Speсial для Wl по теме топика.
Цитата:
Виктор Сергеевич спросил, знаем ли мы что такое медитация. Народ скромно промолчал, может кто знал, я не знала точно. Виктор Сергеевич предложил попробовать. Все приняли удобное положение и закрыли глаза. Виктор прочитал стихотворение Тарковского. Только и всего.
Это не медитация. Это вообще далеко от медитации. Sorry, но в таком случае и просмотр фильма в кинотеатре можно назвать медитацией. IMHO, печально, что особенности национальной охоты иногда имеют такие перекосы и заблуждения.
Относительно медитации, ее часто путают с различными формами концентрации. Цель концентрационных техник - фокусирование нераздельного внимания на определенном аспекте функционирования ума или тела с тем, чтобы достичь определенную цель или развить определенные умения. Медитация - превенция мыслей естественным образом, путем расслабления физического тела и удержания ума "пустым" без мыслей.
Я никак не могу понять как чтение стихов способствует безмыслию и что это имеет общего с медитацией.
Дело в том что в йоге нет термина медитация (если использовать терминологию из первоисточников а не популяризаторскую литературу) О чём собственно и написал Агапкин, говоря о дхъяне, дхаране и самадхи.
Медитация это -
МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio размышление) – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте – ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг).
В быту медитацией называют любое специально практикуемое действие ведущее как к концентрации так и деконцентрации, если человек , практикующий это выпадает из повседневного течения жизни. Поэтому утверждать, что это медитация а это не медитация попросту неграмотно. Можно начать спорить, что то что делал Виктор не являлось дхараной или дхъяной, но сказать что это не являлось медитацией нельзя. К чему я это всё? Ах да.
Споря о том что является медитацией нельзя использовать слово "медитация" вне рамок какой-то конкретной школы, традиции и т.д. и т.п. Ибо то что будет являться медитацией для одной школы не будет являться ею для другой. Поэтому говоря , что то что делал Виктор не являлось медитацией с точки зрения йоги вы не йогу описали , а своё мнение относительно тех конкретных упражнений , которые вам показывали ваши гуру, называя это для вас словом "медитация". С точки зрения например той же самой пресловутой
дхъяны отсутствие у вас концентрации говорит о том что вы не владеете йогической медитацией.
А учёный сосредоточенно рещающий сложную задачу , не замечающий при этом внешних раздражителей ею владеет хотя и не практикует йогу.
Кроме того предельная концентрация как правило ведёт за собой и
"удержание ума "пустым" без мыслей".
Более того я практически уверен что без этой самой пустотности ума высокой степени концентрации не достичь. Поэтому разделять состояния концентрации и медитации по факту наличия "мыслей" в уме дело несколько неблагодарное. Есть термин внимание. Вот по критерию наличия или отсутствия внимания и его качественным характеристикам можно действительно разграничить состояние концентрации и медитативные техники по типу дзеновского "растворения" и т.д.