Поясняю, как Вы и просите: можно сколь угодно много говорить себе, что нужно возвращать имущество законным владельцам, но когда найдешь ночью на тихой улице кошелек с тысячей долларов, - действительность может оказаться иной… Мало ли что куча людей говорят заученные формулировки, в реальности то, что они практикуют – сильно отличается от заявленного… Я не люблю философствовать впустую, жизнь показывает, что все мои знакомые йоги, если и добиваются «паузы», - то очень неглубокой и кратковременной. Многие люди в силу своей индивидуальной конституции спонтанно добиваются таких коротких пауз… когда едут в трамвае, сидят у костра, слушают песни… Вот и хатха-йога, которой занимаются мои знакомые, такое же средство, принципиально от этого не отличается…
Какой-то боксер, из великих, рассказывал, что его любимое упражнение – скакалка. К окончанию двухчасовой тренировки со скакалкой он входит в состояние… и далее он описывал состояние ЧВН… Так что то, что мне известно, как «хатха-йога», не больше чем бокс «равно ЧВН»…
Несложно добиться кратковременного ЧВН. Но нужно научится растягивать это состояние на долгое время, тогда начнутся особые изменения, могущие стать основой для развития души.
Можно зайти с другого конца. Вы, видимо, хотите сказать, что все мои знакомые (но если я не ошибаюсь, такого реальное состояние почти по всей йоговской братии) не правильно понимают «хатху», а если правильно понимать практику «хатхи», правильно практиковать, то будет ЧВН… Но в таком случае… Мастера говорят, что ВСЁ, ЧТО БЫ МЫ НИ ДЕЛАЛИ, ЕСЛИ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО – ведёт к ЧВН. Очень высокие результаты наблюдаются у практиков японского дзен. Они просто живут. Ходят, едят, спят, работают. Но делают это «правильно». И достигают ЧВН.
Что значит «правильно»?
Позвольте мне привести одну известную притчу.
Некий человек пришел к выводу, что ему необходимо практиковать и начал обходить
'по солнцу' ступу. Мимо шел Мастер. 'Что ты делаешь?' - спросил Мастер. 'Обхожу
ступу' - ответил человек. 'Это хорошо, - сказал Мастер,- но практика лучше', - и
пошел дальше.
Наш герой подумал и решил, что, наверное, ему следует приступить к чтению
священных текстов. Через год он опять встретил этого Мастера и тот обратился к
нему с тем же вопросом. 'Что ты делаешь?' - спросил Мастер. 'Читаю тексты' -
ответил человек. 'Читать священные тексты это хорошо, - сказал Мастер,- но
практика лучше', - и пошел дальше.
Не на шутку озадаченный человек крепко задумался и понял, что ему надо заняться
медитацией. За этим занятием его и застал Мастер через год. 'Что ты делаешь?' -
спросил Мастер. 'Медитирую' - ответил человек. 'Медитируешь??? Это хорошо, -
сказал Мастер,- но практика все же лучше'.
' Так в чем же состоит настоящая практика?!' - вскричал обескураженный
медитатор. 'Не привязывайся к жизни. Заставь свое сознание стать практикой, - ответил Мастер.- ПРАКТИКА ЕСТЬ ПРОЦЕСС ОСОЗНАВАНИЯ'.
Есть еще одна старая история. У Ананды был брат, совсем глупый и неспособный. Но он тоже хотел учиться у Будды и однажды, нарушив запрет Ананды, он подошел к Будде и со слезами стал умолять дать ему личную практику. «Но, - сказал этот человек, - я ничего не умею. Я не могу даже запомнить больше четырех слов сразу». «Хорошо, - сказал Будда, - четырех слов достаточно. Возьми эту метлу и иди подметать полы. Когда будешь подметать влево, говори – ПОДМЕТАЮ ПОЛ, а когда метла пойдет вправо, говори – ДУХОВНО РОСТУ». По легенде этот человек достиг просветления, и, разумеется, раньше своего многознающего брата, ведь как известно Ананда обрел просветление последним и уже после смерти своего Учителя.
Речь идет о внимании. Или другими словами о бдительности. Об осознанности. «Когда дзенский монах сидит, он знает что он сидит, когда дзенский монах лежит, он знает что он лежит, когда дзенский монах пьет, он знает что он пьет… и так далее, и так далее…». Как я уже писал про японских практиков дзен… японский адепт просто пишет отчет на работе, но внимательно наблюдает, как он пишет каждую букву…
Постоянно тренируется сознание… Вернитесь к моим описанием упражнений… Я уже говорил о том, что постепенно начинает подавляться передняя часть мозга… Внимательность, осознанность к действиям…
С таким подходом можно действительно делать что угодно и это будет «практикой сознания», с таким подходом и хатха-йога является практикой сознания. Но я говорю о действительности и объясняю Вам, что я имею в виду: может быть Вы именно так практикуете, но всё мое личное знакомство с йогами говорит о том, что йога – обычная физкультура. Та йога, которая содержится не в красивых определениях, а в действительности, в реальной практике в регионах, в городах, в клубах. Поэтому я и не понимаю Вас, что не полезного в такой теме разговора, как наша? Пусть люди зайдут и прочитают. И подумают. Кто-то скажет: «Я так и практикую». Кто-то увидит для себя что-то новое и поймет может быть что это такое «йога=ЧВН» или как сделать, чтобы то, чем бы они ни занимались стало «равно ЧВН», ведь если заниматься правильно, то необязательно заниматься хатхой, как я и пытаюсь показать двумя притчами и своим их пониманием, возможно субъективным и неправильным… но пусть другие сами для себя разбираются. Это не бессмысленно с моей точки зрения.
Что же касается того, почему я выделяю системы «духовные», отделяю их от хатки… это потому, что хатха (известная мне по практике моих знакомых) не слишком отличается от бокса (см. пример выше) в плане достижения краткосрочного ЧВН… В арсенале хатхи я не находил специализированных «бронебойных» упражнений, связанных с глобальным входом в ЧВН… по крайней мере я не увидел таких способов в хатхе Сарасвати, Айенгара, Бойко, Сидерского и наших местных клубов… Может быть, я и ошибаюсь, может быть, такие методы знаете Вы… Я считал хатху за маленькую «третью ступеньку» в большой йоге… А у нас практикуют только эту часть… Как фитнесс… Тогда она и сравнивается с боксом по своей эффективности ввода в ЧВН… И если для Вас «всё понятно», то для ВСЕХ ТЕХ, кого знаю я – эта тема, напротив, требует разъяснений…
А вот в дзене каждое действие направлено на реализацию. В исихазме каждое действие направлено на реализацию. В хасидизме или суфизме каждое действие направлено на реализацию. Эти системы я называю духовными, потому что они заточены под ЧВН. Не случайное, кратковременное трепыхание… а глобальное, многодневное, когда начинаются настоящие откровения сродни откровениям Моисея или Христа. Вы думаете такие откровения – редкость? Да просто не все просветленные имеют задачу – учить других…
А у нас – т.е. в действительности, а не по красивым определениям – некий практик почувствует какие-то феномены с краткими выпадениями сознания, - и ну сразу обобщать: это и есть ЧВН, раз я достиг, то и все остальные достигнут… значит, становлюсь мастером свое собственной школы… А то, что это не то… что эти не самые высокие результаты достигнуты не системой, а часто в силу индивидуального таланта и не могут рассматриваться пока, как методика «для всех», о том, что с таким же успехом эти «мастера», возможно, вошли бы в «свои паузы» и просто прыгая на скакалке… об этом не слишком задумываются.
Еще раз уточняю, что я говорю только личное мнение. В «настоящей йоге» я не разбираюсь, книжек не читал… Если всё и не так, как я понимаю, то и ладно, я рад за Вас. У Вас есть удовлетворение от своей практики и результаты? Хорошо. У меня есть удовлетворение от моей практики. Тоже хорошо. А люди, прочитав наши беседы будут иметь возможность оценить свою практику, поразмышлять, сравнить, и – или захотят что-то изменить в лучшую сторону, или – лучше поймут свою уже существующую практику. Что тоже всегда хорошо. А когда всем хорошо… то почему «Агапкину повезло»?