесстрастие", культивируемое в Индии? Может быть тот-же Бах, рожденный в Индии предпочел бы не писать музыку, а переодеться в садху и "бесстрастно" (по мере сил) попрошайничать?
Нет. См. выше. Абхинавагупта не "попрошайничал бесстрастно", а писал о теории эстетики, театре и поэзии, Шанкарачарья, хоть и "попрошайничал"
, писал произведения уровня Саундарья Лахари и Ананда Лахари, Калидаса писал не только (и не столько) о небесных апсарах и любви небесной, но и земных чувствах и живых людях.
З.Ы. Все что писалось про европейскую цивилизацию, предлагаю в полной мере относить к исламскому и иудаистскому мирам.
Т.е., дискриминация по признаку "авраамичности"?
В свою очередь, предлагаю отнести все, написанное про Индию, к Китаю и Японии