Теперь давайте попробуем привязать традицию к современности
Согласно индийской традиции, существуют четыре основных состояния сознания: джагратам (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (сон без сновидений) и турия - т.н. "четвертое состояние", за пределами трех предыдущих.
Как видим, это, практически, соответствует представлениям современной психологии и нейрофизиологии.
Давайте обратимся к первоисточнику (Шива-сутры) и попробуем интепретировать и комментировать. Я бы предложил такой вариант:
Состояние "джагратам" соответствует бодрствованию в современном смысле слова – с «нормальной» энцефалограммой.
GYAnaM jAgrat.h . (ШС 1-8)
«Бодрствование – это состояние «сознания»
Состояние "свапна" соответствует сну БДГ (с быстрыми движениями глаз) - ближе к состоянию бодрствования, бета- и альфа-ритм.
svapno vikalpAH . (ШС 1-9)
«сон – иллюзорные образы».
Состояние "сушупти" соответствует сну НБДГ (без быстрых движений глаз), с преобладанием тета-, а потом дельта-ритма
aviveko mAyAsaushhuptam.h . (ШС 1-10)
«Сушупти - обманчивое состояние «неразличения »
Состояние "турия" - или "медитативное состояние" - альфа- и тета-волны (альфа-ритм доминирует).
jAgratsvapnasushhuptabhede turyAbhogasaMbhavaH . (ШС 1-7)
(Даже в) бодрствовании, в сновидении и глубоком сне – Блаженство Турия
Интересно, что при гипнотическом сне, как утверждают, альфа-ритм исчезает (в отличие от медитации), бета-ритм – практически, тоже, а вот тета и дельта – нарастают. Таким образом, получается, гипнотическое состояние и медитативное – принципиально разные.
Какие еще будут мнения?