Ммм... Тут налицо, похоже, путаница понятий. Асаны создавались не как развивающие упражнения - для этого есть вьяяма (шакти-викасаки), позволяющие составить комплекс любой сложности.
При этом, стоячие асаны, например, служат прекрасным средством для укрепления мышц и поддержания общего тонуса, дандасаны - средством укрепления рук, груди и плечевого пояса, равновесные положения - соответсвенно, для тренировки равновесия (и ментального в том числе). Но создавались они все
не для этого - это побочный эффект.
Асаны служат для воздействия на нади, внутренние органы и адхары, соответствующие чакрам. Это их основная цель. Так же, как техники телесно-ориентированной терапии не были созданы для укрепления мышц - скорее, наоборот - для тренировки психосоматики и умения грамотно расслабляться.
Таким образом, традиционную йогу можно описать так:
- динамические упражнения на "снятие блоков" и улучшение гибкости (сукшма вьяяма)
- динамические упражнения для укрепления отдельных групп мышц (шакти викасака)
- динамические упражнения для координации пран и движений тела (стхула крийи)
- статические положения для воздействия на нади, адхары, суставы и внутренние органы, иногда - на мышцы - асаны
пранаяма будет включать все нижеприведенные виды техник:
- интенсивные дыхательные упражнения с форсированным дыханием для очищения нади и развития дыхательного аппарата
- дыхательные упражнения с задержками дыхания и мышечными "замками"
- техники, совмещающие произвольное дыхание, концентрацию и управление вниманием
- техники наблюдения за естественным дыханием
и т.д. - дальше уже идет чистая самьяма.
Фактически, АВЙ является прдолжением идеи Кришнамачарьи о совмещении асан, вьяям и пранаямы в динамические комплексы. Опять-таки - какие цели - таки е средства. Если кому-то такой вариант двигательной активности нравится больше других - ну и, хвала Аллаху
Вопрос -
что дальше? Какова цель занятий АВЙ (йогой "восьми кругов", "омниотренингом", "универсальной йогой" и т.п.) ? Если подразумевается перспектива дальнейшего развития - то
куда, и как в это впишется такой вариант йоги?
Факт то, что сложнокоординированные движения, выполняемые в "околопредельном" режиме, безусловно, требуют концентрации - пратьяхара и т.д. возникают спонтанно. Вопрос - как из этого сделать полноценную самьяму, а не просто "медитацию в движении" (на
что медитацию?). Или практикующий должен допрактиковаться до самадхи прямо в процессе выполнения виньясы? Вопросы, вопросы...