Спор? 56 ответов на 4 страницах.
Это разгадывание детских шарад. Найдите слово нади в "курма нади" Найдите слово чакра в "набхи чакра".
Все остальное в этой теме - это сплошные распальцовки. К теме что такое чакры, как их практиковать и зачем еще даже не подошли.
Можем продолжить, если кому интересно.
сосредоточение на пупке просто прием, открывающий короткий путь к ощущению чакры

С точностью до наоброт. Речь в сутрах идет о движении к самадхи как состоянию ума. Самьяма на чакре - один из приемов, разновидность дхараны.
По крайней мере, в сутрах это единственное применение чакр.
Только в сутрах нигде не сказано как же эту самьяму делать.
Если мы откроем шиву самхиту или гхеранда самхиту, написанные полторы тысячи лет спустя, то увидим в общем то повторение сутр.
Сутры:
3-29 самьяма на пупочной чакре,
3-30 самьяма на гортани
3-31 самьяма на курма нади
3-32 самьяма на верхушке головы
3-34 самьяма на сердце
Шива самхита:
5.43. Пусть йогин сидит в Падмасане и фиксирует внимание на полости рта, поместив язык в основание нёба - этим он погасит голод и жажду.
5.44. Ниже полости горла расположена прекрасная Курма Нади. Когда йогин фиксирует внимание на ней, он достигает великой концентрации на Читте (природе своего сознания).
Гхеранда самхита:
6.1. Гхеренда сказал: существуют три рода Дхианы (созерцания, медитации): грубая (стхула), светящаяся (джотир) и тонкая (сукшма).
Если объектом созерцания избрано изображение божества или учителя, это грубая медитация.
Когда созерцаются Брахман или Пракрити, как масса света - это "световое созерцание".
Когда же созерцается Брахман в форме точки или созерцается Кундалини-шакти - это "тонкое" созерцание.
Основа всех "поздних", т.е. полторы тысячи лет спустя после Патанджали, практик самьямы - есть практика 5 маленьких дхаран или дхаран на элементы.
Патанджали они дополняют тем, что в них укзаывается визуализация(цвет и форма) и дается мантра (звук).
Всех желающих отсылаю к Патнаджали - у него есть как визуалиция, так и звук.
Современная практика йога нидры на которую так акцентирует Виктор Бойко, например, в варианте Джанаканады, ученика ССС, построена с использованием маленьких дхаран на элементы.
Т.е. очевидно, что современные учителя йоги считают 5 дхаран продолжением практики самьямы у Патандажали.
Интересный вопрос для желающих: почему у Патанджали самьямы начинаются от пупка и выше, а в более поздних текстах от промежности?
