Кришнамачарья

Обсуждение вопросов, связанных с практикой и теорией хатха йоги

Moderators:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы

ABC
**
Posts:152
Joined:Wed Mar 29, 2006 9:12 am
Кришнамачарья

Post by ABC » Wed Aug 08, 2007 10:17 pm

Сегодня купил книгу Марии Николаевой "Основные школы хатха-йоги". Обнаружил там много информации, идентичной той, которую уважаемая Archaka привела в своей статье. Поэтому решил высказать свои возражения не в личку, а здесь, открыв новую тему. Прошу не считать нижесказанное придиркой. Просто, как правило, именно непроверенные данные начинают бесконечно тиражироваться в сети, в конце концов приобретая вес установленного факта...

Начнем с того, что та часть книги, которая посвящена Кришнамачарье (с. 46-55), представляет, практически без изменений, перевод статьи о Кришнамачарье из тамильского журнала Kalaimagal (которая, в свою очередь, уже была кем-то переведена на английский). Все бы хорошо, но ссылочку нужно было дать, учитывая, что книга заявлена (на сайте автора) как научное издание.

Теперь по существу:
"С детства он изучал санскрит и веды и в 16 лет получил степень видвана, вслед за чем отправился в университет Каши изучать санскрит, логику и грамматику, где пробыл более 10 лет. Все эти годы он практиковал лишь чтение мантр" (в книге написано побольше, но суть таже: был 10 лет в Каши, практиковал только Гаятри-мантру).

Кришнамачарья отправился в Каши только через два года после сдачи экзаменов, в 18 лет. Далее семейная история дает следующие даты: 1906-1909 он изучает грамматику санскрита и логику в Варанаси, затем возвращается в Майсор, где остается до 1914 года, обучаясь в том числе в Майсорском университете (получив титулы mimamsa vidvan и veda kesari). Потом он вновь возвращается в Варанаси, и уже оттуда через 2-3 года отправляется на Тибет.

По поводу практики вот что говорит сам Кришнамачарья: "Во время пребывания в Бенаресе я практиковал асаны и пранаямы, которым меня обучил отец. Проходящий мимо святой, увидев меня за этим занятием, отправил меня к Шри Баба Бхагаван Дасу, который разрешил мне обучаться санхье в Университете Патны".

Кстати, сам Кришнамачарья говорит, что у Рам Мохана было трое детей, в книге их количество возросло до восьми, но возможно это опечатка.

"Похожая на аштанга-виньясу практика присутствует также в тибетском буддизме (не стоит забывать, что Кришнамачарья обучался у тибетского мастера)" (практически аналогичная фраза встречается в книге).

Кто может обосновать "похожесть" аштнага-йоги и трул-кхор? То что там и там есть движения, дыхание и концентрация? Ну так в балете это тоже есть. Понятно, что с помощью метода поверхностных аналогий можно связать что угодно, с чем угодно. И что значит фраза "тибетский мастер" Рам Мохан? Он что, как-то связан с тибетским буддизмом? То, чему учил Кришнамачарью Рам Мохан, было изложено в Йога-гурандам на "языке гуркха" (так в книге). Правда такого языка нет, а есть язык гурков (потомков раджпутов, которые бежали в Непал от мусульманских завоевателей Индии) -- кхас или горкхали, который имеет санскритские корни. С помощью этого текста к Кришнамачарье, по его словам, пришло понимание Йога-сутр. Ну как это связано с тибетским буддизмом и трул-кхор?

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
Петр и Павел
***
Posts:233
Joined:Tue Apr 02, 2002 4:50 am
Location:от верблюда

Post by Петр и Павел » Thu Aug 09, 2007 6:41 pm

это очень красивая легенда, что мистический Рам Мохан жил с семьей на берегу озера Манасаровар возле горы Кайлаш среди скал и суровых красот Тибета.
И 35 летний теплолюбивый Кришнамачарья примчался туда с юга Индии на 7 лет пожить.
От людей знавших семью Кришнамачарьи в 60-е годы известно, что никуда дальше Бенареса он не уезжал.
Я даже не уверен есть ли на берегу Манасаровар населенный пункт, где Рам Мохан со своими от 3 до 8 детей мог принять Кришнамачарью...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
ABC
**
Posts:152
Joined:Wed Mar 29, 2006 9:12 am

Post by ABC » Mon Aug 13, 2007 5:56 am

Петр и Павел wrote:это очень красивая легенда, что мистический Рам Мохан жил с семьей на берегу озера Манасаровар возле горы Кайлаш среди скал и суровых красот Тибета.
И 35 летний теплолюбивый Кришнамачарья примчался туда с юга Индии на 7 лет пожить.
От людей знавших семью Кришнамачарьи в 60-е годы известно, что никуда дальше Бенареса он не уезжал.
Я даже не уверен есть ли на берегу Манасаровар населенный пункт, где Рам Мохан со своими от 3 до 8 детей мог принять Кришнамачарью...
Отлично... Осталось только обосновать, почему рассказ об обучении Кришнамачарьи у Рам Мохана является "красивой легендой", почему Рам Мохан "мистический", а Кришнамачарья -- "теплолюбивый", да и ссылочку на "знавших семью" людей не мешало бы дать. А так и комментировать нечего, пожалуй, кроме того, что Кришнамачарье было не 35, а ~28 лет, когда он "примчался" к Рам Мохану, и не с юга Индии, а из Бенареса.

И разве Бенарес -- край земли? Что такого "легендарного" в том ,что Кришнамачарья смог добраться, например, до Шимлы? Или он должен был замерзнуть по дороге?

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
Петр и Павел
***
Posts:233
Joined:Tue Apr 02, 2002 4:50 am
Location:от верблюда

Post by Петр и Павел » Mon Aug 13, 2007 7:29 pm

Осталось только обосновать
Зачем? Если для вас все сходится, я не настаиваю...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
ABC
**
Posts:152
Joined:Wed Mar 29, 2006 9:12 am

Post by ABC » Tue Aug 14, 2007 8:07 am

Петр и Павел wrote:Если для вас все сходится, я не настаиваю...
Интересно, как раз, почему не сходится у других :D То что написано -- это ведь тоже только гипотеза, и в ней есть свои противоречия... Просто она более обоснована, чем остальные.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
Петр и Павел
***
Posts:233
Joined:Tue Apr 02, 2002 4:50 am
Location:от верблюда

Post by Петр и Павел » Tue Aug 14, 2007 3:07 pm

Обоснование для меня приходит из совсем других вещей, из занятий.
С одними совпадает, с другим - нет.
Кришнамачарья для меня авторитет безусловный, также как и Паттабхи Джойс. А с Десикачаром и Айенгаром у меня не совпало.
И здесь совсем не важно кто все таки написал Йога Рахасью, была ли Йога Корунта, откуда взяты утерянные фрагменты в Йога Яджнавалкьи, учился ли Кришнамачарья на озере Манасаровар или где еще - я над ним со свечкой не стоял, а сам он уже ничего не расскажет.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
savthegood
Posts:4
Joined:Tue Aug 15, 2006 7:35 pm

Post by savthegood » Tue Aug 14, 2007 10:38 pm

ABC wrote:
Петр и Павел wrote:Если для вас все сходится, я не настаиваю...
Интересно, как раз, почему не сходится у других :D То что написано -- это ведь тоже только гипотеза, и в ней есть свои противоречия... Просто она более обоснована, чем остальные.
Я с П&П 100% согласен :) : главное ведь не личная жизнь этих людей, а то, что они оставили для нас и чем мы можем воспользоватся для себя. Страсти по-индийски в их жизнях пусть останутся в прошлом: какая разница?? И статья, как я понял, о том, откуда взялись разные направления в йоге, а не о людях, которые их "основали".

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
ABC
**
Posts:152
Joined:Wed Mar 29, 2006 9:12 am

Post by ABC » Wed Aug 15, 2007 7:10 am

Петр и Павел wrote:Обоснование для меня приходит из совсем других вещей, из занятий [...]
Кришнамачарья для меня авторитет безусловный, также как и Паттабхи Джойс [...] А с Десикачаром и Айенгаром у меня не совпало.
И здесь совсем не важно кто все таки написал Йога Рахасью, была ли Йога Корунта, откуда взяты утерянные фрагменты в Йога Яджнавалкьи, учился ли Кришнамачарья на озере Манасаровар или где еще - я над ним со свечкой не стоял, а сам он уже ничего не расскажет.
Здесь я с вами согласен только в том, что практика первична (кстати, практическая система, изложенная самим Кришнамачарьей нам ведь не известна, его книги пока не переведены на английский, а выдержки из них, которые можно найти, например, у Сьомана и Медина не дают целостной картины).

В остальном -- мне кажется логичным бережно относится к фактам биографии человека, который является авторитетом, тем более к тем, которые озвучил он сам.

Многие считают Кришнамачарью авторитетом, допуская при этом, что он вполне мог приврать или мистифицировать окружающих (типа такая индийская традиция). Но это ведь это одни слова. Например, Десикачар в своей книге пишет, что он как-то спросил у Паттабхи Джойса, как Кришнамачарье удалось проделать такой сложный путь к Рам Мохану. И что, вы думаете, он ответил? Что эму параллельно, был ли там Кришнамачарья или нет? Что свечку он не держал? Нет. У Паттабхи Джойса выступили на глазах слезы и он сказал, что только такому человеку как его Гуруджи это было под силу. Вот для него Кришнамачарья является авторитетом.

А по поводу важности биографий и прочего... Не думаю, что найдется, например, серьезный физик, который не читал автобиографии Эйнштейна. Важно ведь не только то, что получилось, но и как это получилось...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
Петр и Павел
***
Posts:233
Joined:Tue Apr 02, 2002 4:50 am
Location:от верблюда

Post by Петр и Павел » Mon Aug 27, 2007 11:05 pm

так вот ты какой, северный олень Смиркин...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
ABC
**
Posts:152
Joined:Wed Mar 29, 2006 9:12 am

Post by ABC » Tue Aug 28, 2007 7:12 am

Петр и Павел wrote:так вот ты какой, северный олень Смиркин...
Петя Зелепукин?!!! Так это ты?!!! Вот сукин сын!!!!...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links