Сколько нужно асан?

Обсуждение вопросов, связанных с практикой и теорией хатха йоги

Модераторы: Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы

Ответить
egan
*
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 29.10.2004, 18:36
Откуда: Москва

Сообщение egan » 4.10.2005, 00:36

D.Powidloff писал(а):Айенгар в своей последней книге оставил штук 30
Дмитрий, а какие именно - известно?
И точно ли известно (поскольку книга врядли переведена), что этих 30-ти достаточно всем, а не только начинающим или людям с какими-либо ограничениями?

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
D.Powidloff
****
Сообщения: 698
Зарегистрирован: 11.03.2002, 11:42
Откуда: Moscow

Сообщение D.Powidloff » 4.10.2005, 09:37

Дмитрий, а какие именно - известно?
И точно ли известно (поскольку книга врядли переведена), что этих 30-ти достаточно всем, а не только начинающим или людям с какими-либо ограничениями?
Насчет ограничений - не знаю, конечно, к каждой асане есть показания и противопоказания. Но это книга про Айенгар-йогу, своего рода учебник по ней. Какие именно асаны поименно в ней указаны сейчас точно не вспомню, но точно, что ничего сверхсложного там нет. Книгу я видел у Виктора. Красочный том большого фората. По-моему, так вопрос вообще не корректно ставить - точно ли этих 30 достаточно всем. Кому-то и одной достаточно (поза трупа или Шавасана). Просто раньше Айенгар-школа ассоциировалась с одной книгой гуру, в котрой было 250 асан, в том числе и сложнейших, а теперь - с другой. Да и читал я слова преподавателей школы Айенгара (то ли на форумах, то ли в журнале "Йога", что стиль школы меняется в сторону отказа от сложных асан в пользу простых....

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
oldnick
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24.07.2005, 02:16
Откуда: Ярославль

Сообщение oldnick » 4.10.2005, 13:53

Просто раньше Айенгар-школа ассоциировалась с одной книгой гуру, в котрой было 250 асан, в том числе и сложнейших, а теперь - с другой. Да и читал я слова преподавателей школы Айенгара (то ли на форумах, то ли в журнале "Йога", что стиль школы меняется в сторону отказа от сложных асан в пользу простых....
...А может, Айенгар тоже маятником помахивает или рамочкой покручивает, но, зная нашу высокодуховную братию, совершенно обоснованно с умным видом помалкивает... :lol:

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
egan
*
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 29.10.2004, 18:36
Откуда: Москва

Сообщение egan » 4.10.2005, 15:23

D.Powidloff писал(а):По-моему, так вопрос вообще не корректно ставить - точно ли этих 30 достаточно всем.
Вопрос по-моему корректный, просто он сформулирован неточно. Правельнее было бы так:
Эта книга точно написана "для всех", или она предназначена для начинающих, или, например, для людей пожилого возраста?

Вообще, мне сегодня представляется примерно такая схема:
Условно три этапа.
На первом при выполнении даже самой несложной асаны сознание полностью вовлечено в процесс этого выполнения, внимание отключается от внешних факторов. Словом, для проработки тела (ввиду его нетренированности) и остановки беспорядочного переключения внимания (по причине его "увлеченности" телом даже в самых несложных позах) достаточно небольшого количества асан.
Дальше (второй этап), по мере развития гибкости тела, многие его положения достигаются автоматически, несложные асаны не требуют сосредоточения, что, естественно, приводит к переключению внимания от тела к внешним факторам через органы восприятия, либо оно начинает цепляться за мысли (образы), возникающие в сознании (памяти), что в свою очередь порождает цепочки мыслей или образов и не дает возможности для ментальной релаксации. Комплекс, состоящий из несложных асан, исчерпывает себя как с точки зрения работы с сознанием, так и с точки зрения физиологического воздействия асан на тело. Приходится вводить в практику более сложные асаны, которые в свою очередь требуют наличия более простых разминочных или подводящих. Плюс организм, привыкший к тонизирующему и оздоравливающему эффекту асан, "просит" более "подробного" воздействия на тело и внутренние органы. Все это приводит к увеличению числа асан в практике, иногда значительному.

На третьем этапе происходит интересная штука. Количественное накопление опыта работы с телом и сознанием дает серьезный качественный сдвиг. С одной стороны, оздоравливающие процессы в теле начинают включаться не "под нажимом" со стороны асан, а как бы "по сигналу" в первую очередь со стороны сознания. С другой стороны, контроль над вниманием (сознанием) достигает того уровня, на котором для достижения известного состояния уже не требуется активная "помощь" со стороны тела. Асана начинает выполнять скорее направляюще-подстраховочную функцию, определяя некое подсостояние в состоянии. Становится уже не узконаправленной позой, а неким более общенаправленным "жестом". Естественно, что необходимое количество асан в комплексе сокращается. Иногда до одной, самой неподвижной и самой удобной... впрочем, это уже четвертый этап.
В любом случае, комплекс асан третьего этапа не может сложиться иначе как эмпирически и строго индивидуально.
Такое вот ИМХО. Сорри за объем.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
egan
*
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 29.10.2004, 18:36
Откуда: Москва

Сообщение egan » 4.10.2005, 16:17

Добавлю. :wink: (ИМХО, естественно.)

Иногда человек, дойдя до третьего этапа, и с удивлением обнаружив, что для полноценной практики достаточно 20-ти асан в релаксационном режиме, начинает вспоминать о втором этапе, как о напрасно потерянном времени, и искренне советует другим не повторять его ошибок. Но это иллюзия. Оказаться на третьем этапе, не пройдя полноценно второй, - невозможно. Во всяком случае, оставаясь в рамках обычного социума, т.е. не погружаясь в специальные условия монастыря или отшельничества.
Если допустить, что на первом этапе преобладает тамас, на втором - раджас, а на третьем - саттва, то вспоминается формула из Б-Гиты (или из Б.Арова) о том, что что дорога от тамаса к саттве лежит исключительно через раджас. А всякие попытки "срезать" путь приведут в лучшем случае к иллюзии "просветления".
Эта формула, кстати, работает применительно к любому предмету деятельности человека.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
D.Powidloff
****
Сообщения: 698
Зарегистрирован: 11.03.2002, 11:42
Откуда: Moscow

Сообщение D.Powidloff » 5.10.2005, 10:28

Я не думаю, что это так. Во всяком случае - такой подход явно имеет альтернативы. Попытка остановить внутренний диалог на счет удержания внимания на бесчисленных аспектах конкретной асаны - это как раз Айенгароская метода. На мой взгляд, ее недостаток именно в многочисленности параметров, которые нужно контролировать. Причем это множество параметров совершенно не зависит от сложности асаны. Дело в том, что вместо успокоения и простого однонаправленного внимания мы получаем безконечную суету ума, который просто переключает эту суету от ментального конструирования и внешних объектов на множественные аспекты положения тела.

Асана - это не средство достижения однонаправленного внимания. Ее следует выполнять уже в этом состоянии. Для перехода в это состояние есть определенные ключи. Для разных людей они разные. Тело - это один из ключей. Дыхание - другой. Визуализация - третий. Есть и четвертый, и десятый. Но сложность асаны тут не причем, внимание захватывается не тонкой координацией тела - к примеру, удержанием равновесия, а восприятием всего объема тела целиком (например). И автоматизм выполнения асанфы тут не противник ЧВН, а помощник. Потому как не отвлекает внимание от однонаправленности.

другое дело, что сложная асана можен вызвать определнный физиологический эффект для тех, у кого простая асана этот эффект уже не вызывает. Но тут тоже надо быть осторожным и лишний раз задать себе вопрос - а надо ли вызывать этот эффект, если для этого требуется настолько изощренный способ...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
egan
*
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 29.10.2004, 18:36
Откуда: Москва

Сообщение egan » 16.10.2005, 02:41

D.Powidloff писал(а):И сразу интересные выводы следуют из такой позиции :)
Какие?
(Честно - не понял.)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
atry
***
Сообщения: 333
Зарегистрирован: 17.12.2002, 18:59

Сообщение atry » 16.10.2005, 15:26

Ну не знаю может мы слово "производная", как-то по разному понимаем. Мысль такова. Если брать шаги , то все ухищрения всегда идут на предварительных стадиях. Если есть асана и есть дхъяна то автоматически из этого вытекает " работа с праной" Вернее прана сама будет работать, так как должно.. Потому что дыхание установится в надлежащий паттерн а то и вобще замрёт. Внимание будет сконцентрировано и/или распределено оптимальным образом и любой "произвол" (что подразумевает под собой слово - работа) будет уводить в сторону. Задача по "работе" в таком состоянии по-моему может быть только одна. Удерживать дхъяну достаточное количество времени.
and nothing else matters

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
D.Powidloff
****
Сообщения: 698
Зарегистрирован: 11.03.2002, 11:42
Откуда: Moscow

Сообщение D.Powidloff » 4.11.2005, 17:44

Фрагмент книги Эгберта "Физиология йоги":
Третья ступень классической йоги представлена позами (асанами). Эта ступень, пожалуй, наиболее популярна вследствие ее детальной разработки в хатха-йоге. В сутрах Патанджали сказано только, что «асана должна быть неподвижной и удобной», - остается неясным, идет ли речь о всех асанах или это относится только к падмасане, в которой выполняются практики последующих ступеней, прежде всего медитации. На изображениях, так или иначе связанных с йогой, всегда присутствует поза лотоса (древнейшее изображение обнаружено в Мохенджо-Даро, около 3000 г. до н.э.), и, следовательно, можно предполагать, что поза лотоса (падмасана) была изначально первой, а в период Патанджали, возможно, и единственной практикуемой асаной. Как мы увидим ниже, с биомеханической точки зрения эта поза относительно устойчива среди прочих асан (см. 3.5). И если Горакшанатх, считающийся основателем хатха-йоги, в дополнение к предыдущей дает лишь позу сидения на пятках (ваджрасана), то в средневековых текстах по хатха-йоге мы находим в Хатхайогапрадипике уже 15 асаны, а 32 асаны в Гхерандасамхите. В источниках нового времени дается существенно большее число асан, к примеру, 88 асан у Mukerji и Spiegelhoff"а (1971), а Iyengar (1969) установил рекорд, описав свыше 300 асан. В ашрамах Индии принято практиковать лишь малое число асан, равным образом программы клиник йоги содержат лишь несколько асан в различных комбинациях из списка общим числом примерно от 25 до 40 асан.
Полностью этот небезынтересный текст:
http://www.realyoga.ru/index.php?r1=3&r ... ok_id=1254

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить