Творчество и йога.

Если тема попала в этот форум, то впору ее участникам задуматься...

Модератор: D.Powidloff

Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Творчество и йога.

Сообщение Зеддикус » 6.05.2008, 19:00

На выезде в горы, мы с Дмитрием ("я"), коснулись темы творчества. Вообщем много там всякого.
Попробую немного подитожить.
1. Почему творчеству способствует страдание?
2. Почему творчеству способствует любовь?
3. Насколько йог может быть творчески активен? В чем эта активность проявляется? В каких видах творчества?
4. Как практика йоги влияет на творчество (напр.вайрагья)?
5. Что является высшей формой творчества? Богосотворчество? Превращение самого себя в прекрасный предмет искусства, достойный Его созерцания и радости? Нечто другое?
6. Можно ли сознательно развить творческий потенциал? Как?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Сообщение Зеддикус » 6.05.2008, 19:40

"Тут видишь, какое дело… страдания... Да, знаешь, что я тебе скажу – в страданиях-то всё и сокрыто. Все полёты, экстазы, совершенные минуты выкупаются страданием. Духовное страдание, доходя до кульминации своей в творчестве, молитве, созерцании сливается с наслаждением, которое нарастает и давит и вытесняет все привычные, обыденные чувства, но режет своей незавершённостью, неполноценностью своей убивает"... пишет один мой друг.
"...Система трёх этапов: первый этап в развитии личности – элементарный поверхностный бунт. Находясь на этом этапе, человек бросает вызов своему ближайшему окружению и той системе ценностей, что господствует в данном обществе. Это подростковый протест против лживости отцов, неминуемый этап в развитии полноценной личности. Впрочем, если на нём всё развитие заканчивается, то можно считать, что индивид погиб в зародыше. Но всё-таки это очень важное звено: человек осознаёт социальную несправедливость, бросается в политику, придумывает реформы, которые могли бы освободить от нужды угнетённые классы общества. Он понимает, что нужно разрушить царство необходимости, чтобы построить новое царство – царство свободы. В общем, это первый – наивный этап, на нём человека, так или иначе, интересует социум. За ним следует второй этап. Его, кстати, можно достичь сразу, последовательность здесь условна. С третьего этапа можно упасть к первому, можно находиться на всех трёх одновременно, если ты способен на компромисс во имя деятельности. Так вот, второй этап – творческая реализация. К нему приходят, когда все впечатления беспрепятственно вторгаются в душу, когда перламутр этого мира и его нечистоты заполняют сознание в равных пропорциях, смердя и благоухая. Теперь человек понимает, что мир не так прост, что жестокость – его естество, что плоть этой реальности пропитана кровью, но красота говорит о том, что всё это бытие – лишь слабый отголосок Иного, что идеальное, не двойственное, вечное где-то существует, что, может быть, сама материя не есть то, чем кажется, но что-то безграничное, некий символ, эхо, тень… А, может быть, и вовсе наши органы чувств не способны познать всю полноту действительности. А, может быть, пространство и время – лишь ветви, а ствол и корни где-то ждут нас – человеческих существ, которым дано всё это осознать. Впрочем, это уже третий этап..."
"...Счастье – возможность чувствовать красоту, высшая красота – Бог, который открывается по мере очищения внутреннего экрана. Всё это касается третьего этапа, о котором я не договорил... "
Во-многом я согласен с ним, поэтому и процитировал.
А еще думаю, что творчество начинается с возможности осязать красоту. Творчество не может быть безобрАзным. БезОбразным?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Сообщение Зеддикус » 6.05.2008, 22:18

ИМХО.
Красота есть источник радости. Красота всегда естественна.
Чтобы осязать красоту нужно самому быть естественным, а это означает не совершать действий супротив естества (своего и чужого).
Природа естественна и красива безусловной красотой, поэтому может стать источником радости, источником творчества.
Наипаче же необходимо узрить красоту в себе и держаться ее.
Пратьяхара йоги позволяет отключать созерцающего от действия и влияния внешних чувств. «Хранение чувств» в православной аскетике же есть некий избирательный фильтр, отсекающий все уродливое, безобразное, неестественное, не мешая при этом воспринимать и наслаждаться красотой.
Эстетизм или возможность воспринимать прекрасное, присущ человеку, и вполне возможно, из тварей - только человеку. Эстетизм есть начало творчества, его отправная точка. Каков уровень твоего эстетизма, таков будет и результат творческой активности.
При очень развитом эстетическом чувстве, можно научиться видеть красоту почти во всем. Правда у этого есть и обратная сторона медали – отвратительное также будет восприниматься также отчетливо. Поскольку человек, как создание Божие, прекрасен сам по-себе, то видя эту красоту в нем, в каждом, начинаешь любить его. И одновременно начинаешь ненавидеть то, что омрачает, закрывает красоту – грех. Возможно это и есть реализация и исполнение формулы «люби грешника и ненавидь грех».
Свобода + красота + радость = любовь :)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 7.05.2008, 01:42

