Немного о самадхи
Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы
Как все хорошо помнят , например в ЙС (в комментариях) вводится термин Нироддхи. Если коротко - подразумевается остановленное (вообще) состояние сознания.
Так, если порассуждать.
Насколько нироддхи коррелирует с самадхи?
Судя по смыслу ЙС - возможно с нирвикальпи...
Сразу уточню, что я не сторонник представлений о неких частичных и поэтапных "нироддхах". Поскольку, по моему мнению, в ЙС говорится именно о конечном состоянии. До достижения которого будет только путь и способы его осуществления.
Так, если порассуждать.
Насколько нироддхи коррелирует с самадхи?
Судя по смыслу ЙС - возможно с нирвикальпи...
Сразу уточню, что я не сторонник представлений о неких частичных и поэтапных "нироддхах". Поскольку, по моему мнению, в ЙС говорится именно о конечном состоянии. До достижения которого будет только путь и способы его осуществления.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Не, не в комментариях - это сутра вторая:Ganesh писал(а):Как все хорошо помнят , например в ЙС (в комментариях) вводится термин Нироддхи. Если коротко - подразумевается остановленное (вообще) состояние сознания.
Так, если порассуждать.
Насколько нироддхи коррелирует с самадхи?
Судя по смыслу ЙС - возможно с нирвикальпи...
Сразу уточню, что я не сторонник представлений о неких частичных и поэтапных "нироддхах". Поскольку, по моему мнению, в ЙС говорится именно о конечном состоянии. До достижения которого будет только путь и способы его осуществления.
yogashchittavR^ittinirodhaH .. 2..
Тяжело обсуждать вопрос без адекватного понимания того, что есть "ниродхи" - дословно, это: ограничение, сужение (свободы, пространства и т. д.), предел, запирание, покрытие, покров, оболочка, облачение, одеяние, ограничение, стеснение, сдерживание,задержка, остановка, регулирование, контроль, или даже разрушение и уничтожение.
Проблема в том, что традиционная экзегетика позволяет использовать все эти значения - в зависимости от выбора смысла, и все значение сутры будет изменяться...
Я уже не говорю, что "читта вритти" тоже можно неоднозначно перевести
Но общий смысл в том, что "ниродха" подразумевает, и вправду, и сокрытие, и контроль, и сдерживание, и уничтожение - а это, согласитесь, разные уровни. Вообще, традиционная Йога - штука изначально многоуровневая, как и все, что к ней относится...
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Сутра вторая, но глава первая "О сосредоточении". Поскольку есть и глава вторая - "О способах осуществления", которая описывает пути "стабилизации" "активного/возбужденного" сознания, то следовательно понимать так, что сознание уже сконцентрировано. Содержание глав, на мой взгляд, это также подтверждает.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Первая глава называется samАdhipАda, т.е., "основа самадхи" , а вторая - sАdhanapАda - "основа садханы", т.е., скорее, "принципы практики". По логике всех основных Шастр, как обычно, в первой речь идет о конечной цели, т.е., о "плоде", а во второй - действительно, о методах практики. Понятно, что практика подразумевает предварительную целеустремленность и упорство, но, думаю, не более того. Если б самадхи являлось необходимым предварительным условием , то что тогда "Плод"?Ganesh писал(а):Сутра вторая, но глава первая "О сосредоточении". Поскольку есть и глава вторая - "О способах осуществления", которая описывает пути "стабилизации" "активного/возбужденного" сознания, то следовательно понимать так, что сознание уже сконцентрировано. Содержание глав, на мой взгляд, это также подтверждает.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
По набору практик, если прочитать книгу Ферштайна «Тантра» и христианские тексты на эту тему, отчетливо видны аналогии.Зеддикус писал(а):Любопытное предположение. И все же - почему тантра?Leo писал(а): а вот христианство нет, оно якобы вышло из европейского мистицизма. Хотя, это тантра чистейшей воды.
Да, любой! При желании можно и оскопиться (но свальный грех мне больше нравится).И какой "руки"?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Поэзия лучше всего для озвучивания невербальных вещей.Ganesh писал(а):Песни - это конечно, хорошо. Но хотелось бы еще узнать в чем конкретно прявляется соборное сознание. Если возможно, несколько примеров.
Вверх - это куда? К Богу есть приоритетное направление?
Попробую описать своими словами. Это измененное состояние сознания, где ты теряешь чувство тела, своего я (эго), чувствуешь, что заполняешь собой все пространство и ощущение блаженной радости и, возможно, слёзы. Тут и полный «Йуг» и коллективное читта-вритти-ниродха.
Вверх – это, просто, я невольно использовал терминологию Ферштайна, где он приводит классификацию духовного пути (вертикальный и горизонтальный).
Ну, можно и в огороде вырыть яму метров десять глубиной, чтобы познать, что клада там нет (по вере и будет вам):lol:Цитата:
2. А, зачем,собственно, не религиозному самадхи и познание божественного в себе?
Для самопознания.
Должна, но они верят в то, что делают (Кундалини - Богиня). Нерелигиозные же будут рыть яму в огороде.И по поводу углубленного тренинга у оздоровителей - чтобы достичь сахасрары, кундалини сначала должна пройти сквозь три грантхи, каждая грантхи предсатавляет привязку, которая препятствует продвижению к высшему сознанию.
А у "религиозных" - не должна?
Я не зацикливаюсь на слове йога. Любая практика направленная к спасению через самопознание (вивека). Но в основе лежит ВЕРА, если не веришь в Бога, на каких основаниях веришь в шрути?Немного проясню свою мысль. Йога - духовная практика, однако, не всякая традиционная духовная практика - йога.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Если сравнить по набору практик нигерийское Ифа-Йоруба или саббатианскую каббалу, аналогии будут гораздо более весомыми - так что же, это все тоже Тантра?Leo писал(а): По набору практик, если прочитать книгу Ферштайна «Тантра» и христианские тексты на эту тему, отчетливо видны аналогии.
Да, любой! При желании можно и оскопиться (но свальный грех мне больше нравится). [/quote]И какой "руки"?
С каких это пор скопцы и христоверы ("хлысты") стали "реальными" христианами? Ереси из ересей...
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
То есть можно сделать вывод, что самадхи и нироддхи - взаимосвязанные состояния. Идентичные ли - ?Somananda писал(а): Если б самадхи являлось необходимым предварительным условием , то что тогда "Плод"?
Оба являются конечной целью практики. Соответственно, рассуждать о каких-либо промежуточных, начальных "нироддхах" (Читта Вритти, естественно ), в свете содержания глав ЙС - ошибочно. Равно как и о маааленьких самадхи.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Я бы сказал "Искусство" (понимать широко. Ката - тоже искусство)Leo писал(а): Поэзия лучше всего для озвучивания невербальных вещей.
Из личного опыта. Считаю, что это промежуточное состояние, весьма впечатляющее, но проходящее. Просто очередной этап. Не из личного - если зациклиться - вспомним понятие "Прелесть" в Православии.Попробую описать своими словами. Это измененное состояние сознания, где ты теряешь чувство тела, своего я (эго), чувствуешь, что заполняешь собой все пространство и ощущение блаженной радости и, возможно, слёзы.
См. выше. Кроме того, глобальное коллективное самадхи, конечно классно, но возможно ли?Тут и полный «Йуг» и коллективное читта-вритти-ниродха.
Освежу в памяти, выскажу соображения.Вверх – это, просто, я невольно использовал терминологию Ферштайна, где он приводит классификацию духовного пути (вертикальный и горизонтальный).
Цитата:
2. А, зачем,собственно, не религиозному самадхи и познание божественного в себе?
Для самопознания.
То есть, если верить, что клад есть - он появится? Может правильнее воду находить? (находить, но не искать) Зная, что она там.Ну, можно и в огороде вырыть яму метров десять глубиной, чтобы познать, что клада там нет (по вере и будет вам):lol:
И по поводу углубленного тренинга у оздоровителей - чтобы достичь сахасрары, кундалини сначала должна пройти сквозь три грантхи, каждая грантхи предсатавляет привязку, которая препятствует продвижению к высшему сознанию.
А у "религиозных" - не должна?
Зная, где и как копать яму, найдешь искомое. Только веря, что найдешь клад, но не умея копать и не зная где - останешься ни с чем.Должна, но они верят в то, что делают (Кундалини - Богиня). Нерелигиозные же будут рыть яму в огороде.
При этом случайные или промежуточные результаты вызовут эйфорию и могут быть приняты за конечные.
Немного проясню свою мысль. Йога - духовная практика, однако, не всякая традиционная духовная практика - йога.
Одной ВЕРЫ недостаточно для достижения результата. Надо еще делать что-то конкретное. И знать, что именно.Я не зацикливаюсь на слове йога. Любая практика направленная к спасению через самопознание (вивека). Но в основе лежит ВЕРА, если не веришь в Бога, на каких основаниях веришь в шрути?
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Простите, но это не ответ. Слишком общо. Не могли бы Вы провести конкретные параллели? Действительно интересно. Вот в чем именно Вы видите аналогии? Они наверняка есть, но хотелось бы систематизировать.Leo писал(а):
По набору практик, если прочитать книгу Ферштайна «Тантра» и христианские тексты на эту тему, отчетливо видны аналогии.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Простите, не соглашусь.Ganesh писал(а):То есть можно сделать вывод, что самадхи и нироддхи - взаимосвязанные состояния. Идентичные ли - ?
Оба являются конечной целью практики. Соответственно, рассуждать о каких-либо промежуточных, начальных "нироддхах" (Читта Вритти, естественно ), в свете содержания глав ЙС - ошибочно. Равно как и о маааленьких самадхи.
"Йога есть читта-вриттти ниродха" - в данном контексте это можно перевести, минимум, двояко - как "Йога (в смысле, конечный плод, т.е. самадхи) есть фиксация сознания" - но можно и как "Йога (как процесс, сам путь) заключается в подавлении-контроле-регулировании-приостановлении-уничтожении непроизвольных процессов в сознании" - тогда можно говорить о разных этапах или вариациях "ниродхи".
Что касается самадхи - думаю, можно говорить о разных уровнях самадхи, тем более, и в Шастрах подобные классиффикации неизменно присутствуют.
Если смотреть шире, то в дзен (чань), например, сатори есть частный случай саммай (самадхи), но саммай есть более высокое состояние, чем сатори, хотя сущностно они подобны.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Дословный перевод - первый уровень толкования терминов. Более глубокий - второй смысловой и третий. (Даже не говоря о восприятии/толковании на уровне йогической интуиции.) Приведу цитату. Возможно Вы в нее вложили несколько иной смысл, чем я понял, однако...Somananda писал(а): Простите, не соглашусь.
"Йога есть читта-вриттти ниродха" - в данном контексте это можно перевести, минимум, двояко - как "Йога (в смысле, конечный плод, т.е. самадхи) есть фиксация сознания" - но можно и как "Йога (как процесс, сам путь) заключается в подавлении-контроле-регулировании-приостановлении-уничтожении непроизвольных процессов в сознании" - тогда можно говорить о разных этапах или вариациях "ниродхи".
Итак, нироддхи и самадхи - плод, конечная цель. Все, что до этого - ступени пути. Ступень дхарани - это не "очень маленькое самадхи", дхьяна - не "просто мальнькое самадхи". Должен произойти качественный скачок.Первая глава называется samАdhipАda, т.е., "основа самадхи" , а вторая - sАdhanapАda - "основа садханы", т.е., скорее, "принципы практики". По логике всех основных Шастр, как обычно, в первой речь идет о конечной цели, т.е., о "плоде", а во второй - действительно, о методах практики.
Разные уровни... умения плавать, например, это одно, а вообще не умение - совсем другое. (Хотя, если назвать "нулевым уровнем самадхи" - обычное состояние для любого человека...?)Что касается самадхи - думаю, можно говорить о разных уровнях самадхи, тем более, и в Шастрах подобные классиффикации неизменно присутствуют.
Сущностно, подобно многое. Например, подобна игра детей во... что угодно и реальная взрослая жизнь. Или физиологические процессы в организме при различных состояниях.Если смотреть шире, то в дзен (чань), например, сатори есть частный случай саммай (самадхи), но саммай есть более высокое состояние, чем сатори, хотя сущностно они подобны.
Трактовка, что может быть и маленькое нироддхи и тд. дает широкий простор для спекуляций этими понятиями. Типа, полежал в шавасане час (из полутора - тренировки ), тормознулся - уже начальное нироддхи обрел. Хотя и первое - полезно.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Фактически, традиционно, уровней может быть от трех до девяти. Чаще всего используют шесть. Но это требует, как минимум, знакомства с контекстом не по плохим переводам, и книжкам разныхGanesh писал(а):Дословный перевод - первый уровень толкования терминов. Более глубокий - второй смысловой и третий. (Даже не говоря о восприятии/толковании на уровне йогической интуиции.)
"-ологов". Интуиция - дело хорошее, но всегда есть соблазн впасть в неконструктивное концептуирование и некорректное обощение. Собственно, для того и нужна традиция, чтоб не дать практикующему уйти в хаотичное "мудрствование лукавое".
