Немного о самадхи

Обсуждение вопросов, связанных с практикой и теорией хатха йоги

Модераторы: Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы

Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Немного о самадхи

Сообщение Ganesh » 5.03.2008, 00:12

Сергей Агапкин отвечал:
Справку показать? Что касается достижения самадхи - согласно модели Вьясы, коей я придерживаюсь, "самадхи есть свойство сознания во всех его состояниях". Так что можете и себе выписать такую справку.
Про справку - обрадовало. :D Еще надо сделать Трижды Героя Мира, и все будет ОК. :D

Относительно Вясы.
(по Классической йоге. (1992 г.изд.)) "Йога есть сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное, собранное в точку, остановленное" ....

Возможно, пока комментарий Вьясы дошел до нас, и пока мы его интерпретируем, смысл мог и извратиться.
Просто интересно, какое Вы предполагаете самадхи на уровнях/ступенях Кшипта или Мудха? Самадхи «рассеянное», самадхи «в замешательстве»? :roll:

И далее, говорится о том, что «при прекращении всякого функционирования сознания возникает бессознательное сосредоточение, то есть йога собственно бессознательного. Желая дать ее определение Патанджали избрал следующую формулировку сутры:
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.»

Таким образом, приходим либо к тому, что Вы не совсем верно истолковываете мысль Вьясы, либо к тому, что он написал нечто несуразное. Варианты на выбор.
(Ничего личного. Только рассуждаю.)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 5.03.2008, 00:26

Somananda писал:
Относительно самадхи - думаю, различные "подвиды" самадхи являются естественными для всех, но,зачастую, скоротечны и не поддаются отслеживанию.
Какие "подвиды"?

Это, как те крокодилы, которые летают, но ооочень низко?
:D
Развивая мысль, можно сказать, что посещение туалета - не менее, как Сатори. :) (А это уже не совсем шутка. :D )
А как насчет того, что предварительно необходимо пребывать в состояниях Дхарани и Дхьяна определенное время? (По некоторым авторам.)
И еще, несколько утрируя мысль можно договориться до того, что асана, например, может быть выполнена в течение очень малого времени. Так, что даже отследить сложно.
Что касается "нирвикальпа самадхи" - неплохо бы прийти к единому мнению, что же это такое
Можно и попробовать... .
ЗЫ: - не особо представляю, как можно подтвердить, или опровергнуть реализацию самадхи кем-либо (не считая зарывание в землю и погружение в воду - у иллюзионистов это куда эффектней выходит).
Может иметь значение не только предполагаемое соответствие или не соответствие ответа реальности, но и просто его (т.е. ответа) наличие.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Сергей Агапкин
****
Сообщения: 2416
Зарегистрирован: 13.03.2002, 21:24
Откуда: Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сергей Агапкин » 5.03.2008, 09:50

Все проблемы возникают когда термин начинает жить самостоятельной жизнью, не подвергаясь переводу и опредмечиванию. Иначе будет как у Лема:
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».
«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».
«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».
Замените слово "самадхи" на слово "внимание" и всё встанет на свои места. "Внимание есть свойство сознания на всех его ступенях(сотстояниях)". Внимание может быть рассеяным, может быть неустойчивым, произвольным, сконцентрированном и постпроизвольным. Два последних вида и являются предметом изучения йоги.
Собственно это описано и в книге Фроули "Аюрведа и психотерапия". Он же в свою очереь тоже излагает мысли своих учителей - ему даже за знание традиции звание пандита дали.
Поэтому видится мне третий вариант - что очень Вам хочется выставить концепцию Вьясы несуразной, чтобы доказать что я не правильно её истолковал.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 5.03.2008, 10:57

"...Вот напрасно Вы, Соломон Семенович, пытаетесь найти в Вальке какую-то эстетику, отталкиваясь от антропоморфности..." (С) Лесь Подеревьянский :lol:

Я совершенно не уверен в возможности истолковывать и трактовать что-либо, относящееся к Йоге, исходя из перевода Йога сутр Островской и Рудого :twisted: Это было бы не просто "концептуально", но и бесполезно.
Если внимательнее ознакомиться с Шастрами и практической стороной вопроса, становится понятно, что попытки обьяснить самадхи вне контекста самьямы - бесплодны. Поэтому, прежде, чем пытаться "концептуально" ухватить смысл понятия "самадхи", не мешало бы понять, что есть пратьяхара, дхарана и дхьяна... Боюсь, что и в этих вопросах - полная неразбериха.
Это - что касается традиционного истолкования. Если же говорить о самадхи с точки зрения физиологии и йога-терапии, то, наверное, проще и полезнее будет отнести к этой категории все "особые", т.е., измененные и расширенные состояния сознания - и путаницы сразу меньше будет :wink:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 5.03.2008, 10:59

"...Вот напрасно Вы, Соломон Семенович, пытаетесь найти в Вальке какую-то эстетику, отталкиваясь от антропоморфности..." (С) Лесь Подеревьянский :lol:

Я совершенно не уверен в возможности истолковывать и трактовать что-либо, относящееся к Йоге, исходя из перевода Йога сутр Островской и Рудого :twisted: Это было бы не просто "концептуально", но и бесполезно.
Если внимательнее ознакомиться с Шастрами и практической стороной вопроса, становится понятно, что попытки обьяснить самадхи вне контекста самьямы - бесплодны. Поэтому, прежде, чем пытаться "концептуально" ухватить смысл понятия "самадхи", не мешало бы понять, что есть пратьяхара, дхарана и дхьяна... Боюсь, что и в этих вопросах - полная неразбериха.
Это - что касается традиционного истолкования. Если же говорить о самадхи с точки зрения физиологии и йога-терапии, то, наверное, проще и полезнее будет отнести к этой категории все "особые", т.е., измененные и расширенные состояния сознания - и путаницы сразу меньше будет :wink:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 6.03.2008, 02:51

Сергей Агапкин писал(а): Про Сепульки - это да. Классика!
Замените слово "самадхи" на слово "внимание" и всё встанет на свои места. "Внимание есть свойство сознания на всех его ступенях(сотстояниях)". Внимание может быть рассеяным, может быть неустойчивым, произвольным, сконцентрированном и постпроизвольным. Два последних вида и являются предметом изучения йоги.
Собственно это описано и в книге Фроули "Аюрведа и психотерапия". Он же в свою очереь тоже излагает мысли своих учителей - ему даже за знание традиции звание пандита дали.
А, вот Сомананда, например предлагает свое понимание самадхи: "8 - Самадхи - особые состояния сознания (ОСС), произвольное управление трансами."
Поэтому видится мне третий вариант - что очень Вам хочется выставить концепцию Вьясы несуразной, чтобы доказать что я не правильно её истолковал
Хотел бы - выставил бы (это я так, помечтал :) ).

Давайте определимся с источниками цитирования.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 6.03.2008, 11:53

Прошу прощения - безусловно, слово "транс" используется не от хорошей жизни, и является не совсем адекватным, просто, другого понятия, аналогичного по емкости, пока не придумали. Может, ОСС - лучший вариант...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
WL
*
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 2.03.2005, 11:26
Откуда: SW9

Сообщение WL » 7.03.2008, 11:19

Somananda писал(а):Прошу прощения - безусловно, слово "транс" используется не от хорошей жизни, и является не совсем адекватным, просто, другого понятия, аналогичного по емкости, пока не придумали. Может, ОСС - лучший вариант...
Самадхи - это техника и состояние экстаза при произвольной суперконцентрации внимания на любом объекте или процессе. Поначалу такое состояние возникает "произвольно" на определенные промежутки времени в результате удачной практики, освоения крий и медитативных техник. Со временем это состояние становится непрерывным и как бы независимым. Это состояние также передается в некоторой степени посторонним вокруг независимо от их йогического backgrounda или его отсутствия. Когда самадхи достигнуто, оно непрерывно по определению. Из него уже не выходят, это трудно не заметить.

Транс - это двоюродная техника, отличие от самадхи в том, что транс продолжается определенный промежуток времени и вход в транс осуществляется путем определенных приемов или манипуляций и, как правило, с какой-то целью.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
я
****
Сообщения: 1663
Зарегистрирован: 15.04.2003, 15:31
Откуда: РнД
Контактная информация:

Сообщение я » 7.03.2008, 20:23

WL писал(а): Когда самадхи достигнуто, оно непрерывно по определению. Из него уже не выходят, это трудно не заметить.
-Why?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 7.03.2008, 22:45

WL писал(а):Самадхи - это техника и состояние экстаза при произвольной суперконцентрации внимания на любом объекте или процессе. Поначалу такое состояние возникает "произвольно" на определенные промежутки времени в результате удачной практики, освоения крий и медитативных техник. Со временем это состояние становится непрерывным и как бы независимым. Это состояние также передается в некоторой степени посторонним вокруг независимо от их йогического backgrounda или его отсутствия. Когда самадхи достигнуто, оно непрерывно по определению. Из него уже не выходят, это трудно не заметить.

Транс - это двоюродная техника, отличие от самадхи в том, что транс продолжается определенный промежуток времени и вход в транс осуществляется путем определенных приемов или манипуляций и, как правило, с какой-то целью.
Будьте добры, обоснуйте, пожалуйста, свое утверждение - оно довольно категорично, и ничем не подкреплено.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 8.03.2008, 01:51

WL писал(а):
Somananda писал(а):Прошу прощения - безусловно, слово "транс" используется не от хорошей жизни, и является не совсем адекватным, просто, другого понятия, аналогичного по емкости, пока не придумали. Может, ОСС - лучший вариант...
Самадхи - это техника и состояние экстаза при произвольной суперконцентрации внимания на любом объекте или процессе.
.......
Транс - это двоюродная техника, отличие от самадхи в том, что транс продолжается определенный промежуток времени и вход в транс осуществляется путем определенных приемов или манипуляций и, как правило, с какой-то целью.
Может есть смысл уже вспомнить о Яме и Нияме. Не только как факторах способствующих достижению ОСС, но и "преобразующих" транс в самадхи?
Разумеется не на уровне "технического" понимания принципов.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ganesh
****
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 15.10.2007, 01:30
Откуда: Институт Йоги и Ушу г. Одесса

Сообщение Ganesh » 8.03.2008, 01:53

WL писал(а): Когда самадхи достигнуто, оно непрерывно по определению. Из него уже не выходят, это трудно не заметить.
Возможно, что и да. Но не настолько однозначно.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
WL
*
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 2.03.2005, 11:26
Откуда: SW9

Сообщение WL » 8.03.2008, 15:26

Somananda писал(а):
WL писал(а):Самадхи...
Транс...
Будьте добры, обоснуйте, пожалуйста, свое утверждение - оно довольно категорично, и ничем не подкреплено.
Мои утверждения всегда основываются на собственном непосредственном опыте, а не на тезаурусах, википедиях, словарях Даля, Кастанеде, общероссийских корифеях йоги и плохих переводах источников. Как человек знакомый с обоими техникими, сообщаю, не надо путать разные вещи и подменять одни вещи другими (смешались в кучу кони-люди). В транс шаманский или суфийский входят с помощью мантр, дыхания, движений, танца, вращения дервиша, и т.д. на определенный срок времени с целью целительства, действия медиума, видения будущего и т.п. Рейки тоже является разновидностью транса.
Признаки и стадии самадхи а также симптомы ЧВН я описывать не буду, для этого есть один небезызвестный форум. Есть одна особенность национальной охоты, рассуждать о чем-то, что неизвестно по существу, но о чем имеется некое превратное представление созданное газетой Правда, я бы это сформулировала наутилусом: "Гуд бай Америка, в которой я не буду никогда". И начинается демагогия кто что под чем имеет в виду совершенно не понимая ничего, раздача определений определениям и описания описаний.
Я только хотела сообщить, уже все давно определено в источниках, хватит словоблудия и подмены понятий и замыливания значений. Самадхи и транс близнецы-братья, но совершенно разные вещи.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 8.03.2008, 19:36

WL писал(а):Мои утверждения всегда основываются на собственном непосредственном опыте, а не на тезаурусах, википедиях, словарях Даля, Кастанеде, общероссийских корифеях йоги и плохих переводах источников. Как человек знакомый с обоими техникими, сообщаю, не надо путать разные вещи и подменять одни вещи другими (смешались в кучу кони-люди). В транс шаманский или суфийский входят с помощью мантр, дыхания, движений, танца, вращения дервиша, и т.д. на определенный срок времени с целью целительства, действия медиума, видения будущего и т.п. Рейки тоже является разновидностью транса.
Признаки и стадии самадхи а также симптомы ЧВН я описывать не буду, для этого есть один небезызвестный форум. Есть одна особенность национальной охоты, рассуждать о чем-то, что неизвестно по существу, но о чем имеется некое превратное представление созданное газетой Правда, я бы это сформулировала наутилусом: "Гуд бай Америка, в которой я не буду никогда". И начинается демагогия кто что под чем имеет в виду совершенно не понимая ничего, раздача определений определениям и описания описаний.
Я только хотела сообщить, уже все давно определено в источниках, хватит словоблудия и подмены понятий и замыливания значений. Самадхи и транс близнецы-братья, но совершенно разные вещи.
Боюсь, в таком ключе у нас разговор не сложится. Всего наилучшего Вам в Ваших трансах и самадхи :wink:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Somananda
****
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 18.03.2007, 11:01

Сообщение Somananda » 8.03.2008, 19:50

Далее рассмотрим чистую медитацию (самадхи). Когда созерцание (см. выше) освобождается от всех понятий (различий) созерцания (действия), его объекта и созерцающего, и принимает форму чистого объекта созерцания в его абсолютной единой чистоте - это называется чистой медитацией (самадхи). Время, необходимое для этого, упомянуто выше. Есть еще одно различие между ней (самадхи) и созерцанием. Созерцание нарушается, когда чувства (практикующего) входят в контакт с объектами, чрезвычайно почитаемыми и любимыми им. Но в медитации этого не происходит, как говорится в Смрити: "Затем (в состоянии медитации) закрепив разум на Духе, не зная ничего внешнего или внутреннего, как делающий стрелу уходит своим разумом в эту стрелу, так и он не видит царя, проходящего рядом с ним". В вышеописанном определении медитации "подавление прочих ощущений" не указывается специально, поскольку оно является основным условием (для медитации), и о нем следует упоминать только в качестве разъяснения. Когда завершается подавление ощущений, возникает восприятие объекта медитации; следовательно, самадхи становится завершающей стадией определенной медитации.
Виджнянабхикшу
"Йогасара санграха" (комментарий на Вьяса бхашью, 16й век)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить