D.Powidloff писал(а):По-моему, так вопрос вообще не корректно ставить - точно ли этих 30 достаточно всем.
Вопрос по-моему корректный, просто он сформулирован неточно. Правельнее было бы так:
Эта книга точно написана "для всех", или она предназначена для начинающих, или, например, для людей пожилого возраста?
Вообще, мне сегодня представляется примерно такая схема:
Условно три этапа.
На первом при выполнении даже самой несложной асаны сознание полностью вовлечено в процесс этого выполнения, внимание отключается от внешних факторов. Словом, для проработки тела (ввиду его нетренированности) и остановки беспорядочного переключения внимания (по причине его "увлеченности" телом даже в самых несложных позах) достаточно небольшого количества асан.
Дальше (второй этап), по мере развития гибкости тела, многие его положения достигаются автоматически, несложные асаны не требуют сосредоточения, что, естественно, приводит к переключению внимания от тела к внешним факторам через органы восприятия, либо оно начинает цепляться за мысли (образы), возникающие в сознании (памяти), что в свою очередь порождает цепочки мыслей или образов и не дает возможности для ментальной релаксации. Комплекс, состоящий из несложных асан, исчерпывает себя как с точки зрения работы с сознанием, так и с точки зрения физиологического воздействия асан на тело. Приходится вводить в практику более сложные асаны, которые в свою очередь требуют наличия более простых разминочных или подводящих. Плюс организм, привыкший к тонизирующему и оздоравливающему эффекту асан, "просит" более "подробного" воздействия на тело и внутренние органы. Все это приводит к увеличению числа асан в практике, иногда значительному.
На третьем этапе происходит интересная штука. Количественное накопление опыта работы с телом и сознанием дает серьезный качественный сдвиг. С одной стороны, оздоравливающие процессы в теле начинают включаться не "под нажимом" со стороны асан, а как бы "по сигналу" в первую очередь со стороны сознания. С другой стороны, контроль над вниманием (сознанием) достигает того уровня, на котором для достижения известного состояния уже не требуется активная "помощь" со стороны тела. Асана начинает выполнять скорее направляюще-подстраховочную функцию, определяя некое подсостояние в состоянии. Становится уже не узконаправленной позой, а неким более общенаправленным "жестом". Естественно, что необходимое количество асан в комплексе сокращается. Иногда до одной, самой неподвижной и самой удобной... впрочем, это уже четвертый этап.
В любом случае, комплекс асан третьего этапа не может сложиться иначе как эмпирически и строго индивидуально.
Такое вот ИМХО. Сорри за объем.