Пару су в общую копилку…
При прочтении "Сердца йоги" Десикачара, меня особо впечатлили строки:
3.14.
шантодитавйападешйа-дхарманупати дхарми
В материи уже заключены все ее свойства, и, взависимости от того, какую форму она принимает, проявляются те или иные качества, соответствующие этой форме. Но какой бы ни была форма, какие бы свойства ни проявлялись, существует основа, включающая в себя все характеристики. Одни из них проявлялись в прошлом, другие проявляются в настоящем, третьи могут проявиться в будущем.
3.32.
мурдха-джйотиши сиддха-даршанам
Саньяма на источник высшего разума в человеке развивает сверхъестественные способности.
/Это позволяет нам получать помощь божественных сил и развивать более глубокое видение. Вследствии этого:/
3.33.
пратибхад ва сарвам
Можно постичь все. Каждый раз возникает непосредственное и спонтанное понимание.
В том же переводе, П. говорит "Исследование самьямой выбранного объекта ведет к полному постижению объекта во всех его аспектах.... /как пример/ Исследование самьямой солнца дает обширные знания о планетных системах и областях космоса..."
Я бы обратил внимание на перевод Градинарова: ишварапронидхана=полной отдаче Ишваре. Тогда тем более становится понятно, почему в результате такой отдачи Пуруше (пусть и особой) происходит самадхи.
Дословный перевод прандханат – отождествление.
Но естественно возникает вопрос: зачем было введено П. (не будем о "более поздних вставках"!) понятие Ишвары, обладающего свойствами Бога (о чём намекает П., вводя понятие Ишварапранидханы)?.. .
Маленькое отступление
.. слово "Бог" (и его производная "Божественный") употребляется не в антропоморфном, т.е. наделенном какими-либо человеческими качествами смысле. Наиболее часто антропоморфного Бога наделяют качествами "Самого Главного Начальника" - надзирателя, судьи, карателя, поощрителя, у которого можно себе что-нибудь выпросить.
Как говорил Ксенофан (6-5 в.в. до н.э.): "Все создают себе богов по своему подобию: если бы быки и лошади умели ваять, они изобрели бы своих богов быками и лошадьми." Антропоморфные представления о Боге - продукт страхов и надежд ограниченного человеческого ума. Поистине, такая "религия - это вздох угнетенной твари", как метко сказал Карл, основатель марксизма.
В действительности же никакие человеческие представления не соответствуют той Реальности, которую называют Богом. Буддисты говорят об этом, как о невозможности понять сансарическим (т.е. обусловленным) умом Нирвану. Ища Бога, некоторые индуисты практикуют мантру "нети, нети" ("не то, не то"). Каждый раз с ее помощью они отбрасывают то, что обнаруживают в результате своих поисков. Исихасты (мистики православия) познают апофатический опыт, отрицая какие-либо представления о Боге для того, чтобы ощутить Его в непосредственном переживании. Дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде, что "человек отдан на милость сил, которые в высшей степени иррациональны, хотя и кажутся на первый взгляд совершенно разумными".
Как правило человек, каким бы он там материалистом или атеистом не был, признает наличие если и не Бога, то какого-либо единого начала или принципа, краеугольного камня, лежащего в основании окружающего нас мира. Здесь для меня наиболее ярким примером является Эйнштейн, который всю свою жизнь искал этот принцип. Максимальным приближением к этому принципу для него стала известная всем формула. Он посвятил этому поиску всю свою жизнь, но, насколько я помню, так для себя и не нашел окончательного ответа. Тут положено припомнить и такой факт, что он таки пришел к Богу.
Если самьямой можно познать природу объекта самьямы, то как тут избавится от искушения познать природу Бога делая самьяму на Боге? Как вам такая идея? Хотите узнать ответ на вечный вопрос «Есть ли Бог и что он такое есть» - делайте на нем самьяму.
И в заключение из того же перевода (ну или трактовки, чтоб не повадно было меня упрекать) Десикачара "Свобода, являющаяся конечной целью йоги, достигается только тогда, когда отвергается желание получить экстраординарное знание и полностью контролируется источник возмущений."
Может быть «Свобода, являющаяся конечной целью йоги» - это и есть поставить точку в этом извечном вопросе? Правда мне не понятно, как эта самая точка будет поставлена – на собственном опыте йогин убедится, что Бог не познаваем или же он сможет все таки его постичь (как писал Зед - через отождествление, т.е. самьяму!).
Если второе, то следующим шагом, очевидно, будет то, к чему призывал Линь-цзи "Встретишь будду, убей будду! Встретишь патриарха, убей патриарха... Убейте их всех без колебаний — это единственный путь быть свободным. Не позволяйте предметам завладевать собой, но подымайтесь выше их, проходите мимо и будьте свободны!"
В таком случае рискну сделать такое шизотерическое предположение, что введение Ишвары в ИС Патанджали есть самая что ни на есть с его стороны провокация.