Зеддикус писал(а):
1. Почему творчеству способствует страдание?
Не страдание, а неудовлетворенность состоянием. В связи с невозможностью и незнанием как активизировать свой творческий потенциал.
2. Почему творчеству способствует любовь?
Энергоактивное состояние. Иногда гармоничное иногда маниакальное.
3. Насколько йог может быть творчески активен? В чем эта активность проявляется? В каких видах творчества?
Намного, если сочтет целесообразным (если будет гармонично для Мира). В любых видах творчества по предрасположенности. В любых видах деятельности по необходимости.
4. Как практика йоги влияет на творчество (напр.вайрагья)?
Устраняет иллюзорное или патологическое восприятие реальности в области творчества.
5. Что является высшей формой творчества? Богосотворчество? Превращение самого себя в прекрасный предмет искусства, достойный Его созерцания и радости? Нечто другое?
Проявление и выявление Божественного в любой области деятельности.
6. Можно ли сознательно развить творческий потенциал? Как?
Да. Например, практикуя медитацию на Даятах (как целевой метод). Либо упражняясь по нормальной целостной методике.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 7.05.2008, 01:47

Зеддикус писал(а):И одновременно начинаешь ненавидеть то, что омрачает, закрывает красоту – грех. Возможно это и есть реализация и исполнение формулы «люби грешника и ненавидь грех».
:) !
Однако, мы забыли о выходе ЗА любовь и ненависть - в бесстрастие.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 7.05.2008, 20:39

Упс... А почему такая интересная тема в таком разделе? :roll:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 7.05.2008, 21:34

1. Почему творчеству способствует страдание?
Хм. А кто ж творит в сантоше (самодостаточности)? Тогда и творить-то незачем.
"Экохам бахусьям" - сказано в Шастрах - "Я один - да стану Я многим" - и эта фраза вложена в уста Творца.
Для того, чтобы возникло желание чо-то сотворить, нужно предваряющее желание что-то изменить...
2. Почему творчеству способствует любовь?
Потому, что Творец есть Любовь - и не проникнувшись качествами Творца, невозможно "сотворить" что-либо путное... :wink:
3. Насколько йог может быть творчески активен? В чем эта активность проявляется? В каких видах творчества?


Это зависит от того, какой именно йогой человек занимается. Если вся практика сводится к асанам и шаткармам - не думаю, что это особо вдохновит кого-то на творчество, если вся "внутренняя работа" направлена на достижение некой "нирваны" - тоже, на особую креативность рассчитывать не приходится.
С другой стороны, если практика направлена на Мукти в традиционном понимании - а под этим понимаются, соответвенно:

- салокья (пребывание в одном пространстве с Творцом)
- самипья (близость к Творцу)
- сарупья (обретение качеств Твроца)
- саюджья (единство с Творцом)

- то и возможности приложения высвобождающисхся при этом шакти и обретаемых сиддхи - практически, неограничены.
Если даже отставить в сторону "мистическую составляющую" Йоги - как минимум, остаются психологические и физиологические эффекты интегрирующей практики Йоги, которые, кроме всего прочего, позволяют воспринимать и мыслить на качественно ином уровне, что значительно повышает креативность. Джаядева Сингх назвал Трика-йогу "йогой восхищения и изумления" - а это именно то состояние, котрое позволяет восхищаться не привязываясь, и не "впадая в прелесть" - что может быть более "питательной почвой" для творчества?
4. Как практика йоги влияет на творчество (напр.вайрагья)?


Мой Гуру говорит - "истинная вайрагъя - это бхакти". При таком подходе становится понятно, откуда берутся такие творцы, как Калидаса, Кабир, Руми, Хафиз, Анрей Рублев и др.
5. Что является высшей формой творчества? Богосотворчество? Превращение самого себя в прекрасный предмет искусства, достойный Его созерцания и радости? Нечто другое?
Конечно же, Богосотворчество - очень удачный термин Вы привели - лучше и не скажешь...
6. Можно ли сознательно развить творческий потенциал? Как?
Культивируя в себе способность изумляться и восхищаться, делиться этим с другими, и творить то, что достойно восхищения и изумления...
Т.е., опять же - культивируя в себе качества Творца...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Сообщение Зеддикус » 7.05.2008, 22:34

Ganesh писал(а):
6. Можно ли сознательно развить творческий потенциал? Как?
Да. Например, практикуя медитацию на Даятах (как целевой метод). Либо упражняясь по нормальной целостной методике.
Чрезмерное упование на технику и практику, на мой взгляд, есть одна из патологий духовной жизни. Творческая активность может быть развита через, как я уже писал, «хранение чувств», с одной стороны, и развития эстетизма на основе приучения себя к чувствованию прекрасного (природа, произведения искусства и др.), с другой.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Сообщение Зеддикус » 7.05.2008, 22:35

Somananda писал(а):Упс... А почему такая интересная тема в таком разделе? :roll:
Ну как-то это не совсем относится к "Практике хатха-йоги". Впрочем, на усмотрение модераторов.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Сообщение Зеддикус » 7.05.2008, 22:56

Ganesh писал(а): Однако, мы забыли о выходе ЗА любовь и ненависть - в бесстрастие.
"Мы" не забыли, "мы" - неприемлем это.
Вот что пишет Николай Бердяев: «Нельзя написать драмы, романа, лирического стихотворения, если нет конфликта, столкновения с нормой и законом, нет “незаконной” любви, внутренних сомнений и противоречий, нет всего того, что представляется недопустимым с точки зрения “закона” установившегося ортодоксального мнения. Невозможна творческая философская мысль, если нет сферы проблематического, нет мучительных усилий разрешить новые вопросы, нет искания истины, которая не падает сверху в готовом и застывшем виде, нет борений духа».
Предлагаю посмотреть по плодам. Итак, существует древняя индийская цивиализация и сравнительно молодая европейская (христианская). Каждая из этих цивилизаций "заквасилась" на присущей ей философии, религии. Что в индийской цивилизации мы имеем из произведений искусств, творчества? В то-же время, вряд ли нужно упоминать многочисленные имена европейской цивилизации последних 2000лет, чтобы показать сколь разнообразно и благодатно было развито искусство и творчество.
Я намеренно не беру сейчас в рассмотрение "деяния" религиозного характера, поскольку: 1. Их было достаточно как с одной, так и с другой сторон; 2. Не могу в полной мере согласиться с определением творчества Ганешем как :"Проявление и выявление Божественного в любой области деятельности". Кроме того, необходимо иметь ввиду, что "линейка" религиозной реализации очень широка и разнообразна, круг "достигших в полной мере" достаточно узок с обеих сторон, поэтому вполне целесообразно рассматривать творчество общества в целом, цивилизации на примерах относительно широких масс, которых, тем не менее, коснулась закваска (ценности) норм видения мира, пусть не просветленных, но наиболее ярких сынах своей цивилизации. Кроме того, этот же подход касается и видов творчества, которое также имеет свою градацию. Если не брать в рассчет крайние проявления творчества, например таких как Боговидение, то следует рассмотреть остальные его виды: живопись, литература, музыка, поэзия, архитектура, скульптура.
ИМХО, именно эти виды творчества (разве что, может быть за исключением архитектуры и религиозной поэзии) сравнительно слабо представлены в Индии. Не является ли тому причиной то самое пресловутое "бесстрастие", культивируемое в Индии? Может быть тот-же Бах, рожденный в Индии предпочел бы не писать музыку, а переодеться в садху и "бесстрастно" (по мере сил) попрошайничать?
З.Ы. Все что писалось про европейскую цивилизацию, предлагаю в полной мере относить к исламскому и иудаистскому мирам.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Сообщение Зеддикус » 7.05.2008, 23:21

Somananda писал(а): Хм. А кто ж творит в сантоше (самодостаточности)? Тогда и творить-то незачем.
"Экохам бахусьям" - сказано в Шастрах - "Я один - да стану Я многим" - и эта фраза вложена в уста Творца.
Для того, чтобы возникло желание чо-то сотворить, нужно предваряющее желание что-то изменить...
Именно. Но ведь именно сантоша свойственна практике йоги!
Somananda писал(а): С другой стороны, если практика направлена на Мукти в традиционном понимании - а под этим понимаются, соответвенно:

- салокья (пребывание в одном пространстве с Творцом)
- самипья (близость к Творцу)
- сарупья (обретение качеств Твроца)
- саюджья (единство с Творцом)
Итак, далеко не всякая йога ведет к творчеству. А та Мукти, о которой Вы пишите, свойственна религии вообще.

В целом же - без комментариев, ибо согласен и приятно удивлен.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Зеддикус
***
Сообщения: 329
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:12
Откуда: Ростов

Сообщение Зеддикус » 7.05.2008, 23:30

Кстати, наметился любопытный вопрос: Творец не пребывет в сантоше и бесстрастии, раз творит?
Нелишним здесь будет вспомнить и о неукоризненных страстях Господа Иисуса Христа, в т.ч. о гневе, о Его страдании в Гефсиманском саду и т.п. Я уже даже не говорю о любви, неудовлетворенности человеком, решимости и т.п. (это я к вопрос о "выходе за пределы...").

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 8.05.2008, 00:52

Зеддикус писал(а): Чрезмерное упование на технику и практику, на мой взгляд, есть одна из патологий духовной жизни.
Для того, чтобы научиться бегать, нужно уметь ходить. Для совершенной игры на фортепиано, нужно иметь отработанную технику, только после этого может проявиться творчество в подлинном смысле.
Второй патологией "духовной" жизни можно назвать чрезмерное увлечение голословными и неконкретными рассуждениями о духовности, спонтанности, творчестве и тд. Что наблюдается как у некоторых мыслителей, так и у людей слегка превзошедших серый рутинный уровень. Как пример в привязке к йоге, можно вспомнить рассуждения о некоей "практике в потоке". Что уместно для освоившего программу специалиста, но совершенно бессмысленно для малоумеющего новичка. Чистая "Прелесть".
Творческая активность может быть развита через, как я уже писал, «хранение чувств», с одной стороны, и развития эстетизма на основе приучения себя к чувствованию прекрасного (природа, произведения искусства и др.), с другой.
Хранение, развитие, приучение. Разве это не техника и практика? Зачем же "технику" воспринимать механистически и бездушно?
Даяты - катализатор. Чем правильнее методика, позволяющая выйти на уровень Осознания (понимать в контексте йоги), тем результативнее и быстрее может быть достигнута цель.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 8.05.2008, 01:11

Somananda писал(а):
5. Что является высшей формой творчества? Богосотворчество? Превращение самого себя в прекрасный предмет искусства, достойный Его созерцания и радости? Нечто другое?
Конечно же, Богосотворчество - очень удачный термин Вы привели - лучше и не скажешь...
А, чего Богосотворяем?
Превращаем себя "в прекрасный предмет искусства"? :D

Может сейчас есть смысл просто вспомнить об Ишварапранидхане.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 8.05.2008, 01:34

Зеддикус писал(а):
Ganesh писал(а): Однако, мы забыли о выходе ЗА любовь и ненависть - в бесстрастие.
"Мы" не забыли, "мы" - неприемлем это.
Бесстрастие и как вайрагья и как то, о чем писал св. Дионисий Ареопагит и другие. Высшая форма стремления к Богу. Не путать с бытовым пофигизмом и отмороженностью.
Вот что пишет Николай Бердяев:
На мой взгляд это смесь правильного восприятия с типично западно-философским взглядом. Психопатические конфликты, и тд возможны на определенных уровнях самоосознания. Сфера же проблематичного остается гораздо дольше. Как и "борения духа" в достижении Бога.
Предлагаю посмотреть по плодам.
Предлагаю вернуться к этому разговору и посмотреть через тысяч так пять лет. :D Интересно, что останется от плодов Западной цивилизации?
В то-же время, вряд ли нужно упоминать многочисленные имена европейской цивилизации последних 2000лет, чтобы показать сколь разнообразно и благодатно было развито искусство и творчество.
Некорректное сравнение. Скорее, мы просто не знаем имен творцов из древнеиндийской цивилизации.
Если не брать в рассчет крайние проявления творчества, например таких как Боговидение, то следует рассмотреть остальные его виды: живопись, литература, музыка, поэзия, архитектура, скульптура.
ИМХО, именно эти виды творчества (разве что, может быть за исключением архитектуры и религиозной поэзии) сравнительно слабо представлены в Индии.
Количество - не значит качество.
Самоценно ли творчество само по себе? Для выдачи "вовне" флуктуаций своей нестабильно психики. Гораздо ценнее то, что может подвести других к уровню понимания тех, кто создал действительно ценные вещи (Боговдохновленные). Например, Веды, Упанишаты, Тантры и тд.
Примеры из жизни. Пару раз одновременно с нашими выставками Даят проходили выставки современных художников. Иногда там было нечто такое, что иначе, как инфернально-суицидно-наркотический бред не назовешь. Бедные смотрительницы музея уходили отдыхать в другие залы. И это, по мнению некоторых вероятно тоже было творчество.
(Как и атомная бомба. :D (про оружие Брахмы помню. :D ))
З.Ы. Все что писалось про европейскую цивилизацию, предлагаю в полной мере относить к исламскому и иудаистскому мирам
Так они "хорошие" или "плохие"?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить