Распальцовки...
Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы
Можно встретить описания пальцевых мудр и перечень
болезней, от которых они якобы помогают.
Насколько это все серьезно? Есть ли у кого практический опыт?
болезней, от которых они якобы помогают.
Насколько это все серьезно? Есть ли у кого практический опыт?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Хороший вопрос, но сложный.
На самом деле, попытки многочисленных "популяризаторов" от Аюрведы привязать мудры к "мередианам и точкам" имеют опосредованое отношению к реальному принципу действия мудр. "Мудра" на санкрите означает "печать", и она является одной из трех составляющих "тантрического инструментария" - мантра, янтра и мудра, каждая из которых отвечает за свою репрезентативную систему. Мантра отвечает за аудио, янтра - за визуальную, мудра - за тактильное восприятие. Фактически, мудрой является любая стабильная конфигурация тела или частей тела, например, та же асана тоже является мудрой. Чаще всего, речь идет о хаста-мудрах, т.е., кистевых фигурах (жестах). Каждая из мудр что-либо символически обозначает, обычно это связано с ее внешней формой, а вовсе не с "каналами и с точками", кроме этого, здесь имеет место сложный и развитый тантрический символизм, связанный с традиционной мифологией.
Вне этого контекста эффективность мудр менее высока, хотя они, в любом случае, идеально подходят на роль особых "якорей" для мгновенной реализации ресурсных состояний, что используется от Индии до Японии, в частности, в оккультных целях, целительстве и боевых искусствах.
На самом деле, попытки многочисленных "популяризаторов" от Аюрведы привязать мудры к "мередианам и точкам" имеют опосредованое отношению к реальному принципу действия мудр. "Мудра" на санкрите означает "печать", и она является одной из трех составляющих "тантрического инструментария" - мантра, янтра и мудра, каждая из которых отвечает за свою репрезентативную систему. Мантра отвечает за аудио, янтра - за визуальную, мудра - за тактильное восприятие. Фактически, мудрой является любая стабильная конфигурация тела или частей тела, например, та же асана тоже является мудрой. Чаще всего, речь идет о хаста-мудрах, т.е., кистевых фигурах (жестах). Каждая из мудр что-либо символически обозначает, обычно это связано с ее внешней формой, а вовсе не с "каналами и с точками", кроме этого, здесь имеет место сложный и развитый тантрический символизм, связанный с традиционной мифологией.
Вне этого контекста эффективность мудр менее высока, хотя они, в любом случае, идеально подходят на роль особых "якорей" для мгновенной реализации ресурсных состояний, что используется от Индии до Японии, в частности, в оккультных целях, целительстве и боевых искусствах.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Есть хорошая книга "Yoga in your Hands" by Gertrud Hirschi Там много мудр для различных недомоганий. На себе испробовала пару, реально действуют. Shivalinga мудра на самом деле сильнодействующая и помогает абсолютно от любых недомоганий и даже более того. Но это если речь идет о практиках, что может помочь непрактикующему йогу серьезно больному человеку неизвестно.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
"...рун не должен резать
тот, кто в них не смыслит
в непонятных знаках
всякий может сбиться..."
(из древнескандинавского фольклора)
На самом деле, некорректно употрбленная линга-мудра может вызвать повышение артериального давления, в т.ч., внутричерепного и внутриглазного, а у "конкретных" гипертоников - даже инсульт.
тот, кто в них не смыслит
в непонятных знаках
всякий может сбиться..."
(из древнескандинавского фольклора)

На самом деле, некорректно употрбленная линга-мудра может вызвать повышение артериального давления, в т.ч., внутричерепного и внутриглазного, а у "конкретных" гипертоников - даже инсульт.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
С якорями более-менее понятно. А каков же механизм действияSomananda писал(а):
На самом деле, некорректно употрбленная линга-мудра может вызвать повышение артериального давления, в т.ч., внутричерепного и внутриглазного, а у "конкретных" гипертоников - даже инсульт.
мудры в данном случае?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Согласно древнескандинавскому фольклору, йога - занятие для здоровых и адекватных людей, мудры относятся к продвинутым практикам, когда энергетика уже работает по-другому. На новичка их влияние будет скорее всего незаметным для него самого, с конкретными гипертониками может случиться все что угодно. Йога не занимается лечением болезней, но оздоровление является побочным эффектом. Если кто-то думает, что сложив пальцы в мудру он за 5 минут на халяву исцелится, такого не бывает. В зависимости от запущенности даже всеобщее оздоровление займет годы. Но то что мудры эффективны при определенном уровне продвинутости в практике надеюсь ни один фольклор не станет отрицать.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Вот здесь с Вами полностью согласен - по всем пунктам
Только как-то недобро Вы...

Только как-то недобро Вы...

Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Отждествление с субъективным ощущением "подъема энергии", которое сопровождается приливом большого объема крови к голове.zodiac писал(а):С якорями более-менее понятно. А каков же механизм действияSomananda писал(а):
На самом деле, некорректно употрбленная линга-мудра может вызвать повышение артериального давления, в т.ч., внутричерепного и внутриглазного, а у "конкретных" гипертоников - даже инсульт.
мудры в данном случае?
Как говорят китайцы, воля ведет кровь, кровь ведет "ци"
Хотя, конечно, если просто состроить жест "Во!"


Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Спасибо, картина существенно прояснилась.
В одном из современных источников по йоге я встретил
определение мудры, как асаны, непосредственно воздействующей
на те или иные железы внутренный секреции.
Такое определение может быть приемлемым (удачным)?
В одном из современных источников по йоге я встретил
определение мудры, как асаны, непосредственно воздействующей
на те или иные железы внутренный секреции.
Такое определение может быть приемлемым (удачным)?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Мне не кажется такое определение удачным. Мудра - это мудра, асана - это асана. Даже если не брать хаста мудры, а взять положения тела, которые называются мудры, такие как маха-мудра и некоторые др., то эффект от мудр и асан разный. Если же брать хаста мудры, то их не корректно сравнивать с асанами.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
"Непосредственно мудры - специальные упражнения, выполняемые определенное время, позволяющие накапливать в организме дополнительную энергию, правильно ее распределять, перераспределять, расходовать." (из кн. "40 дней занимаясь йогой...")
Можно разделить на мудры тела и мудры рук.
Можно разделить на мудры тела и мудры рук.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Подскажите, плз, по какому критерию тогда отделять асаны от мудр? Мудра может быть выполнена на нескольких уровнях - на уровне тела, на уровне жеста (хаста мудра), как внутреннее усилие, на уровне праны, и на уровне сознания.miha писал(а):Мне не кажется такое определение удачным. Мудра - это мудра, асана - это асана. Даже если не брать хаста мудры, а взять положения тела, которые называются мудры, такие как маха-мудра и некоторые др., то эффект от мудр и асан разный. Если же брать хаста мудры, то их не корректно сравнивать с асанами.
Вы можете дать конкретное и исчерпывающее определение мудры?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Я не претендую на "дачу исчерпывающих определений"
Прежде всего потому, что понимаю ограниченность концептуально-логического мышления в общем, и вербального выражения такого мышления в частности.
Можно, конечно, принять Вашу точку зрения
Если говорить, о хаста-мудрах, то определение Вы уже дали, чего еще мудрить
?
Если задаться вопросом является ли асана хатха йоги мудрой? то ответ на этот вопрос скорее концептуальный, чем практический. Можно принять такую точку зрения, а можно с ней спорить. Не вижу смысла ни в одном, ни в другом.



Можно, конечно, принять Вашу точку зрения
Но в ней, уже присутствует критерий деления, мудра вообще, и хаста-мудра в частности. А если обобщать глобально, можно еще вспомнить буддийскую маха-мудру, чтоб окончательно обобщить и запутатьсяФактически, мудрой является любая стабильная конфигурация тела или частей тела, например, та же асана тоже является мудрой. Чаще всего, речь идет о хаста-мудрах, т.е., кистевых фигурах (жестах). Каждая из мудр что-либо символически обозначает, обычно это связано с ее внешней формой,

Если говорить, о хаста-мудрах, то определение Вы уже дали, чего еще мудрить

Если задаться вопросом является ли асана хатха йоги мудрой? то ответ на этот вопрос скорее концептуальный, чем практический. Можно принять такую точку зрения, а можно с ней спорить. Не вижу смысла ни в одном, ни в другом.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Ну и Б-г с ним...miha писал(а):Я не претендую на "дачу исчерпывающих определений"Прежде всего потому, что понимаю ограниченность концептуально-логического мышления в общем, и вербального выражения такого мышления в частности.
![]()
![]()

А буддийская "махамудра" - тоже частный случай общего определения - это и есть мудра на уровне сознания, т.е., устойчивое пребывание в Сущностном.А если обобщать глобально, можно еще вспомнить буддийскую маха-мудру, чтоб окончательно обобщить и запутаться![]()
Сама по себе асана, конечно, мудрой не является - она становится мудрой ввиду фиксации позы с акцентом на строго определенное положение тела, которому сопутствует определенное воздействие на нади и праны, плюс устойчивая дхарана.Если задаться вопросом является ли асана хатха йоги мудрой? то ответ на этот вопрос скорее концептуальный, чем практический. Можно принять такую точку зрения, а можно с ней спорить. Не вижу смысла ни в одном, ни в другом.
Конечно, на более высоком уровне "запечатывание" может происходить за счет "внутреннего замка", как в шамбхави, кхечари или ашвини мудре, еще на более высоком - за счет символического положения кисти, еще на более высоком - за счет фиксации сознания на объекте или процессе, и на высшем - за счет фиксации сознания на самом сознании - главная деталь - само "запечатывание"

ЗЫ: это я не спорю, а излагаю свое понимание - тем более, что оно соответствует тому, чему меня учили.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Вот-вот, так хорошо сформулировали!Сама по себе асана, конечно, мудрой не является - она становится мудрой ввиду фиксации позы с акцентом на строго определенное положение тела, которому сопутствует определенное воздействие на нади и праны, плюс устойчивая дхарана.


Т.е. мудра на уровне тела, должна носить элемент запечатывания. А в асане этому уровню соответствуют как правило бандхи, и мудры (кхечари, шамбхави и т.п.) это вы сами четко определили. Т.е. не всякое выполнение асаны, логично признать мудрой. Я даже осмелюсь заявить


А еще уровню запечатывания, соответствует кумбхака, а это тоже не всегда логично делать в асане, простым смертным.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |