Пранаяма, как ее нет :)
Модераторы:Сергей Агапкин, D.Powidloff, Simha, Mодераторы
На сегодняшний день пранаяма, хоть и находится в некотором "загоне" по отошению, скажем, к пракике асан, тем не менее, в принципе, достаточно освещена - книги Лисбета, Айенгара, и, в особенности, Сатьянанды Сарасвати и Бихарской школы, описывают техники пранаямы достаточно подробно, чтоб внимательный читатель смог их как следует изучить - хотя, конечно, многие не без оснований опасаются осваивать техники пранаямы "по книгам" без помощи компетентного учителя. Те, кому посчасливилось съездить в Индию и попрактиковать под началом известных и авторитетных мастеров в серьезных центрах, вроде Мунгера и Шивананда-ашрамов в Ришикеше и Керала, получали эти техники, так сказать, "из первых рук".
Тем не менее, среди большинства моих знакомых практикующих и инсрукторов часто бытует мнение, что пранаяма - это для "шибко продвинутых", так что, зачастую, ей уделяется ужасающе мало времени и внимания. Интересно, как обстоят дела с этим у посетителей форума - сколько времени в день вы уделяете асанам, а сколько - пранаяме? Какие техники вы выполняете, в каком соотношении и последовательности? Из каких источников вы почерпнули эти техники?Каковы результаты?
С уважением ко всем,
Калидаса.
Тем не менее, среди большинства моих знакомых практикующих и инсрукторов часто бытует мнение, что пранаяма - это для "шибко продвинутых", так что, зачастую, ей уделяется ужасающе мало времени и внимания. Интересно, как обстоят дела с этим у посетителей форума - сколько времени в день вы уделяете асанам, а сколько - пранаяме? Какие техники вы выполняете, в каком соотношении и последовательности? Из каких источников вы почерпнули эти техники?Каковы результаты?
С уважением ко всем,
Калидаса.
HRIM
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Эх....лень писать, лучше пойду-ка я, подышу
Вернее, не-подышу 


Tan no dhiyo pracchodayat.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
А кстати, хорошая формула для пранаямы: "мне лень дышать"



Tan no dhiyo pracchodayat.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
А, это у Вас уже кевала-кумбхака наступила!Odissey писал(а):Эх....лень писать, лучше пойду-ка я, подышуВернее, не-подышу


Как меня спросили в Симеизе - "ну, реализовал я кевала-кумбхаку - а шо дальше?"