Согласен с посылом, но не согласен с выводом. Конечно, пратьяхара, дхарана и дхъяна - это инструменты, а не самоцель. Но самадхи, безусловно, имеет разные уровни - в зависмости от того, что именно реализовано - просто состояние глубокой медитации, "савикальпа самадхи", "нирвикальпа самадхи" или "самарасья".Итак, нироддхи и самадхи - плод, конечная цель. Все, что до этого - ступени пути. Ступень дхарани - это не "очень маленькое самадхи", дхьяна - не "просто мальнькое самадхи". Должен произойти качественный скачок.
Нет уж, позвольте... Можно плавать "по-собачьи", и просто "держаться на воде", а можно нырять на 60 метров и переплывать Ла-Манш... Так же и с самадхи. Уже первые уровни самадхи дают "что-то" - но окончательное овладение "предметом" происходит на более высоких уровнях. А так - повторюсь - фактически, все виды трансовых состояний - "самадхиподобны"Разные уровни... умения плавать, например, это одно, а вообще не умение - совсем другое. (Хотя, если назвать "нулевым уровнем самадхи" - обычное состояние для любого человека...?)
Честно говоря, и вправду, особой разницы не вижу - мы всю жизнь, считай, играем - кто-то в "ниндзей", кто-то в "йогов", кто-то в директора завода, кто-то в президента страны... Разница лишь в уровне ответственности и в глобальности последствий.Сущностно, подобно многое. Например, подобна игра детей во... что угодно и реальная взрослая жизнь.
Вот об этом можно поподробнее?Или физиологические процессы в организме при различных состояниях.
По большому счету, пратьяхара невозможна без дхараны и дхъяны. Так что, если и вправду кто-то толком расслабился, но при этом не заснул - уже достижение...Трактовка, что может быть и маленькое нироддхи и тд. дает широкий простор для спекуляций этими понятиями. Типа, полежал в шавасане час (из полутора - тренировки ), тормознулся - уже начальное нироддхи обрел. Хотя и первое - полезно.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Если можно, подробнее.Somananda писал(а): Фактически, традиционно, уровней может быть от трех до девяти. Чаще всего используют шесть.
Безусловно.Но это требует, как минимум, знакомства с контекстом не по плохим переводам, и книжкам разных
"-ологов". Интуиция - дело хорошее, но всегда есть соблазн впасть в неконструктивное концептуирование и некорректное обощение. Собственно, для того и нужна традиция, чтоб не дать практикующему уйти в хаотичное "мудрствование лукавое".
А состояние неглубокой медитации на природе, за книгой или за кружкой пива , куда отнести?Согласен с посылом, но не согласен с выводом. Конечно, пратьяхара, дхарана и дхъяна - это инструменты, а не самоцель. Но самадхи, безусловно, имеет разные уровни - в зависмости от того, что именно реализовано - просто состояние глубокой медитации, "савикальпа самадхи", "нирвикальпа самадхи" или "самарасья".
Нет уж, позвольте... Можно плавать "по-собачьи", и просто "держаться на воде", а можно нырять на 60 метров и переплывать Ла-Манш... Так же и с самадхи. Уже первые уровни самадхи дают "что-то" - но окончательное овладение "предметом" происходит на более высоких уровнях.
Качественный скачок - это вообще умение хоть как-то плавать.
Окончательное овладение - например нирвикальпа.
Как и обезьяны - человекоподобны.так - повторюсь - фактически, все виды трансовых состояний - "самадхиподобны"
Относительно игры вообще - Вы, разумеется правы. Но это, также подтверждает и мою позицию. Уровень ответственности и последствий разный.Честно говоря, и вправду, особой разницы не вижу - мы всю жизнь, считай, играем - кто-то в "ниндзей", кто-то в "йогов", кто-то в директора завода, кто-то в президента страны... Разница лишь в уровне ответственности и в глобальности последствий.
Никогда не позиционировал себя как физиолога. Можно, конечно начать разбирать детальнее, но все-таки хотелось бы вначале услышать и мнение специалистов.Или физиологические процессы в организме при различных состояниях.Вот об этом можно поподробнее?
Достижение - но не самадхи.По большому счету, пратьяхара невозможна без дхараны и дхъяны. Так что, если и вправду кто-то толком расслабился, но при этом не заснул - уже достижение...Трактовка, что может быть и маленькое нироддхи и тд. дает широкий простор для спекуляций этими понятиями. Типа, полежал в шавасане час (из полутора - тренировки ), тормознулся - уже начальное нироддхи обрел. Хотя и первое - полезно.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Ну, похоже народ уже философией перенасытился. Пора отдохнуть, вернуться на землю.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |