
«Страсти» начинаются еще с самого определения – любой, составивший себе труд «порыться» в и-нете, обречен быть погребенным под лавиной, порой, взаимопротиворечащих трактовок:
«Пратьяхара - значит "оттягивание", "отвлечение" (разумеется: чувств от их предметов)»
«….санскр. pratyahara - отклонение, уклонение (от конкретного объекта мысли); абстрагирование»
«…означает - удаление индрии с объектов материального мира»
« …санскр. «отбрасывание, отрешение» — состояние отрешенности от внешнего мира, контроль над чувствами и ощущениями в практиках йоги»
…и даже…
«… направление в определённое русло…»
«Йогирадж Б. Сахаров» пратьяхару определяет как “несвязывание мыслей с объектами их сферы и уравнивание по форме мыслительной субстанции”, кивая при этом на многострадального Патанджали.
Переводы соответствующей строки Йога-сутр на русский тоже радуют глаз своим многообразием

«Пратьяхара это то, благодаря чему органы чувств не соединяются с их предметами и как бы следуют собственной форме сознания.» пер. П. Градинарова
«Пратьяхара есть то, благодаря чему чувства не
входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.» ЙС, пер. К. Свенссон
«При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы
следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение (пратьяхара)»
пер. Е.П.Островской и В.И.Рудого
свавишая-асампрайоге-читтасья-сварупа-анукара
ива-индриянам пратьяхарах (II.54)
Дословно здесь написано:
При отсутствии связи с объектами, сознание следует своему
сущностому состоянию – это, как бы, « втягивание» чувств обратно
(это выражение – «втягивание чувств обратно» - максимально соответствует концепции пратьяхары в других Шастрах – обычно, употребляют сравнение с черепахой, втягивающей свои конечности и голову под панцирь)