HRIM
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
И все же наперекор убывающей луне – о Пранаяме.
1. Интересно, что среди дыхательных техник йоги есть те, которые относятся не к собственно пранаяме, как 4 ступени йоги по Патанджали, но к шаткармам.
К примеру, это капалабхати, так же дыхание, выравнивающее поток воздуха в ноздрях (анулома-вилома). Это очищающие практики. Шаткармы (конечно, с учетом особенностей, в т.ч. соотношения дош) практикуются в качестве подготовительного этапа, перед практикой йогасан.
2. Что касается собственно пранаямы, то по моему разумению, практиковать ее можно только после освоения/усвоения первых трех этапов йоги: ямы, ниямы, асаны. К примеру, обратим внимание на такой принцип работы в асане: «при прекращении усилий… асана достигается». Это существенно и для пранаямы. Ибо, если практиковать асаны «с усилием», то это просто физя, и «поехать» может тело (к примеру, связки порвешь). Практикуемая же «с усилием» пранаяма - это, сами понимаете, шизя, и «едет» уже крыша. Сие есть прямой и широкий путь к дурке. Это кстати и объясняется тем и, заодно, наглядно иллюстрирует то, что пранаяма – переходный этап, мост, соединяющий техники «физические», телесные, с техниками медитативными.
3. Перечитав вышенаписанное понял, что собственно на вопросы уважаемого Калидасы (как обстоят дела с этим у посетителей форума - сколько времени в день вы уделяете асанам, а сколько - пранаяме? Какие техники вы выполняете, в каком соотношении и последовательности? Из каких источников вы почерпнули эти техники?Каковы результаты?) так и не ответил. Поэтому, чтобы хоть как-то исправиться, расскажу назидательный случай из практики… из практики одного, скажем так, известного мне и даже близкого во многих отношениях человека. Случай достоверный, уверяю. Хотя прошло уже порядком много лет. Итак, как-то раз этот человек, с некоторых пор с интересом познающий тайны науки индийской йоги, решил вкусить один из самых заманчивых и многообещающих плодов древа йоги – сладкий плод пранаямы. Был раздобыт и полностью «освоен/усвоен» основной источник: тонкая брошюрка «Дыхание индийских йогов» йога Рамачараки. Далее началась беспощадная практика. Описанные в рамачараковой брошюре упражнения выполнялись, прана ощущалась, накапливалась и распределялась - по себе самому и по всем знакомым с успехом необычайным…. И вот как-то раз, пранаяма практиковалась в транспорте. Задача заключалась в том, чтобы за время, отведенное поезду для движения от одной остановки к другой, продышать строго определенное количество циклов, и не больше. Это трудная задача, несмотря на все сложности, выполнялась. Мерно двигался поезд. Легкие качали воздух. В окнах мелькали фонари, провода. Слаженно работали живот, грудь и верх туловища. Вагон покачивался. Вся сущность дышала праной.
На остановке, при выходе из вагона, путь безупречности нашему «наполненному праной» йогину преградил мент. Критично (шудра!) осмотрев садхаку, потребовал документ и предъявить все вещи, произвел наружный досмотр по карманам. Ему явно не понравилось состояние, он что-то искал. Поганый блюститель просто не упромысливал, что, прану, ее в пакетик не сыплют, да в бумажечку не заворачивают, и тут всё хитрее: она, Прана – в Окружающем мире – и в Нас!
Конечно, затем недоумевающий страж отошёл, зато пришло к тому («обдолбанному» по понятиям мента) йогину понимание – не так просты, эти энергии, не просты…
Что и говорить, ведь по сути, основной принцип практики:
«Чтобы не делать ошибок, надо набраться опыта,
А чтобы набраться опыта, надо делать ошибки»….
Да, вернемся к нашего герою - наверняка ведь, «судьба его волнует зрителей». Так вот, поскольку герой нашего сообщения имел (и имеет) завидный ресурс психо-соматического здоровья и устойчивости, то никаких последствий, кроме извлеченного урока «по усвоению космической энергии», что с этим надо быть осторожнее: черпать из подобающих источников, осваивать под компетентным руководством, не было. Чего от всей души желаем и прочим практикующим. Успехов в практике.
1. Интересно, что среди дыхательных техник йоги есть те, которые относятся не к собственно пранаяме, как 4 ступени йоги по Патанджали, но к шаткармам.
К примеру, это капалабхати, так же дыхание, выравнивающее поток воздуха в ноздрях (анулома-вилома). Это очищающие практики. Шаткармы (конечно, с учетом особенностей, в т.ч. соотношения дош) практикуются в качестве подготовительного этапа, перед практикой йогасан.
2. Что касается собственно пранаямы, то по моему разумению, практиковать ее можно только после освоения/усвоения первых трех этапов йоги: ямы, ниямы, асаны. К примеру, обратим внимание на такой принцип работы в асане: «при прекращении усилий… асана достигается». Это существенно и для пранаямы. Ибо, если практиковать асаны «с усилием», то это просто физя, и «поехать» может тело (к примеру, связки порвешь). Практикуемая же «с усилием» пранаяма - это, сами понимаете, шизя, и «едет» уже крыша. Сие есть прямой и широкий путь к дурке. Это кстати и объясняется тем и, заодно, наглядно иллюстрирует то, что пранаяма – переходный этап, мост, соединяющий техники «физические», телесные, с техниками медитативными.
3. Перечитав вышенаписанное понял, что собственно на вопросы уважаемого Калидасы (как обстоят дела с этим у посетителей форума - сколько времени в день вы уделяете асанам, а сколько - пранаяме? Какие техники вы выполняете, в каком соотношении и последовательности? Из каких источников вы почерпнули эти техники?Каковы результаты?) так и не ответил. Поэтому, чтобы хоть как-то исправиться, расскажу назидательный случай из практики… из практики одного, скажем так, известного мне и даже близкого во многих отношениях человека. Случай достоверный, уверяю. Хотя прошло уже порядком много лет. Итак, как-то раз этот человек, с некоторых пор с интересом познающий тайны науки индийской йоги, решил вкусить один из самых заманчивых и многообещающих плодов древа йоги – сладкий плод пранаямы. Был раздобыт и полностью «освоен/усвоен» основной источник: тонкая брошюрка «Дыхание индийских йогов» йога Рамачараки. Далее началась беспощадная практика. Описанные в рамачараковой брошюре упражнения выполнялись, прана ощущалась, накапливалась и распределялась - по себе самому и по всем знакомым с успехом необычайным…. И вот как-то раз, пранаяма практиковалась в транспорте. Задача заключалась в том, чтобы за время, отведенное поезду для движения от одной остановки к другой, продышать строго определенное количество циклов, и не больше. Это трудная задача, несмотря на все сложности, выполнялась. Мерно двигался поезд. Легкие качали воздух. В окнах мелькали фонари, провода. Слаженно работали живот, грудь и верх туловища. Вагон покачивался. Вся сущность дышала праной.
На остановке, при выходе из вагона, путь безупречности нашему «наполненному праной» йогину преградил мент. Критично (шудра!) осмотрев садхаку, потребовал документ и предъявить все вещи, произвел наружный досмотр по карманам. Ему явно не понравилось состояние, он что-то искал. Поганый блюститель просто не упромысливал, что, прану, ее в пакетик не сыплют, да в бумажечку не заворачивают, и тут всё хитрее: она, Прана – в Окружающем мире – и в Нас!
Конечно, затем недоумевающий страж отошёл, зато пришло к тому («обдолбанному» по понятиям мента) йогину понимание – не так просты, эти энергии, не просты…
Что и говорить, ведь по сути, основной принцип практики:
«Чтобы не делать ошибок, надо набраться опыта,
А чтобы набраться опыта, надо делать ошибки»….
Да, вернемся к нашего герою - наверняка ведь, «судьба его волнует зрителей». Так вот, поскольку герой нашего сообщения имел (и имеет) завидный ресурс психо-соматического здоровья и устойчивости, то никаких последствий, кроме извлеченного урока «по усвоению космической энергии», что с этим надо быть осторожнее: черпать из подобающих источников, осваивать под компетентным руководством, не было. Чего от всей души желаем и прочим практикующим. Успехов в практике.
Tan no dhiyo pracchodayat.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:698
- Зарегистрирован:11.03.2002, 11:42
- Откуда:Moscow
Браво, Одиссей, получил истинное удовольствие, читая твой пост! 

Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
классная историяOdissey писал(а):...На остановке, при выходе из вагона, путь безупречности нашему «наполненному праной» йогину преградил мент. Критично (шудра!) осмотрев садхаку, потребовал ...

Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Однако, как мне кажется, есть определённый сорт людей с "плохо прибитой крышей" - их что с пранаямы торкает, что с зелёного чая.
Имхо, к пранаяме есть одно противопоказание - нездоровый пионерский энтузиазм, "быстрее, выше, сильнее". Оно вообще ко многим хорошим вещам противопоказание.
Могу сказать за два десятка своих подопечных - практикуют уджайи-пранаяму в течении года, с самого начала занятий. 3-5 минут "вхолостую", потом ещё 3 цикла сурья-намаскар. Эффект - успокоение, стабилизация сознания. Каких либо проблем ни у кого замечено не было. Напротив, многие отмечали, что сурья-намаскар после уджайи идёт легче, чем без неё - особенно люди, у кого физических нагрузок обычно недобор. Уджайи - как у Лисбета.
Сейчас, на втором году понемногу даю на пробу уджайи с кумбхаками, как Калидаса давал её в Симеизе. Людям нравится, но 2 часов на занятие в таком случае не хватает
Имхо, к пранаяме есть одно противопоказание - нездоровый пионерский энтузиазм, "быстрее, выше, сильнее". Оно вообще ко многим хорошим вещам противопоказание.
Могу сказать за два десятка своих подопечных - практикуют уджайи-пранаяму в течении года, с самого начала занятий. 3-5 минут "вхолостую", потом ещё 3 цикла сурья-намаскар. Эффект - успокоение, стабилизация сознания. Каких либо проблем ни у кого замечено не было. Напротив, многие отмечали, что сурья-намаскар после уджайи идёт легче, чем без неё - особенно люди, у кого физических нагрузок обычно недобор. Уджайи - как у Лисбета.
Сейчас, на втором году понемногу даю на пробу уджайи с кумбхаками, как Калидаса давал её в Симеизе. Людям нравится, но 2 часов на занятие в таком случае не хватает

Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
В транспорте, мне кажется, практиковать пранаяму вредно и даже опасно.И вот как-то раз, пранаяма практиковалась в транспорте
Это не совсем безопасное место, если интерпретировать Гхеранда-самхиту и Шива-Самхиту...
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
А где в Гхеранда-самхите запрет на пранаяму в тролейбусе? 

Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Про троллейбус здесь, к сожалению нет ни слова (видимо, автор текста забыл его упомянуть), но вот есть такая фраза:запрет на пранаяму в тролейбусе?
"5.3. Йога должна быть начата не в отдалённой местности, не в диком лесу, не в большом городе и не в людном месте. Если совершать йогу в таких местах, то успеха не достичь."
Мне, к примеру, здравый смысл подсказывает неуместность использования троллейбуса в качестве кутира. Но могу и ошибаться.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Если серьёзно, то я согласен - практиковать надо как миннимум что бы на расстоянии вытянутой ноги никого не было. А лучше в одиночестве...
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
Мудрец Гхеранда, судя по всему, имел в виду Базель и Баден-Баден
...
А что ж нам, грешным, делать, если мы, не в пример, в средней полосе, с резко континентальным (или хуже того
) климатом, с неблагополучным правительством, соседями-алкоголиками и в однокомнатной хрущевке с женой и тремя детьми?
ИМХО, настоящая свинья везде болото найдет... В смысле, хотел сказать, что истинный йогин всегда изыщет возможность для садханы
...
Я практиковал пранаяму (а в свое время - цигун) в самых неподходящих и экзотических местах
, негатива не было - скорее, наоборот - последствия неблагоприятной среды сглаживались, адаптация ускорялась и облегчалась, восстановительный период после травм сокращался ровно вдвое - в частности, перелом локтевого отростка без всяких спиц сросся за три недели - хирурги хлопали глазами, что-то бубнили про "эффект вишневой веточки" и отказывались верить
...

А что ж нам, грешным, делать, если мы, не в пример, в средней полосе, с резко континентальным (или хуже того


ИМХО, настоящая свинья везде болото найдет... В смысле, хотел сказать, что истинный йогин всегда изыщет возможность для садханы

Я практиковал пранаяму (а в свое время - цигун) в самых неподходящих и экзотических местах


Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |
-
- ****
- Сообщения:2416
- Зарегистрирован:13.03.2002, 21:24
- Откуда:Рязань
- Контактная информация:
Канары он имел в виду.
Всё от человека зависит. ЕСли нервная система устойчивая - да хоть на Каширке пранаямь. А нет - гуляй по парку.
Всё от человека зависит. ЕСли нервная система устойчивая - да хоть на Каширке пранаямь. А нет - гуляй по парку.
Ссылка: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Скрыть ссылки на пост |